Система оценивания образовательных достижений
статья на тему

Клюева Ирина Даниловна

Большую роль в обеспечении успешности учебного процесса я уделяю методам оценивания результатов деятельности учащихся. В зависимости от этапности обучения (начальная/средняя/старшая школы), от индивидуальных особенностей учащихся, от сложности и объема учебного материала возможны разные подходы к оцениванию результатов деятельности учащихся. Безусловно, есть определенные критерии оценивания результатов, но мастерство учителя заключается в том, чтобы мотивировать, вдохновлять и утверждать в ребенке уверенность в своих познавательных возможностях. Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более  эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Большую роль в обеспечении успешности учебного процесса я уделяю методам оценивания результатов деятельности учащихся. В зависимости от этапности обучения (начальная/средняя/старшая школы), от индивидуальных особенностей учащихся, от сложности и объема учебного материала возможны разные подходы к оцениванию результатов деятельности учащихся. Безусловно, есть определенные критерии оценивания результатов, но мастерство учителя заключается в том, чтобы мотивировать, вдохновлять и утверждать в ребенке уверенность в своих познавательных возможностях. Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более  эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

 В соответствии с этим в педагогической литературе называют следующие функции проверки:
1)коррегирующая;
2)предупредительная;
3)стимулирующая;
4)обучающая;
5)диагностическая;
6)воспитательная и развивающая;
7) обобщающая.

       Регулярность проверки каждого учащегося и наблюдение за его успеваемостью в течение всего года. Регулярность контроля имеет важное значение для воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком, без чего невозможно формирование практических навыков и умений. Это позволяет учителю избежать случайности в  выборе объекта контроля, обеспечивает равномерность контроля.

  1. Всесторонность проверки, предполагающая контроль уровня владения каждым учащимся всеми видами речевой деятельности. Всесторонний контроль возможен только при регулярной проверке всех учащихся класса, в ходе которой учитель ведет учет успеваемости.
  2. Дифференцированный подход в проведении контроля, проявляющийся в учете трудностей усвоения или овладения материалом для данной категории учащихся или отдельного ученика, выборе методики и форм контроля, адекватных его объекту.
  3. Объективность контроля, предполагающая наличие установленных и известных учащимся критериев  оценки, строгое соблюдение учителем этих критериев, сведение до минимума субъективизма в мнении об ученике. Высокая требовательность учителя должна сочетаться с внимательным отношением к каждому ученику, с необходимостью поощрения его первых успехов, укрепление его веры в собственные силы, в возможность преодолеть трудности.
  4. Соблюдение воспитательного воздействия оценки. Оценка знаний, навыков и умений учащихся в баллах является средством воспитания учащихся, влияния на мотивационно-побудительные факторы их учебной деятельности, потому что она является выражением признания его успехов (или отставания), степени соответствия знаний, навыков и умений требованиям программы для данного касса.

Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются.

       http://www.mozliceum.na.by/files/images/mr/kontrol_shema1.jpg

  1. Схема 1.

       Объектом контроля на уроке иностранного языка являются речевые умения и навыки, т.е. степень владения различными видами речевой деятельности. Например, в говорении – уровень развития диалогических и монологических умений, в аудировании – объем, длительность звучания, полнота и точность понимания монологической и диалогической речи при одноразовом восприятии в механической записи и в живом общении, при чтении – умение извлекать необходимую информацию читаемого текста определенного характера в определенное время.

       Качественные показатели говорения: степень соответствия высказывания учащихся по теме и полнота ее раскрытия; уровень речевого творчества и, наконец, характер правильности использования языкового материала, т.е. соответствия (или несоответствия) грамматическим, фонетическим и лексическим норам изучаемого языка.

       Количественный показатель говорения – объем высказывания, т.е. количество речевых единиц, используемых в речи.

        К диалогической речи предъявляются следующие требования:
Качественные показатели: умение принимать участие в беседе, сочетая обмен короткими репликами с более развернутыми высказываниями.

       Количественные показатели: объем грамматически правильно оформленных реплик каждого собеседника и их количество должно возрастать от класса к классу.

       Требования к монологической речи: умение самостоятельно без предварительной подготовки сформулировать высказывание в соответствии с ситуацией, использовать разнообразные лексико-семантические и синтаксические структуры, а также оценивать умение выражать свое мнение  к высказыванию. К 10 классу количество грамматически правильных предложений = 10-15.

       Качественные показатели аудирования: 1) характер воспринимаемой речи (речь в механической записи или живая речь собеседника), 2) степень понимания: общее представление, полное понимание, точное понимание (т.е. понимание всех деталей аудируемого текста).

       Количественные показатели аудирования: объем воспринимаемой на слух речи (время звучания, темп речи).

       Качественные показатели чтения: 1) характер понимания (общее представление, полное понимание содержания всего текста, переводность или беспереводность понимания); 2) характер языкового материала текста (содержащего только знакомый языковой материал, определенное количество незнакомого лексического материала), степень адаптированности (оригинальности) текста.

Количественные показатели чтения: скорость, объем текста.

В педагогической практике используют следующие виды контроля:

а) текущий (следящий) – самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-корригирующей функции проверки.

б) тематический контроль. В связи с тем что основным принципом организации материала по иностранному языку является тематический, этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебников.

в) периодический контроль проводится как правило, с целью проверки овладения материалом большого объема, например изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса.

г)  итоговый контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения. В 11 классе проводится выпускной экзамен по иностранному языку.

В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок:

– 5 – владеет в полной мере (отлично);

– 4 – владеет достаточно (хорошо);

– 3 – владеет недостаточно (удовлетворительно);

– 2 – не владеет (неудовлетворительно).

Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Количественная мера оценки носит название «отметка» и выражается в баллах.



Предварительный просмотр:

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основные функции контроля учебно-воспитательной работы в наглядном виде представлены на схеме 2.

http://www.mozliceum.na.by/files/images/mr/kontrol_shema2.jpg

Схема 2.

       Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.

       В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.

       Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, про-анализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

       Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.

       Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

       Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.

       Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты мот быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

       Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Проблемы качества образования и, соответственно, его оценки становятся одним из ведущих лейтмотивов при обсуждении дел не только в образовании, но и в обществе в целом. Понимание того факта, что человеческий ресурс стал ключевым фактором в обеспечении развития, заставляет общество и власть уделять этому вопросу и в мире и в России всё больше внимания.



Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В современной педагогике сосуществуют два разных вида оценивания: суммирующее оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, тогда как формирующее оценивание представляет собой единство деятельности учителя и учащихся. Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки можно представить в виде следующих последовательных действий:

  1. определение планируемых результатов обучения;
  2. организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;
  3. сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.

    Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Именно в процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Учащиеся освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование.

       В новых условиях вариативности образования, наряду с формирующим (внутренним) оцениванием, применение рейтинговой системы оценок, которая наиболее отвечает современным требованиям применения гуманных личностно-ориентированных технологий, так как:

1) обеспечивает единые требования разных преподавателей к знаниям, умениям, навыкам учащихся;

2) устанавливает единые подходы к определению норм оценивания, получение своевременной информации о ритме работы каждого ученика и класса в целом.

       Существенным положительным качеством рейтинговой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников, что должно способствовать снятию конфликтных и стрессовых ситуаций по поводу оценки. В рейтинговой системе балл-оценка приобретает функцию мотивации познавательной активности, что утрачено в традиционной системе оценивания.

             Основными целями рейтинговой системы контроля и оценки знаний учащихся являются:

  1. расширение социализации учащихся;
  2.  стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся за счет поэтапной оценки различных видов работ;
  3. повышение качества обучения и усвоения материала;
  4.  мотивирование школьников к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всей четверти;
  5.  повышение объективности итоговой оценки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы учащихся в течение четверти;
  6. обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
  7. приведение к соответствию рейтинговой оценки знаний учащихся и ЕГЭ;
  8.  реализация личностно-ориентированного учебного процесса.

       Таким образом, рейтинговая система контроля качества позволяет учитывать обе составляющие качества образования:

  1. когнитивную  (владение терминами и понятиями, знание и умение пользоваться лабораторным оборудованием и приборами, знание законов и методов исследования и др.);
  2.  личностную (уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе, стремление к успеху, умение брать ответственность на себя и др.).

Несколько общих принципов, которые характерны для рейтинговой системы:

  1. блочно-модульное структурирование изучаемого материала;
  2.  системность;
  3. гибкость и мобильность;
  4. оценки-баллы имеют накопительную силу;
  5.  создаются условия сотрудничества учителя и ученика;
  6.  незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;
  7. ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности.

       Но, с другой стороны, рейтинговая система требует жёсткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учёта и подсчёта баллов, организации контрольно-корректирующей и оценивающей деятельности преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование (лучше компьютерное), сведение на «нет» субъективизма в оценивании. Она опирается на методику направляемого и контролируемого самообучения, создающего все условия для воспитания самодисциплины, добросовестности, ответственности учеников, их умения работать по плану, целеустремлённо, с заранее ожидаемым результатом, где роль преподавателя состоит главным образом в умелой организации учебной деятельности обучаемых.

Рейтинг включает в себя два основных компонента:

1) рейтинг академической успеваемости (изменяется по итогам полугодия или четверти и является накопительной системой оценивания качества знаний и умений учащихся, поведения и прилежания);

2) «портфолио» (является накопительной системой учета самых различных достижений и включает два раздела:

3) олимпийский рейтинг (Участие старшеклассников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в гимназии, так и за ее пределами. Это могут быть предметные олимпиады, научно-практические конференции, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов, рефератов, эссе, спортивные соревнования на районном, городском, республиканском уровнях. Также учитываются успехи в дистанционных городских, республиканских и международных олимпиадах, в тестингах. Разумеется, любое достижение заносится в рейтинговую таблицу только после его документального подтверждения.)

4)  лидерский рейтинг (Уровень социальной компетентности старшеклассников, их общественную активность. Это подразумевает активное и стабильное, а не эпизодическое, участие в деятельности органов школьного самоуправления различного уровня, в социально полезных акциях и проектах, в праздниках, спектаклях, организуемых Определение максимальной рейтинговой отметки. Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

R mах= (N/2) 5,

где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие.

       Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

       Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

1) Реферат (10);

2) составление библиографии и аннотаций - 5 источников информации по теме (3);

3) конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3);

4)подготовка дополнительного материала по теме (5);

5) выполнение практической работы по теме (3);

  1. решение проблемных задач по теме (5);
  2.  устный ответ - монолог (5);
  3.  контрольная работа по содержанию темы (10).
  4.  участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие в дискуссии (10).
  5.  дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств наглядности и др. (5).
  6.  штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов.
  7.  расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы

       Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  1.  домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
  2.  информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и.т.д.,
  3.  участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
  4.  дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
  5. пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

       Подобный подход способствует формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать. Описание результатов моей профессиональной деятельности в качестве учителя английского языка и педагога составляет содержание следующих публикаций и выступлений на конференциях республиканского и международного уровней:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...