Программа профессионального самообразования
материал

Программа разработана по теме: "Применение инновационных технологий в преподавании математики. Рассмотрены основные пути формирования исследовательской деятельности, использование информационных технологий, технологий проблемного обучения, проектной деятельности. Выполнение творческих заданий по математике. Роль математических задач и их классификация по уровням.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovanie_28.10.docx410.3 КБ

Предварительный просмотр:

E:\Проограмма проф. самообразования.jpg

Содержание

 Введение ………………………………………………………………………3

  1. Цели и задачи программы …………………………………………………4
  2. Роль математических задач………………………………………………..5
  3. Теоретические основы формирования навыков исследовательской деятельности ………………………………………………………………..8
  4. Основные пути формирования навыков исследовательской деятельности на уроках математики ………………………………………………………9
  5. Выполнение творческих заданий по математике………………………...11
  6. Использование информационных технологий на уроках математики …16
  7. Проектная технология – путь творчеству………………………………...19

8.Технология проблемного обучения………………………………………...19

9.Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы……………20

Введение

Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних медицинских учебных заведениях оно, как правило, связывается с исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Формирование исследовательских умений и навыков у студентов в медицинском техникуме идёт в процессе изучения психологии, дисциплин предметной подготовки, профессиональных модулей и основ учебно-исследовательской деятельности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Цель обучения математике в учреждении среднего профессионального образования состоит в том, чтобы студент, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во-вторых – овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Навыки математического моделирования можно рассматривать как навыки применения математических знаний на практике, а значит формирование профессиональной компетентности выпускника.

Таким образом, от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень подготовки будущего специалиста.

  1. Цели и задачи программы

В своей работе применяю  следующие  инновационные технологии: поисково-исследовательскую, проблемного изложения материала,  информационно-коммуникативную.

           Цель:   формировать  и развивать познавательную активность студентов на уроках математики и во внеурочной деятельности  путём применения инновационных приёмов и технологий.

   Задачи:  

1) Изучить психолого-методическую, педагогическую литературу.

2) Внедрение на уроках математики форм и методов, способствующих развитию познавательной активности у студентов.

 3) Подбор материала по каждой теме практических и теоретических занятий, способствующего развивать навыки выдвижения гипотез, подтверждения их экспериментально, умения делать анализ, синтез, обобщение .

5) Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

 Какими бы видами деятельности я не занималась, какие технологии не применяла, для меня важно сохранение здоровья моих подопечных, мне важно научить их быть счастливыми и успешными, и научить правильно, применять полученные знания.

Срок реализации программы: 2017- 2019 гг

2.Роль математических задач.

Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела формулируются в виде задач различного уровня сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения.

В основу вычисления уровневой дифференциации задач может быть положен критерий новизны ситуации для решающего.

Можно выделить три уровня сложности учебных задач, которые соответствуют I, II и III уровням усвоения опыта, приведенным в таблице.

Уровни усвоения

Компоненты задачи

Деятельность студента

Цель

Задачная ситуация

Способ решения (действия)

I

Алгоритмический

задана

задана

(типовая)

не задан, воспроизводится по памяти как ранее известный

в виде алгоритма

репродуктивно-алгоритмическая

II

Эвристический

задана

задана неявно, требуется уточнение

не задан, требуется видоизменить известный или получить новый комбинацией из нескольких известных

продуктивно-эвристическая

III

Творческий

задана в общей форме

не задана, требуется найти подходящую ситуацию

не задан, создается новый, ранее неизвестный

продуктивно-творческая, исследовательская

I уровень. Задачи решаются на основе только что полученных знаний и способов деятельности. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул и т. п. в конкретных различных ситуациях, не требующих преобразующего воспроизведения структуры усвоенных знаний.

II уровень. Задачи требуют от обучаемых применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации, которая сопровождается преобразующим сопровождением. Обучаемый, комбинируя известные примеры решения задач, уточняет, проясняет задачную ситуацию и выбирает соответствующий способ деятельности. К такого рода задачам относятся комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на первом уровне.

III уровень. Задачи этого уровня требуют от обучаемого преобразующей деятельности при избирательном применении усвоенных знаний и приемов решения в относительно новой для него ситуации, заключающейся в использовании действий первого и второго уровней, в конструировании новых систем, позволяющих решить предложенную задачу. В процессе поиска решения задачи обучаемый, используя интуицию, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания.

При решении многих практических задач составляют, как принято говорить,  математическую модель задачи. При математическом моделировании мы имеем дело не с объектом (явлением), а с построенной с него теоретической копией, выражающей в математической форме основные его закономерности.

Важно, чтобы содержательная сторона решаемой задачи была вполне понятна учащимся.

Поэтому построение моделей должно производится на достаточно простом материале. Конечно, лучше всего, если он связан с бедующей профессией учащихся, например фармацевтов.

   Рассмотрим процесс построения математической модели при решении практических задач, где приходится находить наибольшее и наименьшее значения функции. Такие задачи удобно решать по следующему плану:

  1. Выбирают оптимизируемую величину (т.е. величину наибольшее и наименьшее значение, которой требуется найти), обозначают ее через какую-нибудь букву в зависимости от содержания задачи, например y (или S, Q, R и т.д.).
  2.  Одну из неизвестных величин считают независимой переменной и обозначают через x; устанавливают различные границы изменения x в соответствии с условиями задачи.
  3. Исходя из условий задачи выражают y  через x и неизвестные величины, т. е. задают функцию y=f(x).
  4. Для полученной функции y=f(x) находят наибольшее или наименьшее значение в зависимости от требований задачи по промежутку реального изменения  x. Функцию исследуют чаще всего с помощью производной, реже элементарным способом.
  5. Интерпретируют результат п.4 для данной конкретной задачи.

При решении различных задач пользуются следующим свойством: если дифференцируемая на интервале (а; в) и непрерывная на отрезке [a;в] функция принимает наибольшее (наименьшее) значение внутри отрезка в некоторой точке x0, то на интервале (а,в), и на любом отрезке, являющимся частью данного отрезка и содержащем точку x0 эта функция будет принимать наибольшее (наименьшее) значение в той же точке.

3.Теоретические основы формирования навыков исследовательской деятельности

Для решения поставленных и исследуемых задач необходимы теоретические знания: анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение документов по вопросам образования, анализ использования диагностических методик по вопросам исследования, анализ и обобщение отечественного опыта, причинно-следственный анализ полученных данных обобщения и моделирования, знакомство с публицистической литературой.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало специальное направление - теория научного поиска, которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика, они выделяют основные категории процесса научного поиска - проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки - различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения.

В 60-70-е годы XX в. теоретики начинают поиск новых методов обучения в  связи с возрастающей потребностью общества в развитии у учащихся активного творческого мышления. Поиск приводит их к созданию проблемного метода обучения, что наиболее ярко представлено в монографическом исследовании М.И. Махмутова.

В последнее время проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисковая деятельность, опытничество; школьники часто выполняют творческие задания, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными проектами в среднем и высшем профессиональном звене. Проблемно-исследовательский метод выходит в разряд ведущих методов обучения детей и молодежи. Именно поэтому конкретное и подробное ознакомление студентов с разными педагогическими исследованиями может выполнять наряду с функцией теоретического обоснования и функцию обучения.

Исследовательская работа организуется в техникуме с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы. Итогом этой работы является выступления на «круглых столах», уроках-семинарах, научно- практических конференциях, на ИГА.

Проблеме исследовательских работ посвящено ряд исследований М.А Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, Г.И.Щукиной и др. Так, по мнению П.И. Пидкасистого, показателем определения степени готовности педагогов к развитию способностей к исследовательской деятельности  является постепенное изменение их учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям.

4.Основные пути формирования навыков исследовательской деятельности на уроках математики

Исследовательская деятельность студентов направлена на получение новых знаний, на обогащение общественного и личного опыта.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

  Содержанием учебно-исследовательской деятельности являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач.

  Для успешной реализации и активизации учебно-исследовательской деятельности студентов в учебно-воспитательный процесс способствуют факторы, условия и общие принципы организации учебного процесса.

 

Факторы, условия и принципы учебно-исследовательской деятельности.

ФАКТОРЫ

УСЛОВИЯ

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1.Личностно-ориентированный подход к обучению

1. Доброжелательная атмосфера в коллективе

1.Педагогическое руководство в создании мотивов и стимулов к учению.

2.Ориентация на продуктивное достижение результата.

2.Сочетание индивидуальных и коллективных форм обучения.

2.Привитие интереса к изучаемому объекту.

3.Проблемное обучение как инструмент развития опыта творческой деятельности.

3.Структурирование учебного материала по принципу нарастания познавательной трудности учебной работы.

3. Вооружение студентов необходимыми приемами познавательно-поисковой деятельности.

4.Креативная организация учебного процесса, максимальное насыщение его творческими ситуациями.

4. Вооружение студентов рациональными приемами познавательной деятельности.

4.Систематическое осуществление принципа индивидуализации в обучении.

5.Создание ситуации совместной поисковой деятельности.

5. Формирование внутренних стимулов к учению, самообразованию и др.

5.Широкое использование технических и наглядных средств обучения.

6.Детализация учебного процесса.

6. Детализация учебного процесса.

6.Внедрение в практику работы и систематическое использование компьютерных технологий.

7.Создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.

7. Создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности.

7.Разработка творческих заданий, требующих нестандартных решений и самостоятельного поиска информации.

8. Сочетание и соединение дидактически и методически обоснованных методов, способствующих развитию познавательной деятельности и творческих способностей студентов.

  В настоящее время учебно-исследовательская деятельность преимущественно используется в учебном процессе для достижения развивающих целей обучения, поскольку они являются мощным инструментом формирования мышления, так как обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций, формируют активность и целенаправленность мышления, развивают гибкость мышления, формируют культуру логических рассуждений.

 Учебно-исследовательская деятельность по математике сочетает в себе использование теоретических знаний, требует умение моделировать, строить план исследования, иметь навыки построения схем, диаграмм.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.

Таким образом, под термином «учебно-научно-исследовательская работа студентов» можно понимать процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в колледже, затем - в вузе, а в дальнейшем - самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме.

На своих уроках я организую исследовательскую работу с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала,  приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, публикации исследований. В ходе исследовательской работы  решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, решение и составление задач прикладного характера с использованием медицинской терминологии и содержания. В результате обеспечивается повышение уровня подготовки будущих специалистов.

На уроках математики и во внеурочной деятельности я применяю следующие  виды исследовательских работ:

- проект;

- минипроект;

- реферат;

- доклад.

      5  Выполнение творческих заданий по математике.  

Эффективному обучению во многом способствует решение задач с практическим и творческим содержанием. Потребность в использовании практических материалов при обучении математике диктуется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником ощущения и восприятия, а также тем, что в познавательной деятельности обучаемого есть тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий.

 Применение  интерактивных технологий на занятиях по математике – это попытка предложить один из путей, который может интенфицировать учебный процесс,  оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп занятия, увеличить объем самостоятельной работы. Это способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.

  При изучении темы «Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла» на этапе обобщения и совершенствования знаний можно использовать различные творческие задания с применением  ИКТ.

  Современные интерактивные технологии не автоматизируют учебный процесс, они позволяют в более широком представлении реализовывать принцип наглядности, следить за ходом логических рассуждений обучающихся, экономить учебное время, индивидуализировать процесс обучения, формировать умение работать с информацией, коммуникативные способности, развивать навыки исследовательской деятельности, а также творческие способности.

Рассмотрим формирование приемов умственной деятельности (сравнения, классификации и т.д.) в процессе обучения математике.

 Сравнение представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным предметам и явлениям.

 Под классификацией понимают процесс разложения объема данного понятия на попарно непересекающиеся классы.

 Каждый мыслительный прием имеет сложную структуру. Поэтому одним из условий успешного обучения приему является соблюдение последовательности его формирования. Такая последовательность определяется разделением приема на отдельные действия.

 Мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,  классификации связаны между собой внутренней логикой, поэтому их надо соотносить друг с другом  в структурном плане.

 В процессе обучения математике целесообразно пользоваться технологией развития интеллектуальных способностей студентов посредством обучения их приемам мыслительной деятельности. Целью применения технологии является создание педагогических условий, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей студентов через поэтапное формирование навыков использования приемов интеллектуальной деятельности.

 На первом этапе – диагностике- происходит выяснение имеющегося уровня сформированность того или иного приема у студентов. Для этого студентам предлагаются специальные задания, логические тесты.

  Второй этап – создание положительной мотивации, атмосферы заинтересованности в овладении приемами мыслительной деятельности. В рамках активности на данном этапе используются дидактические игры, задания с игровыми ситуациями, соревнования, задачи с историческим материалом, задачи для пространственного воображения.

  Для третьего этапа, осмысления сущности приема, характерно постепенное ознакомление студентов с тем или иным приемом в процессе изучения. Студентам дается правило (алгоритм) выполнения каждого приема. Важно учитывать, что порядок преподавания тех или иных приемов должен быть строго детерминирован. Это объясняется тем , что, например в состав классификации входит прием сравнения, поэтому к формированию умения классифицировать необходимо приступать после того как научим студентов сравнивать.

  Четвертый этап – применение приема в различных ситуациях: в аудиторной и домашней работе, при решении задач, стандартных и творческих, коллективно и индивидуально. Необходимость этого этапа объясняется тем, что в условиях активно поисковой работы приемы умственной деятельности формируются у студентов значительно быстрее, чем при восприятии готовых знаний, поскольку структура поисковой деятельности требует применения логических действий и операций.

 Пятый этап – развитие интеллектуальных способностей студентов посредством обучения их приемам мыслительной деятельности – обобщению приема и переносе его на другие дисциплины.

 Приемы мыслительной деятельности представляют особую дидактическую значимость: формирование их у студентов повышает интеллектуальную активность и самостоятельность, в итоге способствует успешности личности в учебно-познавательной деятельности.

 Основные этапы учебно-познавательной деятельности:

-получение личного знания на основе работы в аудитории по изучаемой теме;

-переосмысление полученного знания (формирование научного познания);

- решение нестандартных задач, для которых одних знаний и алгоритмов недостаточно, нужна мыслительная деятельность;

- этап совместной деятельности преподавателя и студента;

-этап коррекции знаний.

Каждый из перечисленных этапов вытекает из предыдущего и является продолжением начатой работы.

Название этапа

Совместная деятельность преподавателя и студента

Результативность

преподавателя

студента

1. Получение личного знания на основе работы в аудитории

1.Учебный диалог (самостоятельная работа с учебником, источником, компьютером).

2. Индивидуальная помощь при работе с учебником, при решении задач. Самостоятельное применение личного знания в конкретной ситуации(решение стандартных задач, ответ на вопросы).

1. Выявление трудностей при решении стандартных задач и работе с учебником.

2.Оказание индивидуальной помощи каждому студенту.

3. Обучающая самостоятельная работа.

1. Формирование индивидуального способа познания.

2. Желание работать самостоятельно.

3. Формирование представления о понятии в общих чертах.

2.Переосмысление полученного знания (формирование научного познания).

1.Атмосфера доброжелательности (ситуация успеха, формирование научного познания).

2. Работа в группах (развитие способности выражать свои мысли, обмен знаниями).

3. Составление конспекта или схемы (прием реконструкции).

4. Прием мысленного составления плана (по изучению теоремы).

5. Составление алгоритма решения задач.

6. Учет индивидуальности студента.

1. Активная мыслительная деятельность (через диалог).

2. Организация работы в группах (умение выделять главное, высказывать гипотезы)

3. Оказание индивидуальной помощи студентам. Диагностика знаний (выявление причин неудач, оказание индивидуальной помощи).

1. Формирование культуры общения, умения слышать, слушать, уважая мнение партнера (формируется научное знание).

2. Развитие памяти, мышления, формирование грамотной речи.

3. Формирование знания стандарта.

3. Решение нестандартных задач (приемы мыслительной деятельности)

1. Формирование задач повышенной трудности, адекватных изучаемой теме.

2. Организация поиска решения нестандартной задачи (коллективный поиск выхода на решение задачи).

3. Методика решения одной из задач (решаются задачи по вспомогательным вопросам, по образцу).

4. Учет индивидуальных способностей студентов (работа с задачами разного уровня сложности).

5. Составление контрпримеров, различных памяток (самооценка)

6. Самопознание (достижение цели).

7. Составление вопросов для зачета, карточек задания.

1. Формирование у студентов навыков анализа нестандартной задачи.

2. Организация мыслительной деятельности на более высоком уровне.

3. Развивающие творческие самостоятельные работы, тесты (на сравнение , на классификацию, анализ, обобщение, конкретизацию, аналогию)

1. Способность анализировать данные в задаче.

2. Формирование умений составлять план решения задачи, способность решения нестандартной задачи (индивидуально).

3. Составление задач соответствующего уровня, контрпримеров, вопросов для зачета и карточек заданий.

4. Оценка совместной деятельности преподавателя и студентов.

1. Организация беседы со студентами по теории, выявление уровня знаний.

2. Составление разноуровневых контрольных работ (выполнение к/р студентами).

1. Выставление оценки по изученной теме.

2. Индивидуальная помощь студентам со слабыми мыслительными процессами.

1.Активные студенты освобождаются от собеседования.

2. Выполнение разноуровневых контрольных работ.

5.Коррекция знаний.

1. Индивидуальный стиль работы(индивидуально анализируем ошибки, и каждый студент получает задания для коррекции).

1. Консультации.

2.Работа над ошибками.

1. Выполнение заданий по коррекции.

2.Овладение знаниями = усвоение + применение на практике.

Усвоенные приемы мыслительной деятельности приобретают многосторонние функции в учебной деятельности студентов: обеспечивают усвоение знаний, помогают решать новые задачи, изменяют отношение студентов к учебной работе.

6. Использование информационных технологий на уроках

математики.

 Информационные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают возможности для творчества, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор в образовательном процессе открывают новые горизонты в работе преподавателя и учебной деятельности студента. Информационные технологии являются основными инструментами в профессиональной практической деятельности человека.

  Одной из причини использования новых информационных технологий в образовательном процессе является то, что преподаватели вынуждены постоянно решать дилемму – как «уложить» растущий объем изучаемого материала в небольшое количество часов, которое имеет тенденцию к сокращению. С другой стороны, существует необходимость в тщательно подобранных учебно-методических материалах и пособиях, которые могут быть использованы при проведении учебных и практических занятий. Одним из путей решения этой проблемы является создание презентаций, которые на современном этапе развития информационных технологий стали одним из самых эффективных методов представления и изучения любого материала. Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы падания материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата при минимальных затратах времени на обучение.

  Целесообразно использовать на занятиях презентации для сопровождения лекций и индивидуальной работы студентов. Презентации отлично вписываются в структуру занятия, сопровождая рассказ преподавателя. Возможность вставлять любые объекты (картинки, графики, таблицы и др.) делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, когда необходимо показать модели или ход процесса. К тому же при представлении материала в таблицах, графиках и тезисах включаются механизмы не только слуховой, но также зрительной и ассоциативной памяти. Однако следует помнить, что использование презентаций, как и любое использование компьютерных технологий, должно быть оправдано. Она должна давать возможность продемонстрировать тот материал, который станет понятнее именно в данной реализации, именно с использованием технических средств компьютера. В любом случае при первичном применении презентации даже самая простая реализация способна заинтересовать студентов.

  Применение электронных дидактических материалов на уроках математики показывает следующие результаты:

 - повышение интереса к урокам математики;

 - улучшение дисциплины на уроках;

 - улучшение успеваемости;

 - повышение внимания;

 - улучшение памяти.

  Создание слайдов для занятия  - это очень удобно. Преподаватель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и кроме того, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Объяснять новую тему по такому чертежу одно удовольствие.

  Известно, что большинство людей запоминают 5%  услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видео- информации повышает запоминаемость до 40-50%. Как говорит пословица, «тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь сам – ты поймешь».

  Мультимедиопрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются значительно дольше. При использовании на уроках мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Следует отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность студента.

  Мультимедийные технологии можно использовать:

  1. При объяснении темы

Темы занятий представляются на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

  1. Как сопровождение нового материала.

При использовании мультимедийных презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые студенты списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект презентации может быть распечатан для каждого студента), тогда как преподаватель не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия студентами того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки студентов.

  1. Для устной работы.
  2. Как информационно-обучающее пособие.

Такие пособия используются в тех случаях, когда студент по какой-то причине не успел выполнить задание во время занятия или он пропустил тему по причине болезни. В этом случае студенты могут прийти в кабинет после занятий и доработать материал. И наоборот, студенты, которые успевают за занятие выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого студента все достигают положительного результата.

  1. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты должны содержать вывод о количестве правильных и неправильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании студентов изучать данный раздел.

Удобно использовать программы Microsoft Word, PowerPoint и Veral Test, в которых можно создавать тестовые задания и проводить тестирование по математике. С помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel можно строить графики функций, составлять кроссворды и выполнять несложные вычисления.

 В итоге можно отметить выгодные особенности работы с компьютерной поддержкой на  уроке:

- легко достигается уровневая дифференциация обучения;

- достигается оптимальный темп работы студента, так как каждый выполняет индивидуальное задание, работая в своем темпе;

7.Проектная технология – путь к творчеству.

       Они позволяет мне в преподавании сделать  акцент  не на повторение заданного алгоритма усвоения информации, а на осмысленную студентом потребность  приобретать ту или иную информацию, необходимую ему для продвижения в собственном поле образования. Студенты самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, изучают теоретический материал, связанный с выбранной темой,  овладевают на практике методами исследования, собирают, анализируют и обобщают материал, делают выводы, представляют результат своего исследования.

   Под моим руководством учащимися разработаны проекты: «Определение влияния синтетических и природных антибиотиков (мёд и пероксид водорода) на организм», «Определение качества мёда, «Влияние внешних факторов на качество лекарственных препаратов», «Исследование лекарственных средств- производных углеводов и простых эфиров».

   Любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности студентов в обучении.

     Идея проекта, как правило, рождается  преподавателем.  Я, таким образом, создаю  проблемную ситуацию, что студенту кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Образовательный проект предусматривает комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

   Результатом применения проектной технологии является реализация принципа осознанности знания, мотивация обучающихся  на последующую проектную деятельность, способствуют развитию компетентности самообучения, саморазвития.

8.Технология проблемного обучения

Применение мной этой технологии состоит в том, что в процессе решения студентами специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом исследовательской деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности.

Структура проблемного изложения:

1.Постановка проблемы;

2.Ход решения и его логика;

3.Процесс решения, возможные и действительные затруднения и противоречия;

4.Решение и доказательство его правильности;

5.Раскрытие значения решения для дальнейшего развития мысли или сферы деятельности.

При проблемном изложении преподаватель  пользуется словом, логичным рассуждением, чтением текста, демонстрацией опыта, видеофильмами, компьютерной техникой и т.д. Роль этих средств зависит от того, каким образом, и какая с их помощью организована познавательная деятельность обучающихся.

Важно осознать своеобразие этой технологии в том,  что студент при нем не только воспринимает, осознает и запоминает информацию, но и следит за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства, контролирует ее убедительность. У него возникают сомнения, вопросы, касающиеся логики и убедительности, как доказательства, так и самого решения. Более того, в силу такого характера воздействия, проблемное изложение сопровождается участием студентов  в прогнозировании следующего шага рассуждения или опыта.

Значение проблемного обучения в том, что оно неизбежно делает акцент на процессе познания, на движении знания от одного состояния к другому, вводит обучающихся в лабораторию научно-познавательной деятельности. 

 

  1. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы

Обучающиеся должны:

- Уметь проводить химический эксперимент (в сотрудничестве с преподавателем).

- Уметь работать в группе и нести ответственность за полученный результат.

- Повысить умение самостоятельно добывать информацию в различных источниках.

- Уметь критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач.

- Уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

- Освоить опыт творческой деятельности.

- Уметь грамотно и компетентно излагать результаты исследований.

- Приобрести навыки выдвижения гипотез, подтверждения их экспериментально, умения    делать анализ, синтез, обобщение.

- Воспитать в себе целеустремлённость и системность в учебной деятельности.

- Использовать исследовательские навыки в будущем при выполнении курсовых и квалификационных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка Нестерук Е. В. МБОУ «СОШ» пгт. Синдор на 2014 – 2017 гг.

Программа профессионального самообразования  учителя английского языка Нестерук Е. В. Тема  самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках английского языка для развити...

программа профессионального самообразования

В работе изложен материал по самообразованию учителя русского языка и литературы...

Программа профессионального самообразования

Данная публикация посвящена программе самообразования, рассчитанного на 2 года (этапа). Сформулированы: актуальность программы, цели и задачи; указаны основные направления работы: по профессии, в обла...