Тема: Прогулка в лес. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ].
план-конспект на тему

Любомирская Элина Петровна

Конспект открытого занятия

в группе компенсирующей направленности для детей

с фонетико-фонематическим нарушением речи

и общим недоразвитием речи  (подготовительной)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

Конспект открытого занятия

в группе компенсирующей направленности для детей

с фонетико-фонематическим нарушением речи

и общим недоразвитием речи  (подготовительной)

Тема:  Прогулка в лес. Дифференциация звуков [Ч] - [Щ].

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед,

высшая категория

2017 г.

Тема:   Прогулка в лес. Дифференциации звуков [Ч] - [Щ].

Цель: Дифференциация звуков (Ч) – (Щ).

Коррекционно - развивающие задачи:

1.Учить  детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

 2.Учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки (Ч) – (Щ): изолированно, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук.

3.Учить слуха - произносительной дифференциации  звуков (Ч) и (Щ) через биоэнергопластику.

 4.Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико—синтетической деятельности.

5. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.

6.Развивать фонематический слух и восприятие.

7.Совершенствовать интонацию выразительности речи: упражнять в изменении темпа речи и высоты голоса.

8.Совершенствовать координированность мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей чувства товарищества и взаимовыручки.

2.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: камни с картинками для определения местонахождения  заданного звука, магнитная доска, карточка с изображением синички, карточка с изображением щегла; конверты с раздаточным материалом, решетка для определения места звука [Ч] и [Щ]; магнитофон, аудиозапись инструментальной музыки, шум леса, фонограммы  голоса птиц; две корзины;  «фотографии» с изображениями различных птиц.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия.

ЦЕЛЬ: учить  детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Л: - Сегодня мы с вами отправимся на лесную полянку. Но пойдем не пешком, а отправимся на поезде. Я буду машинистом, а вы за мной садитесь в вагончики. «У-У-У…» – поезд готов к отправлению. Дети произносят: « Ч-ч-ч….»

Игра «Поезд» - (Ч) – изолированно (язык прыгает за верхние зубы).

Поезд едет, колеса поезда стучат: Чух, чух, чух…

2. Развивать фонематический слух и восприятие.

ЦЕЛЬ: Развитие мышления, связной речи, правильное употребление падежных окончаний существительных.

Поезд приехал в лес  (звучит музыка «Шелест листвы»).

- Какое настроение? (Ответы детей)

- Давайте послушаем тишину.

- Что услышали? (Ответы детей: шелест листвы различные звуки леса)

Л. – Ребята, посмотрите, куда мы приехали?  (ответы детей).

- Что вы заметили интересного?  (Кузнечика)

- Какую песенку поет кузнечик?  (Ч-Ч-Ч-Ч).

- Звук (Ч) напоминает стрекотание кузнечика - он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает ваш язык за верхними зубами.  Слышите (Ч) – прыгнул, еще раз (Ч) – прыгнул.

Л. – Послушайте, какие-то звуки раздаются в лесу?-  (фонограмма звука (Щ)).

- На что похож этот звук? Правильно, так дровосек пилит дрова.

- Предложить детям показать, как пилят дрова с произнесением изолированного звука: (Щ) - (язык за верхними зубами, длительное произнесение звука).

3. Артикуляционная гимнастика под музыку «Маленькие гномики».

Цель: Формирование  и готовность речевого аппарата к правильному артикуляционному укладу. Укрепление  мышц артикуляционного аппарата.

4. Игра «Волшебные камни»

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Л. Посмотрите ребята, вон там за канавкой красивая полянка. До нас,  на не ней кто-то разбросал камни. Давайте пройдем, только аккуратно, чтобы траву не потоптать (ведь природу нужно беречь).  Возьмем каждый по одному камешку. Да вы посмотрите, камни с волшебными картинками. В одних картинках спрятался звук (Ч), а в других картинках спрятался звук (Щ).

Л. А теперь посмотрите внимательно на свои картинки и найдите спрятанный звук.  Дети, у которых в картинках спрятался звук (Ч) – кладут камни в корзинку, на которой изображен кузнечик и встают вокруг корзины.  А  дети, у которых в картинках спрятался звук (Щ) – кладут камни в корзинку, на которой изображен  дровосек пилящий дрова и тоже встают вокруг корзины. Посмотрите друг на друга. Все справились с заданием, все нашли правильно спрятанный звук  (индивидуальные ответы детей).

Логопед проверяет правильность выполнения задания.

5. Фонетическое упражнение с биоэнергопластикой. Сравнение положения языка и губ с одновременным сочетанием движения правой кистью рук.

Л. Как прыгает в траве кузнечик? Кисть руки пальцами  резко вверх - (Ч). 

- Какие звуки издает дровосек, когда пилит дрова? Кисть руки пальцами вверх плавно — произносим звук [Щ].

6. Игра «Будь внимательным?» (под музыку)

ЦЕЛЬ: Развитие биоэнергопластики и координированность мелкой моторики.

Кисть руки пальцами  резко вверх — произносим звук [Ч]. «Песенка кузнечика»

Кисть руки пальцами вверх плавно — произносим звук [Щ]. « Песенка пилы».

7. Акустика - артикуляционный образ звуков.

- Чем эти звуки похожи? (Звуки [Щ] и [Ч] - согласные, произносятся с преградой и  без голоса, глухие, всегда мягкие).

- Чем отличается звук [Щ] от звука [Ч]?

- Звук (Щ)- длительное произнесение звука.

- Звук (Ч) – по центру языка  идет резкая воздушная струя.  

8.Физминутка. Игра « Верни словечко» -  игра с мячом (пчелка).

Цель: развитие фонематического восприятия. 

Л.  Мяч – это «пчелка», а вы «цветы». «Пчелка» будет летать к «цветку» с моим словом и выделенным звуком, а затем будет возвращаться назад с этим же словом. Повторяем слово, четко выделяя звук (Ч) или (Щ).

9.Игра « В каком окошке звук»

Цель: Дифференциация фонем: Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.

Л. А теперь давайте отдохнем, мы так устали, сядем на «пенечки», закроем глаза, расслабимся и послушаем пение птиц (звучит фонограмма). Отдохнули. Посмотрите, кто к нам прилетел в гости (выставляется картинка синички с решёткой). Кто это? Синичка. Ответы детей.

Л. Давайте определим место звука (Ч) в слове синичка.

- Куда мы должны поместить кружок, в какое окошко?

  - Правильно,  во второе. Почему? - потому что звук (Ч) находится в середине слова.

- А почему зеленый кружок? – потому что (Ч)- согласный, мягкий звук (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Логопед поворачивает  магнитную доску, на которой изображен Щегол.

- Посмотрите к нам в гости, прилетела еще одна птица.

- Кто знает, как зовут ее? Щегол (ответы детей).

- Давайте определим место звука (Щ) в слове щегол.

- Куда мы должны поместить кружок, в какое окошко?

-Правильно в первое. – Почему? -  потому что звук (Щ) находится в начале слова. – А почему зеленый кружок? – потому что (Щ) – согласный, мягкий звук (хоровые и индивидуальные ответы детей).

10.Работа над четкостью дикции.

Л. Теперь давайте вспомним нашу скороговорку о птицах. Сейчас вы сделаете вдох,  задержите дыхание и по моей команде на выдохе расскажите  скороговорку. Старайтесь говорить четко, правильно, хорошо двигая губами.

Дети.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

Л. Мы сейчас выключим голосок и повторим эту скороговорку шепотом.        - Давайте чуть включим голосок и повторим.

- А теперь сильно включим голосок и повторим скороговорку громко.

   11.Физкультминутка под музыку « Точка-точка».

Логопед приглашает ребят сесть в вагончики.

- Все садитесь по вагончикам, отправляемся в детский сад  (дети под музыку «Паровозик чух-чух чух, таки - таки-таки…. « отправляются на свои места)

12.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики.

- Ребята, птицы вам прислали свои фотографии на память. Но фотографии черно-белые, вы сами их раскрасите. А затем мы устроим выставку птиц.

 13.Организация окончания занятия. Развитие диалогической речи.

Логопед. Где мы побывали сегодня (ответы детей).

- Чем мы занимались? (играли и веселились).

Л: - Какие мы сегодня различали звуки? (Ответы детей) Звуки  [Ч] и [Щ].

- Молодцы! Вы правильно справились со всеми заданиями.

Дома расскажите маме и папе об этом путешествии.

- Спасибо Вам ребята!

Демонстрационный материал.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Фронтальные заняти\depositphotos_9444024-Smiling-lumberjack---in-working-clothes.jpg    C:\Users\Воспитатель\Desktop\подготовительная группа\кузнечик--3.jpg

C:\Users\Воспитатель\Desktop\Старшая группа\синица1.jpg C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\щегол--2.jpg

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\щегол-раскраска.jpg C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\синичка--раскраска.jpg

C:\Users\Воспитатель\Desktop\лого\раскраска птиц--1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....