Сборник "Чтения у камелька" (развитие интонационной выразительности речи при знакомстве с классической литературой)
методическая разработка на тему

Протопопова Наталья Михайловна

Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых человек мог бы не стесняться слушателей. Это очень важно: нередко люди, даже не имеющие проблем с речью, настолько застенчивы, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух-трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения к выступлениям перед аудиторией. Для этого я разработала такое направление работы, как «Чтения у камелька». Создание уютной обстановки (горящий камин, свечи, выставка книг) помогает молодым инвалидам раскрепоститься и познакомиться с лучшими образцами литературы во время выразительного чтения и слушания произведений классиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniya_u_kamelka.docx75.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтения у камелька»

(Развитие интонационной выразительности речи при знакомстве с классической литературой)

Составитель: учитель-логопед

Протопопова Н.М.

Тула 2016г.

Пояснительная записка

Три года назад на базе ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения №1» было открыто отделение для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет. Судьба распорядилась так, что я, проработав много лет с дошкольниками, пришла в это отделение работать логопедом. До этого у меня не было опыта работы со взрослыми. Я понимала, что работать с ними, как с детьми не получится. Надо было заинтересовать молодых людей, убедить их в необходимости проведения коррекционной работы.

Инвали́дность— состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. При этом инвалид испытывает депривацию (социальную, эмоциональную и др.).

Основной проблемой людей, испытывающих депривацию, является овладение коммуникативными умениями и навыками.

Расстройство общения, одна из наиболее распространенных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из  целей социальной реабилитации инвалида.

Важным условием и средством коммуникации является речь.

Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, интонационную выразительность и уместность.

Опыт работы с молодыми инвалидами показал, что речь у них зачастую эмоционально невыразительна, интонационно слабо окрашена, они затрудняются ставить логические ударения, делать паузы, которые являются средством смысловой выразительности речи, не умеют управлять силой голоса, не используют разнообразные оттенки темпа, от которых теряются динамика, живость, богатство выразительного звучания и, как результат, страдает художественная выразительность речи.

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Выразительность является качественной характеристикой речи, это важный показатель речевой культуры личности. Основным назначением выразительности речи является обеспечение эффективности коммуникации, вместе с тем, выразительность можно считать значимым средством речевого самовыражения личности. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи таких как: мелодика, темп, тембр, ритм, паузация и логическое ударение.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску.

Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых человек мог бы не стесняться слушателей. Это очень важно: нередко люди, даже не имеющие проблем с речью, настолько застенчивы, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия двух-трех посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения к выступлениям перед аудиторией. Для этого я разработала такое направление работы, как «Чтения у камелька». Создание уютной обстановки (горящий камин, свечи, выставка книг) помогает молодым инвалидам раскрепоститься и познакомиться с лучшими образцами литературы во время выразительного чтения и слушания произведений классиков.

При этом, произведения художественной литературы раскрывают все неисчерпаемое богатство русского языка, способствуют тому, что читатели начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной.

С целью подготовки проведения данных занятий, мною проводится большая предварительная работа. На индивидуальных и подгрупповых занятиях проходит работа по развитию всех выразительных средств языка, работа по развитию связной речи, подготовка инсценировок, т. к. для разнообразия методов и приемов на занятиях «Чтения у камелька», помимо выразительного чтения, чтения по ролям,  я использую пересказ и инсценировки произведений изучаемых авторов. Темы занятий подбираются в соответствии с памятными датами.

И результат не заставил себя ждать. Молодые люди, заинтересовавшись новым направлением работы, принимали активное участие в подготовке к выступлениям, а я тем самым успешно решала поставленные задачи.  Они охотно помогали мне в подготовке выставок авторских книг, многие самостоятельно подбирали костюмы для выступлений. К тому же, некоторые заинтересовались произведениями классиков  и  продолжили дальнейшее знакомство с ними вне моих занятий.

Предлагаю примерные конспекты занятий, разработанные с учетом возраста и патологии инвалидов.

«А.С. Пушкин» 

Цели:

1.Расширение и актуализация словарного запаса.

2.Овладение художественными и выразительными свойствами языка.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4.Формирование опыта публичных выступлений.

Оборудование:

1.Произведения А.С. Пушкина (выставка).

2. Видео «Биография А.С. Пушкина».

Предварительная работа:

1.Отработка интонационной выразительности речи во время чтения художественного произведения.

2.Инсценировка отрывка из «Капитанской дочки».

Ход занятия:

Логопед: 

6 июня в мире отмечается Пушкинский день. Кто такой Александр Сергеевич Пушкин знают не только у нас в стране, но и во всем мире. Поэт давно стал достоянием всего человечества, но для России он не просто создатель бесценных шедевров литературы, для нас Пушкин – гений, который очень тонко чувствовал и понимал русскую душу.

Просмотр видео «Биография А.С. Пушкина».

Пушкин пишет просто и красиво о самых сложных вещах. Сам писатель так определил главные черты прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие  выражения ни к чему не служат».

В 1829 г. Пушкин начинает писать «Роман в письмах», время действия которого должно было совпадать с временем его написания. Переписка персонажей, видимо, представлялась Пушкину удобным средством для обсуждения волновавших его вопросов, а также для раскрытия внутреннего мира героев романа. В «Романе…» Пушкина 10 маленьких писем: переписка девушек Лизы и Саши  и Владимира с другом. Главными героями являются Лиза и Владимир.

Тема первого письма, которое пишет Лиза своей подруге Саше, - тяготы положения воспитанницы в доме. Авдотья Андреевна воспитывала Лизу наравне со своей племянницей, но героиня очень тяготится своим положением. Лиза сообщает Саше о предложении бабушки побыть с ней в деревне. Предложение было с радостью принято героиней, и вот она в деревне. Так в письме появляется тема радостей деревенской жизни. Во 2 письме, в Сашином ответе, Пушкин обращается к теме Петербургской жизни.

Выразительное чтение отрывка из «Романа в письмах» по ролям.  

Через письма этих двух героинь, мы узнаем о их характере. Назовите черты характера Лизы (Гордая и самолюбивая героиня замечала малейший «оттенок небрежения». Чувствительная и отзывчивая на чувства других, героиня сама пишет о себе: «…сердце моё, от природы нежное…»). А какие черты присущи Саше? (Умная, рассудительная, практичная).

Таким образом, в десяти коротеньких письмах разворачиваются и тема Петербурга, и тема провинции (русской деревни), и  тема любви, и тема человеческих отношений. Финал «Романа в письмах» открыт, произведение не завершено, но проблема, которая волнует Пушкина, очевидна. Писатель беспокоится за судьбу русского дворянина как хранителя духовных традиций русской жизни.

А через год в сентябре-октябре 1830 года он напишет «Повести Белкина». «Повести Белкина»  включают пять произведений: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». К ним примыкает «История села Горюхина». Пушкин выпустил повести анонимно, приписав авторство вымышленному лицу — Ивану Петровичу Белкину.

Повести широко охватывают современную Пушкину действительность. В них даны картины общественных отношений и быта  поместного дворянства («Метель», «Барышня-крестьянка»), и армейских офицеров («Выстрел»), и городских ремесленников («Гробовщик»), и мелких чиновников («Станционный смотритель»), и крепостного крестьянства («История села Горюхина»).

В первых двух повестях — «Выстреле» и особенно в «Метели» — изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле». В основном же , Пушкин описывает социальные условия, помещичий быт. Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812−1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы.

Выразительное чтение отрывка из «Метели» (о патриотизме русского народа).

Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета. Так, “Рославлев”, очевидно, близок роману М. Загоскина “Рославлев, или Русские в 1812 году”. Мы только что слышали, как Пушкин говорил о благодарности русских офицеров женщинам. Вот и в «Рославлеве» он описывает патриотизм русских женщин.

Выразительное чтение отрывка из «Рославлева» (о патриотизме русских женщин).

Пьеса «Сцены из рыцарских времен». Эта незаконченная пьеса Пушкина написана в Петербурге 15 августа 1835 г. Работа Пушкина над этим замыслом ограничилась лишь первоначальным планом, написанным на французском языке, и набросками отдельных сцен, написанных прозой. Заглавия драмы самим Пушкиным не дано. «Сценами из рыцарских времен» были названы в «Современнике» фрагменты этой прозаической драмы, впервые напечатанные там через два месяца после смерти Пушкина.

Замысел Пушкина имеет мало общего с замыслом подлинно исторической драмы, характеризующей эпоху феодализма непременно во Франции, или непременно в Германии, или в какой-либо другой стране, как историческая трагедия о Борисе Годунове характеризует именно русскую действительность. В этом отношении «Сцепы из рыцарских времен» по характерной условности своей образной системы, сквозь которую просвечивает обобщенная историко-философская концепция, несомненно, гораздо более близки к «Маленьким трагедиям», нежели к «Борису Годунову».

Эпизоды борьбы вассалов с рыцарями, изображенные в «Сценах из рыцарских времен», не являются характерными для одной Франции. Крестьянские войны с феодалами столь же характерны и для Германии. В действительности на основании прямых указаний текста драмы крайне затруднительно точно определить место действия «Сцеп из рыцарских времен». Это показательно, как свидетельство того, что для Пушкина этот вопрос не имел принципиального характера, ибо «Сцены из рыцарских времен» не являются исторической драмой в обычном понимании слова - это социально-философская драма широчайшего обобщения, непосредственно выраставшая из размышлений Пушкина о путях развития западноевропейского и русского историко-социального процесса.

Мир феодалов охарактеризован в драме немногими, но яркими чертами. За пышностью замков и великолепием турниров скрывается полное отсутствие средств. При нищете вассалов единственный способ рыцарской добычи - грабежи на больших дорогах. Миру феодалов противостоит мир поднимающейся и богатеющей буржуазии.


Выразительное чтение по ролям отрывка из «Сцены из рыцарских времен»

Роман «Дубровский» — одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. «История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Роман остался незавершенным и был напечатан впервые только в 1841 году.

В этом романе отразились многие явления русской жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царских властей, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа. «Дубровский» имеет некоторую романтическую окраску «разбойничьего» романа. Но в то же время дает широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

В своей повести  Пушкин изображает два типа дворян. Они, по большому счету, являются воплощением  добра и зла. С одной стороны, писатель рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного дворянина. Это образ просвещенного человека. Он образован, умен, честен и благороден. По мысли Пушкина, оттого, что этот герой образован, он обладает лучшими качествами ума и сердца. Со всей уверенностью можно сказать, что это лучший представитель дворянства.
        Рядом с Дубровским Пушкин изображает Троекурова. Он богат, но не образован. Этот герой недостоин звания дворянина, поэтому писатель говорит о нем, как о «русском барине». Тем самым он подчеркивает, что таких троекуровых в России было много.

Этот герой был надменным, грубым и жестоким.  Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя: «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
    Этот «старинный русской барин» был очень богат, поэтому он считал, что может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положеные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».
    Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении этот барин пугал диким зверем.

Выразительное чтение отрывка из романа «Дубровский».


    Для чего же Пушкин изображает Дубровского-старшего и Троекурова столь разными? Андрей Гаврилович Дубровский – положительный герой, Кирилла Петрович Троекуров - отрицательный. Я думаю, что с помощью этих образов писатель показывает свой идеал дворянина. Он должен обладать благородством, гордостью, чувством собственного достоинства.    По мнению Пушкина, дворянин должен быть образованным и просвещенным. Такого человека не может испортить ни власть, ни деньги. Но это - лишь идеал писателя. Он показывает, что за такими, как Дубровские, будущее страны.

    В реальности же Пушкин видел засилье троекуровых. Самовлюбленных и развращенных властью деспотов, которые не могут принести пользу не только России, но и своим близким. Мне кажется, Пушкин думал, что троекуровы непобедимы, по крайней мере, пока. В России их великое множество, они – огромная сила. Дубровских по сравнению с ними ничтожно мало. Но, несмотря ни на что, будущее России, по мнению писателя, только за просвещенными дворянами. Такими, как Андрей Гаврилович Дубровский.

“Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко.
    Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. 

В письме к А. И. Тургеневу Пушкин называет себя «историографом» Пугачёва: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев». Рассказы и предания  о Пугачёве помогли Пушкину преодолеть официальную, сугубо негативную оценку Пугачёва, понять незаурядную личность человека из простого народа возглавившего народное восстание.

 Роман написан в форме мемуаров. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением. Повествование идет в  «Капитанской дочке» от лица молодого дворянина Петра Гринёва, который семнадцатилетним недорослем оказался в самой гуще исторических событий – судьба столкнула его с предводителем мятежников -  Пугачёвым. Герой повести переживает глубокие, яркие и неожиданные чувства и подвергается тяжелейшим испытаниям, из которых выходит с честью – уже нравственно сформировавшимся человеком.

   Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев.

Выразительное чтение отрывка из «Капитанской дочки» о Е.Пугачеве.

Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”.

Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”.

Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Это не только исторический роман. Много внимания в нем уделяется и отношениям между людьми.

Инсценировка отрывка из «Капитанской дочки». 

Творчество Александра Сергеевича настолько многогранно, что, прочитав все его произведения один раз, далеко не каждый способен понять и половину глубины строк.

Ежегодно Пушкинский день в России проходит в лирическом настроении. Нет в России человека, которого не трогает хотя бы одно произведение Александра Сергеевича. Замечательные произведения продолжают жить, а значит, продолжает жить поэт в сердцах людей, в умах критиков, в трудах биографов.

«Международный День детской книги».

Цели:

1.Расширение и актуализация словарного запаса. 

2.Овладение художественными и выразительными свойствами языка.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4.Формирование опыта публичных выступлений.

Оборудование:

1.Книги для детей и подростков (выставка).

2.Презентация «Детские писатели».

Ход мероприятия:

Логопед: 

Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге  ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. Детская литература играет огромную роль в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. И только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги. Кстати, в России созданию детской литературы тоже уделялось немалое внимание. Известно, что еще в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. И, конечно же, советские детские писатели и поэты — А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие. В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе.

В День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (ее еще называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира. Также традиционно ко Дню детской книги во многих странах приурочивают проведение различных выставок, конкурсов, представлений, конференций и фестивалей, посвященных лучшим детским произведениям.

Показ презентации «Детские писатели».

Слайд 1.

А теперь более подробно познакомимся с детскими авторами и их произведениями. Самыми любимыми детскими книгами во все времена были и есть сказки. Они наполнены волшебством. Пусть в обычной жизни волшебных событий быть не может. Но «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - сказал Александр Сергеевич Пушкин. Вот этот – то «намёк» и есть правда сказки, школа жизни.

Слайд 2.

Начнем наше знакомство с самого великого сказочника всех времен и народов – с Г.Х. Андерсена.

Родился 2 апреля 1805 года в Дании в городе Оденсе.

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал портным, и научила его шить, кроить и штопать.

Отец был сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки. Во время работы он пел песни и рассказывал сыну сказки.

В школу его записать не успели, поэтому писать и читать научился только к 10 годам.

В 12 лет его отдали в подмастерья сначала в суконную фабрику, затем на табачную.

Вскоре он вместе с театральной труппой уехал в Копенгаген.

Заработав немного денег стал посещать балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков.

В это время постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году, т.е. в 30 лет— прославившие его «Сказки» («Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Принцесса на горошине»). Написал более 400 сказок.

 Умер в 70 лет в Копенгагене.

Пересказ любимой сказки.

Слайд 3.

По происхождению братья Гримм принадлежали к так называемому среднему классу. Родились они в немецком городе Ханау, Якоб - в 1785 году, а Вильгельм-в 1786. Их отец, Филипп Вильгельм, был юристом и в 1792 году стал судьей в своем родном городе. С самой ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прерывалась в течение всей их жизни. Отец их умер, когда Якову было 11 лет, оставив семью в весьма стесненном положении, так что только благодаря щедрости своей тетки со стороны матери братья Гримм могли закончить ученье, к которому очень рано проявили блестящие способности. Очень интересными оказались новые знакомые в университете - у них впервые и нашли братья сборники старинных немецких песен. С той-то поры юноши и увлеклись собиранием немецких народных песен, легенд, сказок. Король обратил внимание на Якоба и поручил ему заведовать королевским собранием книг. Потом и Вильгельм стал работать вместе с братом в библиотеке. Но король не ценил деятельность братьев. А за это время братья стали знамениты на весь мир. Они собрали много немецких сказок, легенд и песен, и, как по волшебству, все немцы стали предпочитать свои, немецкие предания тем сказкам, которые были завезены в Германию из других земель. А этого-то и хотели братья Гримм: они мечтали о том, чтобы немецкий народ глубже помнил о своей древней истории. В 1841 году, братьев пригласил на работу Берлинский университет: такой знаменитой стала их деятельность! Но тут и король захотел заполучить обратно знаменитых на весь свет братьев, но Якоб и Вильгельм были горды и решили не возвращаться. Так и остались они в Берлинском университете, оба были профессорами, а потом стали академиками. Вильгельм умер в 63 года в 1859 году, и Якоб тяжело переживал его смерть. Но он продолжал работать, собирал сказки, писал историю немецкого языка. Сам он дожил до 78 лет.

Пересказ любимой сказки.

Слайд 4.

Шарль Перро родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро 12 января 1628г .

Учился в университетском коллеже Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.

В 1697 г. опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок.

На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями». Широко известны его сказки «Золушка», «Спящая красавица».

Умер 16 мая 1703г., в возрасте 75 лет

Слайд 5.

Мы не можем не сказать ещё об одном сказочнике, нашем соотечественнике - Евгение Львовиче Шварце. Он родился в Казани, 9  октября 1896г.

В 18 лет Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

Шварц служил в Москве юнкером, был произведён в прапорщики.

В 25 лет он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 27 лет начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения. Много и плодотворно работал: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Мы с вами знаем множество его пьес: «Сказка о потерянном времени», «Два клена», «Красная Шапочка», «Голый Король» и др. По сценариям Шварца снято множество фильмов: «Золушка», «Дон Кихот», «Снежная Королева», «Айболит» и др.

Драматург скончался 15 января 1958 г. в Ленинграде.

Просмотр отрывка из фильма «Снежная Королева».

Слайд 6.

Д. Дефо родился в семье мясоторговца, получил духовное образование и готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Занимался коммерческой деятельностью. В возрасте 21 года  начал писать стихи на религиозные темы.

Впоследствии был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой — тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист, памфлетист и издатель, он, не занимая официально никакой государственной должности, был руководителем разведслужб Британии, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство.

В 37 лет написал своё первое литературное произведение «Опыта о проектах». В 59 лет написал своё самое известное произведение «Робинзон Крузо», а затем и «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо».  Это история об обычном человеке, который попадает на необитаемый остров. Оторванность от цивилизации кажется ему хуже смерти. Его охватывает отчаяние.  Робинзон вынужден задуматься о том, как остаться живым в новых обстоятельствах, и отчаяние сменяется надеждой. Он обосновывается на острове, строит себе хорошо укрытое и защищённое жилище, учится выживать, приспосабливается к жизни на необитаемом острове. Лишь во время болезни грусть снова возвращается, усиленная тем, что Робинзон ощущает себя очень одиноким.

Чтец 1.Выразительное чтение отрывка об одиночестве. 

Человек не должен бояться трудностей. Именно эта мысль является выводом произведения «Робинзон Крузо». Выносливый, смелый и сильный, трудоспособный и терпеливый, он вызывает уважение у всех, он популярен уже не одно столетие.

Слайд 7.

Д. Р. Киплинг - английский писатель. Родился 30 декабря 1865г. в г. Бомбее в Индии в семье чиновника-интеллигента. Учился в школе-пансионе в Англии. Жил в США.

В возрасте 17-24 лет жил в Индии, работал журналистом и сотрудничал в газетах. Много путешествовал по стране, отмечая красоту природы, изучал фольклор народов Востока. В этот период опубликовал первый сборник стихотворений.

Во всём мире известен сборник «Маленькие сказки», написанный Д. Р. Киплингом для собственной дочери Эффи, в который вошли истории «Как было написано первое письмо», «Как была выдумана азбука», «Как кит получил свою глотку», «Как верблюд получил свой горб», «Как леопард получил свои пятна», «Как кот гулял, где ему вздумается» и др. Впервые в России этот сборник был переведён и опубликован в 1907 г. Интересно отметить, что автор сам проиллюстрировал свои сказки.

Большой популярностью среди юных читателей пользуются рассказы о жизни мальчика Маугли, «лягушонка», вскормленного волчицей и выросшего в волчьей стае в джунглях: «Книга джунглей» (1894), «Вторая книга джунглей» (1895). За заслуги в области литературного творчества Редьярд Киплинг был удостоен Нобелевской премии в 1907 г.

На русский язык произведения Д. Р. Киплинга переводили С. Маршак, К. Чуковский и другие переводчики. 

Чтец 2.Выразительное чтение рассказа «Отчего у верблюда горб».

Торжество Человека над природой – одна из основных идей сказок Киплинга. Так и в сказке «Отчего у Верблюда горб». Верблюд за неподчинение Человеку и отказ служить ему наравне с Конем, Псом и Быком был наказан Джинном.

Слайд 8.

Марк Твен, настоящее имя  Сэ́мюэл Лэ́нгхорн  Кле́менс,   родился 30 ноября 1835 г. — выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель. В 26 лет уезжает от войны на запад. Надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс становится шахтёром и начинает добывать серебро. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использует псевдоним «Марк Твен». Его творчество охватывает множество жанров — реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна».

 Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи».

До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены».

Чтец 3,4. Выразительное чтение по ролям отрывка из романа «Том Сойер».

Приключенческая история про Тома Сойера вышла в издание в 1876 году. Том Сойер, главный герой приключенческого романа - мальчик 12-ти лет, смышленый, озорной и веселый. Юмор автора прослеживается в находчивости Тома, в том, как ему удалось перевернуть ситуацию в свою личную пользу. Том не зная того открыл закон управления людьми.

И все же Марк Твен  говорил, что «Приключения Тома Сойера» нельзя считать только забавной детской повестью. В этой веселой книге о маленьком мальчике отразились глубокие и серьезные раздумья писателя о своей родине, о своем времени.

Слайд 9.

Антуан де Сент-Экзюпери - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. Родился во франции в 1900 году. Его семья происходила из старинного дворянского рода. Отец умер, когда Антуану было 4 года. В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий.  Поворотным в его судьбе стал 1921 год — тогда он был призван в армию во Франции. Через год заканчивает курсы для офицеров запаса и становится младшим лейтенантом. В январе 1923 года с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. Через 3 года Экзюпери нашёл своё призвание — стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту. Здесь он пишет своё первое произведение — «Южный почтовый». Он попадает в многочисленные и тяжелые аварии, но только чудом остается в живых. Но стремление летать возвращает и возвращает его в авиацию.  Итак, 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... По прихоти судьбы это задание состояло в аэрофотосъемке объектов вблизи Лиона - того самого города, в котором сорока четырьмя годами раньше родился. Нет, он жил не очень долго и написал не очень много, но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел многое сказать людям.

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку - сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал. Печальная насмешливая книжка эта, конечно, больше для взрослых, чем для детей. Не все здесь маленький читатель поймет разумом, но многое разбудит его воображение, западет в памяти и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Над нею и улыбнешься, и взгрустнешь, а главное - непременно задумаешься.  Сказка эта - мудрая и человечная, и автор ее не только поэт, но и философ. Просто и проникновенно говорит он о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу и о том, каким же быть человеку на этой еще не очень-то устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете Земля.

Чтец 5. Выразительное чтение отрывка из «Маленького принца».

Слайд 10.

Л.Н. Толстой родился в имении Ясная Поляна (недалеко от г. Тула) 28 августа (9 сентября) 1828 года. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет.

          Отец Толстого тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские годы писателя прошли в Ясной Поляне. Писать Толстой начал с 7 лет. Первоначальное образование он получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях. В 1837 г. семья переехала в Москву, чтобы продолжить образование детей.

С 1843 г. семья Толстых живет в Казани.

Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Профессор был поражен его лингвистическими способностями. Лев Николаевич знал 16 языков, много читал и, изучал философию, и поэтому в 19 лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству.

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. На Кавказе Л.Н. Толстой начинает свою писательскую деятельность. Затем Толстой возвращается на Родину, в Ясную Поляну. Здесь он занимается педагогической деятельностью, строит школу для крестьянских детей, затем помогает отрыть еще более 20 школ в окрестных деревнях. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составлением «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. В 1862 издаёт педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука".

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика.

Чтец 6. Выразительное чтение рассказа из «Азбуки» - «Старый дед и внучек».

Беседа по - прочитанному.

Инсценировка рассказа  «Мужик и водяной».

Беседа по - увиденному.

Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости. Многие из них вошли в «Азбуку».

Со временем писатель стал терять смысл в жизни. Лев Николаевич искал его в изучении философии, в знакомстве с результатами точных наук. Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.

Тяготея барским укладом жизни. В 1910 году писатель все-таки  покинул поместье, он надеялся пожить в естественной трудовой обстановке, перед концом глубже понять себя и мир. Но по дороге он заболел и на станции Астапово умер. Это было 7 (23)ноября 1910. Похоронили его в Ясной Поляне.

«Книги, любимые с детства».

Цели:

1.Расширение и актуализация словарного запаса. 

2.Овладение художественными и выразительными свойствами языка.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4.Формирование опыта публичных выступлений.

Оборудование:

1.Книги для детей и подростков (выставка).

2.Презентация «Детские писатели».

Ход мероприятия:

Логопед: 

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.

Слайд 1.

Михаил Зощенко родился 29 июля 1894г в Санкт-Петербурге.

Сын художника передвижника и актрисы.

 В 1913 г окончил гимназию в Петербурге. Один год учился на юридическом факультете, но не окончил, учёбу прервала первая мировая война.

Был юнкером, потом прапорщиком, поручиком, командиром роты, штабс-капитаном.

После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти.

С 1920г сменил много профессий: служил милиционером, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем, столяром, сапожником.

Первые рассказы напечатал в 1922г.

Был членом редколлегии журнала «Крокодил»

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл "Леля и Минька" пользуется наибольшей известностью.   В ее состав были включены следующие рассказы: "Золотые слова", "Великие путешественники", "Находка", "Через тридцать лет", "Не надо врать", "Галоши и мороженое", "Бабушкин подарок", "Елка". Главные герои - это маленький Минька и Леля, его сестра. В этих историях Зощенко трактует основные нравственные вопросы так, чтобы они были наполнены смыслом и для взрослых, и для юных читателей. Цикл представляет собой некий «путеводитель» по Семи смертным грехам. В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль, он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений ("Не надо врать"). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Умер 22июля 1958г в возрасте 63 года. 

Чтец 1. Выразительное чтение рассказа из цикла «Лёнька и Минька».

Беседа по прочитанному.

Слайд 2.

Н.Н. Носов родился 10 ноября1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Разносторонне одаренный, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем.

Начал публиковать рассказы в 1938: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка».

В 1999 году был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноименной книге Н. Н. Носова.

        Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года, в возрасте 68 лет.

Чтец 2. Выразительное чтение рассказа «На горке». 

Беседа по  прочитанному.

Слайд 3.

Родился 1 декабря 1913г в Нью - Йорке, в еврейской семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.

Во время войны отец умер от тифа.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В 1930г уже работая стал посещать «Литературно-театральные мастерские». В 1935г стал выступать как актёр в театре им. Н.В.Гоголя.

Одновременно писал фельетоны и юморески, сценки.

Во время Великой Отечественной войны был в ополчении.

В 1959г пишет юмористический рассказ про Дениса Кораблёва.

Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года в возрасте 58 лет.

Чтец 3.

Выразительное чтение рассказа «Тайное всегда становится явным».

Беседа по  прочитанному.

Слайд 4.

В. А. Осеева родилась 15  апреля 1902 года в Киеве в семье инженера. По окончании средней школы училась до 1923 года на актерском факультете Киевского института им. Н. В. Лысенко. После семья переехала в Москву.

В 1924—1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны работала воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.

В 1937 году В. А. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка» и др. Эта писательница в своих рассказах описывает истории о поведении детей, заставляет нас задуматься, по- рассуждать. И каждый раз, учит нас быть добрее и умнее.

 В 1959 году вышла повесть «Динка», а чуть позднее «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни.

Умерла писательница 5 июля 1969 года.

Слайд 5.

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области 22 декабря 1937. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам, Успенский писал стихи и театральные сценки.

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень серьёзным.

Эдуард Успенский является создателем таких передач, как Спокойной ночи, малыши!, АБВГДейка, Радионяня и В нашу гавань заходили корабли.

В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского

Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Слайд 6.

Мы с вами познакомились с писателями- прозаиками. Но очень много произведений для детей написано и поэтами, например такими как: К.И. Чуковский, С.Я. Маршак…

Слайд 7.

…А.Л. Барто, С.В. Михалков.

Чтец 4. Выразительное чтение стихотворений А.Л. Барто.

Слайд 8.

Мы с вами поговорили об известных детских авторах, а теперь я бы хотела вас познакомить с малоизвестными детскими писателями, нашими современниками.

Деби Глиори родилась в 1959 году. Писатель и художник из Шотландии, лауреат престижной премии «Children’s Book Award», и мама пятерых детей. Начала писать детские книги в 1976 году.

Она росла единственным ребенком в Глазго, посещала художественную школу в Эдинбурге с 1979 по 1984 год. Затем она получила стипендию для путешествия в Милан, а также работала в качестве внештатного сотрудника с 1984 года.

Она является автором/иллюстратором многих книг для детей, победитель премии детской книги. Очаровательные истории в стихах она сопровождает акварельными иллюстрациями, которые источают тепло.

Чтец 5. Выразительное чтение рассказа «Что бы ни случилось».

Беседа по  прочитанному.

Слайд 9.

Борис Ганаго – известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста, организатор и преподаватель в минской епархиальной школе, лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии, руководитель объединения литераторов – «Духовное слово».

Просмотр видео «Детям о вере. Прозрение»

Беседа по  увиденному.

Слайд 10.

Мы сегодня поговорили об немногих детских писателях, познакомились с их произведениями. Я, надеюсь, что смогла заинтересовать вас, и вы согласитесь со мной, что мы выросли на прекрасных детских книгах с отличной и правильной моралью, и они продолжают так же на нас воздействовать и до сих пор!

 «Е.И. Чарушин»

Цели:

1.Расширение и актуализация словарного запаса.

2.Овладение художественными и выразительными свойствами языка.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4.Формирование опыта публичных выступлений. 

Оборудование:

1.Произведения Е.И. Чарушина (выставка).

2. Презентация «Жизнь и творчество Е.И. Чарушина».

Предварительная работа:

1.Отработка интонационной выразительности речи во время чтения художественного произведения.

2.Инсценировка  рассказа «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»».

3.Пересказ рассказа «На нашем дворе».

Ход занятия:

Показ презентации «Жизнь и творчество Е.И. Чарушина».

Слайд 1.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье одного из видных архитекторов Урала.  Родительский дом был настоящим домашним зоопарком -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками…

Слайд 2.

 В формировании личности мальчика огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес, приносил оттуда различные интересные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо.  Он сам рассказывал о себе: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству... Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес, выкапывал разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. … Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости... В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Рассказчик 1,2,3,4,5. Пересказ отрывка из рассказа «На нашем дворе». 

Слайд 3.

Лет в четырнадцать Чарушин своими друзьями организовал союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). Правда, с поэзией у него не заладилось. Другое дело — рисунки. Чарушин рос, по собственному определению,"с карандашом и кистью в руках". А на рисунках его чаще всего были все те же собаки, медведи и прочие замечательные звери

Слайд 4.

«Художник во мне родился  все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". Ничего удивительного не было в том, что, окончив школу, Евгений Чарушин поступил в Петроградскую  Академию художеств, которую закончил в 1926г. по живописному факультету.

Слайд 5.

В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А еще расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник-иллюстратор — он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же теплым, мягким и как нарисованные "зверенки".

Слайд 6.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической книги для детей  (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей), Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры.

Слайд 7.

Иллюстрации Чарушина И, конечно, рисовал. Одну работу приобрела даже Третьяковская галерея.     В 1928 г. выходит первая книга с иллюстрациями Чарушина ( рассказ В.Бианки " Мурзук"). За ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки-картинки "Вольные птицы" и "Разные звери".

Чтец 1. Выразительное чтение рассказа «Воробей».

Слайд 8.

  На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котенка» рыси и других малышей.

Чтец 2. Выразительное чтение рассказа «Про зайчат».

Чтец 3. Выразительное чтение рассказа «Лисята».

Слайд 9.

Трусливым и несчастным выглядит Волчишко . Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии.

Чтец 4. Выразительное чтение рассказа «Как Томка научился плавать». 

Слайд 10.

Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака.

Чтец 3. Выразительное чтение рассказа «Медведь - рыбак».

Беседа по  прочитанному.

Слайд 11.

Его произведения автобиографичны. Мальчик женя – это он сам, а Никита – это его сын.

Инсценировка «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

Чтец 4,5. Выразительное чтение по ролям рассказа «Никита-доктор».

Слайд 12.

Е.И.Чарушин - писатель и художник Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ "Щур" (1930). Чарушин стремился "понимать животное — понимать его движения и мимику". И передавать это в рисунке и слове. В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.

Чтец 3. Выразительное чтение рассказа «Верный Трой».

Чтец 3. Выразительное чтение рассказа «Сорока».

Слайд 13.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

«Л.Н. Толстой»

Цели:

1.Расширение и актуализация словарного запаса. 

2.Овладение художественными и выразительными свойствами языка.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4.Формирование опыта публичных выступлений. 

Оборудование:

1.Произведения Л.Н. Толстого (выставка).

2. Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Предварительная работа:

1.Отработка интонационной выразительности речи во время чтения художественного произведения.

2.Инсценировка  рассказа «Филипок», «Косточка».

3.Пересказ.

Ход занятия:

Показ презентации «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

Слайд 1.

В самом конце жаркого лета, 28 августа 1828 года в родовом поместье Ясная Поляна, относившемся к Тульской губернии, в семье графа, родился будущий великий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань.

Слайд 2.

Маленький Лев обучался дома, где, соответственно статусу своей семьи, получил прекрасное воспитание и серьезное начальное образование.

Слайд 3.

Биография Льва Толстого в юношеский период ничем не примечательна. В 1844 году он без труда поступает в Казанский университет, будучи еще совсем молодым человеком, избирая факультет восточных языков. Затем переходит на юридический и, в итоге, в 1847 году бросает учебу и возвращается в родовое имение, полностью принадлежащее ему по наследству от отца.

Слайд 4.

Творческий путь Толстого Льва Николаевича начинается в 23-летнем возрасте, когда, уставший от своей невостребованности и праздности существования, он отправляется на Кавказ. Воюя в Чечне и Дагестане в чине артиллерийского офицера, Толстой начинает работать над своей первой трилогией «Детство. Отрочество. Юность» и, через год, опубликовав ее, становится знаменитым. «Севастопольские рассказы», изданные им в Петербурге, были написаны в память о его участии в Крымской войне.

Чтец 1. Выразительное чтение отрывка из «Севастопольских рассказов».

Слайд 5.

Десять лет с 1853 по 1863 годы Толстой писал повесть «Казаки». Затем жизнь Толстого Л.Н. круто изменилась, и он уехал в Ясную Поляну, чтобы писательскую деятельность заменить просветительством.

 В деревне он открыл школу для маленьких крестьян и учил детей по собственной системе педагогики. В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в игру. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

По вечерам Толстой читал с детьми книги («Робинзон Крузо» и др.), рассказывал им о казаках, о Хаджи Мурате, об Отечественной войне 1812 г., о случаях из собственной жизни. Толстой старался пробудить у детей чувство патриотизма, вызвать у них интерес к отечественной истории.

Инсценировка рассказа «Филипок». 

Слайд 6.

В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году. В «Азбуке» Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.

Рассказчик 1. Пересказ  басни «Старый дед и внучек». 

Рассказчик 2. Пересказ  басни «Лгун». 

Рассказчик 3. Пересказ  басни «Отец и сыновья». 

Инсценировка рассказа «Косточка».

Чтец 2. Выразительное чтение были «Камень».

Чтец 3. Выразительное чтение были «Слон».

Чтец 4. Выразительное чтение рассказа-рассуждения «Куда девается вода из моря».

Чтец 5. Выразительное чтение рассказа-описания «Море».

Чтец 6. Выразительное чтение рассказа «Шат и Дон».

Слайд 7.

В 1862 году Толстой заключил брак с 18-ти летней Софьей Берс из дворянской семьи. В первые годы брака, на протяжении шести лет, Толстой работает над своим великим, фундаментальным романом «Война и мир». Войну и мир» часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных.

Чтец 7. Выразительное чтение отрывка из романа «Война и мир» 

Слайд 8.

В 1877 году в свет выходит «Анна Каренина». Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и “Война и мир”, эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Лёвина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой.

Первые строки книги “Анна Каренина” являются одними из самых известных: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». “Анна Каренина” публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя. 

Чтец 7. Выразительное чтение отрывка из романа «Анна Каренина» 

Слайд 9.

Творчество Толстого пронизано глубоким философским смыслом, которым великий писатель наполнялся в процессе жизни. Уже тогда поклонники таланта Толстого съезжались к нему в Ясную Поляну, словно паломники к духовному наставнику. В 1879 году писатель кардинально отделяет себя от дворянского класса, чтобы примкнуть к народу и пишет об этом в своих произведениях: «Исповедь», «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и так далее. В 1899 году вышел роман «Воскресение» — откровение души, истерзанной праздностью общества.

Слайд 10.

Всем своим творчеством, осуждающим, в первую очередь, классовое неравенство, Толстой напрямую задавал вопросы обществу о смысле жизни и веры, за что, даже, по приказу Николая II, был Синодом отлучен от церкви. Свои последние годы Лев Толстой хотел прожить в гармонии с самим собой, по наитию души. Он окончательно отрекается от светского круга и тайно покидает Ясную Поляну. К сожалению, внезапно подхваченная в пути простуда в семидневный срок сжигает жизнь великого писателя и 20 ноября 1910 года он умирает. Его останки покоятся в родовом имении – Ясной Поляне.

Слайд 11.

Бессмертные произведения Льва Толстого, являющиеся бесценным культурным наследием, переживут столетия, пронося через вечность уникальный талант великого русского писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.

У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи: • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растяну...

Методическая разработка по теме: "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников."

В работе представлена последовательность работы по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников: игры, упражнения и речевой материал....

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Консультация для воспитателей, родителей. Рассматриваются вопросы развития выразительности речи у детей, этапы работы, основные принципы. приводятся примеры занятий, игр....

Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....