Рабочая программа кружка "Кукольный театр "Сказкин дом".
материал

Солдатова Оксана Александровна

Рабочая программа кружка "Кукольный театр "Сказкин дом".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа кружка "Сказкин дом"555.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Хасуртайская средняя общеобразовательная школа»

 «Согласовано»                                                                                                  «Утверждаю»

 Зам. директора по ВР                                                                                       Директор школы

  Мартынова В.Ф.                                                                                               Иванова В.В.

                                                                                                         

 «______»_______2021 г.                                                                           «_____»______2021г.

Рабочая программа кружка «Кукольный театр «Сказкин Дом»

для учащихся 5-6 классов

(срок реализации программы 1 год)

Руководитель кружка: Солдатова О.А.

с. Хасурта.

2021г.

Пояснительная записка

Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а  также на организацию их свободного времени.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ «Хасуртайская СОШ»:

        Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Общее состояние ребенка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения. Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят веселой, интересной, яркой и содержательной.

Одним из эффективных средств воспитательного воздействия является организация кукольного театра в школе. Программа по времени реализации является двухгодичной.

        Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Это приводит к оскудению словарного запаса детей, их речь беднеет, с возрастом становится невыразительной. Дети испытывают трудности в общении, не умеют излагать свои мысли. Уроки литературы и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, творить добро.

       Педагогическая целесообразность данного курса для учащихся 4-5 классов обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства. 

        Введение театрального искусства через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществить через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Театральное творчество в последнее время приобретает особое значение. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развиваются и творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно создают свои «шедевры».

       Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно в особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший и средний школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

        Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

        Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания и всестороннего развития детей.

      Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.

Задачи: 

  1. Формировать интерес к театру кукол.
  2. Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
  3. Расширить кругозор исторических, экологических, литературных знаний учащихся.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
  5. Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
  6. Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
  7. Совершенствовать артистические навыки детей.

 Формы деятельности:  кружковые занятия.

Методы:

- беседа

- рассказ

- индивидуальная работа

- групповая работа

- коллективная работа.

Средства:

- иллюстрации и литература

- прослушивание аудиозаписей и видеозаписи (использование технических средств).

Принцип построения программы.

       На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра.

       Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей. На занятиях кружка дети «дают вторую жизнь вещам». При изготовлении кукол, декораций используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда-то было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Все это нацеливает на воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе, развивает эмоционально-эстетическое восприятие; понимание того, что все в своей основе связано с природой.

      Срок реализации образовательной программы – 1 год.

      Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.

       Структура программы. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

      Формы и методы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.

Результатом театральной деятельности детей будут представления кукольного театра для школьников, родителей, детей.

      Для развития театрализованной творческой деятельности программой предусмотрено знакомство с разновидностями театров, историей возникновения, посещения театра кукол, обсуждение спектакля, знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы. Ребятам предоставляется возможность в выборе произведения, изготовлении кукол, распределении ролей. Отрабатывают чтение каждой роли и интонации.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю - 34 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 5-6 классов. В группе 6 человек.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

 Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

  Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Ожидаемые результаты освоения программы.

В конце первого года обучения у учащихся будут сформированы следующие знания:

  • Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
  • Правила поведения в театре.
  • Сценой в кукольном театре является ширма.

Ученик будет уметь:

  • Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
  • Правильно одевать на руку куклу.
  • Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

В конце первого года обучения у учащихся будут сформированы следующие умения:

  • Самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.
  • Изготавливать с помощью руководителя кукол.
  • Правильно управлять куклой и говорить за нее с нужной интонацией.
  • Самостоятельно ставить небольшой спектакль.

Результатом освоения программы является творческое и духовное развитие участников процесса и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

  • Репетиций.
  • Кукольный спектакль (в школе, селе, учреждении культуры).

Условия реализации программы.

В кружок принимаются учащиеся 5-6 классов, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 6-8 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно в процессе обучения и воспитания. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учитывается уровень подготовки и возраст обучающихся. Форма проведения кружка разная. При этом важно помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии проводить инструктаж по ТБ. 

Учебно–тематический план

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Основы актёрского мастерства: Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

4

4

3

Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям.

2

2

4

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда.

6

1

5

5

Работа над выбранной для спектакля пьесой, работа над выразительными средствами речи

17

17

6

Показ пьесы.

2

 

2

7

Посещение или просмотр видео театральных спектаклей

2

 

2

Всего

34

4

30

Календарно-тематический план (5-6 класс)

 

№ п/п

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

Вводное занятие.

Театр. История театра кукол.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

1

Беседа

Игра.

Виртуальная экскурсия в театр.

Обыгрывание

ситуаций.

Решение организационных вопросов.

Театральные термины

2

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами Бурятии. (презентация)

1

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

текущий

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

 Театральная игра

Как вести себя на сцене.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

1

Знакомство с правилами поведения на сцене

предварительный

Понятие «рифма»

4-5

Репетиция  сценки

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе  игр: «Репортаж  о школьной жизни»

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Показ

6

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки».

1

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

7

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

1

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

соревнование

Интернет - ресурсы

8

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

1

Игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Ролевая игра: «Мы в театре»

Правила диалога

9-10

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

2

Отработка дикции

Показ кукольной сказки.

11

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их  обыгрывание

1

Индивидуальная работа

соревнование

Тематический

12

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».  

Викторина по сказкам

1

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины

Электронная презентация

13-15

Инсценирование сказки.

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ сказки

16

17

Театральная игра. Постановка и репетиция сказки.

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся  находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

2

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Текущий

18

Основы театральной культуры. Инсценирование сказки.

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

1

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

фонохрестоматия

19-

21

Инсценирование  народных сказок.

Знакомство с  содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

3

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распределение ролей.

Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

22

23

Театр в лицах

Знакомство с  содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Текущий

24

Театральная игра

Игры на развитие образного  мышления, фантазии, воображения, интереса  к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

1

Групповая работа. Методы поисковые, наглядные

Разучиваем игры-пантомимы

Что такое пантомима

25-

28

Постановка  пьесы. Просмотр видеопьессы.

Знакомство с  содержанием,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции.

4

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостями

29

Ритмопластика

Создание  образов  с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

1

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

текущий

30

31

Показ пьесы.

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя).   Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения  «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,  «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка.  Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с  содержанием сказки,  распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

2

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки

32

33

Репетиция. Постановка сказки.

Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ  

                       

2

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостями

34

Заключительное занятие, подведение итогов.

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  Отчёт, показ любимых инсценировок.

1

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Заключительный

Просмотр фото и видеозаписи выступлений детей в течение года

Итого: 34

34

Планируемые результаты освоения программы:

Сформировать знания

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • наизусть стихотворения русских  авторов.

Сформировать умения

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить одну и ту же фразу  с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать  составлять диалог между  героями.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических вечерах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях,  классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сказок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Список литературы, рекомендуемой и используемой для учителя:

1. «Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова 1989 год.

2. Деммени Е. «Призвание - кукольник» Л; Искусство , 1986.

3. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993.

4. Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками», М., 2001

5. Смирнова Н.И. «Искусство играющих кукол», М., 2001

6. Интернет - ресурсы.

Список литературы, рекомендуемой и используемой для обучающихся

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000

2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.  5-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

4. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...