Технология. Метод проектов.
статья

Чернявская Людмила Ивановна

В данной статье рассматриваем проектную деятельность на уроках технологии. Современный проект учащегося- это средство активизации познавательной деятельности развития творчества и одновременно формирования определенных личностных качеств. В данной статье рассматриваются проекты: Творческий, информационный, исследовательский, проектно ориентированный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология. Метод проектов.19.27 КБ

Предварительный просмотр:

                 ТЕХНОЛОГИЯ. Метод проектов.

                     Учитель технологии    Чернявская   Людмила Ивановна

      Современный проект учащегося – это средство активизации познавательной деятельности, развития творчества и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.п.

 2.Исследовательский проект. Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

 3. Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

 4. Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Понятие творческого проекта. Особенности и основные этапы проекта. Проработка структуры деятельности участников проекта.

         Для образовательной области «Технология» ближе творческие проекты, которые, в свою очередь можно разделить на коллективные (групповые) и индивидуальные. В практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, одновременно практико-ориентировочные и исследовательские. По включенности в учебные планы проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого учебного материала, и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения.

         В целом в работе над проектом учитель - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником информации; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила

позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. Учитель выступает в роли старшего партнёра

         Выбор тематики проектов может быть различным. Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской.          Последовательность выполнения проекта:

 1. Выбор и обоснование проекта

2. Выбор и анализ конструкции

3. Выбор материала.

6. Историческая справка.

 7. Технология изготовления изделия.

 8.Реклама

 9. Экономический расчет.

 10.Самооценка проделанной работы.

 11. Защита проекта

          Но есть и такие ребята, у которых отсутствует внутренняя мотивация к деятельности. - Им проще работать по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию). -Или не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств материала в своей жизни). С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях. Многие ученики считают, что что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя.

         Чаще ученики делают индивидуальные проекты. Но бывают и групповые. В процессе работы, особенно над групповыми проектами, учащиеся приобретают многие ценные качества: умение работать в коллективе; умение брать ответственность за выбор решения; умение разделять ответственность; умение анализировать результаты деятельности; способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам общего дела).

         Кроме этого, групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам; - обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; - воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; - предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; - позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы.

        Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита  помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя;  стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности;  вносит в учебный процесс дух состязательности;  позволяет не только знакомить коллектив с работой всех;  делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку;  помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное значение. На этапе проверки и оценки результатов, предполагающих определенный самоанализ, а затем на защите учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную учащимися, объективные и субъективные причины неудач и т.п. Понимание ошибок создает у учащихся мотивацию к повторной деятельности.

       Каждый может открыть в себе творческие способности, неизвестные ни ему самому, ни окружающим, их можно вырастить и развить. Для этого сегодня существуют и методы. Одним из таких методов технологического образования школьника, развития его творческого потенциала является выполнение проекта.

       Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творчества и одновременно формирования определенных личностных качеств.

       Достоинство метода проектов  в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат - изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться.  

       При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в преподавание предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения.«Метод п...

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

технология метода проекта на уроке обществознания в 9 классе

технология метода проекта на уроке обществознания в 9 классе. из опыта работы...

Программа внедрения педагогической технологии "метод проекта" в процесс преподавания предметов "Русский язык" и "Литература" на второй ступени обучения

Настоящая Программа посвящена вопросу внедрения педагогической технологии «метод проекта» в процесс преподавания предметов «Русский язык» и «Литература» на второй ступени обучения. «Метод проекта» рас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является  технология проектного обучения....