Живой музей «Сказкин дом»
методическая разработка

Титова Елена Владимировна

Главной творческой темой стало изучение, сохранение и развитие традиционного народного творчества, русских народных сказок, сказок разных народов мира как наиболее глубинного пласта духовной культуры общества, позволяющего обрести свои корни и найти правильные точки опоры для жизни в современном мире.
Концепция проекта «Живой музей сказкин дом»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkin_dom.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Регистрационный № ________

Дата регистрации заявки:

«____»________________ 2015 г.

(заполняется организатором конкурса)

Титульный лист заявки

Название проекта, направление на которое подаётся заявка

 Живой музей «Сказкин дом»  

1.Организация-заявитель1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Заринска Алтайского края, Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26

2.Организация-исполнитель Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Заринска Алтайского края, Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26

3. Руководитель организации-заявителя2 Суханова Светлана Евгеньевна, директор, Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26, тел. 8 (38595) 71-2-44

4.Руководитель проекта  Титова Елена Владимировна, старшая вожатая,Суханова Светлана Евгеньевна,директор. Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26

5.Автор проекта (идеи) (ФИО, адрес, телефон) Титова Елена Владимировна, Старшая вожатая, Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26, тел. 8 (38-595) 71-2-44

6.Бухгалтер проекта (ФИО, адрес, телефон) Портнова Татьяна Викторовна, Алтайский край, г. Заринск, ул. Центральная, 26, тел. 8 (38-595) 71-2-38

География проекта  Алтайский край, г. Заринск, микрорайон Лесокомбината, МБОУ СОШ № 1

 

Численность населения, вовлеченного в проект

Исполнители, в том числе добровольцы

чел. 95

В том числе молодежи

(14-30 лет)

Исполнители, в том числе добровольцы

чел.   26

Благополучатели

чел. 400

Благополучатели

чел.  125

Всего

чел. 495

Всего

чел. 151

Краткое описание проекта, конкретные ожидаемые результаты   Главной творческой темой стало изучение, сохранение и развитие традиционного народного творчества, русских народных сказок, сказок разных народов мира как наиболее глубинного пласта духовной культуры общества, позволяющего обрести свои корни и найти правильные точки опоры для жизни в современном мире.
Концепция проекта «Живой музей сказкин дом»
Почему музей – живой?
Классический музей - обычная витринная экспозиция с застывшими экспонатами.
Живой музей - это постоянно развивающийся организм, в жизни которого принимают участие все желающие. За экспонатами можно не только наблюдать, их можно трогать руками, с ними можно играть, устраивать различные интерактивные мероприятия: традиционные праздники, обряды, спектакли. А для того, чтобы узнать больше о различных видах народного творчества, планируется организация виртуальных  путешествий в места традиционных народных промыслов.
Живой музей постоянно растет: его коллекцию пополняют сами участники проекта, часто экспонатами, сделанными своими руками. 
Почему все-таки музей?
В названии проекта присутствует слово музей, потому что основой является коллекция из более 100 предметов народного творчества,быта русского народа,а также предметов используемых в сказках, собранных руководителем и участниками проекта, непрерывно пополняющаяся и открытая для ознакомления всем желающим. Кроме того, постоянно проводятся музейная работа по сбору, изучению, классификации, разработке форм представления информации по традиционным ремеслам, отбору образцов народного творчества для экспонирования на выставках. 

Срок выполнения проекта бессрочный

Срок реализации средств апрель-май 2015 года

Запрашиваемая сумма, руб.

5000

Имеющиеся средства, руб.

Полная стоимость проекта, руб.

5000

Прилагаемые письма

Структура заявки

1. Информация об организации

1.1. Описание организации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Заринска Алтайского края была основана в 1951 году как школа-семилетка. В 1952 году её преобразовали в среднюю школу. В 1964 году построили новое здание школы, в котором она продолжает функционировать по настоящее время.

В настоящее время в школе обучается 275 учащихся, работает 17 педагогов, школа является не только образовательным, но и социокультурным центром микрорайона «Лесокомбинат».

Сообщество микрорайона, окружающего школу, нуждается, как и школа, в установлении и развитии взаимовыгодного социального партнерства, сотрудничества и консолидации ресурсов для совместного решения социально-значимых проблем школы и сообществ.  Организация совместных социально-значимых мероприятий не только расширит кругозор участников, но и будет способствовать привитию любви к родному краю, Родине, ответственному поведению, терпимости, взаимопониманию, диалогу культур. Создание социокультурного центра микрорайона как единого   воспитательно-образовательного пространства семьи, школы, микросоциума через вовлечение родителей, членов сообщества в активную школьную жизнь, в орбиту управленческо-педагогической деятельности – одна из основных целей школы.

В рамках внеурочной деятельности «В гости к сказке» Работая со школьниками, было замечено, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд. Если даже дети и знают русские сказки, то не понимают значение многих слов, не знают предметов быта русского народа. В связи с этой проблемой пришла идея создания живого музея «Сказкин дом» - места где сказка и реальность живут рядом.

2. Описание проекта

2.1. Обоснования необходимости проекта

Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

Сказка – неразлучный спутник детства. Ребёнок любит сказку за живость и ясность образов, за чёткость и определённость характеров, за простоту сюжета, за поэтический народный язык.

Сказочная форма позволяет удачно ввести ребёнка в мир знаний, через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка.

Упражнения со сказочным сюжетом усиливают интерес к самому заданию, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям, тем самым позволяют способным детям раскрыть и активизировать свои способности, а неуверенным учащимся – развить инициативу, сообразительность, мышление.

Встреча со сказочными героями побуждает ученика ещё раз прочитать литературное произведение, придумать своё продолжение или немного пофантазировать и изменить сюжет, глубоко поразмышлять о нём. Живой музей «Сказкин дом», это место где сказочные герои находятся рядом с предметами старины, что позволяет прикоснуться к истокам своей страны, своей малой Родины, а также даёт возможность поверить в чудо или даже сотворить это чудо своими руками, чего так не хватает сегодняшним детям.

2.2. Цель и задачи проекта

Цель: 

- подробное изучение литературного жанра – сказки;

- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;

- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

-повышение интереса к истории, традициям и культурным ценностям России, воспитание всесторонне развитой творческой личности на основе изучения, сохранения и развития традиционного народного творчества как основы формирования национального самосознания.

Задачи: 

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие мелкой моторики;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
- Сохранение и развитие традиционной народной культуры

 Изучение истории народного творчества и истории страны через исследовательскую деятельность и художественное творчество

- Создание творческой среды для всестороннего раскрытия потенциала личности.

 - Организация досуга и просвещения детей и взрослых.

- Разработка качественно новых методов и форм продвижения знаний о традиционной народной культуре.

 -Формирование практических навыков работы в различных видах творческой деятельности среди школьников.

 - Повышение активности населения в вопросах сохранения традиционной народной культуры, Воспитание патриотизма, чувства сопричастности к своим корням и своей Родине.

2.3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. В связи с этой проблемой была разработана программа внеурочной деятельности «В гости к сказке». Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

            В качестве учебного материала для формирования школьников начального звена выбрана фольклорная (народная) сказка. А также сказки разных народов мира, авторские сказки. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности.  В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.  

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

-  непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-  развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Ценностные ориентиры содержания

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

 Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда.

Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования   и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

В рамках внеурочной деятельности «В гости к сказке» был проведен исследовательский проект «Как мы спасали колобка» В ходе которого выяснилось, что современные дети не знают значения многих слов используемых в русской народной сказке, знакомой с детства. В результате этого проекта ребята узнали, что такое сусек, короб и т.д. Познакомились с обустройством русской избы, узнали рецепт изготовления колобка, изменили финал сказки. Слепили и испекли большого колобка. Так появился первый экспонат живого музея «Сказкин дом» В последствии в ходе изучения других сказок запас экспонатов пополнялся. Вот тогда и возникла идея создания такого места, где сказка и реальность могли жить рядом. Администрацией школы в лице директора Сухановой С.Е. было согласованно место для создания живого музея «Сказкин дом». В настоящие время ведется работа по подбору и изготовлению экспонатов музея. В дальнейшем планируется оформление помещения в народном стиле с элементами интерьера и утвари.

В дальнейшем планируется помещение и экспонаты музея «Сказкин дом» будут использоваться и на других предметах

2.4. География проекта

МБОУ СОШ № 1 г. Заринска Алтайского края, МБУК ДК «Балиндер», МДОУ детский сад № 1 «Берёзка», совет ветеранов микрорайона Лесокомбината.

3. Рабочий план реализации проекта

3.1. Сведения об основных исполнителях проекта

Основными исполнителями проекта «Ежегодный фестиваль патриотической песни, посвященный памяти выпускника школы № 1, погибшего в Чеченской республике, Олега Фатеева «Февральский ветер» являются учащиеся, их родители, работники МБОУ СОШ № 1, жители микрорайона Лесокомбината, Совет ветеранов микрорайона, Заринское отделение Союза ветеранов Афганистана, депутат городского законодательного собрания Валяс В.И., работники МБУК ДК «Балиндер».

Руководители проекта:

Суханова С.Е., директор МБОУ СОШ № 1, работает в школе с 1988года, является автором идеи фестиваля;

 Масолова В.В., музыкальный руководитель фестиваля, классный руководитель Олега Фатеева, работает в школе с 1988 года старшей пионерской вожатой, в настоящее время – заведующий хозяйством, имеет профессиональное музыкальное образование;

 Титова Е. В., учитель МБОУ СОШ № 1, работает в школе с 2004 года, сначала – старшей вожатой, теперь – учитель музыки, креативный вдохновитель, сценарист и творческий руководитель фестиваля.

3.2. План-график реализации проекта

Наименование этапа проекта

Дата

Основное содержание этапа

Ответственный

1.

Поготовительный

«Линейка, посвященная памяти О.Фатеева»

15 ноября

Ежегодно в день гибели проводится линейка, посвященная памяти О.Фатеева. С целью мотивации учащихся школы на участие в фестивале

Титова Е.В.

2

Проектировочный

Январь

Февраль

Подбор репертуара

Работа над сценарием

Ознакомление с положением.

Оформление заявок

Составление графика репетиций

Классные руководители

Титова Е.В.

Масолова В.В

Классные руководители

3

Практический

09.02.

15.02

20.02

24.02

26.02

Работа с членами «Батальона памяти микрорайона»

(Уточнение списков, приглашений на фестиваль)

Работа над мультимедийной презентацией к мероприятию.

Репетиционные занятия

Назначение дежурного класса.

Инструктаж

Составление плэй листа

Работа над соотношением звука и голоса (подбор тональностей)

Генеральная репетиция в ДК «Балиндер»

Проведение Фестиваля «Февральский ветер»

Титова Е.В.

Классные руководители среднего и старшего звена

Титова Е.В.

Масолова В.В

Классные руководители

Титова Е.В.

Титова Е.В.

Ходырев Е.В.

Масолова В.В

Ходырев Е.В.

Масолова В.В

Титова Е.В

Классные руководители

Суханова С.Е.

Титова Е.В.

Мосалова В.В.

Классные руководители

Дежурный класс

4

Информационно просветительский

20.02

Распространение информации о проведении фестиваля.

Приглашение родителей О.Фатева,членов совета ветеранов микрорайона Лесокомбината, членов Союза ветеранов Афганистана

Титова.Е.В.

Дежурный класс

Суханова.С.Е.

4

Заключительный

28.02

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Суханова С.Е.

Титова Е.В.

Мосалова В.В.

3.3. Медиаплан проекта

Наименование этапа проекта

Наименование СМИ

Форма изложения информации

Число

3.4. Бюджет проекта

Наименование статьи затрат

Стоимость,

руб.

Кол-во,

 шт.

Всего,

руб.

(гр.2хгр.3)

Имеется

у партнера

руб.

Имеется

у заявителя

руб.

Требуется,

руб.

(гр.4х(гр.5+гр.6)

Примечания3

1

2

3

4

5

6

7

4.Механизм оценки результатов

Этот раздел (2-3 абзаца) должен содержать ответы на следующие вопросы:

Каким образом будет оцениваться эффективность проекта в целом?

Кто будет оценивать достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта (описать процедуру оценки) и по его окончанию?

Каковы критерии оценки эффективности проекта?

5. Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

В этом разделе (не более 1 страницы) должна содержаться конкретная информация (с указанием количественных и качественных показателей) о результатах проекта. Например, запланировано проведение семинара, нужно указать количество обученных слушателей; если реализуется программа по предоставлению каких-либо услуг, нужно указать количество слушателей или организаций (привести перечень), пользующихся этими услугами.

Если проект может быть продолжен или состоит из нескольких этапов, то необходимо предоставить следующую информацию:

Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?

Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?

Каким образом данная программа будет существовать в дальнейшем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Музей живых картин

В статье представлен опыт интерактивного обучения через проектную деятельность....

Социальный проект "Музей должен быть живым"

Социальный проект для музея...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....