Доклад на МО " Воспитание патриотического сознания у учащихся с УО (ИН)", 10.10.2018
материал

Кандалова Вера Павловна

История родного края с использованием местного исторического материала служит активным средством формирования гражданских качеств ученика (любовь к Родине, человеческая порядочность, гражданственность, толерантность и др.), а так же расширяет кругозор учащихся с умственной отсталостью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05 8-495-851-50-03                                        e-mail:cenreab@dszn.ru

Доклад на тему:

«Воспитание патриотического сознания учащихся с умственной отсталостью»

Составила:

Кандалова В.П.,

учитель ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

2018/2019 учебный год

Введение

Ознакомление с краеведческим материалом способствует расширению социального опыта учащихся с особыми образовательными потребностями, формированию у них естественных и общественно-исторических знаний и представлений. При изучении природы родного края развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. Знакомство с богатой историей, природными богатствами, историческими памятниками, заслугами выдающихся земляков способствует воспитанию патриотических чувств, чувства долга перед Родиной.

Система специального образования призвана создавать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями, к которым относятся и учащиеся нашего центра. Использование краеведческого материала значимо для воспитательно-образовательных задач, а в целом - для социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Вследствие большой значимости для социально-личностного развития учащихся региональный компонент включен в содержание образования специальных (коррекционных) школ VIII вида и представлен в программах учебных дисциплин младших и старших классов общеобразовательного и коррекционного блоков: «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» (В. В. Воронкова), «Изобразительное искусство» (И. А. Грошенков), «Природоведение» (В. В. Воронкова, JI. B. Кмытюк), «География» (Т. М. Лифанова), «Биология» (В. В. Сивоглазов), «История» (О. И. Бородина, В. М. Мозговой), «Мир истории» (Л. В. Смирнова, И. М. Бгажнокова), «История Отечества» (Л. В. Петрова), «Социально-бытовая ориентировка» (В. И. Романина, Н. П. Павлова) и др., а также в программах профессионально-трудовой подготовки (Г. В. Васенков, Е. А. Ковалева, С. Л. Мирский, Б. А. Журавлев, Л. С. Иноземцева и др.). Работа с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения осуществляется в урочное и во внеурочное время в форме краеведческих экскурсий, внеклассных мероприятий, туристических походов и др.

Несмотря на коррекционно-образовательную значимость проблемы, наличие методических разработок,  разработано недостаточно.

Не формируются целостные представления о родном крае. Наряду с этим, недостаточно учитывается воспитательный потенциал краеведения, междисциплинарность краеведческого материала, большие возможности краеведения в развитии познавательного интереса у школьников рассматриваемой категории.

На мой взгляд, краеведческая работа будет результативной, если:

- данная работа ведется как в урочной, так и во внеклассной деятельности школьников в образовательном учреждении и за его пределами;

- она носит индивидуально-дифференцированный характер;

- осуществляется поэтапное развитие познавательного интереса учащихся к краеведческому материалу;

- для эффективной деятельности учеников на занятиях по истории родного края будет разработано учебное пособие.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования определены задачи:

1. Теоретически обосновать проблему формирования патриотических чувств у учащихся коррекционной школы посредством краеведческого материала;

2. Выявить значение включения регионального компонента в основной курс «Истории Отечества» для воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта любви к своей «малой» Родине;

3. Разработать учебное пособие по краеведению для формирования патриотического сознания у учащихся с умственной отсталостью;

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, изучение нормативных документов, изучение школьной документации, Internet-поиск, наблюдение, дедукция и индукция.

 Понятие «патриотизм» для учеников включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету России;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма – культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служению Отечеству является важным условием возрождения России.

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.

В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.

Миграция выпускников нашего центра невелика, в основном по окончании школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края приобретает особую важность для детей и подростков с умственной отсталостью.

Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.

Значение патриотического воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта любви к своей «малой» Родине

Привлечение краеведческого материала на уроках истории Отечества, Географии, ПТО и др. служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.

Большая роль в воспитании патриотических чувств детей и подростков принадлежит, конечно же, урокам истории Отечества. Они всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины.

У учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, входящие в состав Российской Федерации, более крупного региона.

Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся стараюсь показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великих русских ученых М. В. Ломоносова, Д.И.Менделеева, Д.Лихачева, и др.  внесших огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры.

Одним из требований, предъявляемым к изучению истории в коррекционной школе является связь материала урока с  историей родного края. Изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны.

Таким образом, включение патриотического компонента в изучение основного курса «Истории Отечества» является необходимым условием воспитания патриотического сознания учащихся с умственной отсталостью, а также позволяет им легче усваивать общеисторический материал, лучше понимать прошлое родного края, как части России.

Заключение

История родного края с использованием местного исторического материала служит активным средством формирования гражданских качеств ученика (любовь к Родине, человеческая порядочность, гражданственность, толерантность и др.), а так же расширяет кругозор учащихся с умственной отсталостью.

Вследствие возрождения патриотизма на современном этапе развития российского общества возрастает и роль краеведческого образования, как в массовых, так и в коррекционных школах, которое играет очень важную роль в патриотическом воспитании школьников, являясь его основой. Краеведческий материал раскрывает учащимся с нарушением интеллекта связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, помогает почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Вследствие того, что большая часть выпускников коррекционной школы остаются жить и работать в той местности, в которой они родились, изучение истории своей «малой» Родины играет значительную роль в их последующей социальной адаптации.  

В специальных (коррекционных) школах краеведческий компонент включен в программы многих учебных предметов младших и старших классов («Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Изобразительное искусство» «Природоведение», «География», «Биология», «История», «Мир истории» «История Отечества», «Социально-бытовая ориентировка» и др.), что еще раз подтверждает его значимость в процессе обучения детей с нарушениями интеллекта.

Изучив источники, касающиеся вопроса включения регионального компонента в изучение курса «Истории Отечества» удалось вывить, что использование информации, касающейся истории родного края, на уроках истории России не приводит к эффективному формированию у школьников с нарушениями интеллектуального развития краеведческих представлений, т.к. они рассматриваются фрагментарно.

Классное мероприятие Урок мужества, «Проект «Вооруженные силы России», мероприятие, посвященное Победе нашей Родины в Великой Отечественной войне; экскурсия к обелиску и памятнику города Троицка, посвященным ВОВ; экскурсия в военную часть; посещение Троицкого музея, различных предприятий города и области.

Результаты такой деятельности будут оформляться в виде фотовыставок, стенгазет, сочинений, рисунков и использоваться в дальнейшем учебно-воспитательном процессе. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания.

В основу развития патриотических чувств положены следующие принципы образования:

  1. принцип коррекционной направленности в обучении
  2. принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
  3. принцип научности и доступности обучения,
  4. принцип систематичности и последовательности в обучении,
  5. принцип наглядности в обучении,
  6. принцип дифференцированного подхода в обучении,
  7. принцип природосообразности (как соответствие возрастным особенностям учащихся),
  8. принцип культуросообразности (город и село со своими традициями, историей, этническими, природными и географическими особенностями), личностный подход, опора на цели, интересы.

Основные методы, которые используются на уроках:

  • словесные – рассказ, описание, объяснение, беседа, работа с учебным пособием (дети работают с картой, прорисовывают маршруты и отмечают на ней важные события);
  • наглядные – наблюдение, демонстрация;
  • практические – упражнения, интерактивные задания, созданные в среде LearningApps.org  и др.;
  • репродуктивный метод – воспроизведение и применение информации;
  • частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие, технологии компенсирующего обучения, информационно-коммуникационные технологии.

        Особую роль может и должны играть учебник и литература учебного плана. Работа с учебником способствует когнитивному развитию школьников, побуждает исследовательский интерес к своей местности, городу, поселку, а также расширяет, уточняет и закрепляет знания о той местности, в которой живут умственно отсталые учащиеся. Чрезвычайно важно, чтобы её содержание содействовало развитию интереса и воспитанию любви школьников к своей малой Родине.

Вопросы, касающиеся патриотического воспитания средствами краеведения и значения краеведческого образования для воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта любви к своей «малой» Родине, вследствие изучения и анализа большого количества источников, были достаточно полно и тщательно проработаны. Так, в прошлом году мы посещали несколько раз библиотеку им. Михайловых, где была прекрасно оформлена выставка местных художников, прочитаны стихи замечательных наших поэтов, а экскурсионная поездка на фабрику Филимонковской игрушки показала неподдельный интерес наших детей к истории возникновения данного народного творчества нашей местности.

        В ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» нет учебников по изучению истории родного края. Поэтому я разрабатываю отдельно блоки материала по истории родного края для 7-х классов, которые интегрируются в структуру урока. 

Моя задача, как педагога донести не только информацию о родном крае, но и сами дети также смогли бы рассказать краткую историю области, города Троицка, находить его на карте, реки области, давать краткую характеристику сельским поселениям района (Красной Пахре, Дубровицах, Былово, и т.д., о достопримечательностях, выполнять индивидуальные задания учителя, работать с картой.

Использованная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - Сб. 1. - 224 с.

6. Данилова, А. М. Формирование краеведческих знаний у учащихся старших классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03  / Данилова Александра Михайловна. – М., 2010. – 262 с. – URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kraevedcheskikh-znanii-u-uchashchikhsya-starshikh-klassov-spetsialnykh-korrekts;

17. Петрова, Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Коррекционная педагогика). – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0029/4_0029-1.shtml

38. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс] : 5-9 кл. / А. К. Аксенова, А. П. Антропов, И. М. Бгажнокова [и др.] ; под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Просвещение, 2010. – 290 c. – URL: http://www.twirpx.com/file/808346/ 

40. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида [Электронный ресурс] : 5-9 кл.: В 2 сб. / С. Л. Мирский, Б. А. Журавлев, Л. С. Иноземцев, Е. Л. Ковалева, Г. В. Васенков [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 2. – 304 с. – URL: http://www.static.my-shop.ru/pdf/100/999309.pdf; д

44. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс] / гл. ред. В. Г. Панов. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. – С. 135. – URL: http://www.psyoffice.ru/6-1041-kraevedenie-v-shkole.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Доклад Тема: Формирование гражданско-патриотического сознания у воспитанников.

Патриотическое воспитание обучающихся в настоящее время приобретает актуальность не только в образовании, но и в обществе в целом. В своих работах знаменитый ученый, педагог-новатор Василий Александро...

Формирование патриотического сознания, чувства любви к Родине - основа воспитания гражданина.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей и молодежи ценностные ориентации, нормы поведения гражданина и патриота России. Сегодня жизненно ва...