Доклад "Индивидуальный воспитательный маршрут"
статья

Овчинникова Ольга Валентиновна

Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    

Доклад

на тему:

«Индивидуальный воспитательный маршрут»

Учитель-дефектолог:

Овчинникова О.В.

Зеленоград 2016 год

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

   Выделим два важных момента в этом определении:

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.      

   Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

  • разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
  • коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

   В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта  этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:

  • Мотивы  и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.
  • Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.
  • Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.
  • Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

          Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.

Поэтому воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом.

Основные методы исследования, использованные в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

Проводя анкетирование дается возможность ребенку самому оценить себя и сравнить свою оценку с оценкой взрослого.

 Проведение мониторинга дает нам: постоянное диагностирование по параметрам развития личности, создаёт возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основная идея – поставить личность обучающегося воспитанника школы – интерната в центр всей воспитательной системы.

Приоритетная цель – создание благоприятных условий:

- для личностного развития ребёнка, при которых он станет тем, кем способен стать;

- для воспитания каждого ребёнка, как оптимально развитой личности;

- для развития ценностных отношений ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Цель: определить уровень воспитанности учащихся путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися (законными представителями), а также выявление представлений воспитателя о воспитанности детей.

Участники исследования: учащиеся 1-10-ых классов.

Сроки проведения исследования: ноябрь (входной мониторинг), май (выходной).

Критерии определения уровня воспитанности:

Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, старшего звена).

Уровень воспитанности отслеживается по следующим критериям:

Начальная школа:

- отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);

- отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);

- отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города);

- отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);

- стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).

Старшее звено:

- отношение к учебе (стойкий интерес к познавательной деятельности, стремление проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности: соответствие учебных результатов учебным  возможностям);

- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, воля к выполнению трудовых заданий, обязательность в труде, бережное отношение к труду других людей, самообслуживание и оказание, если это необходимо, помощи в обслуживании тех, кто в этом нуждается);

- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);

- навыки здорового образа жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к вредным привычкам сверстников, занятие спортом);

- отношение к другим (вежливость в отношении старших, младших, сверстников; толерантность, дружелюбие, отзывчивость, милосердие, самоконтроль в поведении);

- отношение к себе (адекватная самооценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствование);

- отношение к государству (уважительное отношение к своему государству, чувство долга перед обществом и государством, уважение прав и мнений других людей, следование закону);

-  степень социализации (осознанность выбора профессии, готовность к самостоятельной жизни; способность принимать ответственность за себя, семью, общество и т.д.).

Процедура получения информации:

  Учащимся и воспитателям предлагается оценить, насколько выражены предложенные качества по 5-ти балльной системе, где 5 – очень высокий уровень, 4 – высокий, 3 – средний, 2 – низкий, 1 – очень низкий, заполнив бланки №1, №2, после соответствующих инструкций (см. Приложение).

1. Воспитатель сообщает детям задание, предлагает сделать необходимые отметки в бланке №1 «Карточка самооценки воспитанности учащегося». До начала индивидуальной работы воспитатель с учащимися внимательно изучает бланк, графы таблицы, объясняет значение каждого качества, отвечает на все вопросы детей. Для индивидуального заполнения бланка отводится 20 минут.

2. Воспитатель сам оценивает уровень воспитанности каждого учащегося с помощью бланка №2 «Карточка оценки воспитанности младшего школьника», «Карточка оценки воспитанности подростка»,  «Карточка оценки воспитанности старшеклассника».

Обработка и анализ полученных результатов:

Используя сведения, полученные в бланках №1, №2, воспитатель обрабатывает полученную информацию, заносит данные в бланки №3 - №5 (см. Приложение); определяет уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом, а также проблемное поле уровня воспитанности.

Уровень воспитанности

До 40 % - критический уровень воспитанности

41% - 60% - низкий уровень воспитанности

61% - 75% - допустимый уровень воспитанности

76% - 100% - оптимальный уровень воспитанности

Бланк №5 воспитатель сдаёт заместителю директора по  воспитательной работе, который в свою очередь оформляет Отчет по изучению уровня воспитанности учащихся (см. Приложение).

При выявлении учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности коллегиально составляются коррекционные программы, которые прописываются индивидуально для каждого ребёнка или под каждое отклонение (может быть общешкольная программа по отдельно взятой проблеме, на определённую возрастную группу).

Оформление и хранение документов:

По окончании диагностики воспитанности должны быть оформлены следующие документы:

  1. Карта воспитанности на каждого ученика (хранятся у воспитателя в папках педагогического сопровождения):

а) материалы обследования (Бланк №1, Бланк №2,);

б) Бланк №3 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного
    учащегося»:

  • таблица;
  • уровень воспитанности;
  • «проблемное поле»;
  • выводы;
  • рекомендации.
  1. Бланк №4 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и группы в целом» (хранятся в папках педагогического сопровождения).
  2. Бланк №5 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся  группы» (хранятся у воспитателя, заместителя директора по воспитательной работе).
  3. Коррекционные программы (программы развития) на ученика (учащихся) (хранятся в папках педагогического сопровождения).
  4. Отчёт по изучению уровня воспитанности учащихся школы на текущий учебный год (хранится у заместителя директора по воспитательной работе) 

Воспитательный маршрут

Проблема:  Девочка не опрятная, не умеет ухаживать за своим внешним видом, девочка не использует в своей речи вежливые слова, груба со сверстниками.

Цель: коррекция проблемного поля

Задачи:

  • привитие навыков самообслуживания
  • привитие культуры общения и поведения

Направления работы:

  • формирование навыков самообслуживания (беседы, практическая отработка навыков самообслуживания, контроль и самоконтроль за внешним видом);
  • формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми (беседы, индивидуальные занятия с психологом, вовлечение в коллективные дела и мероприятия, регулярный контроль и самоконтроль за своей речью и общением с другими людьми, работа с родителями в данном направлении)

Прогнозируемый результат:

  • Сформированность навыков самообслуживания.
  • Сформированность правильного поведения в коллективе.

 Бланк №1

Карточка оценки воспитанности законным представителем

 ученицы 5-б класса  

     Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у  вашего ребенка по перечисленным качествам, используя пятибалльную шкалу:

5 – очень высокий уровень;  4- высокий;  3 – средний;  2 – низкий;   1 – очень низкий уровень

Дата заполнения:  

№ п/п

Качества личности

оценка

5

4

3

2

1

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к природе

4

Отношение к другим

5

Стремление к здоровому образу жизни

Суммарный показатель

20 баллов

Бланк №2

Карточка оценки воспитанности младшего школьника

Дата заполнения:

     Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у  вашего воспитанника, используя пятибалльную шкалу:

5 – очень высокий уровень;  4- высокий;  3 – средний;  2 – низкий;   1 – очень низкий уровень.

№ п/п

Качества личности

оценка

5

4

3

2

1

1

Отношение к учебе

2

Отношение к труду

3

Отношение к природе

4

Отношение к другим

5

Стремление к здоровому образу жизни

Суммарный показатель

12 баллов

Подпись  _____________



Предварительный просмотр:

Для открытия видеоурока необходимо скопировать следующую ссылку и открыть ее в интернет-браузере: https://yadi.sk/i/g2Abn1GJFwSW4A


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".

Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности....

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"...

Разработка туристского маршрута "Маршрутами скифов"

         Программа маршрута рассчитана  на  летнюю  оздоровительную  кампанию,  разделена  на  четыре  потока, продолжительность...

Индивидуальный воспитательный маршрут.

Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД....

Туристско - краеведческий маршрут.маршрут

Туристско - краеведческий маршрут.маршрут...

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2).

Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в рамках изучения географии (маршрут №2)....