Здоровьесберегающие технологии
статья

Хонгорова Цыцыгма Дугаровна

       На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников.

       Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках:

  • гигиенические требования,
  • поддержание правильной осанки,
  • соблюдение правил техники безопасности, 
  • сохранение зрения, 
  • благоприятный психологический климат на уроке,
  • коррекционная направленность урока, 
  • проведение физкультминуток,
  • доступность задания,
  • смена видов деятельности на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

 «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский

        В нашей школе мы работаем с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Поэтому перед нами стоит важная задача: сохранить здоровье детей, скорректировать их недостатки, а самое главное научить детей трудовым умениям и навыкам, способствовать их дальнейшей адаптации в современном обществе

Цель и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       На уроках швейного дела дети проводят значительную часть учебного времени. От организации урока зависит качество профессиональной подготовки и сохранения здоровья воспитанников.

       Можно выделить несколько требований по здоровьесбережению учащихся, которые мы выполняем на уроках:

  • гигиенические требования,
  • поддержание правильной осанки,
  • соблюдение правил техники безопасности, 
  • сохранение зрения, 
  • благоприятный психологический климат на уроке,
  • коррекционная направленность урока, 
  • проведение физкультминуток,
  • доступность задания,
  • смена видов деятельности на уроке.

        Одним из требований здоровьесбережения обучающихся является правильно построенная коррекционная работа. Таким образом, каждый урок стараюсь построить так, чтобы в ходе всего учебного процесса прослеживалось обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности ребёнка. Чтобы на каждом этапе уроке осуществлялось педагогическое воздействие на различные особенности аномального развития личности, включающее: обогащение представлений ребёнка об окружающем мире, формирование профессиональных навыков и навыков самообслуживания, исправление дефектов личности ребёнка.

       Для реализации коррекционной направленности, активизации познавательной деятельности использую передовые педагогические технологи, продумываю формы и методы проведения каждого урока, изготавливаю различный дидактический материал: технологические карты, карточки контроля образцы поузловой обработки изделия, кроссворды, ребусы, графические диктанты и т.д.

        Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. С целью коррекции мышления на уроках вниманию учащихся предлагаю различные задания с компьютерной анимацией на основе упражнений в узнавании, сравнении, анализе и синтезе. Но при всех достоинствах применения компьютерных технологий на уроках, надо помнить, что с целью здорвьесбережения, использование компьютера необходимо ограничить во времени.

      Активное восприятие материала стараюсь поддерживать за счет смены деятельности:

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Виды деятельности, используемые на уроках швейного дела:

  • опрос учащихся;
  • ответы на вопросы;
  • записи в тетради;
  • беседа, рассказ, чтение;
  • слушание;
  • демонстрация материалов с применением ИКТ;
  • рассматривание наглядных пособий,
  • выполнение практической работы.

       Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными. Поэтому при обучении швейному делу большое внимание уделяю правильному выполнению трудовых приёмов и правильной рабочей позе во время выполнения приёмов.

        Выполнение практических заданий на уроке способствует укреплению здоровья. При физической нагрузке включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. При этом необходимо следить за правильной посадкой, чтобы учащиеся спины держали ровно и сильно не наклонялись к работе, а дети, которые имеют недостатки зрения, работали в очках.

         В ходе выполнения практического задания обязательны целевые обходы учителем рабочих мест и дифференцированная работа с учащимися.

Проведение обходов рабочих мест выполняю:

  • с целью проверки правильности выполнения задания;
  • с целью проверки правильной рабочей позы во время выполнения задания;
  • с целью проверки соблюдения правил Т.Б;
  • с целью дополнительного инструктирования и оказания помощи учащимся.

       Очень важное значение при работе в мастерской имеет соблюдение правил техники безопасности. В мастерской оформлены стенды с инструкциями по ТБ с инструментами и оборудованием швейной мастерской. На каждом утюжильном месте: на полу возле утюга и гладильного пресса имеются диэлектрические коврики.

        Правила ТБ повторяются почти на каждом уроке, а для того, чтобы это лучше усвоилось, и не было так скучно и однообразно, изучаем правила в рисунках, проверяем их знания с помощью викторин, кроссвордов, тестов, графических диктантов.

        Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Проведение физкультминуток дает возможность детям немного отдохнуть, снять психическое напряжение, преодолеть утомление.

        Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех-пяти легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).

      Упражнения, входящие в физкультминутки не должны загружать школьника физически, а давать возможность восстановить деятельность тех областей, на которые приходится основная нагрузка - это глаза, руки, спина, шея, психологическая разгрузка мозга.

Физкультминутка «Зарядка»

Поработали, ребятки, 
А теперь все на зарядку! 
Мы сейчас все дружно встанем, 
Отдохнем мы на привале. 
Влево, вправо повернитесь, 
Наклонитесь, поднимитесь. 
Руки вверх и руки вбок, 
И на месте прыг да скок! 
А теперь бежим вприпрыжку, 
Молодцы вы, ребятишки! 
Замедляем, дети, шаг, 
И на месте стой! Вот так! 
А теперь мы сядем дружно, 
Нам еще работать нужно. 

Физкультминутка  «Головой качает слон…»

Раз, два, три — вперёд наклон, 
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) 
Головой качает слон — 
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) 
Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) 
Головою три кивка 
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) 
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) 
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) 
Головою три кивка. (Движения головой.) 
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) 
Пять - руками помахать, (Махи руками.) 
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Физкультминутка «Кошка»

Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!

Физкультминутка «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.  (Махи руками)
Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,  (Поднимание плеч)
Наша детвора?

           Очень сильно на уроках швейного дела напрягается зрение, поэтому для предотвращения зрительного утомления применяю упражнения для глаз, особенно на уроках, где девочки работают с мелкими деталями, вышивают, работают с бисером, вяжут – это очень действенно и актуально. Упражнения воздействуют на психоэмоциональную сферу и снижают зрительное утомление. Упражнения на укрепление вестибулярного аппарата. Профилактика нарушений осанки.

          Физкультминутки стараюсь разнообразить например одна на релаксацию –аромотерапия, вторая динамическая- упражнения с массажными мячиками. Аромотерапия нормализует психическое состояние, улучшает циркуляцию крови и уравновешивает процессы протекания в организме, тем самым повышает его сопротивляемость к вредным внешним воздействиям.
        Упражнения с мячиками способствуют:

- развитию мелкой моторики рук,
- воздействуют на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней,
- улучшают кровообращение, тонизируют мелкие мышцы на руках,
- активизируют непроизвольное внимание,
- развивают глазомер, ловкость.
        Упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия. «Кулак- ребро- ладонь».

         Кладем руки перед собой на стол. Начинаем работу с одной руки: сначала сжимаем ее в кулак, затем ставим на ребро, после – кладем ладонью на стол. Вторая рука при этом находится в состоянии покоя.

Повторяем 20-30 сек.

Продолжаем упражнение другой рукой в том же порядке.

          С оной стороны дети меняют вид деятельности, отдыхая и одновременно подобные упражнения благотворно влияют на здоровье.


          Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Я убеждена, что роль учителя - сохранение здоровья учащихся. И я на каждом уроке учу детей не только своему предмету, но и бережно, осознанно относиться к своему здоровью. Я рассказываю им о вредных факторах и привычках, которое губят их здоровье. Стараюсь, чтобы у каждой девочки выработалась устойчивая привычка, потребность в здоровом образе жизни и выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и в повседневной жизни.
Ведь высшая оценка деятельности педагога - здоровое, успешное будущее его учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...