«Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей»
статья на тему

Гукова Ирина Николаевна

 

Работая с детьми, мы должны помнить,

что «Ребёнок – это не сосуд,

 который нужно наполнить,

а факел – который нужно зажечь».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО для воспитателей  на тему: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ д/с №3 «Рябинка» города Инза Ульяновской области Гукова И.Н.

Работая с детьми, мы должны помнить,

что «Ребёнок – это не сосуд,

 который нужно наполнить,

а факел – который нужно зажечь».

Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей

   Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

         Приобщение дошкольников к музыке идёт путём различных видов музыкальной деятельности. Я сегодня хочу остановиться на музыкально-игровой деятельности как средство развития речи детей.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходима формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

            Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие:

  • формируется эмоциональная сфера;
  • совершенствуется мышление;
  • ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни.

             Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На музыкальных занятиях используются разные виды упражнений для развития речи

1.Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки

Предлагается использовать как самостоятельный вид деятельности или подготавливающий разучивание песен, хороводов, плясок, игр с использованием детских музыкальных инструментов. Содержание раздела позволит развить у детей:

  •  слуховое внимание,
  • эмоциональную отзывчивость на музыку,
  • звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия. C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\лошадка.jpg

Лошадка» муз.А.Филипенко, сл.Т.Волгиной

  • Я на лошади скачу,
  • Цок, цок, цок, цок!
  • Эх, садитесь прокачу,
  • Цок, цок, цок, цок!  

2.Музыкально-речевые игры

Детские песни, музыкально-игровые этюды, направленные на усвоение интонационно-речевой модели эмоционального содержания музыки с простой мелодией и элементарной песенно-ритмической основой, которые постоянно сопровождаются движениями с целью развития у детей речедвигательной координации, коррекции звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\wasp.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\wasp.jpg

«ПЕСЕНКА-ШУТКА» сл. и муз. Е.МакшанцевойC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\wasp.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\0_7d5bf_777d98f6_XL.png

  • На дворе рычит Барбос.
  • Рр! Рр! Рр! Рр!
  • Он гоняет рыжых ос.
  • Рр! Рр! Рр! Рр!
  • Отчего рычит Барбос?
  • Рр! Рр! Рр! Рр!
  • Осы жалят его в нос.
  • Рр! Рр! Рр! Рр! Гав!

3.Музыкально-ритмические игры

Игры направлены на формирование у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Освоение музыкально-ритмической деятельности способствует развитию чувства ритма, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитию и коррекции мелкой моторики рук.

«Ноги и ножки» сл. Е.Макшанцевой, муз. В.Агафонникова

  • 1.Большие ноги

   Шли по дороге:

   Топ-топ-топ,

   Топ-топ-топ.

  • 2.Маленькие ножки

   Бежали по дорожке:

   Топ-топ-топ-топ-топ,

   Топ-топ-топ-топ-топ.

4.Музыкально-коммуникативные игры

Помогут научить детей общаться с помощью музыки, совершенствовать их коммуникативную инициативу и активность. С этой целью предлагается применять в работе игры-приветствия, игры с игрушками с музыкальным сопровождением, танцы в парах, танцы со сменой партнера, ритмические упражнения с элементами расслабляющего массажа.

  • Подвижные игры: русская народная игра «Дударь» (тема «Части тела»)

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Практическая часть: приглашаю поиграть в игру и исполнить танец

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

Ну, его в гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет:

«Ничего не болит!», тогда все разбегаются, а он догоняет.

Танец  «Дружба»

         В музыкально-игровую деятельность обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топающим шагом идти по комнате и проговаривать слова: «Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят».

Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно - образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песни или смысл новых слов.

         Мы почти к каждому празднику  разыгрываем короткие сказки-сценки, инсценировки, диалоги, в которых участвуют дети. Я, как музыкальный руководитель работаю над передачей образа, мимикой и жестами, а воспитатель разучивает с детьми стихи, одновременно осуществляя контроль за выразительностью речи и правильным произношением. Такие театрализованные игры учат детей умению взаимодействовать, уважительному отношению друг к другу.

         Музыкально-игровая деятельность с детьми предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.

         При подведении итогов работы хочу отметить, что, используя системный подход в обучении музыкально-игровой деятельности детей,  способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей, развивается слуховое внимание, память, мышление, ритмический слух (что, в свою очередь, способствует развитию речи). Также двигательные навыки, координация, ориентировка в пространстве; происходит постановка правильного дыхания; снимается напряжение и повышается работоспособность. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Семинар - практикум для воспитателей "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"...

«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей»

Материал проведенного логочаса для родителей детского сада. В материале представлены упражнения с подручным материалом....

«Экспериментально- исследовательская деятельность как средство развития речи, познавательной активности у детей в работе -логопеда»

Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития речи, познавательной активности у детей дошкольного возрастав работе учителя-логопеда»Цель: представление о...