Инновационная деятельность
материал по теме

Лилия Спиридонова

Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

 ОКРУГА – ЮГРЫ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»

(БУ «Психоневрологический интернат»)

ул. В. Белого, дом 7, п.г.т. Излучинск, Нижневартовский район,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,  628634

Тел./факс: 8 (3466)28-16-41

E-mail: secretar@internat-hmao.ru

ОКПО 56088047, ОГРН 1028601870120 ИНН/КПП 8620013075/862001001

[Номер документа]

[Дата документа]

Директору

 Департамента

 социального развития

Ханты-Мансийского автономного

 округа-Югры

 С.А. Давиденко

Уважаемая Светлана Алексеевна!

Во исполнение п. 14.2 постановления Коллегии Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа - Югры  от 03-04 апреля 2018 года  № 1 направляем предложения об организации реабилитационного проживания  подопечных в рамках тренировочной комнаты.

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

Директора

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат  [Номер сертификата 1]

Владелец [Владелец сертификата 1]

Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1]

   Н.В. Козионов.  

Спиридонова Лилия Нуртдиновна

Методист

8(3466) 28-16-41 (доб. 217)


Приложение

к письму от _____________№__________

Предложения об организации реабилитационного проживания

 подопечных в рамках тренировочной комнаты

 (для выпускников психоневрологического интерната)

Актуальность

Одной из важных и актуальных проблем, стоящих практически перед каждым домом-интернатом, детским домом, психоневрологическим интернатом, является проблема подготовки его выпускников к самостоятельной жизни в социуме.

Вхождение выпускников интернатов, домов-интернатов, детских домов  в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями, такими как, обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Поэтому для обобщения и систематизации знаний, развития навыков практической деятельности в вопросах социальной реабилитации/абилитации инвалидов специалистами учреждений применяются различные технологии. Одной из таких технологий является инновационная технология «Тренировочная комната для людей с особенностями развития».

Тренировочная комната (ТК) – это особая технология, которая создает специальную обучающую среду для социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с различными видами ограничений жизнедеятельности.    

Проведя анализ используемых помещений БУ «Психоневрологический интернат», в целях реализации технологии в рамках гостевого дома,  выявлено, отсутствие свободных и неиспользуемых помещений в интернате.  Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о целесообразности организации комнаты для реализации технологии ТК на базе учреждения.

I. Целевая группа

Дееспособные инвалиды трудоспособного возраста с психическими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии.

 

II. Цель и задачи

Цель технологии ТК - создание условий для подготовки к самостоятельной жизни, социальной адаптации получателей социальных услуг (ПСУ) с ограниченными возможностями здоровья и успешной интеграции в общество.

Задачи технологии:

  1. Оборудовать ТК (кухонная зона с бытовой электроплитой, раковиной, кухонной мебелью, холодильником, стиральной машиной);
  2. Сформировать/восстановить у ПСУ навыки социально-бытовой ориентированности, самообслуживания;
  3. Выработать навык распоряжаться денежными средствами, планировать по стоимости покупки, накапливать необходимую денежную сумму;
  4. Закрепить навыки пользования общественным транспортом, посещения магазинов, парикмахерской, оказание себе доврачебной помощи, обращения к врачу.

Формы работы

Формы организаций мероприятий (занятий) могут быть комбинированными, теоретическими, практическими (тренировочными), диагностическими: беседа, объяснение, показ, повторение, тренировка, деловая игра, ролевая игра и др.

Формы организации деятельности получателей социальных услуг (индивидуальные, групповые): практическое занятие, игра, тренинг, мозговой штурм, группы взаимоподдержки, обмен опытом, группы восстановления умений, выполнение плана работы и др.

Методы работы (словесные, наглядные, практические)

1.        Управленческие (административные): объяснение, диагностирование, планирование, прогнозирование, инструктирование, информирование, координирование, анализ и др.

2.        Социально-педагогические: наблюдение, объяснение, диалог, рассказ, иллюстрация, убеждение, внушение, поощрение, формирование перспективы, задание, упражнение, тренировка, повторение, ситуации успеха, ролевая игра, деловая игра, анализ документов, самоанализ, рефлексия и др.

3.        Социально-психологические: консультирование, тестирование, интервьюирование, биологической обратной связи, самоанализ, рефлексия и др.

4.        Социально-медицинские: наблюдение, консультирование, диагностика, объяснение, демонстрация и др.

5.        Исследовательские (опрос, анализ, анкетирование, собеседование), организационные (планирование деятельности, метод решения проблемной ситуации, информирование), практические (разъяснение, выполнение плана деятельности, обмен опытом, поощрение и др.).

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ  

Тренировочная комната предназначена для получателей социальных услуг, которые соответствуют определенным критериям:  

- группа инвалидности   II, III гр.;

- трудоспособный  возраст;

- дееспособный;

- с легкой степенью умственного нарушения (психическое заболевание в стадии стойкой ремиссии), без поведенческих рецидивов, без необходимости постоянно поддерживать лечение (психофармакотерапия);

- желание участвовать в технологии ТК;

-наличие жилья (возможность после реабилитации/абилитации переезда в жилье);  

-отсутствие медицинских противопоказаний (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н);

-высокий реабилитационный потенциал ПСУ (наличие способности к обучению).

Для участия в проекте ТК важно пройти через подготовительный этап в психоневрологическом интернате: посещение занятий в кабинете оккупациональной терапии (при необходимости), участие в реализации индивидуальной программы по жизнеустройству в течение года.

1. Этапы реализации программы

1 этап – организационный

-организационно-методические мероприятия по внедрению программы: организационные совещания, технические учебы, круглые столы;

-укрепление материально-технической базы и оснащение тренировочной квартиры;

-диагностика востребованности услуг ТК среди получателей социальных услуг;

-диагностика уровня сформированности социальных навыков у ПСУ целевой группы.

2 этап  - практический

-предоставление услуг по социально-средовой, социально-психологической, трудовой, коммуникативной, социально-культурной реабилитации, социально-бытовой адаптации;

-диагностика: сформированности компетенций ПСУ; уровня психоэмоционального состояния ПСУ;

-контроль качества предоставления социальных услуг;

-проведение корректирующих и предупреждающих действий.

Курс обучения в ТК может быть разным, в зависимости от потребностей получателей социальных услуг. От 4 месяцев до 1 года. Режим работы ТК - с 8.00 до 17.00. Кадровое обеспечение ТК: 1 воспитатель (или инструктор по труду), психолог.

Социальная реабилитация в тренировочной квартире предусматривает работу по 3-м направлениям:

- самообслуживание

- ведение домашнего хозяйства

- социальное взаимодействие.

Получатели социальных услуг обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, осуществления различных платежей (оплаты покупок в магазинах, онлайн - платежи и др.), организации собственного досуга.

В ТК могут предоставляться следующие услуги:

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала:

  • обучение пользованию бытовыми приборами (электроплита, духовой шкаф, микроволновая печь, чайник, стиральная машина, телевизор, персональный компьютер);
  • формирование социальных навыков (пользование общественным транспортом, посещение магазина, аптеки, почты, прием гостей, др.);
  • формирование гигиенических навыков (уход за внешностью: мытье, расчесывание волос, бритье, уход за кожей и ногтями; гигиена полости рта: уход за полостью рта, зубами, деснами, зубными протезами и др.);
  • обучение приготовлению пищи, стирка, глажка, мелкий ремонт одежды, уборка комнаты;
  • формирование навыка в организации собственного досуга.

3 этап  - аналитический

-продолжение работы с целевой группой, закрепление положительных результатов;

- анализ результатов программы;

- корректирование ее мероприятий;

-выявление резервов и определение способов оптимизации деятельности.

ТК включена в структуру БУ «Психоневрологический интернат», эргономично оборудованный модуль в кабинете оккупациональной терапии (Блок Д).

Услуги в ТК предоставляются получателям социальных услуг бесплатно и на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с законодательством автономного округа.

2. Ресурсное обеспечение реализации программы

2.1. Эргономические особенности организации ТК

ТК представляет собой жилое помещение, соответствующее принципам организации эргономического пространства, так как она будет использоваться как среда обитания для инвалидов и граждан с различными ограничениями жизнедеятельности. Оснащение должно отвечать потребностям инвалидов - это различные специальные приспособления и оборудование, адаптированная мебель, бытовые приборы и специализированное рабочее место.

Кухонная мебель, должна быть доступной для лиц с различными ограничениями жизнедеятельности (специально изготовленной мебель, приспособленная для пользования инвалидами-колясочниками), оснащена холодильником, электрической варочной поверхностью, духовым шкафом, стиральной машиной.

Кухонный стол должен иметь регулируемую высоту, что позволит им пользоваться инвалиду в кресле-коляске или в специальном рабочем кресле (стуле).

Шкафы (напольный, навесной) должны быть оборудованы раздвижными дверцами, удобными широко захватными ручками-рычагами, неглубокими полками, имеющими большую площадь для свободного размещения кухонной утвари: сковородок, кастрюль, тарелок, кружек.

Мойка должна быть оборудована удобными рычажными кранами, оснащена щетками (на присосках) для мытья посуды, приспособлениями для чистки овощей.

Для всей мебели следует подбирать такие типы фурнитуры, пользование которыми осуществляется простым нажатием. Диапазон высот установки оборудования для инвалидов на кресле-коляске должен находиться в пределах 0,4-1,4 м.

На кухне должны быть:

  • вспомогательные средства для приготовления пищи и напитков (средства для взвешивания и измерения, резки, рубки, чистки продуктов, бытовые электрические машины и др.);
  • вспомогательные средства для ведения домашнего хозяйства (совки, щетки, губки, пылесосы, вакуумные очистители, половые швабры и др.);
  • вспомогательные средства для открывания бутылок, банок, для захвата и удержания, держатели щеток, хваталки;
  • вспомогательные средства для помощи в еде и питье (термосы, чайники, специальные дозаторы сыпучих продуктов, специальные ножевые изделия, специальные кружки и стаканы, чашки и блюдца, подносы, нажимные резаки и др.).

Кухня в ТК Г-образной конфигурации с соблюдением норм «рабочего треугольника» (рабочая поверхность - мойка - электрическая варочная панель) и расположением обеденной группы (стол и стулья) в центре.

Такое расположение позволяет передвигаться по кухне гражданам с различными ограничениями, в том числе и на кресле-коляске.image14image15

2.2. Кадровые ресурсы

 Обучение самостоятельному проживанию проводит команда специалистов, включающая педагогов (воспитателей, инструкторов по труду) и психологов, при участии родителей (законных представителей) обучающихся. Один из специалистов будет являться руководителем команды. Он организует и координирует работу ТК, обеспечивает своевременное заполнение и ведение необходимой документации, координирует решение материально-технических и финансовых вопросов. Педагог работает ежедневно с 08.00 до 17.00. В течение рабочей недели осуществляется обучение, уход и присмотр за обучающимися. Кроме того, педагоги планируют обучение, описывают его в дневнике наблюдений, анализируют результаты педагогической работы и сотрудничают с родителями обучающихся (если они есть). Основной задачей психолога является создание такого психологического климата, который способствует позитивному настрою обучающихся на совместное проживание, благоприятствует налаживанию доброжелательных конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, их родителями и специалистами).



Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

 ОКРУГА – ЮГРЫ «ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ»

(БУ «Психоневрологический интернат»)

ул. В. Белого, дом 7, п.г.т. Излучинск, Нижневартовский район,

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,  628634

Тел./факс: 8 (3466)28-16-41

E-mail: secretar@internat-hmao.ru

ОКПО 56088047, ОГРН 1028601870120 ИНН/КПП 8620013075/862001001

[Номер документа]

[Дата документа]

Директору

 Департамента

 социального развития

Ханты-Мансийского автономного

 округа-Югры

 С.А. Давиденко

Уважаемая Светлана Алексеевна!

Во исполнение п. 14.1 п.п. 14.1.1. постановления Коллегии Департамента социального развития Ханты – Мансийского автономного округа - Югры  от 03-04 апреля 2018 года № 1 направляем предложения по разработке единой модели оказания помощи людям с инвалидностью, в том числе с нарушениями аутистического спектра и иными ментальными нарушениями, в организации самостоятельной жизни (сопровождаемое проживание), включая базовые нормативы социальных услуг.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

И.о. директора

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН

ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Сертификат  [Номер сертификата 1]

Владелец [Владелец сертификата 1]

Действителен с [ДатаС 1] по [ДатаПо 1]

   Е.И. Фомина  

Мусина Светлана Динаровна

Методист

8(3466) 28-16-41 (доб. 217)


Приложение

к письму от _____________№__________

Предложения по разработке единой модели оказания помощи людям с инвалидностью, в том числе с нарушениями аутистического спектра и иными ментальными нарушениями, в организации самостоятельной жизни (сопровождаемое проживание), включая базовые нормативы социальных услуг.

В реализации технологии ТК могут принимать участие дети-инвалиды «сироты», выпускники детских домов-интернатов, в том числе психоневрологических детских домов, с достаточно высоким реабилитационным потенциалом, признанные нуждающимся врачебной комиссией (с участием психиатра), дееспособные совершеннолетние (или несовершеннолетний, признанный обучаемым (МПК)), с трудовыми рекомендациями согласно ИПРА, не имеющий противопоказаний (приказ МЗ 29.04.2015 №216-н) или с нарушениями психических функций легкой степени (легкая умственная отсталость, аутистического спектра, с синдромом Дауна и пр.), но имеющий возможность после окончания курса в ТК, переехать в собственное жилье

Режим работы ТК может быть:

  1. Круглосуточный (социальный работник живет вместе с получателями социальных услуг (ПСУ);
  2. ТК дневного пребывания (с 8.00 до 17.00).

Работа по 3-м направлениям:

- самообслуживание

- ведение домашнего хозяйства

- социальное взаимодействие.

Получатели социальных услуг обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, навыку осуществления различных платежей (коммунальных, оплаты покупок в магазинах и др.), организации собственного досуга. В ТК могут предоставляться следующие услуги:

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала:

  • обучение пользованию бытовыми приборами (электроплита, духовой шкаф, микроволновая печь, чайник, стиральная машина, телевизор, персональный компьютер);
  • формирование социальных навыков (пользование общественным транспортом, посещение магазина, аптеки, почты, прием гостей, др.);
  • формирование гигиенических навыков (уход за внешностью: мытье, расчесывание волос, бритье, уход за кожей и ногтями; гигиена полости рта: уход за полостью рта, зубами, деснами, зубными протезами и др.);
  • обучение приготовлению пищи, стирка, глажка, мелкий ремонт одежды, уборка комнаты;
  • формирование навыка в организации собственного досуга.

Помещением может выступать квартира 2-х, 3-х, 4-х, 5-и комнатная, которая содержит следующие помещения: комната жильцов,  комната социального работника, кухня-столовая, холл-гостиная, туалет, ванная комната (помещение для стирки, помещение для хранения хозяйственного инвентаря).

Курс сопровождаемого учебного проживания может быть разным, в зависимости от потребностей получателей социальных услуг. От 4 месяцев до 1 года. Необходимо понимать, что длительность программы должна включать время на адаптацию к новым условиям жизни. Так и после окончания программы должен быть период адаптации. Важно, что бы выпускники не были покинуты и забыты, а знали, что всегда смогут обратиться за помощью к «своим» педагогам (социальным работникам).

Конечно, абилитация и реабилитация ментальных инвалидов может быть только при наличии способности к обучению и высокого реабилитационного потенциала.



Предварительный просмотр:

Доклад «О внедрении технологий сопровождаемого проживания и тренировочных квартир для людей с особенностями развития, разработка механизмов социализации несовершеннолетних, воспитанников реабилитационных центров и подопечных из Психоневрологического интерната»

Одной из важных и актуальных проблем, стоящих практически перед каждым домом-интернатом, детским домом, психоневрологическим интернатом, является проблема подготовки его выпускников к самостоятельной жизни в социуме. Такая подготовка должна носить интегрированный социально-педагогический, медико-социальный, психологический, социокультурный, физкультурно-адаптивный и профориентационный характер.

Она должна являться неотъемлемой составляющей социально-реабилитационной деятельности учреждения, стимулирующей целенаправленную социализацию его выпускников, формирование у них определенного позитивного опыта, социального поведения и самостоятельной трудовой (профессиональной) деятельности.

Вхождение выпускников интернатов, домов-интернатов, детских домов  в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями. Выпускник  сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Поэтому для обобщения и систематизации знаний, развития навыков практической деятельности в вопросах социальной реабилитации/абилитации инвалидов специалистами учреждений применяются различные технологии. Одной из таких технологий является инновационная технология «Тренировочная квартира для людей с особенностями развития».

Тренировочная квартира (ТК) – это особая технология, которая создает специальную обучающую среду для социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с различными видами ограничений жизнедеятельности.    

Получателями социальных услуг в ТК являются дети-сироты; дети и взрослые с особенностями развития; дееспособные граждане – выпускники психоневрологических интернатов.

Необходимо учесть, что для каждой группы инвалидности (инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, слуха, с с ментальными нарушениями) оснащение ТК специализированным оборудованием будет разным.

В ТК каждому инвалиду предоставляется отдельная специально подготовленная и оборудованная комната для проживания. Проживание в комнате может быть совместно не более 2 человек.

В ТК для инвалидов обязательно наличие помещений: комната жильцов,  комната социального работника, кухня-столовая, холл-гостиная, туалет, ванная комната (помещение для стирки, помещение для хранения хозяйственного инвентаря).

Курс сопровождаемого учебного проживания может быть разным, в зависимости от потребностей получателей социальных услуг. От 4 месяцев до 1 года.

Социальная реабилитация в тренировочной квартире предусматривает работу по 3-м направлениям:

- самообслуживание

- ведение домашнего хозяйства

- социальное взаимодействие.

Получатели социальных услуг обучаются навыкам самообслуживания, составления домашнего бюджета, ведения домашнего хозяйства, осуществления различных платежей (коммунальных, оплаты покупок в магазинах и др.), организации собственного досуга.

Режим работы ТК может быть:

  1. Круглосуточный (социальный работник живет вместе с получателями социальных услуг (ПСУ);
  2. ТК дневного пребывания (с 8.00 до 17.00).

Кадровое обеспечение ТК: 3 социальных работника (круглосуточное сопровождение).

Для того, чтобы определить потребность ПСУ в сопровождаемом проживании необходимо определить критерии, по которым будет определена целевая группа:

-иметь группу инвалидности   II, III гр.;

- быть трудоспособного возраста;

-быть дееспособным;

-с легкой степенью умственного нарушения (психическое заболевание в стадии стойкой ремиссии), без поведенческих рецидивов, без необходимости постоянно поддерживать лечение (психофармакотерапия);

- иметь собственное желание ПСУ участвовать в технологии ТК;

-иметь собственное жильё (возможность после реабилитации/абилитации переезда в свое жилье);  

-не иметь медицинских противопоказаний (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н).

Этапы предоставления социальных услуг получателям социальных услуг в ТК:

1        Диагностический  этап.

2        Подготовительный этап (деятельность по разработке индивидуальных программ реабилитации/абилитации в ТК, плана мероприятий, в основу которых положены результаты диагностического этапа, определении сроков выполнения)

3        Практический этап.

4        Аналитический этап (оценка эффективности мероприятий и оценка эффективности собственной деятельности специалиста; разработка рекомендаций для ПСУ и его родственников по окончании курса).

Для эффективной адаптации в ТК важно пройти через подготовительный этап в психоневрологическом интернате: посещение занятий в кабинете оккупациональной терапии, участие в реализации индивидуальной программы по жизнеустройству в течение года.

Помещениями могут выступать квартиры 2-х, 3-х, 4-х, 5-и комнатные, которая содержит следующие помещения: комната жильцов,  комната социального работника, кухня-столовая, холл-гостиная, туалет, ванная комната (помещение для стирки, помещение для хранения хозяйственного инвентаря).

Курс сопровождаемого учебного проживания может быть разным, в зависимости от потребностей получателей социальных услуг. От 4 месяцев до 1года. Помощь выпускникам тренировочной квартиры по мере необходимости, при возникновении сложностей и вопросов. Необходимо понимать, что длительность программы должна включать время на адаптацию к новым условиям жизни. Так и после окончания программы должен быть период адаптации. Важно, чтобы выпускники не были покинуты и забыты, а знали, что всегда смогут обратиться за помощью к «своим» педагогам (социальным работникам).

В учреждении действует Положение о порядке организации работы по разработке и реализации программы жизнеустройства получателей социальных услуг с 28.12.2017г. и работает полипрофессиональная бригада, которая разрабатывает индивидуальные программы жизнеустройства получателей социальных услуг.

Индивидуальная программа жизнеустройства составляется с учётом возрастных и психологических особенностей получателей социальных услуг, уровня их знаний и умений. 

На данный момент 1 индивидуальная программа жизнеустройства полностью реализована и получатель социальных услуг (Воевода А.Г.) успешно выбыл с психоневрологического интерната. Еще 4 программы реализуются в течение 2018 года (Егорова И.И., Бушмин С.Л., Надеина Н.Н., Мальцева С.В.).

Порядок организации полипрофессиональной бригады по программе жизнеустройства получателей социальных услуг в учреждении предусматривает три этапа: выявление и диагностирование, разработку и реализацию программы, содействие в поиске куратора (наставника) постинтернатного сопровождения.

Координатором по организации работы полипрофессиональной бригады приказом назначен заведующий социально-реабилитационным отделением.

Первый этап: выявление и диагностирование.

  1. Врач-психиатр выявляет успешно прошедших период адаптации получателей социальных услуг с уровнем реабилитационного потенциала, позволяющим адаптироваться в обществе.
  2. Врач-психиатр представляют аналитические справки (по ПСУ) Координатору, который проводит заседание полипрофессиональной бригады с целью обсуждения получателей социальных услуг, рекомендованных на выбытие из психоневрологического интерната.
  3. В случае положительного решения, уведомляется ПСУ и подбирается соответствующая диагностика с указанием сроков и ответственного за их выполнение, составляется годовой план работы полипрофессиональной бригады с определением целевых показателей.
  4. Проводится диагностирование и мониторинг ПСУ специалистами, входящими в полипрофессиональную бригаду в течение месяца после заседания полипрофессиональной бригады.

Диагностика проводится с целью оценки способности ПСУ к самостоятельной жизни в социуме, вне учреждения. Диагностика прикрепляется к первому разделу индивидуальной программы жизнеустройства получателя социальных услуг (Базовая часть).

Второй этап: разработка и реализация программы (в течение года).

  1. Координатор ежеквартально организует заседание полипрофессиональной бригады. Полипрофессиональная бригада разрабатывает индивидуальную программу по жизнеустройству ПСУ по утвержденной типовой структуре в течение 7 календарных дней. Назначаются ответственные за медико-социальные, психолого-педагогические, социально-правовые мероприятия с указанием сроков проведения.

Приложение 1: индивидуальная программа жизнеустройства ПСУ (можно прочитать какие мероприятия проводятся).

  1. С индивидуальной программой жизнеустройства знакомятся заведующий отделением, где проживает получатель социальных услуг, специалисты социально-реабилитационного отделения и др.
  2. Координатором ежеквартально, самостоятельно или с привлечением заведующих отделениями, осуществляется контроль над реализацией программы.
  3. Члены полипрофессиональной бригады каждый квартал предоставляют информацию о ходе реализации индивидуальных программ координатору.
  4. Координатор формирует отчет о реализации индивидуальной программы жизнеустройства (полугодовой, годовой) и представляет заместителю директора учреждения.

Третий этап: содействие в поиске куратора (наставника) постинтернатного сопровождения. 

  1. По итогам реализации плановой части программы жизнеустройства (медико-социальные, психолого-педагогические и социально-правовые мероприятия) на заседании подводятся итоги социальной подготовки выпускника психоневрологического интерната.
  2. В случае необходимости и при наличии добровольца, изъявившего желание стать куратором для получателя социальных услуг, успешно прошедшего индивидуальную программу жизнеустройства начинается следующий этап реализации программы. Он предполагает дальнейшее постинтернатное сопровождение куратором, в течение года после выпуска из учреждения. В качестве куратора могут выступать родственники, опекуны, сотрудники психоневрологического интерната или волонтеры.
  3. Заключается договор об установлении постинтернатного сопровождения между куратором и выпускником психоневрологического интерната, разрабатывается индивидуальный план постинтернатного сопровождения. Взаимодействие между куратором и выпускником психоневрологического интерната происходит в форме переписки, телефонной и видеосвязи (Skype) (еженедельно). Куратор несколько раз (не реже 2-х раз в месяц) посещает квартиру, где проживает выпускник. Все эти мероприятия проводятся в рамках плана взаимодействия. К содействию в постинтернатном сопровождении могут привлекаться специалисты психоневрологического интерната (юрисконсульт, психологи, воспитатели, инструкторы по труду, специалисты по социальной работе) и волонтеры.

С целью эффективной социализации, реабилитации и адаптации предлагаем совершенствовать этап постинтернатного сопровождения, внедрив стационарозамещающую технологию  «Тренировочные квартиры по обучению сопровождаемому проживанию инвалидов» на базе КЦ СОН п.г.т. Излучинск, г. Нижневартовска или социальные квартиры коллективного проживания в г. Нижневартовск.

Тренировочная квартира представляет собой специально подготовленное и оборудованное жилое помещение (1,2-хместные комнаты в соседстве) или 1,2-хкомнатные квартиры на одной лестничной площадке.

Возможно, рассмотреть вопрос о создании отделения реабилитации и интеграции инвалидов (ментальных). Деятельность данного отделения будет  направлена на трудовую реабилитацию, социально-бытовую ориентацию, физкультурно-оздоровительную работу, кружковую работу и культурно-досуговые мероприятия (опыт работы ПНИ №3 Санкт-Петербург). На базе этого отделения организовать работу «Тренировочных квартир» или «Социальной гостиницы с сопровождаемым проживанием» для обучения инвалидов навыкам поведения в быту и в обществе.

Целевая группа отделения:

-инвалиды различных патологий, старше 18 лет;

-граждане, имеющие ограничения вследствие перенесенных заболеваний (нервно-сосудистых заболеваний, последствий нарушения стадодинамических функций, инсультов, инфарктов);

-дееспособные инвалиды трудоспособного возраста из психоневрологических интернатов.

Работа с данной категорией может быть групповая, индивидуальная, курсовая или по принципу открытых групп. Центр может состоять из трех блоков: тренировочные квартиры, социальная гостиница (1-2 местные комнаты для проживания; гостиная; кухня с бытовой электроплитой, раковиной, кухонной мебелью, холодильником; душевые, туалеты (мужской и женский), бытовые комнаты с ванной, стиральной машиной),   тренировочные квартиры дневного пребывание инвалидов (западный опыт).

В программе могут участвовать инвалиды, проживающие в семьях но, по той или иной причине не имеющие необходимых навыков социальной жизни.

Человек, впервые столкнувшийся с болезнью, часто оказывается отвергнутым  семьей, обществом. На ранних стадиях болезни, без выраженных нарушений психических функций, без сформированного дефекта личности реабилитация возможна и необходима.  И поэтому в Центре должна оказываться психологическая помощь. Помощь в поиске способностей, талантов (АРТ-терапия, терапия творческим самовыражением, танцевальная терапия, курсы актерского мастерства).  Задача Центра не только обучить навыкам, но и создать позитивное отношение к жизни.

Конечно, абилитация и реабилитация ментальных инвалидов может быть только при наличии способности к обучению и высокого реабилитационного потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...