"Результативность качества образования в школе через участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах"
учебно-методический материал по теме

Расова Людмила Алексеевна

доклад представлен на районной конференции молодых специалистов "Опыт работы в условиях современного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад: «Результативность качества образования в школе через участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах» (19.02.2018г.)

 1 слайд - Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках районной конференции молодых специалистов «Опыт работы в условиях современного образования»

      хочу представить вашему вниманию опыт моей педагогической              деятельности. Я хочу поделиться опытом своей работы в отслеживании результатов качества образования в школе через участие обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах. Как творческие конкурсы и олимпиады помогают повысить качество образования в школе.

 Веду я это отслеживание с 2014 года, как только пришла работать в школу.

В настоящее время конкурсное движение является одним из инновационных факторов развития образования, проходит большое количество муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, призванных выявлять талантливых учащихся, знакомить с различными видами  творческой деятельности учащихся.

С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей детей, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка.

Я развиваю творческие способности обучающихся через их участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях исследовательских и проектных работ. В школе, где я работаю, мало обучающихся и  учатся дети с разным уровнем обучаемости, но мои ученики являются активными участниками мероприятий районных, республиканских и всероссийских уровней. Ребятам очень нравится участвовать в подобных конкурсах.

Как я привлекаю к участию учеников? Во-первых, регулярно на родительских собраниях рассказываю родителям о предстоящих конкурсах и олимпиадах, показываю дипломы и сертификаты предыдущих работ. Во-вторых, провожу классные часы с учениками и также показываю дипломы, сертификаты учеников-участников, поздравляю их.

После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляю для себя свой план работы с детьми. Провожу беседу среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, республике. Совместно с родителями помогаю ученику достичь поставленных целей.

2 слайд -  Что даёт участие в творческих конкурсах и олимпиадах для обучающихся?

  • повышает мотивацию и интерес к изучению предмета;
  • дает возможность попробовать свои силы и оценить свои способности;
  • стимулирует к дальнейшему развитию и повышает познавательную активность школьников;
  • прекрасная возможность пополнить свое портфолио.

3 слайд - Что дает участие мне, как учителю?

 Это возможность выявить одаренных детей, детей с нестандартным мышлением. Использовать сложные вопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала, при подготовке к домашним заданиям. Когда ребята ищут ответ на сложные вопросы самостоятельно дома с помощью энциклопедий или интернета, они запоминают лучше, нежели им дать ответ в готовом виде, это так же способствует саморазвитию ребенка. А также, пополнить свое личное портфолио благодарственными письмами и грамотами.

4 слайд – Ожидаемые результаты: 

  • повышения интереса учащихся;
  • отсутствие неуспевающих по предмету;
  • рост участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах;
  • повышение качества знаний.

Я хочу показать подробную деятельность учащихся в различные периоды и на различных этапах конкурсной деятельности.

     5 слайд -   Конкурсная деятельность учащихся реализуется мною в подготовительном, основном и аналитическом периодах, каждый из которых делится на информационный, основной и заключительный этапы.

Рассмотрим эту деятельность в таблицах.

6 слайд - Конкурсная деятельность учащегося в подготовительном этапе (табл.№1)

Подготовительный период

Информационный этап

Основной этап

Заключительный этап

Собрать информацию о существующих конкурсах

Сопоставить свои наклонности и возможности, интересы, цели (физических, умственных и т. д. ) с набором конкурсов

Настроиться на участие в конкурсе, составить план участия в конкурсе

Результат

Выбор конкурсного направления

Выбор определенного конкурса

Заявка

УУД

Умение работать с разными видами информации, анализировать и интерпретировать её (умения заполнять документы в соответствии с требованиями заявки), проводить самоанализ (умение делать выбор соответствующего конкурса).

   

В процессе конкурсной деятельности (как части учебной деятельности) происходит формирование универсальных учебных действий (УУД), что в соответствии с ФГОС основного (общего) является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы.

7 слайд - Конкурсная деятельность учащегося в основном периоде (табл.№2)

Основной период

Информационный этап

Основной этап

Заключительный этап

Собрать и проанализировать информацию о конкурсе.

Изучить положение конкурса, правила поведения и подведение итогов конкурса. Подготовить конкурсную работу в команде или индивидуально. Углубленно изучить отдельные вопросы, которым посвящен конкурс или систематизировать имеющиеся знания.

Представить результаты своей деятельности или продемонстрировать свои знания, умения, навыки через решение задач.

Принять (или не принять) оценки жюри конкурса, принять успех и/или неуспех.

Результат

Тактика участия. Конкурсная работа или приобретённые знания, умения, навыки.

Публичная защита конкурсной работы, приобретение навыка работы в конкурентной среде

Результат участия в конкурсе. Документ для портфолио.

УУД

Умение критически мыслить, быстро отвечать на вопросы, умение оценивать себя, умение конкурировать, умение реализовать себя, умение представить себя, умение самореализации.

8 слайд - Конкурсная деятельность учащегося в аналитическом периоде (табл.№3)

Аналитический период

Информационный этап

Основной этап

Заключительный этап

Проанализировать и систематизировать полученные знания о себе, своих достижениях. Провести рефлексию, пообщаться по творческим темам с конкурсантами.

Разобрать решения

Устранить пробелы в знаниях. Осмыслить свои способности с помощью ситуации успеха.

Результат

Рекомендации и тактика участия в следующих конкурсах.

Планирование конкурсной деятельности на будущее другого вида или усовершенствование своих способностей. Принятие решения о продолжении работы.

УУД

Умение анализировать, умение сделать выбор правильной тактики участия в следующем конкурсе, рефлексия и самооценка.

Системный подход к организации конкурсов позволяет охватить этой формой всё большее количество участников образовательного процесса и приводит к тому, что содержание и виды конкурсов становятся всё более разнообразными, растёт их количество, повышается качество.

9 слайд - Мы с детьми работаем в таких видах конкурсных работ: олимпиады, творческие конкурсы, исследовательские работы, проектные работы.

10 слайд- таблица

11 слайд – сейчас я покажу в диаграмме результативность участия обучающихся в конкурсах.

Участие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития и углубления знаний в той или иной области. Мы видим, что результат повышается.

12 слайд-

Мы видим, что с каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность. Выросло количество призовых мест от общего числа участников.

13 слайд - Я хочу еще показать подробную деятельность обучающегося в различные периоды и на различных этапах конкурсной деятельности. (на примере выпускника 2017 года - Дуба Малены)

        С Дуба Маленой конкурсной деятельностью начали заниматься с 9 класса, как только я пришла работать в школу. Конкурсная деятельность учащегося реализовалась также в подготовительном, основном и аналитическом периодах.

Достижения:

  1. Первая Всероссийская интернет- олимпиада по журналистике "Стань летописцем своего времени" (Дуба М. - диплом I степени)
  2. Республиканский фестиваль " Я живу в Республике Коми. Улицы нашего детства", исследовательская работа: "Летопись моей улицы" (Дуба Малена - I место
  3. Республиканский конкурс "Гимн России понятными словами" (Дуба Малена  - лауреат)
  4. Первая Всероссийская межпредметная олимпиада (Дуба Малена - диплом за лучший результат)
  5. Международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку "Красота родного языка" проека "Новый урок"- (Дуба Малена – 2 место)
  6. Республиканский детский литературный конкурс на лучшее произведение о Республике Коми "АРТпиян" (Дуба Малена - 2 место)
  7. Республиканский конкурс любимых природных уголков "Я и малая родина моя" (Дуба Малена – 2 место)
  8. Республиканский конкурс сочинений " Я - гражданин России" (Дуба Малена - лучший результат)
  9. Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки - 2017", сочинение "Моё зимнее сочинение" (Дуба Малена - лауреат)
  10. Межрегиональная научно-практическая конференция школьников "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев" (Дуба Малена - эссе " Акула в мире бизнеса"- 3 место)

Благодаря участию в конкурсах мы с Маленой поучаствовали в «Малой Нобелевской премии» в номинации «За достижения в изучении языкознания»

Я считаю, что, участвуя в олимпиадах и конкурсах она приобрела новый опыт. Её творческие работы помогли и в написании сочинения-рассуждения на экзамене по русскому языку в 11 классе, благодаря чему по русскому языку получила по ЕГЭ 93 балла и вышла со школьного двора с золотой медалью. Получила возможность в реализации своих способностей и в данный момент Малена учится в Московском финансовом университете при правительстве РФ.         

    14 слайд- Таким образом, мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в средних и старших классах общеобразовательной школы даёт положительные результаты. Применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеучебной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.  

15 слайд - Мыслите, творите, добивайтесь успехов! Ищите таланты в себе и в ваших учениках, развивайте их и совершенствуйте! Творческих Вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Участие в конкурсах и олимпиадах. Для обучающихся: повышает мотивацию и интерес к изучению предмета; дает возможность попробовать свои силы и оценить свои способности; стимулирует к дальнейшему развитию и повышает познавательную активность школьников; прекрасная возможность пополнить свое портфолио.

Слайд 3

Участие в конкурсах и олимпиадах. Для педагога: возможность выявить одарённых детей возможность использовать сложные вопросы олимпиад и конкурсов в качестве дополнительного материала, при подготовке к домашним заданиям. прекрасная возможность пополнить свое портфолио.

Слайд 5

Конкурсная деятельность учащихся реализуется мною в подготовительном , основном и аналитическом периодах , каждый из которых делится на информационный , основной и заключительный этапы .

Слайд 6

Подготовительный период Информационный этап Основной этап Заключительный этап Собрать информацию о существующих конкурсах Сопоставить свои наклонности и возможности, интересы, цели (физических, умственных и т. д.) с набором конкурсов Настроиться на участие в конкурсе, составить план участия в конкурсе Результат Выбор конкурсного направления Выбор определенного конкурса Заявка УУД Умение работать с разными видами информации, анализировать и интерпретировать её (умения заполнять документы в соответствии с требованиями заявки), проводить самоанализ (умение делать выбор соответствующего конкурса). Конкурсная деятельность учащегося в подготовительном этапе (табл.№1)

Слайд 7

Основной период Информационный этап Основной этап Заключительный этап Собрать и проанализировать информацию о конкурсе. Изучить положение конкурса, правила поведения и подведение итогов конкурса. Подготовить конкурсную работу в команде или индивидуально. Углубленно изучить отдельные вопросы, которым посвящен конкурс или систематизировать имеющиеся знания. Представить результаты своей деятельности или продемонстрировать свои знания, умения, навыки через решение задач. Принять (или не принять) оценки жюри конкурса, принять успех и/или неуспех. Результат Тактика участия. Конкурсная работа или приобретённые знания, умения, навыки. Публичная защита конкурсной работы, приобретение навыка работы в конкурентной среде Результат участия в конкурсе. Документ для портфолио. УУД Умение критически мыслить, быстро отвечать на вопросы, умение оценивать себя, умение конкурировать, умение реализовать себя, умение представить себя, умение самореализации. Конкурсная деятельность учащегося в основном периоде (табл.№2)

Слайд 8

Аналитический период Информационный этап Основной этап Заключительный этап Проанализировать и систематизировать полученные знания о себе, своих достижениях. Провести рефлексию, пообщаться по творческим темам с конкурсантами. Разобрать решения Устранить пробелы в знаниях. Осмыслить свои способности с помощью ситуации успеха. Результат Рекомендации и тактика участия в следующих конкурсах. Планирование конкурсной деятельности на будущее другого вида или усовершенствование своих способностей. Принятие решения о продолжении работы. УУД Умение анализировать, умение сделать выбор правильной тактики участия в следующем конкурсе, рефлексия и самооценка. Конкурсная деятельность учащегося в аналитическом периоде (табл.№3)

Слайд 9

Виды конкурсных работ Олимпиады Творческие работы (эссе, стихи, сочинения, рассказы, сказки…) Исследовательские работы Проектные работы

Слайд 10

Олимпиады Творческие работы Исследовательские работы Проектные работы Уровень языковой подготовки + (от уровня языковой подготовки зависит результат) + высокий уровень языковой подготовки не всегда обязателен Возможно участие школьников с разным уровнем подготовки Привлечение дополнительных информационных ресурсов - Работа со словарями, компьютерными программами и т.д. Работа с большим количеством информационных источников Зависит от типа проекта Способности, начальные умения и навыки Сформированные речевые умения и лексико-грамматические навыки Умение работать в заданном формате (эссе, стихи и т.д.), творческие способности Навыки исследовательской работы Проективные умения и навыки Уровень самостоятельности Выполняется самостоятельно Выполняется самостоятельно Выполняется с научным руководителем или самостоятельно Координируется руководителем (координация может быть явной или скрытой)

Слайд 13

Достижения: Первая Всероссийская интернет- олимпиада по журналистике "Стань летописцем своего времени" - диплом I степени Республиканский фестиваль " Я живу в Республике Коми. Улицы нашего детства", исследовательская работа: "Летопись моей улицы" - I место Республиканский конкурс "Гимн России понятными словами" - лауреат Первая Всероссийская межпредметная олимпиада -1 место Международный дистанционный блиц-турнир по русскому языку "Красота родного языка" проека "Новый урок"- – 2 место Республиканский детский литературный конкурс на лучшее произведение о Республике Коми "АРТпиян" - 2 место Республиканский конкурс любимых природных уголков "Я и малая родина моя" - 2 место Республиканский конкурс сочинений " Я - гражданин России" - лучший результат Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки - 2017", сочинение "Моё зимнее сочинение" - лауреат Межрегиональная научно-практическая конференция школьников "Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев«, эссе " Акула в мире бизнеса"- 2 место

Слайд 15

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к иностранному языку через участие учащихся в играх, конкурсах и олимпиадах

Пробудить интерес у ребенка к изучению иностранного языка, сделать процесс посильным и радостным - нелёгкая задача для каждого учителя иностранного языка. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хор...

Информация об участии обучающихся в творческих конкурсах

Информация об участии обучающихся в творческих конкурсах под руководством педагога-психолога Лукояновой Н.Г....

Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)

Результаты участия обучающихся в творческих мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях)...

Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий "

Научная статья на тему : "Пути повышения качества образования в школе через использование инновационных технологий " .Данная статья была мною использована на своем совещании учителей при завуче,где об...

I. Результативность участия учащихся, воспитанников в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах по направлению педагогической деятельности

1.  Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений....

Результаты участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах

Результаты участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах...