ТЕМА: « Воспитание патриотического сознания школьников»
статья (9 класс) на тему

Кушхова Фатима Нурбиевна

Патриотическое воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotichekskoe.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

  ТЕМА: « Воспитание патриотического сознаниия школьников» 

Введение

  1. Цели, задачи проекта
  2. Принципы патриотического воспитания
  3. Условия реолизации  проекта.
  4. Содержание проекта.
  5. Ожидаемые результаты.
  6. Заключение.
  7. Литературы.

Введение

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Проводя анкеты – опросники среди наших одноклассников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Поэтому в нашей школе патриотическое воспитание учащихся — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

         Цель патриотического воспитания:  

- осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в в практической деятельности;

-воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий , процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, готовности к выполнению конституционного долга;

- активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.

Задачи:

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-заботу об интересах Родины;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

-проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

-гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего и других  народов, к их обычаям и традициям;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;

-гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Важнейшей составной частью         патриотического воспитания является и формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения следует помнить, что, то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра  даст  соответствующие результаты.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического и в нвшей школе  – лежит, прежде всего, воспитание чувства, а  источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за свою Мать, близких, семью, за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей, за совместный успех и достижения других членов коллектива класса, школы, города, республики, страны.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

                                                                                                                 

 Основные  направления патриотического воспитания в нашей школе

- Изучение государственной и школьной символики ;

- Изучение традиций  семьи и разных народов ;

- Встречи с ветеранами войн;

- Вахты памяти;

- Изучение  родного края и волонтёрская  работа;

- Месячники  патриотической  работы;

- Интегрированные  занятия;

- Сбор материала для школьного  музея.

   Условия реализации проекта

 1   Всегда организуем праздники, посвящённые памятным датам с активным участием детей в них.

2   Проводим линейки,посвящённые Дню Победы

3         Проводим интегрированные занятия с  использованием            компьютерных технологий

4    Ежегодно проводим праздники, посвящённые  Дню Победы   

5      В ходе декады  патриотической работы и вахты Памяти 

 6     Наводим порядок  и чистоту

7    Убираем территориии памятников   и мемориалов

8    Возлогаем цветы

 9    Ежегодно организуем поездки на мемориал  Памяти павшим в боях за Родину

10    Возлагаем цветы

11    Ежегодно накануне 9 Мая  вместе с учащимися старших классов   поздравляем  ветеранов и участников трудового фронта ВОВ.

А также оказаем   помощь  нуждающимся  ветеранам на дому.

12   Ветеран ВОВ Никалай Антонович Яблонцев - наш гость  на  праздничном мероприятии, посвящённом Дню Победы

Ребята очень любят такие встречи, они задают много вопросов и с интересом слушают рассказы ветерана о ВОВ. Фото на память.

13   Мы часто совершаем поездки,  по местам боевой славы в Майкопском районе. В посёлке Каменомостском наши дети принимали участие в совместном мероприятии с ребятами –волонтёрами патриотических движений местных школ. Посещаем часто краеведческий музей.

 14  Посетили памятное место «Рубежное», где было остановлено наступление фашистских войск на Кавказе в посёлке Гузерипль, Майкопского района

15  Побывали на месте гибели казаков в 1920 г. у окраины станицы Даховской.

 16  На разных  внеклассных мероприятиях  дети  знакомятся с патриотическими датами  истории, подвигами молодых защитников Родины. Недавно отметили День Героев России.

17  В школе проводятся творческие конкурсы сочинений, рисунков, поделок, сочинений, посвящённым определённым памятным датам истории школы, республики и страны.

18  Школьный библиотекарь Пилипенко Л.Н. совместно с педагогами  проводит комплекс мероприятий: тематические беседы, библиотечные часы и презентации.

О событиях ВОВ: «Курская битва», «Под Сталинградом», « Хлеб наш насущный» (о блокаде в Ленинграда)

19  Дети  знакомятся  с событиями  Российской военной истории : «Бородинская битва» в год Бородино.

День Героя Отечества; «Георгиевская лента», «Слава богатырская», презентация : «Художники о войне»

20   Наши дети очень любят спортвные соревнования ко дню Защитника Отечества , Дни здоровья и разные встречи, посвящённые памяти известных в России и республике  спортсменов,в/служащих и  работников правоохранительных органов.

21  Дети изучают  государственную символику, информация о которой внесена в содержание контрольных работ по разговорной речи.

 22   Разработана и изучается символика школы. Проведены классные часы - «История нашей школы», торжественная линейка с выносом знамени и исполнением гимна , посвящённые юбилею школы.

23  Большую роль в формитовании коллективизма и гражданского долга  играет   школьное самоуправление.

24  Мы поддерживаем связь с родителями по изучению детьми семейных традиций и усилению воспитательного воздействия семьи на формирование патриотических чувств.

    Проблемы патриотического воспитания,  пути и способы повышения  его качества

Проблемы

1.Недостаточное знание детьми истории и культуры своей страны и малой Родины.

2.Проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» ,насаждением культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и  искажённым формированием у детей стереотипов

3.Недостаточная работа школьного самоуправления  в области  формирования гражданского долга, патриотизма и  национального единства;

4.Слабо развита система игровых занятий  и  ролевых игр по изучению народных традиций;

5.Мало проводится в школе мероприятий с участием родителей  и детей                                                (Напр:Мама, папа, я – спортивная семья)

Пути  и способы  повышения  качества патриотического воспитания

1). Изучать историиюи культуру Отечества, родного края,республики и  формировать на этой основе у учащихся чувство патриотизма;

2) .Разнообразными формами и методами приобщать школьников к патриотическому наследию России, знакомить с подвигами  героев-сверстников;

3).Продумывать   разные виды работы с детьми на  нейтрализацию  межнациональных проявлений и навязываемых  нам с запада  стереотипов  чуждой нам культуры;

4). Обеспечивать совместно с родителями повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки школьников;

5). Формировать у детей здоровый образ жизни, приобщать их  к культурному наследию России;

6). Приобщать детей к труду, воспитывать в них желание совершать добрые поступки для коллектива или для тех, кто в них нуждается.

7).Формировать  чёткую гражданскую позицию и самостоятельность посредством участия детей в работе школьного самоуправления;

6). Привлекать учащихся групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие,снижать  совершение ими нарушений  внутришкольного порядка

8). Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников.

Ожидаемые результаты:

• повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою

малую Родину;

• повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего

гражданского и патриотического долга;

• умение и желание сочетать общественные и личные интересы;

• повышение реального вклада подрастающего поколения в дело

 процветания родного края и Отечества.

Заключение:

Мы считаем, что сегодня жизненно важно возрождать в Российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке гражданские, активные и социально значимые качества.  

 

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  4.  Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантного сознания школьников на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье представлен материал по формированию толерантного сознания школьников в процессе изучения литературы......

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Доклад на МО " Воспитание патриотического сознания у учащихся с УО (ИН)", 10.10.2018

История родного края с использованием местного исторического материала служит активным средством формирования гражданских качеств ученика (любовь к Родине, человеческая порядочность, гражданственность...

Методическая разработка на тему: ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ

Школьники, занимающихся боксом, имеющие высокий уровень развития силовых качеств показывают на соревнованиях более высокие спортивные результаты....

Система работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"

В работе представлен материал по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"...

Выступление на тему: Воспитание патриотических чувст ребенка занятиями музыкой

Статья выступления на районном семинаре педагогов ДО...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств школьников

В статье раскрывается возможность использования метода проектов в патриотическом воспитании школьников....