Индивидуальный воспитательный маршрут.
методическая разработка
Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_moy.docx | 30.37 КБ |
dlya_otkrytiya_prezentatsii_neobhodimo_skopirovat_sleduyushchuyu_ssylku_i_otkryt_ee_v_internet.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему:
«Индивидуальный воспитательный маршрут»
Учитель-дефектолог:
Овчинникова О.В.
Зеленоград 2016 год
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Выделим два важных момента в этом определении:
1. создание условий для развития обучающихся;
2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.
Эти два момента особенно актуальны при воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно построить воспитательный процесс в СКО школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:
- разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;
- коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.
В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:
- Мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.
- Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.
- Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.
- Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур.
Поэтому воспитатели выполняют диагностическую функцию, по которой определяется исходный уровень, и постоянно отмечаются изменения воспитанности учеников. Эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом.
Основные методы исследования, использованные в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.
Проводя анкетирование дается возможность ребенку самому оценить себя и сравнить свою оценку с оценкой взрослого.
Проведение мониторинга дает нам: постоянное диагностирование по параметрам развития личности, создаёт возможность для своевременной коррекции деятельности воспитателя по воспитанию учащихся; позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.
Основная идея – поставить личность обучающегося воспитанника школы – интерната в центр всей воспитательной системы.
Приоритетная цель – создание благоприятных условий:
- для личностного развития ребёнка, при которых он станет тем, кем способен стать;
- для воспитания каждого ребёнка, как оптимально развитой личности;
- для развития ценностных отношений ребёнка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Цель: определить уровень воспитанности учащихся путём самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися (законными представителями), а также выявление представлений воспитателя о воспитанности детей.
Участники исследования: учащиеся 1-10-ых классов.
Сроки проведения исследования: ноябрь (входной мониторинг), май (выходной).
Критерии определения уровня воспитанности:
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики начальной школы, старшего звена).
Уровень воспитанности отслеживается по следующим критериям:
Начальная школа:
- отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность);
- отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города);
- отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежливость);
- стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены: опрятный внешний вид, уход за кожей тела, волосами, полостью рта).
Старшее звено:
- отношение к учебе (стойкий интерес к познавательной деятельности, стремление проявить свои учебные умения во внеучебной деятельности: соответствие учебных результатов учебным возможностям);
- отношение к труду (добросовестность и старательность в труде, воля к выполнению трудовых заданий, обязательность в труде, бережное отношение к труду других людей, самообслуживание и оказание, если это необходимо, помощи в обслуживании тех, кто в этом нуждается);
- отношение к природе (бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, участие в мероприятиях природоохранного характера, в т.ч. в уборке территории);
- навыки здорового образа жизни (неприятие алкоголя, курения, отрицательное отношение к вредным привычкам сверстников, занятие спортом);
- отношение к другим (вежливость в отношении старших, младших, сверстников; толерантность, дружелюбие, отзывчивость, милосердие, самоконтроль в поведении);
- отношение к себе (адекватная самооценка, умение видеть в себе недостатки, признавать свои ошибки, стремление самосовершенствование);
- отношение к государству (уважительное отношение к своему государству, чувство долга перед обществом и государством, уважение прав и мнений других людей, следование закону);
- степень социализации (осознанность выбора профессии, готовность к самостоятельной жизни; способность принимать ответственность за себя, семью, общество и т.д.).
Процедура получения информации:
Учащимся и воспитателям предлагается оценить, насколько выражены предложенные качества по 5-ти балльной системе, где 5 – очень высокий уровень, 4 – высокий, 3 – средний, 2 – низкий, 1 – очень низкий, заполнив бланки №1, №2, после соответствующих инструкций (см. Приложение).
1. Воспитатель сообщает детям задание, предлагает сделать необходимые отметки в бланке №1 «Карточка самооценки воспитанности учащегося». До начала индивидуальной работы воспитатель с учащимися внимательно изучает бланк, графы таблицы, объясняет значение каждого качества, отвечает на все вопросы детей. Для индивидуального заполнения бланка отводится 20 минут.
2. Воспитатель сам оценивает уровень воспитанности каждого учащегося с помощью бланка №2 «Карточка оценки воспитанности младшего школьника», «Карточка оценки воспитанности подростка», «Карточка оценки воспитанности старшеклассника».
Обработка и анализ полученных результатов:
Используя сведения, полученные в бланках №1, №2, воспитатель обрабатывает полученную информацию, заносит данные в бланки №3 - №5 (см. Приложение); определяет уровень воспитанности каждого ученика и группы в целом, а также проблемное поле уровня воспитанности.
Уровень воспитанности
До 40 % - критический уровень воспитанности
41% - 60% - низкий уровень воспитанности
61% - 75% - допустимый уровень воспитанности
76% - 100% - оптимальный уровень воспитанности
Бланк №5 воспитатель сдаёт заместителю директора по воспитательной работе, который в свою очередь оформляет Отчет по изучению уровня воспитанности учащихся (см. Приложение).
При выявлении учащихся с низким и критическим уровнями воспитанности коллегиально составляются коррекционные программы, которые прописываются индивидуально для каждого ребёнка или под каждое отклонение (может быть общешкольная программа по отдельно взятой проблеме, на определённую возрастную группу).
Оформление и хранение документов:
По окончании диагностики воспитанности должны быть оформлены следующие документы:
- Карта воспитанности на каждого ученика (хранятся у воспитателя в папках педагогического сопровождения):
а) материалы обследования (Бланк №1, Бланк №2,);
б) Бланк №3 «Таблица выраженности качеств и уровня воспитанности одного
учащегося»:
- таблица;
- уровень воспитанности;
- «проблемное поле»;
- выводы;
- рекомендации.
- Бланк №4 «Таблица суммарных показателей уровня воспитанности каждого учащегося и группы в целом» (хранятся в папках педагогического сопровождения).
- Бланк №5 «Таблица состояния уровня воспитанности учащихся группы» (хранятся у воспитателя, заместителя директора по воспитательной работе).
- Коррекционные программы (программы развития) на ученика (учащихся) (хранятся в папках педагогического сопровождения).
- Отчёт по изучению уровня воспитанности учащихся школы на текущий учебный год (хранится у заместителя директора по воспитательной работе)
Воспитательный маршрут
Проблема: Девочка не опрятная, не умеет ухаживать за своим внешним видом, девочка не использует в своей речи вежливые слова, груба со сверстниками.
Цель: коррекция проблемного поля
Задачи:
- привитие навыков самообслуживания
- привитие культуры общения и поведения
Направления работы:
- формирование навыков самообслуживания (беседы, практическая отработка навыков самообслуживания, контроль и самоконтроль за внешним видом);
- формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми (беседы, индивидуальные занятия с психологом, вовлечение в коллективные дела и мероприятия, регулярный контроль и самоконтроль за своей речью и общением с другими людьми, работа с родителями в данном направлении)
Прогнозируемый результат:
- Сформированность навыков самообслуживания.
- Сформированность правильного поведения в коллективе.
Бланк №1
Карточка оценки воспитанности законным представителем
ученицы 5-б класса
Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у вашего ребенка по перечисленным качествам, используя пятибалльную шкалу:
5 – очень высокий уровень; 4- высокий; 3 – средний; 2 – низкий; 1 – очень низкий уровень
Дата заполнения:
№ п/п | Качества личности | оценка | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Отношение к учебе | |||||
2 | Отношение к труду | |||||
3 | Отношение к природе | |||||
4 | Отношение к другим | |||||
5 | Стремление к здоровому образу жизни | |||||
Суммарный показатель | 20 баллов |
Бланк №2
Карточка оценки воспитанности младшего школьника
Дата заполнения:
Просим Вас оценить уровень развития личностных качеств у вашего воспитанника, используя пятибалльную шкалу:
5 – очень высокий уровень; 4- высокий; 3 – средний; 2 – низкий; 1 – очень низкий уровень.
№ п/п | Качества личности | оценка | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
1 | Отношение к учебе | |||||
2 | Отношение к труду | |||||
3 | Отношение к природе | |||||
4 | Отношение к другим | |||||
5 | Стремление к здоровому образу жизни | |||||
Суммарный показатель | 12 баллов |
Подпись _____________
Предварительный просмотр:
Для открытия видеоурока необходимо скопировать следующую ссылку и открыть ее в интернет-браузере: https://yadi.sk/i/g2Abn1GJFwSW4A
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете по теме "Стандартизация методов диагностики и построения индивидуального воспитательного маршрута обучающихся".
Индивидуальный воспитательный маршрут позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В своей статье я хочу рассказать об опыте выстраивания индивидуального образовательного маршрута в период внедрения ФГОС второго поколения, который реализуется в образовательных условиях нашей школы. ...
Доклад "Индивидуальный воспитательный маршрут"
Материал для классных руководителей и воспитателей ГПД....
Доклад на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...
Презентация на тему "Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов"
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого пос...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики
В статье приведено сравнение нескольких понятий «индивидуальный образовательный маршрут», которое педагоги лицея №373 Московского района проводили при выборе для использования в работе. Пр...
Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...