План самообразования
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Ильясова Каусария Зуфаровна

План самообразования воспитателя школы - интерната для детей с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_ilyasova.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Такталачукская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

План самообразования

на 2018-2019 учебный год


Воспитатель : Ильясова Каусария Зуфаровна

Самообразование - это вечная необходимость для современного человека, а тем более, если он призван обучать и воспитывать. Без умения самообразовываться педагог заведомо обречён на отставание в профессиональном росте.

Умение самообразовываться - это, прежде всего, умение самостоятельно добывать знания с меньшей затратой духовных и физических сил. Модель профессионального педагогического самообразования учителя включает в себя:

  1. Целеполагание - личностное и профессиональное самосовершенствование.
  2. Функции самообразования:
  • дополняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование;
  • компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения;
  • способствует формированию стиля профессиональной деятельности;
  • помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности;
  • является средством самопознания и самосовершенствования.
  1. Компоненты самообразования:
  • нравственно-волевой - положительное отношение к процессу учения любознательность, критичность, самостоятельность, целеустремлённость, сильная воля, трудоспособность, ответственность;
  • мотивационный - осознание личной и общественной значимости непрерывного образования, наличие стойких познавательных интересов, чувства долга и ответственности;
  • когнитивный - общеобразовательные и профессиональные знания и умение их применять;
  • процессуальный (гностический):
  • особенности мыслительной сферы: умение ставить и разрешать познавательные задачи, самостоятельность, гибкость, оперативность, наблюдательность, способность к анализу, синтезу, обобщениям; креативность, удовлетворение от познания;
  • умение слушать;
  • владение разными типами чтения;
  • умение выделять и усваивать определённое содержание;
  • умение контролировать и анализировать;
  • организационный:
  • умение планировать время и свою работу;
  • умение перестраивать систему деятельности;
  • умение работать в библиотеках, быстро ориентироваться в современной классификации источников;
  • умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации;
  • владение различными приёмами фиксации прочитанного.

4. Содержание самообразования:

  • общеобразовательное;
  • психолого-педагогическое;
  • предметное;
  • методическое.

5Виды самообразования:

  • фоновое общеобразовательное;
  • фоновое педагогическое;
  • актуальное педагогическое;
  • и в нашей школе практикуется перспективное профессиональное педагогическое самообразование, которое заключается в следующем: работа над определённой психолого-педагогической или методической проблемой на достаточно длительный срок (не менее года), выявленной как необходимая для глубокого изучения на основе педагогического самоанализа. Планируя работу над большой проблемой, целесообразно наметить конкретные сроки выполнения отдельных этапов с реальным самоконролируемым результатом.

6. Формы самообразования:

  • организационные - курсы повышения квалификации, методическая работа, система заочного обучения, педчтения;
  • самостоятельные - самообучение, исследовательско-поисковая работа.

7. Источники самообразования:

  • общеобразовательная и специальная литература;
  • педагогическая периодика;
  • средства массовой информации;
  • изучение передового педагогического опыта;
  • общение.

8. Результаты:

  • профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень;
  • повышение результативности педагогической деятельности;

II. Отчёт по самообразованию.

  1. Требования к оформлению документации:
  • тема по самообразованию;
  • планирование;
  • используемая литература;
  • тезисы, краткий конспект со своими размышлениями;
  • самоанализ работы за год;
  • отчёт по самообразованию в течение года по запланированному графику (ШМО, педчтения и др.)

                             Самообразовательная работа

Общешкольная тема : «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума»

Индивидуальная тема : «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта »

Цель самообразования по теме: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы по трудовому воспитанию детей с ОВЗ.

Задачи:

– изучить литературу и материалы сети Интернет по данной проблеме;

– посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

- использование на внеклассных мероприятиях новых информационных технологий и средств коммуникаций;

- повышение своего методического уровня.
– провести самоанализ и самооценку собственных мероприятий; – вести мониторинг развития знаний, умений и навыков по трудовому воспитанию группы

Постановка проблемы.

По данным Управления специального образования Министерства образования РФ, в настоящее время в Российской Федерации функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289000 человек. Но, к сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда школ VIII вида. Правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Обоснование выбора темы. 

Выбор этой темы не случаен, так как она взаимосвязана с методической темой нашей школы «Внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных педагогических технологий с целью построения адаптивной среды для коррекции, развития и становления личности обучающихся, необходимые для успешной социализации в условиях постоянно меняющегося социума», а трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы. От того, насколько успешно подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет проходить процесс его дальнейшей социализации в самостоятельной жизни. В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его моральные качества, воспитывается воля и характер. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в жизненную первейшую потребность.

Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. Но в отношении учащихся коррекционной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения. Перед современной коррекционной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно полезному производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т.е. должны быть подготовлены к работе на производстве.

Актуальность темы. 

В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда. По данным многих исследований, число детей, с нарушениями психофизического развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации является одним из актуальных вопросов. Но для указанного совершенствования необходимо предварительное изучение всех особенностей развития таких детей.

Для реализации личностно-ориентированного подхода требуется учитывать:

- изложение материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- образовательный материал должен быть доступен для изучения и восприятия каждым учащимся при выполнении заданий;

- стимулирование, поддержания творческого проявления во время выполнения заданий.

Организация занятий предполагает включение следующих моментов.  

- учёт личностных особенностей учащихся;

- применение методов и приёмов для активизации трудовой деятельности ученика;

- использование разнообразных форм общения в коллективе;

- создание доверия и толерантности в взаимодействиях с воспитанниками;

Ожидаемые результаты:

  • Подготовить детей к самостоятельной практической деятельности.
  • Разработать и провести и открытые занятия по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу.
  • Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
  • Обобщить опыт по исследуемой теме.

Формы самообразования:

·        индивидуальная – через индивидуальный план,

·        групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения воспитателей, а также через участие в жизни школы.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новую методическую литературу по данной проблеме.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

3.Систематически выписывать журнал «Дефектология»

4.Вести каталог статей из этих журналов.

5. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ.

регулярно

 

 

 

 

 

1 раз в 3 года 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей.

4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы.

5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев внеклассных мероприятий, интересных приемов и находок на занятиях

8. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 ежегодно

 

 


регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

регулярно


 регулярно

 

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

 

 регулярно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2018-2019

уч.год

1.Курсы повышения квалификации воспитателей.

2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах.

3.Изучение литературы:

1).Воронкова. Дефектология.- М.:, 2010г.

2) Щипицына. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе».

3) Мозговой. Основы олигофренопедагогики.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2018-2019 уч.г.

1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2018-2019 уч.г.

1.Открытый воспитательный час.

2.Участие конкурсах, конференциях.

3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 

 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018-2019 уч.г.

1.Участие и результаты на конкурсах, конференциях.

2.Мастер-класс «Коррекционно-развивающее сопровождение процесса по трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта»

3.Консультативная помощь воспитателям и учащимся.

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018-2019уч.г.

1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...