Методическая разработка учебной программы по истории
презентация к уроку

Методическая разработка учебной программы по истории "Московская Русь в 14 - 16 веках"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель истории и обществознания МБОУ основной школы г . Лысково Романычева (Козырева) Е.И. Методическая разработка раздела учебной программы по истории России « Московская Русь в XIV - XVI веках » 6 класс

Слайд 2

«Не знать истории – значит всегда быть ребенком» Цицерон

Слайд 3

Пояснительная записка Основной целью истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах развития, важнейших событиях и крупных деятелях Отечественной истории . Данный раздел учебной программы рассказывает об объединении русских земель вокруг Москвы, освобождении Русского государства от ордынского владычества, правлении Ивана IV Грозного. Также в нем представлены быт и нравы русского народа, культура, роль православной церкви. Отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории России.

Слайд 4

Учебно-методический комплекс Создана единая линия учебников по истории России 6-9 класс для первого концентра. Составной частью учебно-методического комплекса по Отечественной истории являются учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителей.

Слайд 5

Персоналии - Иван Калита - Дмитрий Донской - Сергий Радонежский - Василий I - Иван III - Иван IV Грозный

Слайд 6

Цели раздела Формирование стройной системы знаний , фактов, событий, явлений о Московской Руси XIV - XVI века . Образование, развитие и воспитание личности обучающегося через сравнение, анализ, характеристику, исторических личностей, событий того периода.

Слайд 7

З адачи раздела 1 ) Обучающие : - формирование первичных ориентиров для национальной и культурной самоидентификации на основе изучения исторического опыта народов России; - овладение учащимся основными знаниями по истории Московской Руси XIV - XVI веков; - раскрытие практической значимости знаний этого периода. 2) Развивающие : -развитие способностей учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках; -развивать речь через организацию монологического, диалогического и полилогического общения на уроке; -развивать логическое мышление через включение обучающихся в разрешение учебных проблем и ситуаций; -поддержание внимания учащихся через оптимальную смену учебной деятельности. 3) Воспитательные: -воспитание уважения к факторам родной истории; -воспитание патриотической чувств учащихся и их гражданской позиции; -воспитание толерантности мышления и нравственных качеств личности; -умение взаимодействовать друг с другом в ходе самостоятельной работы в группах и парах.

Слайд 8

Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями Подростковый возраст характеризуется бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности. Возрастает познавательная активность и любознательность. Этот период иногда называют «зенит любознательности». В то же время школьные интересы уступают место внеучебным , но и они неустойчивы, легко меняются. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоей основы, которая позволит ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить профессиональный выбор. В этом возрасте у подростков отмечается внутренняя противоречивость в развитии внимания. Объем внимания, его способность длительно сохранять интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание подростков становиться более избирательным, зависящим от направленности их интересов. В подростковом возрасте происходит развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. В процессе усложнения обучения и развития интеллектуальных способностей подростки начинают трансформировать учебный материал. Механическая память ухудшается, а логическая приобретает характер организованной и регулируемой. Активно развиваются творческие способности подростка и формируются индивидуальный стиль деятельности. Стремясь понять сущность явлений подростки задают много вопросов Все это требует от педагога деликатности, вдумчивости и пристального внимания.

Слайд 9

Психолого-педагогическое обоснование восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями Развитие логического мышления подростка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи. Полезно использовать опорные конспекты, различные алгоритмы, выполнение заданий не только репродуктивного, но и поискового характера. Логические приемы умственных действий: сравнивание, обобщение, анализ, классификация, аналогия, систематизация могут с успехом применяться на уроках истории в 6 классе . Главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Другой особенностью мышления подростков является их способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и противоречия в суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным проблемам. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, происходит становление мировоззрения, что связано с интеллектуальным развитием .

Слайд 10

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обучающиеся будут знать: Основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Взаимоотношения Москвы и Золотой Орды. Хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Роль православной церкви в становлении российской государственности. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Причины Ливонской войны, сущность и последствия опричнины.

Слайд 11

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обладать общеучебными умениями: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность(постановка цели, получение, оценка результата) -осуществлять самостоятельный поиск информации; -выполнять познавательные и практические задания на уроках. Уметь систематизировать информацию по отдельным темам; - определять сущностные характеристики исторических деятелей Дмитрия Донского, Ивана III , Ивана IV . -поиск нужной информации по заданной теме; перевод информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из текста в карту) -объяснение изученного материала на конкретных примерах; -сравнивать данные разных источников, определять общее и различное; -определение собственного отношения к изученным событиям; -уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России в XIV - XVI веках.

Слайд 12

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Личностные результаты изучения истории: -воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству; -осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края; -усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; -осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; -понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.

Слайд 13

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Метапредметные результаты изучения истории: -способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей); -использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей); -способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщения, эссе, презентация); -готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе; -владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Слайд 14

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Предметные результаты изучения истории: -формирование уважительного отношения к истории Отечества, развития стремления у обучающихся внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; -овладение целостным представлением об историческом пути народов России; -формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий; -развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого; -создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Слайд 15

Образовательные технологии Сотрудничества Информационные Здоровьесберегающие Проблемного обучения Дифференцированного обучения

Слайд 16

о М б Е у Т ч О е Д н Ы и я репродуктивный проблемно-поисковый эвристический логико-алгоритмический

Слайд 17

Формы работы Фронтальная Парная Групповая Индивидуальная совместная работа – полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. ученик-ученик, один говорит, другой слушает и наоборот. решение проблемных ситуаций через группу. Распределение обязанностей в группе способствует складыванию дружеской атмосферы. ученик-книга, ученик-тетрадь, консультация учителя во время выполнения самостоятельной работы.

Слайд 18

Система знаний и система деятельности 1) Система знаний : Общенаучные знания: научные знания из исторических источников, хронология, научные тексты(адаптированные) 1-ый уровень – запоминание знаний 2- ой уровень – применение знаний 3-й уровень – применение знаний в знакомой ситуации 4-й уровень – применение знаний в новой ситуации Перевод учащихся с первого уровня до четвертого происходит постепенно. После объяснения приходит понимание, а потом формируются умения. Усвоение основных обязательных знаний оговорено программой. Фундаментальные знания по предмету: выявление исторических закономерностей, причинно-следственных связей, анализа, синтеза исторических событий.

Слайд 19

Система знаний и система деятельности 2) Система деятельности . На основе сопоставительного анализа, предложенного учителем учащихся учатся классифицировать, сравнивать, делать выводы и обобщения Иногда сами выбирают способ изучения нового материала, самостоятельно читая теоретический материал, разрабатывают новые проекты. В систему познавательной деятельности входят : а ) Общеучебная , б ) Интеллектуальная, в ) Информационная, г ) Рефлексивная, д ) Личностная, е)Преобразующая, ж) Самоорганизующая

Слайд 20

КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВИЧНЫЙ ТЕКУЩИЙ ИТОГОВЫЙ ТЕМАТИЧЕС- КИЙ

Слайд 21

Календарно-тематическое планирование раздела № п/п Тема урока Кол-во часов № § Цели, задачи 1 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества 1 17 Уметь раскрывать предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, иметь представление о политической системе Руси в 14 веке, определять причины возвышения Москвы и превращения ее в центр объединения Руси. Знать о рациональной политике московских князей. 2 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 1 18 Иметь представление о военно-политическом состоянии Руси накануне Куликовской битвы. Знать дату и ход сражения на Куликовом поле. Уметь раскрывать историческое значение Куликовской битвы и роль Дмитрия Донского в истории русского народа. 3 Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века 1 19 Иметь преставление о внутренней и внешней политике Василия 1. Знать два принципа престолонаследия. Знать причины распада Золотой Орды , причины сближения Литвы и Польши, дату и ход Грюнвальдской битвы, ее значение. 4 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества 1 20 Знать событийную канву последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства, иметь представление о том, что ликвидация ордынской зависимости в 1480 году явилась результатом длительных исторических процессов. Уметь анализировать причины и выделять значение образования единого Русского государства. 5 Московское государство в конце XV – начале XVI века 1 21 Иметь представление о внутренней и внешней политике Василия 3.иметь представление о системе управления единым государством, о возвышении великокняжеской власти. Знать о взаимосвязанных процессах в политической, экономической и социальной сферах. Знать о начале формирования крепостной зависимости, о категориях русских крестьян. 6 Церковь и государство в конце XV – начале XVI века 1 22 Иметь представление о роли православной церкви в жизни Русского государства и общества, характеризовать монастырскую жизнь. Уметь сопоставлять взгляды нестяжателей и иосифлян. Знать понятие «Москва –третий Рим».

Слайд 22

№ п/п Тема урока Кол-во часов №§ Цели, задачи 7 Реформы Избранной рады 1 23 Иметь представление о реформах Избранной рады, направленных на централизацию страны и согласование интересов государства с интересами населения. Уметь анализировать Судебник Ивана Грозного 1550года. Знать значение первого Земского собора. Знать причины и значение складывания в России сословно-представительной монархии. 8 Внешняя политика Ивана IV 1 24 Иметь представление об основных направлениях внешней политики Ивана Грозного, о складывании многонациональной основы Российского государства. Знать основные даты, характер , ход и результаты Ливонской войны, причины и значение присоединения Казанского , астраханского и Сибирского ханств. 9 Опричнина 1 25 Знать причины, характер, основные этапы , результаты и последствия опричнины. 10 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках 1 26 Знать о значении образования единого государства как фактора формирования национальной русской культуры. Уметь определять уровень развития культуры в 14-16 веках. Знать достижения русского просвещения, особенности развития русской литературы. Знать дату начала книгопечатанья и значение этого события. 11 Архитектура и живопись в XIV – XVI веках 1 27 Иметь представление о развитии русской художественной культуры и каменного зодчества, формировании национальной живописной школы. Знать о выдающихся достижениях русской архитектуры и живописи. 12 Быт и нравы XV – XVI веков 1 28

Слайд 23

Методическая разработка урока по теме «РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ»

Слайд 24

Цель урока: рассмотреть основные направления внутренней политики раннего этапа правления Ивана IV и процесс складывания сословно-представительной монархии. Задачи: - обучающие: продолжить работу по изучению признаков централизованного государства, познакомить обучающихся с реформами Избранной рады, их сутью и характером, проследить их влияние на дальнейшую централизацию Московского государства; - развивающие : формировать умения проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, систематизировать историческую информацию; - воспитательные : формировать понимание неоднозначности исторических событий и деятельности исторических личностей, нетерпимость к жестокости и деспотизму. Тип урока - изучение нового материала. Формы работы учащихся – фронтальная работа по вопросам учителя, анализ текстового материала . Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска (монитор), мультимедийный проектор.

Слайд 25

Основные понятия и термины Дворяне Земский собор Приказы Избранная Рада Централизованное государство

Слайд 26

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время 1 Организационный момент Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников. Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. 2 2 Актуализация знаний, мотивация, целеполагание Просит перечислить признаки централизованного государства, сложившиеся в годы правления Ивана III и Василия III. Ставит целью знакомство с реформами, изменениями в системе государственного управления и оценку начала правления Ивана IV. Вспоминают и воспроизводят результаты правления Ивана III и Василия III, признаки централизованного государства в России начала XVI века. 8 3 Изучение нового материала Рассказ о боярском правлении, детских годах Ивана IV, реформах Елены Глинской. Работают в тетради, конспектируют даты событий, термины. Работают с текстом учебника, составляют кластер. Делают выводы о характере боярского правления, значении реформ Е. Глинской, значении принятия титула царя Иваном IV, сути и характере реформ Избранной рады. 25 4 Подведение итогов (рефлексия) Предлагает назвать реформы начального этапа правления Ивана IV, даты их проведения, назвать имена самых известных деятелей Избранной рады, сделать выводы о роли реформ в дальнейшей централизации власти в стране Перечисляют, что узнали нового, делают выводы. 7 5 Домашнее задание §23, ответить на вопросы, выучить термины, подготовить сообщения по иллюстрациям учебника. Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. 3

Слайд 27

Результаты урока Учащиеся знают: 1) Правление Елены Глинской 2)Боярское правление и его причины 3)Венчание на царство. Первый «царь всея Руси» 4)Состав и деятельность Избранной Рады. Реформы и их значение Учащиеся умеют: 1) работать с историческим источником 2) находить в тексте необходимую информацию 3) воспринимать учебный материал на эмоциональном уровне

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка рабочей программы по "История Тувы" для 9-х классов.

Предлагаемый план по истории Тувы для 9 класса составлен на основе программы основного общего образования по истории. Изучение истории Тувы в основной школе направлено на достижение следующих целей: ...

Методическая разработка учебного занятия по истории по теме "Феодальная раздробленность Руси"

Методическая разработка предназначена для изучения темы "Феодальная раздробленность Руси студентами первого курса. Тип занятия - изучение нового материала. Для закрепления изученного материла разработ...

Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...

Методическая разработка учебной программы по разделу спортивные игры «Баскетбол» (9 класс)

Методическая разработка учебной программыпо разделу спортивные игры «Баскетбол» (9 класс)...

Презентация методической разработки раздела программы по истории Росси

Материал содержит разработку раздела общеобразовательной программы по истории России на тему "Россия на рубеже XVI-XVIIвв."...