Работа учителя с различными категориями обучающихся.
статья по английскому языку

Халзагарова Лариса Марксовна

    Реализация создания условий для выявления, развития и поддержки одаренной личности в обучении иностранному языку происходит в основном на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Работа с одаренными детьми требует нестандартных форм урока: индивидуализация обучения, дифференцированная работа, создание проектов, ролевые игры, игровые уроки. И если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. 

     Использование ИКТ в работе с одаренными детьми позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, помогает быстро и объективно оценивать знания учащихся, а также использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Индивидуальные компьютерные тесты, обучающие презентации, интерактивное чтение, запись речи, flash игры создают оптимальные условия для успешного усвоения программного материала и для удовлетворения устойчивой познавательной потребности, любознательности одаренного ребенка.

     Олимпиады, конкурсы и викторины создают для одаренных и талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала, приобретения навыков работы с информационными технологиями, выявления творческих способностей и развития интереса к научной деятельности. Дистанционные мероприятия мотивируют активность учащегося, формируют настойчивость, позволяют добиться высоких результатов. Работу по выявлению интеллектуальных способностей выстраиваю с помощью: анкетирования, тестирования, диагностики интеллектуальных способностей с помощью методики А. И. Савенкова («Карта одаренности», «Оценка общей одаренности»);  различных вариантов метода наблюдения за детьми (во время уроков, во внеурочной и внешкольной деятельностях); учета мнения учителей-предметников и родителей; проведения уроков по специальным программам, включения детей в специализированные игровые и предметно-ориентированные занятия; организации интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров; анализа результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

     На главной странице сайта размещены альбомы с фотографиями, проведенных мероприятий по английскому языку: районный сетевой проект "It's a big World!", КТД (коллективные творческие дела), районные и республиканские фестивали английской песни, Недели английского языка, военно-патриотический проект "Моя армия", участие в международном проекте "На Великом Чайном пути". При подготовке к конкурсам, проектам, фестивалям, конференциям, олимпиадам дети проявляют способности, развивают свой творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

                                                                                           

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования второго поколения   является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей.   Они составляют бесценное национальное состояние нашей страны.         Одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения, то есть мы должны принимать во внимание те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Одаренный ребенок. Какой он? Для одаренного ребенка характерно:

  1. Быстрое усвоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.
  2. Использование и изобретение новых способов деятельности
  3. Выдвижение новых целей деятельности за счет глубокого овладения предметом
  4. Новаторство, открытие новых приемов и закономерностей
  5. Способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей
  6. Высокий уровень способности к самообучению
  7. Повышенная познавательная потребность
  8. Высокая требовательность к результатам собственного труда.

Реализация создания условий для выявления, развития и поддержки одаренной личности в обучении иностранному языку происходит в основном на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Работа с одаренными детьми требует нестандартных форм урока: индивидуализация обучения, дифференцированная работа, создание проектов, ролевые игры, игровые уроки. И если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика. 

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, помогает быстро и объективно оценивать знания учащихся, а также использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Индивидуальные компьютерные тесты, обучающие презентации, интерактивное чтение, запись речи, flash игры создают оптимальные условия для успешного усвоения программного материала и для удовлетворения устойчивой познавательной потребности, любознательности одаренного ребенка.

Олимпиады, конкурсы и викторины создают для одаренных и талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала, приобретения навыков работы с информационными технологиями, выявления творческих способностей и развития интереса к научной деятельности. Дистанционные мероприятия мотивируют активность учащегося, формируют настойчивость, позволяют добиться высоких результатов.

Дети с удовольствием принимают участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах: Мир конкурсов, Уникум, «Познание и творчество», «Интернет-карусель», «Молодежный чемпионат по английскому языку», «Альбус», «Мультитест», «Олимпус».

Принимая участие в викторинах, творческих проектах, конкурсах рисунков, олимпиадах, конференциях, ребята многое узнают об англоговорящих странах и их достопримечательностях, традициях и обычаях, создают туристические карты, сочиняют истории по праздникам англоговорящих стран, пишут письма Санта Клаусу, проектируют парк своей мечты, рассказывают про свои игрушки, рисуют и изготавливают новогодние открытки. В награду ребята получают дипломы и сертификаты, а учитель благодарственные письма.

Практическую пользу ученику несомненно приносит участие в научно-практической конференции, когда создаются условия, способствующие развитию интеллектуального и творческого потенциала. В основном наши исследования посвящены языкознанию, страноведению страны изучаемого языка.

Развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативную компетенцию и умение взаимодействовать с окружающими помогают литературные викторины, участие в «Неделе иностранного языка» и творческие мероприятия. Наиболее успешными мероприятиями являются коллективно-творческие дела, посвященные разным праздникам страны изучаемого языка.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, творчества, способности обеспечить комфортные условия развития личности одаренного ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.



Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Творческие способности – это определённые индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. Учителю необходимо оказывать поддержку творчества детей. В своей работе я стараюсь творчески подходить к организации учебного процесса, обучения и воспитания учащихся, используя современные педагогические технологии, реализуя образовательные программы с учётом национально – регионального компонента, обеспечивая достаточно высокий уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.

Для более успешного изучения языка я внедряю в свою практику новые педагогические технологии. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-развивающее обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-коллективную систему обучения;

-исследовательские методы в обучении;

-проектные методы обучения;

-игровую технологию: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии и др.

Творческие работы я провожу во всех классах обучения практически по всем учебным темам. При разработке заданий учитываю: общий уровень развития класса, возрастные и личностные особенности учащихся. Предмет «Иностранный язык» имеет свои особенности, где всегда есть место для творчества ребенка.

Есть разные виды творческих заданий, которые регулярно осуществляются учениками с желанием и служат успешной основой реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

 В своей работе использую такие виды творческих заданий:

- словарь с иллюстрациями на разные темы;

- проект «Школа моей мечты», «Город моей мечты»;

- кроссворды по темам;

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

- нарисовать любимого героя из мультфильма и описать его;

-составить рассказ о школе, друге, любимом фильме, книге, времени года, с использованием фотографий, иллюстраций;

- литературный перевод стихотворений с английского языка;

- изготовить макет «Школа моей мечты», «Город моей мечты», устно описать;

-рефераты по темам «Музыка. Любимый исполнитель или группа», «Любимый писатель» «Выдающиеся ученые»;

- поздравительные открытки к английским праздникам;

- написание адреса;

- написание письма.

При планировании разных творческих заданий учитываю разные факторы:

 познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;

 активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;

 хорошую память, познавательные умения;

На уроках мы с учащимися готовим поздравительные открытки к праздникам, создаем рекламные проспекты и буклеты, выпускаем газеты, посвященные странам изучаемого языка, составляем кроссворды, проводим различные викторины.

При выполнении разного вида заданий использую индивидуальную, групповую и коллективную формы работы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Сотниковская средняя общеобразовательная школа»

Программа работы с одаренными детьми

«Познание и творчество»

разработала: учитель английского языка

высшей квалификационной категории

Халзагарова Л.М.

с. Сотниково

2017

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной

образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки

одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких

детей.

Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и

каждого учителя. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Актуальность   программы заключается в возможности научить детей самостоятельно определять цели своего обучения, умению планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Цели:

Повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности

одаренных учащихся, создание благоприятных условий для их развития через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Использование на уроке английского языка дифференцированного подхода на основе

индивидуальных особенностей детей.

  1. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления,

инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и

внеурочной деятельности.

  1. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий

по предмету.

а) применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от

поставленной коммуникативной задачи;

б) ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями

разных типов и жанров, языком современной прессы и литературы, с материалами сети Интернет;

в) формирование умений языковой догадки;

г) приемы активной поддержки, управление беседой;

д) формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;

е) навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;

ж) развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия.

Принципы работы с одаренными учащимися:

 принцип комфортности в любой деятельности;

 принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей

учащихся и развития личности;

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип развивающего обучения;

 принцип добровольности и свободы выбора учащимися дополнительных

образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для более успешного изучения языка применимы современные образовательные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, проектный метод обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

Формы работы:

 групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися;

 факультативы;

 занятия исследовательской и проектной деятельностью;

 научно-практические конференции;

 интеллектуальный марафон;

 участие в олимпиадах;

 конкурсы;

 предметные недели (декады);

 кружки по интересам;

 работа по индивидуальным планам.

Функции учителя иностранного языка:

 выявление одарённых детей;

 создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное

обучение и воспитание;

 корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми,

включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

 организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

 подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

 создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности;

 консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;

 подготовка отчетов о работе с одаренными детьми.

Реализация создания условий для выявления, развития и поддержки одаренной личности в обучении иностранному языку происходит в основном на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Работа с одаренными детьми требует нестандартных форм урока: индивидуализация обучения, дифференцированная работа, создание проектов, ролевые игры, игровые уроки. И если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка можно потерять как ученика.

Использование ИКТ в работе с одаренными детьми позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, помогает быстро и объективно оценивать знания учащихся, а также использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Индивидуальные компьютерные тесты, обучающие презентации, интерактивное чтение, запись речи, flash игры создают оптимальные условия для успешного усвоения программного материала и для удовлетворения устойчивой познавательной потребности, любознательности одаренного ребенка.

Олимпиады, конкурсы и викторины создают для одаренных и талантливых детей необходимые условия для развития творческого потенциала, приобретения навыков работы с информационными технологиями, выявления творческих способностей и развития интереса к научной деятельности. Дистанционные мероприятия мотивируют активность учащегося, формируют настойчивость, позволяют добиться высоких результатов.

Дети с удовольствием принимают участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах: Мир конкурсов, Уникум, «Познание и творчество», «Интернет-карусель», «Молодежный чемпионат по английскому языку», «Альбус», «Мультитест», «Олимпус».

Принимая участие в викторинах, творческих проектах, конкурсах рисунков, олимпиадах, конференциях, ребята многое узнают об англоговорящих странах и их достопримечательностях, традициях и обычаях, создают туристические карты, сочиняют истории по праздникам англоговорящих стран, пишут письма Санта Клаусу, проектируют парк своей мечты, рассказывают про свои игрушки, рисуют и изготавливают новогодние открытки. В награду ребята получают дипломы и сертификаты, а учитель благодарственные письма.

Практическую пользу ученику несомненно приносит участие в научно-практической конференции, когда создаются условия, способствующие развитию интеллектуального и творческого потенциала. В основном наши исследования посвящены языкознанию, страноведению страны изучаемого языка.

Развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативную компетенцию и умение взаимодействовать с окружающими помогают литературные викторины, участие в «Неделе иностранного языка» и творческие мероприятия. Наиболее успешными мероприятиями являются коллективно-творческие дела, посвященные разным праздникам страны изучаемого языка.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, творчества, способности обеспечить комфортные условия развития личности одаренного ребенка, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.

План работы

Мероприятия

Сроки

Направления и формы работы

1

Диагностика одаренных детей,

составление базы данных учащихся,

имеющих высокий интеллектуальный и учебно-познавательный интерес.

сентябрь

Анкетирование,

тестирование по предмету

2

Организация индивидуальной

работы с одаренными детьми.

сентябрь

Составление графика

индивидуальных занятий.

3

Подготовка к олимпиаде.

сентябрь

- октябрь

Выработка рекомендаций

учителя - предметника и

психолога по подготовке к

олимпиаде.

Групповые занятия с

одаренными детьми

4

Организация и проведение

школьного этапа Всероссийской

олимпиады по английскому языку.

октябрь

Консультации учителя,

участие в олимпиадах

5

Подготовка учащихся к участию в

региональных и муниципальных

олимпиадах.

ноябрь

Консультации учителя, участие в олимпиадах

научно-практические конференции,

предметные недели

6

Осуществление анализа участия в олимпиадах.

январь

Коррекционная работа через

выполнение заданий,

научно-практические конференции

7

Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи

слабоуспевающим в классе.

постоянно

Организация работы,

научно-практические конференции

8

Подготовка учащихся к участию в

дистанционных конкурсах

различного уровня (Британский

бульдог, и др.)

в течение

года

Индивидуальная работа

9

Организация и проведение внеклассных мероприятий,

направленных на развитие творческих способностей учащихся.

в течение

года

Создание видеороликов,

организация конкурсов, праздников.

Групповые занятия с

одаренными детьми

10

Проведение предметной недели по английскому языку с активным участием одаренных детей.

февраль

Викторины, праздники, инсценировки, концерт английской песни

11

Проведение районного, республиканского фестиваля-конкурса английской песни.

март

Конкурс английской песни

участие в олимпиадах

12

Индивидуальные консультации по

сложным вопросам грамматики и

других аспектов английского языка

в течение

года

Индивидуальные занятия,

групповые занятия с

одаренными детьми

13

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

в течение

года

Индивидуальные и групповые

занятия.

14

Участие в научно-практических конференциях.

в течение

года

Индивидуальные и групповые

занятия

15

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Подготовка отчетов о работе с

одаренными детьми.

в течение

года

Индивидуальная работа

16

Изучение опыта работы учителей по вопросу работы с одаренными

детьми.

в течение

года

Консультации с учителями, заседания МО

17

Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ

учащихся.

в течение года

Индивидуальные занятия

18

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы работы на

будущий год.

Май

Индивидуальные занятия

19

Организация и проведение консультаций при подготовке к ЕГЭ

и ОГЭ, дополнительных занятий в

летний период.

Июнь

Индивидуальные занятия



Предварительный просмотр:

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся является одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед современной школой.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятного психологического климата для всех обучающихся, формирование конкурентоспособной, социально-адаптированной, всесторонне развитой личности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальная работа с обучающимися ведется по следующим направлениям:

- работа с одаренными детьми;

- работа с детьми из неблагополучных семей и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации;

- дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В работе с детьми использую технологию разноуровневого обучения, проектного обучения, исследовательский метод обучения, технологии «портфолио», широкое использование современных информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности, в подготовке к конкурсам, проектам, внеклассным мероприятиям, здоровье сберегающие технологии.

Формы и методы реализации: урочная, внеурочная (индивидуальные занятия, факультатив, консультации, проекты). Для выявления талантливых детей применяются методы: наблюдение, анкетирование, тестирование с использованием заданий разного уровня сложности, методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, методы организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности, исследовательский, эвристический.

Средства обучения: учебники и учебные пособия, справочная литература, электронные образовательные ресурсы.

  1. Работа с одаренными детьми.

В современной системе образования одним из приоритетных направлений становится работа с одаренными и талантливыми детьми.

Цель и задачи: выявление одаренных детей, развитие их творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности, научить детей самостоятельно определять цели своего обучения, умению планировать пути их достижений, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Для выявления и развития способностей к фонетическому кодированию, грамматической чувствительности провожу тест Хорста Зиверта «Тест на определение уровня языкового интеллекта», методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева, диагностика интеллектуальных способностей с помощью методики А. И. Савенкова («Карта одаренности», «Оценка общей одаренности»), наблюдение за детьми во время уроков и во внеурочной деятельности; анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

Для развития способностей у детей необходимо участие в интеллектуальных и предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, фестивалях всех уровней. Развитие способностей у одаренных детей эффективно, если давать ребенку усложняющиеся задачи, мотивировать сам процесс учения, при этом оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен.

Результатами работы являются победы моих обучающихся в предметных и творческих конкурсах, научно-исследовательских конференциях, олимпиадах:

  • призеры муниципального этапа ВСОШ – 4 человека,
  • республиканская НПК «Шаг в будущее», секция «Лингвострановедение» – 1 человек, «Свидетельство творческих достижений в научной области»,
  • муниципальная научно-практическая конференция "Шаг в будущее", секция "Филология" – 1 призер,
  • XIX международный фестиваль "Детство без границ", номинация "Диалог поколений", региональный этап – 1 победитель,
  • IV международный детский фестиваль-ярмарка "Интеграция на Великом Чайном пути" – 3 призера,
  • муниципальный конкурс по английскому языку “My native land”, номинация «Сочинение» - 2 победителя,
  • республиканская олимпиада "Лингва-18", номинация "Литературный салон" – 4 грамоты,
  • V Международный детский фестиваль-ярмарка "Интеграция на Великом Чайном пути" – 3 призера,
  • республиканский фестиваль английской песни “Believe in your Star!”/«Верь в свою звезду!» - 1 победитель,
  • VI Международный детский фестиваль-ярмарка "Интеграция на Великом Чайном пути" – 2 призера.
  • сетевой проект “It’ a big World/ «Это большой мир!» - 3 победителя и 2 призера.
  1. Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.

При работе с детьми из социально неблагополучных семей в первую очередь я обращаю внимание на жизненную ситуацию каждого. Для каждого такого ребенка необходим индивидуальный подход. Следует помнить, что мы не просто учителя, а наставники, жизненные ориентиры для ребят, у которых не все в порядке дома и нет других образцов для подражания в лице родителей. Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. Психологическая парадигма «успех рождает успех» является источником внутренних сил ребёнка любого возраста, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

Цель моей работы – помочь детям сформировать активную жизненную позицию, показать ученикам, что они творцы своих судеб и способны на многое.

Задачи:

- помочь детям справиться с неблагоприятным влиянием окружающей среды;

- привить любовь к обучению, вовлечь в образовательный процесс;

- помощь в личностном развитии ребенка;

- воспитание правовой культуры учащихся.

Для выявления детей из неблагополучных семей и детей, попавших в трудные жизненные ситуации, применяю формы и методы: наблюдение, анкетирование, беседа. Взаимодействую со школьным психологом, социальным педагогом с целью психолого – педагогического сопровождения детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, провожу ежемесячное посещение неблагополучных семей с составлением актов обследования условий жизни, «Родительский всеобуч» по вопросам обучения и воспитания детей, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья детей из неблагополучных семей и детей, попавших в трудные жизненные ситуации, организую и контролирую внеурочную занятость детей данных категорий.

Для успешного развития данного направления мной проводится следующая работа:

- индивидуальная работа (в рамках работы факультативных курсов, кружков, консультаций);

- участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней;

- индивидуальные/групповые занятия по предмету с целью помочь неуспевающим;

- вовлечение во внеурочную деятельность, участие в проектной деятельности;

- посещение кружков, спортивных секций;

- творческие задания;

- тематические беседы на морально-этические темы.

Зачастую учащиеся из социально неблагополучных семей находятся на грани соприкосновения с нарушением закона. Одна из моих главных задач не допустить их соприкосновения. Для этого в своей работе я уделяю значительное внимание изучению законов ребятами, находящимися в сложных жизненных ситуациях.

Результаты моей работы:

  1. 100% занятость детей данных категорий во внеурочной деятельности. Посещение консультаций по предмету.
  2. Активное участие детей данных категорий в общественной жизни школы и класса (конкурсы, спортивные соревнования, праздники, мероприятия).
  3. Обеспечение учащихся из неблагополучных семей и детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, горячим питанием, учебниками, учебными принадлежностями.
  4. Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей (летний лагерь, летний лагерь дневного пребывания); участие детей по озеленению школьного двора.
  5. Посещение кружков, секций.  
  6. Отсутствие конфликтных ситуаций между учащимися в школе и классе.
  7. Отсутствие правонарушений обучающимися.

  1. Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Эти дети в большей степени нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Для этой категории детей наиболее важным, на мой взгляд, является компенсация недостатка внимания. Необходимо дать возможность ребенку проявить себя. Дать ему почувствовать, что есть область, где он может добиться успеха, проявить свои способности. Это всегда индивидуальная работа. Cтараюсь максимально вовлечь детей в участие во всех классных делах, с целью создания ситуации успеха. Активно привлекаю таких детей участвовать в проектах, конкурсах.

Взаимодействую со школьным психологом, социальным педагогом с целью психолого – педагогического сопровождения детей, провожу ежемесячное посещение семей – опекунов на дому с составлением актов обследования условий жизни, материально – бытовых условий, психолого – педагогическое просвещение семей – опекунов по вопросам воспитания детей, психолого-педагогическое консультирование семей с приглашением специалистов, проведение «Родительского всеобуча» по вопросам обучения и воспитания детей, контроль посещения занятий, внешнего вида, состояния здоровья опекаемых учащихся школы, организация и контроль внеурочной занятости опекаемых детей.

Я работаю с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые относятся к категории «одаренные дети», поэтому целью своей работы ставлю: активное их участие в интеллектуальных и предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, вовлечение детей в систему школьного и классного самоуправления, посещение кружков, секций.  

Результаты работы:

  1. Занятость детей данных категорий во внеурочной деятельности по предмету, факультатива по предмету: призер школьной, муниципальной НПК.
  2. Активное участие детей в общественной жизни школы и класса (конкурсы,

спортивные соревнования, праздники, мероприятия): призер международного фестиваля-ярмарки «На Великом Чайном пути», номинация «Интеллектуальные игры».

  1. Участие в классном самоуправлении.
  1. Благоприятный психологический климат в семьях, активное участие опекаемых семей в жизни школы и класса.
  2. Обеспечение учащихся одеждой, горячим питанием, учебниками, учебными

принадлежностями.

  1. Организация летнего отдыха опекаемых детей.
  2. Отсутствие конфликтных ситуаций между учащимися в школе и классе.
  3. Посещение театрального кружка, секции бокса, факультативов по химии, биологии.  

Таким образом, адресная работа учителя с различными категориями обучающихся способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания, самоопределению, саморазвитию, нормализации психофизического состояния детей.

Работа педагога с различными категориями обучающихся через авторские проекты

Проекты разработаны по трем направлениям:

  1. интеллектуальное,
  2. духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,
  3. творческое.

 

олимпиады, научно-практические

конференции, предметные конкурсы

викторины, спортивные турниры,

военно-начальная подготовка

        

  конкурсы, фестивали:

исследовательские проекты, песни на английском языке, драматизация на англ. языке

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПНПО 7 Критерий " Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся"

Учитель описывает организацию образовательного процесса одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности. Выявление, принципы и формы работы с детьми из социально - неблагополучных семей, вовлечени...

Cоздание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Семья – основа первичной социализации личности. Именно с семьи у ребёнка начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей.     Для достижения положит...

5.ПНПО-2016 5. Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями учащихся. Любой и каждый ребенок талантлив и может не подозревать о собственных возможностях, что пропагандирует инклюзивное обра...

Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся в урочной деятельности.

При работе с одаренными детьми созданию условия для развития творческой личности.          На уроках  я использую следующие виды деятельности:- пробле...

Описание опыта адресной работы учителя с различными категориями обучающихся

laquo;Все наши замыслы, все поиски и настроенияпревращаются в прах, если нет у ученика желания учиться»В.А.СухомлинскийСоздание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реа...