«ПРОЕКТНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЧЕРЧЕНИИ»
статья

Складанная Дина Алексеевна

В данной статье говорится о новых формах работы на уроках рисования и черчения. Дети должны любить учиться, поэтому им предоставляется такая ярко-информационная площадка для увлечения детей в познавательный мир, состоящего из мозаики разноплвнового творения в мире графики и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_i_ikt_tehnologii_v_izo_i_cherchenii.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОЕКТНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЧЕРЧЕНИИ»

Проектные технологии вошли в жизнь школьного пространства много лет назад. Первые представления о проектах и о проектных технологиях многим учителям были в диковинку. Имея прежнюю профессию архитектора, в должности которой я отработала 12 лет, я знала о проектах все: от промежуточной архитектуры до готовых рабочих чертежей под общим названием – проект определенного объекта. Мои знания из прежней профессии помогли мне с разработкой проектов изначально только в предмете черчение, а в других предметах,  я как и все остальные учителя понятия не имела, с чего начинать и чем заканчивать эту проектную деятельность. В черчении есть раздел «Основные особенности строительных чертежей». На изучение этой темы отводилось раньше 3 часа. Выручали факультативы и дополнительные занятия по предмету, на которых можно было заниматься проектной работой. Первые проекты я выполняла с учащимися именно в таком виде, когда от первых эскизов и набросков появлялись чертежи многоэтажных домов: фасады, планы, разрезы, перспектива здания, генплан, пояснительная записка и итоговая защита проекта перед школьной комиссией. Тогда еще не внедрялись информационные технологии, не существовало каких-то определенных форм по разработке творческих проектов. Не было обязательных стандартов, но по научно-исследовательским проектам уже появлялись предложения и аналоги оформления исследовательских трудов, этапы по их изучению, накоплению и оформлению.

Проекты, которые выполнялись на моих уроках черчения, носили творческий характер, поэтому защита проектов проводилась в форме зрительного обзора и обсуждения чертежного материала. В пояснительной записке раскрывались основные идеи и замыслы юных архитекторов. Они объясняли слушателям,  для чего были выполнены проекты по данным объектам, как идеи воплощались в графические формы, чего достигли в результате работы. В 2004 году на районном конкурсе «Полярная Арх-идея» два моих ученика получили Гран-При за проект под названием «Дом, в котором я хочу жить». Проект состоял из ряда чертежей, куда входили фасады, планы этажей, разрезы, перспектива с высоты птичьего полета. Был еще выполнен макет двух- этажного проектируемого дома из цветного картона и компьютерная видеоверсия, которую смонтировали сами ребята, где виртуальная видеокамера проходила по всем комнатам и на экране изображались окна, двери, стены, лестницы, балконы в объеме 3D загородного дома – коттеджа. В процессе демонстрации проекта на экране, шла его защита по пояснительной записке с представлением опорных данных по разработанному зданию под единым названием для всех участников «Дом, в котором я хочу жить». Использование компьютерных технологий, да еще в проектной работе было делом новым. Хочу отметить, что мальчишки 11 класса были настолько увлечены этим проектом, что самостоятельно изучили компьютерную программу, в которой видеокамера работала в объеме, исследуя чертежи жилого дома. Планы здания, фасады – все  выполнялись в компьютерном виде и вручную. Ребята еще наложили звук на изображение, придумали дизайн площадки возле дома. Получилось здорово! За свой проект ученики получили 80 тыс. рублей, что помогло им оплатить учебу в институте за первый год обучения.

Со временем проектные технологии стали более прозрачными для учителей и учеников, появились определенные структуры и методы работы в этой области. Стали проводиться методические объединения по обсуждению данной технологии, стала более доступна сеть Интернета, появились рекомендательные и разъяснительные документы в виде статей, публикаций и мн. другое  для ликвидации самодеятельности учителей и к определению единой формы работы в этом направлении. Более активно заработали проектные технологии по всем предметам, благодаря компьютерным технологиям. Так я плавно перешагнула с учениками от проектной деятельности на уроках черчения,  к проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Первый проект был разработан мною на тему «Чум-дом и семья в нем» уже в пределах предмета ИЗО. Он был выполнен в виде игрушки-сувенира из вкладышей - чумиков с изображением ненецкой семьи. Этой разработкой я поделилась с учителями, участвуя во Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей», который проводила «УГ». Заняла первое место в этом конкурсе, что и подвигло меня на выполнение следующего проекта «Динамическая кукла», но уже с учащимися школы на уроках ИЗО. У рисованных кукол двигались ручки, ножки, головы. Появились сказочные герои, появился сценарий новогодней сказки и появился новый проект. Дети были художниками, а стали кукловодами и актерами. Рисованные куклы двигались, разговаривали голосами учеников, учили маленьких зрителей из начальных классов здоровому образу жизни. Сказка была о Ковбое, который целыми днями скакал на лошади по диким местам, а за ним по пятам плелась костлявая смерть, потому что он вел непутевый образ жизни. Когда Ковбой перестал по-пустому проводить время, стреляя из пистолета направо и налево, а научился полезной работе и добрым поступкам, так от него отступила смерть и всякие опасности. За доброе сердце его полюбили люди, звери и даже самая красивая девушка из этой сказки.

Следующий проект появился в силу сложившихся обстоятельств. Юбилей школы, а финансов на все не хватает. Решили дарить юбилейные открытки учителям и гостям, сделанные руками учеников. Проект был не из простых затей. Нужно было придумать как и из чего изготовить поздравительные открытки. Чтобы не стыдно было дарить, но и качество было соответствующим. Нашли выход из положения: открытки сделали объемными и эстетичными. В ход пошли цветной картон, цветная бумага, фольга, фломастеры, капрон, пуговицы, кружева, тесьма. Дети фантазировали и предлагали разные варианты. В итоге получились композиции из летящих стрекоз, бабочек, божьих коровок. Были открытки с букетами цветов, с грибочками на пригорке, с радугой и с другой тематикой. Проект удался, поэтому данный проект работает по сегодняшний день, но теперь для их оформления используем компьютерные технологии. Теперь легко взять идею с какого-нибудь сайта, распечатать варианты или использовать компьютерные макеты. Яркие, красочные, тематические открытки создаются учениками на уроках ИЗО, на дополнительных уроках по предмету ИЗО в студии «Юный художник».  По различным поводам и в преддверии праздников: ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и т.д.  Усложнились и видоизменились оформительские задачи, появилась новая дизайнерская структура их изготовления в силу нового запроса к данной продукции и появления новых направлений, материалов, технических возможностей в изготовлении открыток. Проекты приобрели разнообразную вариативность. Попробовали прорезную аппликацию (вытынанку), а следом добавили пропускание цветных лент в прорезную аппликацию, и это получилось лучше и ярче! Освоили новые оформительские технологии: квиллинг, изонить, акриловую роспись по ткани, декорирование из атласных лент, декупаж… в продолжение многих лет выполнялись следующие творческие проекты: «Комнатные цветы» - топиарий, «Пасхальная ночь» - габаритное панно  в техника – квиллинг, «Ненецкая семья» -  в технике изонить, «Моя семья» - коллаж, «Космические просторы», «Фантастический город» и мн. др.

 Были новые впечатления, сомнения, робкие пробы, использование смешанных техник. Есть такая русская поговорка «смелость города берет», так и мы с учащимися творим, моделируем, конструируем и получаем готовый продукт авторского труда, потому что смело беремся за новые образы и идеи в проектных технологиях.

Однажды изготовили дамские сумочки из искусственных материалов под кожу и джинс. Проект был ошеломляющий! Практичность была налицо, эстетичность и новизна. Проблема оказалась в приобретении материала для шитья, подбора фурнитуры и крепежных приспособлений. Мы живем в поселке, где совершенно отсутствует магазин по продаже ткани, всякой мелочевке для шитья. Эта идея пока осталась без продолжения. Опыт в такой деятельности есть, значит, есть надежда на возрождение.

Четверо учеников приняли участие в третьем Всероссийском конкурсе - проекте социальной рекламы "Новый взгляд"  в  номинации "Социальный плакат". В этом конкурсе одна ученица заняла 1 место, один ученик 3 место и две ученицы Благодарственные письма за участие.

Так как наша школа находится в поселке, то у нас не так уж много организаций и предприятий, где можно чему-то поучиться, чем-то поделиться или заняться волонтерской работой. Мы нашли, где нужна наша помощь и где мы можем проектные работы применить в оформлении интерьеров и мероприятий. Посещая их, мы поняли, что оформительской работы в школе, в историко-краеведческом музее, в православном храме всегда предостаточно. Изготовление красивых вещичек везде требуется много и часто. Ученики здесь проявляют удивительную находчивость. Они из цветного картона, атласных лент, блесток, паеток, голографической бумаги изготавливают разнообразные украшения. Это и подвески, и ромашки, и розочки, и герберы, и звездочки, и веночки и мн. другое.  Такого рода материал хорошо хранится, многократно используется по мере проведения мероприятий, праздников. Творческая мастерская в урочное и во внеурочное время работает круглогодично. Такого рода проекты возникают по ситуации, реже, когда они запланированы. Ученикам приходится рисовать, чертить, кроить, моделировать. Иногда несколько предметов перемежевываются в творческом процессе. От эскиза к чертежу, от чертежа до готового проекта – эта цикличность непрерывна в проектных технологиях. Есть ряд ручных действий для определенного фронта работ, а есть частичное или полное  компьютерное исполнение проекта. Примеров этому здесь предостаточно.

Создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий сформировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности.

Участвуя в окружном виртуальном конкурсе компьютерных творческих проектов «В краю северного сияния»  в 2010 году одна ученица получила 1 место и два ученика 3 места. Эти проекты были выполнены в программе Paint в основе которых бежала основная идея – жизнь, быт и традиции малочисленного коренного населения.

Два проекта «Русская красавица» и «Городецкие фантазии» выполненные мною, я разместила на Международном образовательном сайте «Учебный методический кабинет ped-kopilka.ru» в 2014 и в 2015 гг. Посещаемость этого сайта очень высокая. Судя по просмотру моих разработок, число посетителей на данный момент составляет 15 тыс. чел. Отличный сайт для обобщения опыта, для обмена опытом, для заимствования опытом.

Я специально показала в этих двух абзацах временной разрыв в изготовлении проектов и их обзорности и доступности для других пользователей тогда и сейчас. Ведь только благодаря компьютерным технологиям, стал возможен такой доступ к просмотру и к выставлению проектов на подобных сайтах. Что-то было невозможным тогда, стало возможным сегодня, разве это не образец для перспективного развития образования через такие виды технологий как проектные и информационно-коммуникационные.

Альбомы с семейными фотографиями мы научились оформлять таким образом. На каждой страничке есть паспарту - рамка под фотографию, которая выполнена в технике коллаж. Материал берется из устаревшей журнальной продукции, чаще рекламного характера.  Этого «добра» хватает в школе, а особенно у каждого дома. Дизайн странички может дополняться цветными картинками, взятыми из Интернета – сердечками, котятами, зверятами, смешариками, сказочными мультигероями и др.образами.

Какие только не моделировали коробочки, шкатулочки, панно и мн.др. Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое, смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, подсмотренный в Интернете, потому что в нем есть элемент новизны, но со знакомыми технологическими приемами, со знакомыми оформительскими понятиями, с использованием дешевых материалов. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость, удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. Хочу отметить, что ручная работа в наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки, которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много.

Конечно, при кажущейся легкости в изготовлении подобных проектов существует одна закавыка. Обязательно, рано или поздно при выполнении работ связанных с проектом, возникнет вопрос по материальной базе. Ученики охотно приносят и делятся тем, что имеется у них в доме. Очень сложно убедить ребенка, а тем, в свою очередь, родителей на приобретение дополнительных приспособлений, материалов и предметов для выполнения конкретных проектов. Некоторые классные руководители добровольно оказывают учителю ИЗО  помощь,  беседуя с семьями на классных часах об укомплектованности учащихся средствами труда, обеспечением необходимым материалом для творческого моделирования. Учитель составляет список необходимого и ресурсного материала, а классный руководитель следит за исполнением данного задания учеником, вверенного ему класса.

Нельзя сказать, что все так просто в использовании информационно – коммуникационных технологий. Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования. Дотянутся до совершенства в знаниях по работе на компьютере – это безумство. Многое обновляется, меняются программы, усложняются накопительные структуры, режимы, доступы к материалам. Хочу отметить, что ученик лучше подготовлен к работе на компьютере, чем учитель. Для школьников введен образовательный минимум – урок информатики хотя бы раз в неделю, а для учителя даже нет недельных курсов в году. Поэтому не удивительно, что ученики опережают своих учителей в области знания ИКТ и поэтому используют их смелее, чаще, перспективнее. Однозначно, компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий и задач. Обучение компьютерным технологиям необходимо и учителю, и ученику.

Однажды ко мне с просьбой обратилась глава поселка по благоустройству детской площадки в парке отдыха. Мною был выполнен проект в виде чертежа, а точнее перспективы с высоты птичьего полета с охватом всей территории парка. В проекте были предусмотрены зоны отдыха, зона водоемов, игровые зоны, зоны тротуарных дорожек и площадок. Сейчас парк функционирует, и большая часть моих предложений была реализована в этом проекте.  В прошлом году я разработала проект входа-лестницы с навесом в историко - краеведческом музее поселка. Это помогло строителям выполнить вход и организовать отвод всевозможных осадков в виде дождя и снега от здания. Он получился широким и удобным. Детям я показываю свой проект и готовый вход, поясняя, что реализация проектов из графического состояния до реального исполнения возможна. Знание черчения с компьютерной обработкой дает продуктивный результат. Ведь мне пришлось перерыть в Интернете большой объем материала по применению и использованию дизайнерских наработок и идей в своем проекте.

Есть опыт работы и в научно-исследовательских проектах. Учащиеся с удовольствием участвуют в проектной деятельности, в конкурсах различного уровня. Многое познается учащимися через исследование, проектирование и попутную другую деятельность в период подготовки и выполнения научных и творческих работ. Один из первых научно – исследовательских  проектов был выполнен на тему: «История развития северного города Санкт - Петербурга» в 2010 году учеником 11 класса. На следующий год ученик из 5 класса составил научно – исследовательский проект на тему: «Русская народная роспись» в 2011 году. Этот проект выполнялся  по заказу историко – краеведческого музея, где и был представлен перед учащимися школ поселка.

Были и другие проекты научно-исследовательского характера: «День оленевода – праздник всей семьи», «Перспективный план развития поселка Ханымей», в котором во Всероссийском конкурсе «Талантоха -7» ученик 8 класса стал Дипломантом в 2014 г.

За научно – исследовательский проект: «Подвиг Эрмитажа во время Великой Отечественной войны» ученик 6 класса в Международном конкурсе «Я - гений» стал победителем и получил диплом за 1 место в 2015 году.  

Мне самой довелось в прошлом учебном году готовить научно- исследовательский проект на тему: «Православные защитники земли русской» и участвовать во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». На региональном уровне данного конкурса я стала Лауреатом в номинации «Лучшая инновационная разработка года».

Из чего же состоит проектная работа и проектные технологии, что это за метод проектов, какой смысл в такой деятельности? На данный период проектная деятельность вводится в школьную программу не в угоду моде, а в угоду современным требованиям самой жизни. Умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в жизни.

           Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления проектной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая их в определенную поисковую ситуацию. Кроме того, ученик сам может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробными комментариями), способ изложения учебного материала. Конечно, проектные технологии очень тесно связаны с ИКТ. Скорее всего, что без компьютерных технологий осуществить многое из проектной деятельности не удалось бы. Презентации, работа с графическим редактором, с компьютерным дизайном, с Photoshop , с Веб услугой и т.д. служат дополнением, оформлением и основой любого проекта. Конечно, особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах проектной деятельности. Надо сказать, что эти две технологии идут параллельно. Если используешь одну из них, то вторая как сопровождающая технология соседствует на всех этапах работы.       

Применение проектных и  информационно-коммуникационных технологий способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой и со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль  проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Умение грамотно и целенаправленно использовать ИКТ во многих направлениях и в нужном объеме в школьном проектировании поможет учителю и ученику скорейшему изготовлению готового продукта, готовой формо идеи, готового арт-дизайна. У школьников развиваются коммуникативные способности и умения устанавливать контакт с людьми, активности в общения, стремления к взаимодействию, сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, умению учитывал интересы других людей, уважению и достоинству другого, стремления к диалогу.

 Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

Очень тесно сотрудничаем я и школьники с историко – краеведческим музеем нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки организуются ежегодно  ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние, Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов. Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство с элементами черчения» для 8-9 классов

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании»​ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 ...

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникационных и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

 Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике  отходит от тр...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...