Положение о системе оценок по русскому языку и литературе.
статья на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Документ содержит методические рекомендации и требования к результатам освоения учебного материала учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

по русскому языку и литературе

      Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций.

      Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формиро-вания универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью

Оценка метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации в ходе выполнения проверочных (тематических) работ. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

      Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Критерии выставления отметок:

Отметка «5»:  устный ответ, письменная работа, практическая деятельность  соответствует учебной программе в объеме 90-100%, допускает один недочет,  (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметка «4»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в основном  соответствуют требованиям учебной программы в объеме 70 - 89%, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочета и объем  (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметка: «3»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы в объеме 50 - 69%, однако имеется:1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов  (правильный , но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировок правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагать материал непоследовательно).

Отметка «2»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы в объеме 25 — 49 %, имеются существенные недостатки и 4 и более грубых ошибок, (неправильный ответ, незнание правил, формул, определений)

Виды отметок:

Текущая

Выставляются учителем за работу на текущем уроке

Характеризует  успешность освоения учебных программы по русскому языку и литературе

Тематическая

-  выполнение итоговых работ.

характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

- за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе

- за выполнение и защиту индивидуального проекта

Четвертная (полугодовая)

Выставляется на основе   тематических, текущих отметок

Характеризуют  результат освоения учебных программ по каждому предмету за определенный период

Годовая отметки

Выставляется на основе  четвертных (полугодовых) отметок

Итоговая

Выставляется на основе результатов внутришкольного мониторинга

Характеризует достижение планируемых результатов  обучения

Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество усвоения программы

90-100%

66 -89%

50 -65 %

менее 50%

Оценка

«Отлично»

«Хорошо»

«Удовлетворительно»

«Неудовлетворительно»

«Плохо»

Уровень

Высокий

Повышенный

Базовый

Пониженный

Низкий

При организации контрольно-оценочных действий со стороны педагогов ставятся следующие педагогические задачи:

- создать условия для полноценной оценки самим учащимся своих результатов:

- обеспечить самоконтроль за выполнением всех указанных выше условий.

Контрольно-оценочная деятельность учителя сосредоточена на:

 - выборе учащимися заданий для самостоятельной работы над конкретной темой;

- определении сроков выполнения заданий и предъявлении результатов самостоятельной работы на оценку;

- способах планирования учащимися самостоятельной работы;

- сформированности различных видов оценок (ретроспективной, рефлексивной и прогностической)

- способах работы учащихся с различными источниками информации;

- оценке готовности обучающихся к сдаче значимых работ  по теме и определение сроков их сдачи;

- оценке индивидуального прогресса в обучении и учении.

      Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Учащиеся используют следующие формы фиксации результатов учения и обучения в ходе учебной темы (блока):

- рабочую тетрадь для выполнения всех задач и работ в ходе учебной темы;

- тетрадь для самостоятельной работы (выполнение заданий для самоконтроля и творческих заданий);

- папку- «портфолио» ученика с набором творческих, исследовательских и других работ.

Цель контрольно-оценочной деятельности учащих заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку  и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

 Текущая аттестация обучающихся.

Предметом текущего (формирующего) оценивания является состав предметных способов действия и ключевых компетентностей. Такое оценивание производится как самим обучающимся, так и учителем и осуществляет диагностическую и коррекционную  функции. Цель такого оценивания - увидеть проблемы и трудности в освоении предметных способов действия и компетентностей и наметить план работы по ликвидации возникших проблем и трудностей.

Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся  проводится педагогом на протяжении всего периода обучения и позволяет выявлять сильные и слабые стороны каждого ученика, разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение успеваемости обучающихся. У учеников должно сложиться четкое понимание того, в каких разделах программы происходит их рост и что именно они могут сделать для улучшения своей успеваемости.

Текущий контроль освоения учебных программ  осуществляется учителем на уроках в течение всего учебного года. Отметка ставится за  учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением) по пятибалльной шкале в соответствием с критерием выставления отметок.

Промежуточный, тематический контроль направлен на проверку умений и навыков по определенной теме, разделу.

Формы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая  работа, контрольной работы, сочинения, зачет, доклад, творческая работа.

При выполнении обучающимся работы менее чем на 50% (ниже базового уровня - отметка «2») с ним проводится дополнительная работа до достижения им базового уровня (отметка «3»).

Промежуточная аттестация.

        Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образователь-ных достижений обучающихся и  отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности.

       Формами контроля для оценки достижения планируемых результатов по учебным предметам в рамках промежуточной аттестации являются:

- стартовая диагностика в форме стартовой работы. Предметом стартового оценивания, которое проводится в начале каждого учебного года. Материалы стартовых диагностик включаются в состав   портфолио обучающегося.;

-  промежуточные и итоговые комплексные работы на метапредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; 

- проекты  разрабатываются и защищаются учащимися  по одному или нескольким предметам с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Планируемые метапредметные результаты по русскому языку и литературе

Регулятивные:

  1. Самостоятельно формулировать проблему, анализировать условия и пути достижения цели.

2. Составлять план и последовательность действий.

3. Осуществлять контроль.

4. Уметь оценивать учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Пример задания

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 Однажды Света получила sms-сообщение от своей подруги Лены: "Завтра уезжаем на Чёрн... море. Пришлю красив... открытку. Напиши подробн... письмо про школьн... дела".

Как можно восстановить окончания, которые Лена, торопясь, не написала?

Составьте алгоритм (план, последовательность действий).

Опираясь на составленный алгоритм, запиши sms-сообщение Лены.

 Обозначь орфограмму в окончаниях прилагательных.

Познавательные:

1.Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

2. Самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (из текста в таблицу).

3.Пользоваться словарями (в том числе орфоэпическим), добывать информацию из разных источников (текстов статей, словарей, справочников), соотносить и осмысливать её.

Пример задания

1. Прослушайте текст стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро".

2. Из двух последних строф стихотворения выпишите эпитеты, выраженные именами прилагательными, вместе с именами существительными, к которым они относятся.

3. Как вы думаете, с какой целью использованы в тексте эти эпитеты?

Коммуникативные:

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.

2. Работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.

 3. Оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

4. Развивать связную монологическую речь; анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения свою и чужую речь.

5. Воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую (в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Пример задания

Прочитайте высказывание С.Шуртакова.

«Даже самый маленький посёлок или город имеет свою историю, своё лицо. Мне кажется, что человек, который не любит и не уважает своего родного края, не может по-настоящему любить и свою Родину».

Согласны ли вы с мнением автора? Поговорите с товарищем. Он считает, что знать историю своего края необязательно, более важно знать компьютер, информатику, спорт. Вы считаете иначе.

Методы и формы оценки планируемых результатов:

  • стартовые диагностические работы на начало учебного года;
  • стандартизированные письменные и устные работы;
  • интегрированные контрольные работы;
  • тематические проверочные (контрольные) работы;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • диагностические задания;
  • проекты;
  • исследовательская работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

«Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности»      В ст...

ЗАЧЁТ в системе уроков по русскому языку и литературе.

Новый этап в жизни общества, связанный с гуманизацией всех её сторон, позволил создать условия для перехода от авторитарной педагогики и выдвинул на первый план заботу о личности ученика. Появились бо...

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...

Авторская оценка учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б.

Авторская оценка учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б....