Статья о сказкотерапии на коррекционных занятиях в школе-интернате
статья (5 класс) на тему
Статья о сказкотерапии на коррекционных занятиях в школе-интернате
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги в сказкотерапии
Проработав в общеобразовательной школе некоторое время в должности учителя русского языка и литературы по своей основной специальности, я оказалась в коррекционной школе-интернате в роли воспитателя шестого класса. Здесь всё другое. Если учитель держит темп урока, не успевает кого-то опросить, и просто всегда гонка, гонка, гонка, то работа во второй половине дня принципиально другая. В интернате много мероприятий, индивидуальных коррекционных занятий, соревнований, режимных моментов. И всё же время есть, и его надо занимать, или оно всё уйдёт на шалости. Но мы не забываем, что ребята очень устали. Тем более дети с ограниченными возможностями здоровья, которые учились весь день.
Начались поиски, чем занять моих шестиклассников. Запаслась настольными играми, отправилась на переподготовку на учителя-дефектолога, начала участвовать в вебинарах по психологии. Вот здесь я и открыла для себя сказкотерапию.
Задачи, которые преследую:
– развивать самосознание, навыки наблюдения и самонаблюдения;
– научить задумываться над смыслом и неоднозначностью жизненных ситуаций;
- способствовать общему совершенствованию речи ребёнка, активизировать словарь,
- воспитывать интерес к живому слову;
- развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи;
- учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения;
– научить осознавать свои эмоциональные состояния и мотивы поведения.
Цель: активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие самосознания.
Очень понравилась идея говорить о важном в расслабляющей манере сказки. Даже не задумываешься, как много глубинного смысла в этих волшебных историях. А ведь в сказках все не зря: море испытаний на долю главного героя, нарушение запрета, и что при этом бывает, несправедливость обстоятельств, и как их можно изменить. Они учат и лечат душу человеческую. Автор метода комплексной сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева говорила: «Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека».
Перечитав «мудрость народную» и найдя в ней много нового в том числе и для себя, потому что постаралась проанализировать то, что раньше не пыталась, поспешила обрадовать детей, что теперь в свободное время мы будем читать сказки и обсуждать их…
И что же произошло? Я встретила мощный отпор cо стороны ребят. Безграничное возмущение, что они не малыши, а уже взрослые. Многим уже 13 лет.
Как же быть? Ведь сказкотерапия очень хорошо подходит для взрослых, а для подростков тем более. Их надо зантересовать. Как? Допустим, я не использую специальные термины. Но если брать проверенные веками сказки (что я изначально планировала!), то дети всё равно догадаются, о чём идёт речь.
И я пошла на хитрость. Пришлось заменить классику современным материалом. Нашла прекрасное издание по сказкотерапии И.В. Cтишенок «Из гусеницы в бабочку». В нём сборник прич и метафор для индивидуальной и групповой работы. Они объединены по темам: познание себя, развитие души, cила любви. Ещё нашла сказки М. А. Андрианова, в интернете есть психологические притчи для подростков.
Cказала детям, что буду рассказывать им истории, а они мне сами будут говорить, о чём они. Постепенно мы втянулись. Ребята активно участвуют в обсуждении. Теперь они уже догадались, что эта та самая сказкотерапия, но отношение уже совсем другое. Им интересно. Радует, что дети активно включились в процесс. Обсуждают, придумывают, cпорят.
C удовольствием играм в настольную психологическую игру Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой «Шкатулка доброго волшебника», в которой по случайно выпавшим картам с разными сюжетами мы должны придумать свою сказку. Это даётся детям это нелегко. Они неплохо рассказывают, когда карты игры похожи на сюжет знакомой им истории, то есть пересказывать они умеют. Создать своё намного сложнее, но успехи есть.
Теперь у нас есть вторая игра того же автора «Мастер сказок». Там идёт работа с универсальными архетипами, принятыми в комплексной сказкотерапии. Во второй игре пока возникает много сложностей в нашем обсуждении, пока работаем над этим.
Сейчас уже я смело беру сказки. Недавно читали Евгения Шварца «Два брата», понравилось всем. Готовлю занятия по Гансу Х. Андерсену и Всеволоду Гаршину. Вспомнила про сборник Анастасии Ярославцевой «Три сказки про одеяло». Здесь есть о чём поговорить.
В наших планах написать сказку. Глубокую, необычную, захватывающую.
Ещё думаем поставить сказку. Посмотрели один спектакль, поставленный детьми. Теперь собираемся в театр. Перенимаем опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие личности школьника через коррекционную работу в школе-интернате во внеурочное время.
Педагогическая статья....
Формирование личности умственно отсталого ребенка в условиях коррекционно-развивающей среды школы-интерната.
Формирование личности - сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными усл...
"Обобщение опыта работы по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей" воспитатель "Лухтоновская коррекционная (специальная) общеобразовательная школа-интернат" Смотряева Татьяна Анатольевна
Развитие психомоторных и сенсорных процессов у детей с отклонениями в развитии. Методика проведения занятий и подбор диагностического материала на развитие слухового внимания у детей, прос...

Статья "Методы и приемы проведения самоподготовки в школе-интернат"
Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания под руководством воспитателя. Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самоо...
Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.
Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся....
Организация коррекционной работы в школе-интернате № 62 III-IV вида
Коррекционная работа в школе-интернате № 62 III-IV вида- это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм, методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсаци...

Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)
Обобщённая информация о результатах профессиональной деятельности (воспитатель специализированной (коррекционной) образовательной организации, школы-интерната, детского дома, санаторной школы)воспитат...
