Диагностический инструментарий
материал

 Орлова Наталия Тимофеевна

Данный инструментарий  использую  в работе со старшеклассниками и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx43.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Диагностический инструментарий

Форма работы

Планируемые мероприятия

Участники мероприятий

Сроки

Диагностический блок

1.Тест Люшера https://psychojournal.ru/lusher.html 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

2.Тест «Человек под дождем».

https://psychojournal.ru/tests/947-proektivnaya-metodika-chelovek-pod-dozhdem.html 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

3.Диагностика самооценки Дембо - Рубинштейна.

https://www.psychologos.ru/articles/view/80844-metodika-diagnostika-samoocenki-dembo-rubinstejn-modifikacia-am-prihozan 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

4.Тест на оценку силы мотивации к достижению цели, к успеху, предложен Т. Элесом.

http://testoteka.narod.ru/ms/1/03.html 

учащиеся 10 - 11 классов,

сентябрь- октябрь

5.Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

http://testoteka.narod.ru/lichn/1/28.html 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

6.Копинг-тест Лазаруса.

https://psylist.net/praktikum/00298.htm 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

7.Самооценка психических сотояний (по Г.Айзенку).

http://psytests.org/psystate/eyespsy.html 

учащиеся 10 - 11 классов, педагоги

сентябрь- октябрь

8. Экспресс-методика изучения социально - психологического климата (А.Н. Лутошкин).

http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/2656-metodika-oczenki-psixologicheskogo-klimata-v-klasse-ln-lutoshkin 

сентябрь- октябрь

9. Анкетирование родителей по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.

(Приложение №2)

родители

сентябрь- март

Проективный тест "Человек под дождем"

                                                            Картинки по запросу картинка человека под дождем

     Методика «Человек под дождем» помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?

Тест не стоит применять к ребенку, слабо владеющему графическими навыками. На  листе бумаги  предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.


 Интерпретация

При интерпретации рисунков следует оценить сначала общее впечатление от рисунка: атмосферу изображенного пейзажа, настроение персонажа. Только после этого можно перейти к анализу  специфических деталей с точки зрения логики интерпретации. В рисунке «Человек под дождем» по сравнению с рисунком «Человек», как правило, обнаруживаются  отличия. Важно посмотреть, что изменилось. Так, например, если на втором рисунке человек изображен уходящим, это может быть связано с привычкой уходить от трудных жизненных ситуаций, избегать неприятностей. Если на втором рисунке человек смещен в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.  Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите.  Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.  В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.
Положение рисунка
по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.
Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. http://testoteka.narod.ru/ms/1/03.html

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия,

 активности и настроения (САН)

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристик своего состояния.

Инструкция: выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» – правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» – означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками.

№, п/п

Оценки

Баллы

Оценки

Самочувствие хорошее

1  2  3  4

Самочувствие плохое

Х

Чувствую себя сильным

1  2  3  4

Чувствую себя слабым

Х

Пассивный

1  2  3  4

Активный

Малоподвижный

1  2  3  4

Подвижный

Веселый

1  2  3  4

Грустный

Х

Хорошее настроение

1  2  3  4

Плохое настроение

Х

Работоспособный

1  2  3  4

Разбитый

Х

Полный сил

1  2  3  4

Обессиленный

Х

Медлительный

1  2  3  4

Быстрый

Бездеятельный

1  2  3  4

Деятельный

Счастливый

1  2  3  4

Несчастный

Х

Жизнерадостный

1  2  3  4

Мрачный

Х

Напряженный

1  2  3  4

Расслабленный

Х

Здоровый

1  2  3  4

Больной

Х

Безучастный

1  2  3  4

Увлеченный

Равнодушный

1  2  3  4

Заинтересованный

Восторженный

1  2  3  4

Унылый

Х

Радостный

1  2  3  4

Печальный

Х

Отдохнувший

1  2  3  4

Усталый

Х

Свежий

1  2  3  4

Изнуренный

Х

Сонливый

1  2  3  4

Возбужденный

Желание отдохнуть

1  2  3  4

Желание работать

Спокойный

1  2  3  4

Взволнованный

Х

Оптимистичный

1  2  3  4

Пессимистичный

Х

Выносливый

1  2  3  4

Утомляемый

Х

Бодрый

1  2  3  4

Вялый

Х

Соображать трудно

1  2  3  4

Соображать легко

Рассеянный

1  2  3  4

Внимательный

Полный надежд

1  2  3  4

Разочарованный

Х

Довольный

1  2  3  4

Недовольный

Х

Обработка результатов: по ключу следующего вида: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1, 2, 3, 4 считается соответственно: 4, 3, 2, 1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния – 10, максимальное – 40, так как на каждый параметр (самочувствие, активность и настроение) имеется по 10 оценок. Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент К Х«2». Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20 – 34, 35 – 49, 50 – 64, 65 – 80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям соответственно: меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии.

Параметры

№ оценок

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности и настроения примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними меняется.

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога.М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативныйкопинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

\frac{8}{18}*100 = 44,4%

- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженнойдезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационныйкопинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Описание субшкал

  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение

Самооценка психических состояний 
(по Айзенку)

Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

I

  1. Не чувствую в себе уверенности
  2. Часто из-за пустяков краснею
  3. Мой сон беспокоен
  4. Легко впадаю в уныние
  5. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
  6. Меня пугают трудности
  7. Люблю копаться в своих недостатках
  8. Меня легко убедить
  9. Я мнительный
  10. Я с трудом переношу время ожидания

II

  1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход
  2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
  3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  4. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
  6. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  8. Я чувствую растерянность перед трудностями.
  9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
  10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

  1. Оставляю за собой последнее слово.
  2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  3. Меня легко рассердить.
  4. Люблю делать замечания другим.
  5. Хочу быть авторитетом для других.
  6. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  10. Я мстителен.

IV

  1. Мне трудно менять привычки.
  2. Нелегко переключать внимание.
  3. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  4. Меня трудно переубедить.
  5. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
  6. Нелегко сближаюсь с людьми.
  7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
  8. Нередко я проявляю упрямство.
  9. Неохотно иду на риск.
  10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

1...10 вопрос - тревожность;

11...20 вопрос - фрустрация;

21...29 вопрос - агрессивность;

31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов


I. Тревожность:
 
0-7 баллов - не тревожны; 
8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 
15-20 баллов - очень тревожный. 
II. Фрустрация: 
0-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 
8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 
15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы. 
III. Агрессивность: 
0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 
8-14 баллов - средний уровень агрессивности; 
15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. 
IV. Ригидность: 
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость, 
8-14 баллов - средний уровень; 
15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля  качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)

В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов,  для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны  по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...

«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»

Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы...

Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )

Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует  ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности....

Диагностический инструментарий. Анкета "Наказание в семье".

Анкета "Наказание в семье" состоит из 12 вопросов с вариантами ответов для учащихся 1-11 классы для выяснения вопросов, связанных с ситацией жестокого обращения с детьми в семье....

Диагностический инструментарий. Анкета "Отношение подростков к наркотикам".

Анкета "Отношение подростков к наркотикам" для 8-11 классов состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Анкета анонимная, но с указанием класса, пола, возраста учащегося....