Роль коммуникативной компетенции в процессе профориентации
статья на тему

Купцов Александр Юрьевич

статья для психолого-педагогического семинара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль коммуникативной компетенции в процессе профориентации

Купцов Александр Юрьевич,

 учитель английского языка

МБОУ «СОШ №2-многопрофильная»

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии,  и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Следует определить   наиболее общие  цели и задачи   профориентации в школе:

  • дать представление учащимся   об основных направлениях и методах работы по профессиональному самоопределению и выбору профессии в условиях современного рынка труда и рыночных отношений;
  • научить реально оценивать свои способности и экономическую ситуацию на современном рынке труда;
  •  выявить и развивать способности учащихся с учётом их профессиональной направленности;
  • способствовать успешной самореализации  школьников, приобретению ими навыков самопознания и профессионального самоопределения, умения планировать свою профессиональную карьеру, исходя из своих индивидуальных особенностей, а также - спроса рынка труда.

Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

  • самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
  • авторитет в трудовом коллективе;
  • признание родных, знакомых, друзей;
  • самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
  • применение своих знаний, умений, способностей;
  • творческий характер труда;
  • романтика трудовой деятельности;
  • материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
  • должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

  • общая мотивировка;
  • романтика профессий;
  • мотивы познавательного характера;
  • мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
  • ссылка на пример;
  • немотивированный выбор.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это, в свою очередь,  даёт возможность выяснить направленность личности на ценности.

Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы - ценности – мотивы – цели – выбор.

  1. Факторы, влияющие на выбор профессии

В этой же системе находятся факторы, влияющие на выбор профессии. Внешние – это

  • советы и пожелания людей из близкого окружения объекта воздействия,
  • социальные стереотипы, доминирующие в обществе на определенном этапе,
  • престижность и популярность (исторически меняющиеся)

К внутренним  факторам следует отнести

  • «образ профессии»,
  • уровень притязаний  ученика и
  1. профессиональная пригодность и адаптационные возможности личности, которые предполагают наличие определенных качеств и их соответствие выбираемой профессии.

Каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности этого человека.
Профессиональная пригодность – это степень соответствия профессиональных возможностей человека требованиям профессии, отношение уровня развития профессионально важного качества к уровню требований профессии по отношению к этому качеству.
Чем выше степень развития профессионально важного качества и ниже степень требований профессии к нему, тем выше профессиональная пригодность. Ведь профессиональная пригодность – это один из важнейших моментов, который необходимо учитывать при профессиональном определении.
Разные профессии предъявляют различные требования к человеку – одни к типологическим и психофизиологическим его особенностям, другие к психическим процессам, третьи к чертам личности. Таким образом, каждая профессия «адресует» требования к разным структурам личности человека.
Какие же это требования, какие качества и возможности человека обуславливают его пригодность к избранной профессии?
1. профессия предъявляет требования к здоровью человека;
2. к наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
3. к психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

Любой человек пригоден к какой-либо профессии, если он обладает профессионально важными качествами, которые являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий.
Профессионально важные качества   – индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессии и профессиональной деятельности.
Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества могут быть
специфическими и неспецифическими. Неспецифические профессиональные качества – это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно.

Неспецифические профессиональные качества

К неспецифическим профессиональным качествам относятся коммуникативные способности, т.е. индивидуально психологические  особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.

Для развития коммуникативных способностей школьнику  необходимо поставить перед собой и решить следующие  задачи:

* отработать навыки убеждения,

* отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции,

* развить умение находить подход к людям,

* подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации,

* развить умение невербального средства общения,

* научиться  эффективным способам общения,

* расширить  возможности  установления контакта в различных ситуациях общения,

* овладеть  навыками эффективного слушания.

Коммуникативные способности  позволяют успешно вступать в контакт с другими  людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую  и другие  виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Коммуникативные способности  связаны с возможностями нейтрализации или минимизации факторов, затрудняющих коммуникацию - «барьеров общения»:

а) личностных, смысловых (мотивы, цели, установки),

б) собственно коммуникативных (связанных с «техникой» общения),

в) языковых (владение языком и речью),

г) психофизиологических (задатки, возможности, темповые характеристики и т. д.).

Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей  составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений. К «ядерным» компонентам коммуникативных способностей  относятся:

  • коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность; сенситивность к социальным объектам, наблюдательность);
  • когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект);
  • эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи);
  • конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и
  • креативный (способность к персонализации).

В понятие  коммуникативные способности  входят компоненты:

  • социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка др. людей, самих себя, групп и т. п.);
  • гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации;
  • волевые качества;
  • познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;
  • интеракционные умения (умение «подавать себя», умение ориентироваться на собеседника);
  • восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы), оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика);
  • умение понимать контекст и подтекст;
  • умение использовать знаковые системы в целях решения определенных  коммуникативных задач.

 Т. о. коммуникативные способности  являются профессионально важными компонентами профессиональной деятельности.

В историческом плане с появлением речи невербальные средства общения  не исчезают, а, напротив, становятся еще более ярким и непосредственным индикатором состояния между участниками коммуникации. Невербальное общение и невербальная коммуникация, связанные с неречевыми аспектами взаимодействия людей, обеспечивают наибольшую эффективность коммуникации и не всегда совпадают с прямыми вербальными средствами выражения мысли, но всегда являются точным индикатором состояния говорящего слушающего. Слова могут скрывать глубинный смысл воздействия на собеседника, а невербальные средства - отражать его. Интонация, тембр, поза или жесты часто выдают истинное намерение или состояние говорящего, в то время как словесное выражение скрывает его, нередко искажая действительность.

( фильм) *** - разъяснение

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. Прежде чем разобраться, как развивать в себе эти данные, необходимо знать из чего они состоят.

Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

  • информационно-коммуникативная.  Умение  начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • аффективно-коммуникативная.   Эмоциональное состояние партнера и адекватная реакция  на него,   уважение и отзывчивость к собеседнику;
  • регуляционно-коммуникативная. Помощь  партнеру в беседе и способность принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

С развитием коммуникативных способностей непосредственно связана проблема взаимопонимания и партнерского взаимодействия, так как разное восприятие каких-либо явлений может привести, например, к неверному истолкованию сказанного, и, соответственно, к необоснованным решениям и несогласованным действиям.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия
«коммуникативный потенциал личности» ( слайд 6)

Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении еще две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Коммуникативный потенциал состоит из нескольких компонентов.
1. Когнитивный компонент:
- представления о процессе общения, знание его особенностей, структуры, функций;
- знание вербальных и невербальных средств общения;
- представления о конфликте, знание функций, видов, динамики, способов разрешения конфликта, понимание особенностей педагогических конфликтов.
2 Мотивационно - ценностный компонент:
- ценностно-смысловое отношение к содержанию коммуникативной компетенции;
- готовность, желание реализации коммуникативной компетенции в педагогическом общении;
3. Эмоционально-волевой компонент:
- сформированная эмоционально-волевая регуляция проявления коммуникативной компетенции в педагогическом общении.
4. Поведенческий компонент:
- опыт реализации коммуникативной компетенции в образовательной практике, умения и навыки педагогического общения.
Изменения уровня развития любого из указанных компонентов приведет к повышению коммуникативной компетентности в целом, в том конечно случае, если человек сознательно и целенаправленно намерен повысить как свою коммуникативную, так и социальную компетентность. К примеру, человек  получивший знания о наиболее эффективных стратегиях поведения в конфликте, сможет впоследствии применять их на практике и решать имеющиеся у него проблемы в коммуникации или преодолевать коммуникативные барьеры.

Нашей коммуникацией руководят несколько принципов:
1.      коммуникация целенаправленна;
2.      межличностная коммуникация непрерывна;
3.      коммуникационные сообщения меняются в зависимости от уровня сознательного кодирования. Сообщения могут быть спонтанными, сценарными или сконструированными;
4.      межличностная коммуникация относительна, она определяет власть и взаимные чувства людей. В аспекте относительности коммуникация может быть комплементарной или симметричной;
5.      коммуникация имеет культурные границы;
6.     коммуникация имеет этический аспект. Этические нормы, влияющие на коммуникацию, включает в себя правдивость, целостность, справедливость, уважение и ответственность.

В фундаменте коммуникации лежит общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, понимание другого человека, выработку еденной стратегии и менее поведения.

Первый  закон  общения гласит «понять, не значит принять». Чужая позиция может быть понята тогда, когда:

  1. Она не противоречит установкам того, кому предназначена информация;
  2. Всякое последующее убеждение направленно на устранения разногласий, а не повторение сказанного ранее.
  3. Партнеру показывается его личный интерес, доказывается, что выполнение работы будет способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.

Второй закон общения гласит «при прочих равных условиях люди легче принимают и понимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное, положительное отношение.

Для того чтобы люди лучше воспринимали вашу позицию их надо «перевести» в положительную часть, т.е. сформировать у них эмоционально-положительное к вам отношение – аттракцию.

Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.

Аттракция формируется с помощью специальных приемов. Приемы аттракции не предназначены для того, чтобы что-то в чем-то убедить, а только для того, чтобы добиться расположения собеседника. Но это – отдельная тема.

Итак, коммуникативную компетентность определим как "некий  уровень сформированности межличностного опыта в процессе профориентации,  т.е. обученность взаимодействию с окружающими, которая требуется школьнику, чтобы в рамках своих способностей и определенного профессионального статуса успешно функционировать в данном обществе".

В заключении хотелось бы отметить, что ученикам необходима помощь специалистов в процессе профориентации. Психологическая помощь старшеклассникам должна предусматривать достижение такого уровня развития личности старшеклассника, при котором становится возможным самостоятельный и осознанный выбор своего коммуникативного поведения. Такое самоопределение будет личностно-профессиональным, и   его можно считать одной из целей - ориентиром психологического сопровождения старшеклассников. Эффективное профессиональное самоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне   развития коммуникативной культуры старшеклассника, которая предполагает позитивный образ «Я» и отношение к себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

МАСТЕР – КЛАСС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ        В настоящее время возросла роль некоторых качеств лич...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения ИЯ

Определение наиболее эффективных педагогических технологий в преподавании иностранного языка....

Формирование языковой и коммуникативной компетенций в процессе работы с текстом

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык — не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национ...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

Требования к уровню владения иностранным языком меняются, что определяет появление новых подходов к  отбору  содержания  и  организации  образовательного процесса. Для эффекти...