самоанализ урока
план-конспект урока (5 класс) на тему

Петрова Наталья Владимировна

анализ проведенного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_2.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ИСТОРИИ

Класс: 5- в

Тема урока: « Финикийские мореплаватели ».

Дата проведения урока: 02.10.2017 г.

Место урока в календарно-тематическом планировании:

Данный урок является  3м уроком главы «Западная Азия в древности ».

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Общая характеристика класса:

При планировании урока учитывались психолого-возрастные особенности 5-в класса, уровень сформированности компетенций, реальные учебные возможности, возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса.

Ученики данного класса имеют средний уровень познавательных способностей, но при этом обладают высокой учебной мотивацией. На уроках дети проявляют интерес к учебной деятельности. Большинство учащихся систематически готовятся к уроку, используют дополнительную литературу, возможности сети Интернет. Уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций достаточный для их возраста. Культура поведения и общения учащихся соответствует нормам.

Учебно-методическое и техническое оснащение урока:

На уроке использовалось мультимедийное оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, колонки;); самостоятельно разработанная компьютерная презентация к уроку; настенная карта « финикия карточки с текстом исторической задачи.

Цели и задачи урока:

Цель урока: Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев, создать условия для развития умений характеризовать понятия «колония» в Истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать умению работать с картой. 

Планируемые результаты:

Предметные: : научатся определять термины благовония, пурпур, колонии, алфавит; показывать на карте Финикию; получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие; объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита

Познавательные: 

Научатся работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной системы в другую. Развитие элементарных навыков установления причинно – следственных связей между объектами и явлениями.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

 Коммуникативные: смогут воспринимать устную и письменную информацию, работать в группах, аргументировать свою точку зрения

Личностные: понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и другого народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный,  эвристический.

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

 Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием для самостоятельной работы, доска на задней стене кабинета

Основные понятия изучаемые на уроке: колонии , пурпур, алфавит, морской разбой, благовония..

Структура занятия

Структура урока выстроена с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок включает в себя следующие этапы:

1.Самоопределение деятельности (мотивация).

2.Постановка учебной задачи (определение темы, постановка цели, задач, планирование деятельности).

3. Освоение нового материала.

4. Первичное закрепление (выполнение заданий и ответы на вопросы к параграфу).

5. Самостоятельная работа (решение исторической задачи).

6. Рефлексия и оценивание планируемых достижений.

Анализ деятельности по реализации целей и задач урока

На этапе самоопределения деятельности для создания эмоционального настроя к предстоящей работе я использовала стихотворение - приветствие с пожеланиями друг другу добра и успешной работы.

Выход на тему урока осуществлялся совместно с детьми.  Учащиеся определили почему я принесла на урок финики  Правильность предположений была проверена ими по оглавлению учебника (стр. 3). И иллюстрациям на слайдах .После того, как ученики убедились в правильности своих предположений по поводу формулировки темы урока (« Финикийские мореплаватели ») и. я сформулировала  Проблемный вопрос: Используя карту и рассказ, определите, как географические условия страны влияли на занятость людей?   Учащиеся были разделены на группы Для каждой группы обозначена цель исследования. Ваша задача – выполнить все задания и представить результат работы своей группы. Работа по группам Время – 10 минут. Были предусмотрены индивидуальные задания .

Проверка задания  осуществлялась в форме устного ответа на вопросы плана. Отвечая на вопрос об особенностях географического положения страны, дети пришли к выводу, что без карты представить себе местонахождение изучаемой страны невозможно.. Группа 1 - исследует, какие ремёсла были развиты в Финикии . Группа 2 – изучает особенности торговли Группа 3 – показывает, какими мореплавателями были финикийцы Группа 4 – изучает финикийский алфавит Выступления групп . использование презентации .  учащиеся справились с заданием

Использованные на этапе освоения нового материала формы организации учебной деятельности: выбор способа изучения учебного материала, самостоятельная работа с текстом учебной статьи, самооценка (личностные УУД); работа по намеченному плану (регулятивные УУД); сопоставление, дополнение, самопроверка, свёртывание информации (учебно-познавательные УУД); умение руководить и подчиняться (выступать в роли проверяющего и отвечающего) (коммуникативные УУД).

Велась работа по обеспечению предметных результатов: формировалось умение показывать на карте страну  Финикию ,; школьники учились рассказывать об особенностях природы и климата Финикии , раскрывать значение понятий, На протяжении данного этапа урока я старалась работать с опорой на имеющиеся у пятиклассников знания из курса «Окружающий мир», осуществлять межпредметные связи в предметом «География».

Этап первичного закрепления изученного материала был организован в форме творческой групповой работы. Детям, распределенным по «четверкам», предлагалось задание: передать максимально полно содержание всего параграфа по принципу «один пункт – одно предложение». Предложения могли быть любыми по объему и виду, но составленными грамотно. В ходе прослушивания и обсуждения предложенных вариантов шло проговаривание изученного материала, объяснение и повторение новых терминов.

Данный вид работы был направлен на развитие коммуникативных УУД (монологическая связная речь); регулятивных УУД (в некоторых группах дети распределили между собой по одному предложению, облегчив тем самым работу по запоминанию и воспроизведению информации).

В соответствии с планом была организована самостоятельная работа. Она проводилась в форме решения исторической задачи. Каждому ученику предлагались карточка с составленными на основе текста параграфа утверждениями, в которых допущены фактические ошибки. Нужно было найти ошибку, зачеркнуть и подписать верное слово (дату). Предлагалось также, если ученик чувствует себя неуверенно, выполнять работу в паре с соседом (с его согласия), но в таком случае оценка «5» не будет поставлена.

Работы были сданы, ответы проверены посредством сравнения с текстом слайда презентации. По совместно определенным критериям дети предположили, какую оценку они за данную работу получили. Далее я предложила ученикам определить, хотели бы они оставить эту оценку для выставления ее в журнал или отказываются нее. Свое пожелание по этому поводу они должны будут высказать на следующем уроке.

Использованные на этапе закрепления формы организации учебной деятельности, на мой взгляд, эффективны тем, что, помимо повторения изученного материала (предметные УУД), способствуют развитию таких личностных УУД, как самоопределение, самостоятельность, ответственность за свой выбор, самооценка.

На завершающем этапе урока мною были организована коллективная рефлексия: детям предложено определить, в какой степени, по их мнению, реализована цель сегодняшнего урока («полностью», «частично», «не реализована»). Индивидуальная рефлексия была организована в форме продолжения данных учителем высказываний: «на уроке я понял, узнал, разобрался…» (рефлексия предметных результатов урок), «мне было интересно…» (рефлексия познавательных интересов); «я бы себя похвалил за…» (рефлексия личностных результатов урока); «наиболее сложным было выполнение задания…» (рефлексия личностных и метапредметных результатов); «после сегодняшнего урока я бы себе пожелал…» (рефлексия предметных, личностных и метапредметных результатов).

Домашнее задание было обсуждено с детьми. Желающим предложено подумать над вопросами повышенной сложности, обозначенными значком или составить синквейн (алгоритм его написания уже известен детям).

При такой подаче домашнего задания соблюдается требование «идти за детьми», продолжается работа по формированию личностных УУД (самоопределение), благодаря вариативности задания, повышается мотивация к его выполнению.

Общие выводы:

При проектировании и проведении данного урока я ориентировалась на следующие принципы обучения:

- принцип систематичности и последовательности. Данный урок – важное звено раздела, главы и всего курса, как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

- принцип доступности. Урок построен с учётом возраста пятиклассников, особенностей развития учащихся данного класса, уровня их подготовленности.

- принцип наглядности. На уроке использовала изобразительно-звуковую (работа с учебной презентацией,), настенную карту, иллюстрации учебника.

- принцип связи обучения с практикой. На уроке дети осознали (пока на уровне общего представления) влияние природных особенностей на развитие цивилизации. Активизация познавательной деятельности обучающихся на данном уроке достигалась путём обращения к личному опыту детей, использованию понятного и личностно значимого для них материала. Стимулировалась внутренняя мотивация. Основными механизмами запуска внутренней мотивации выступали проблемные вопросы, компетентностно-ориентированные продуктивные задания, разнообразные формы организация учебной деятельности.

Принцип психологического комфорта предполагает, что учеба должна давать детям радость, протекать на фоне положительных эмоций. Реализации данного принципа способствовали доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, ориентированность на активность и сознательность учащихся. Я старалась использовать различные формы поощрения учащихся, поддерживала общий настрой на успех. Рациональный отбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.

Принцип здоровьесбережения. В целях реализации данного принципа я использовала различные формы обучения (диалоговые, монологические). Чередование индивидуальной, парной, групповой, фронтальной форм организации учебной деятельности помогали избежать монотонности, усталости обучающихся на уроке, стимулировали познавательный интерес. Я напомнила детям, что они учатся на хореографическом отделении и мне хотелось бы, чтобы все окружающие всегда восхищались их красивой осанкой. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Дифференциация обучения осуществлялась через предъявление вопросов различного уровня сложности, предоставление детям права выбора выполнять задания самостоятельно или в паре, определение каждым учеником в зависимости от его возможностей объема и форм выполнения домашнего задания.

Системно-деятельностный метод является основным на уроке. Н а всех этапах учебного занятия я старалась создать условия для того, чтобы школьники были активными субъектами своей учебной деятельности: определяли цель, осуществляли планирование, добывали информацию, осуществляли контроль, оценку (самооценку) результата.

Частично-поисковый метод необходимая составляющая современного урока. В рамках его реализации я стремилась, чтобы знания ни на одном из этапов не давались в готовом виде. Детям предлагались проблемные вопросы и задания. Велась работа в зоне ближайшего развития пятиклассников. Система вопросов выстраивалась в логике «учить на высоком уровне сложности», в случаях, когда дети затруднялись, вопросы корректировались в сторону упрощения, давались «ступеньки», но все основные выводы на уроке учащиеся сделали сами.

Работа на уроке строилась с использованием основных содержательных линий: «историческое время» (велась работа с хронологией, периодизация событий); «историческое пространство» (работа с исторической картой); «историческое движение» (образование и развитие государств); «человек в истории» (характеристика условий жизни людей).

Я старалась построить урок так, чтобы он был продуктивным, интересным. Взаимодействие с учениками строила с позиций сотрудничества, уважения на протяжении всего урока демонстрировала заинтересованное отношение к успехам детей.

Время, отведенное на все этапы урока, на мой взгляд, распределено рационально. Необоснованных потерь времени не было. Методически оправданно использовались наглядность и мультмедийные средства обучения. В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования реализация воспитательного потенциала урока (работа по формированию личностных компетенций) осуществлялась мною на основе использования учебных ситуаций и была встроена в каждый этап учебного занятия.

Ученики активно включались в работу, между нами чувствовалось взаимопонимание. Учебное содержание урока им было понятно, личностно значимо для каждого. Задания вызывали у них интерес.

Дисциплина на уроке была хорошая, дети умеют работать в парах, в «четверках». Итоговые выводы смогли сделать даже не совсем сильные ученики.

Таким образом, заявленные цели урока были достигнуты. В целом урок прошёл динамично и, по мнению детей, интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...