Рабочая программа элективного курса 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Симогина Татьяна  Владимировна

Элективный курс  " Подготовка к устному собеседованию по русскому языку" предназначен для обучающихся 9 класса , рассчитан на 17 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Изобразительно - выразительные средства языка»

«Согласовано»

Программа разработана учителем

Зам. директора по УВР первой квалификационной категории

Фатеевой Маргаритой Викторовной

---------------

Н.В. Селезнева

«29» августа 2015 г

Принято к реализации педагогическим советом МБОУ Летошницкая СОШ

Протокол №1 от «30» августа 2016 г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

 Программа элективного курса составлена на основе следующих нормативных – правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5. 03.2004 г. № 1089.
  2. Закона РФ «Об образовании».

 «С русским языком можно творить чудеса. Нет такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, образов мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», - с этими словами К. Паустовского невозможно не согласиться… Но как помочь ученикам если не стать волшебниками слова, то хотя бы людьми, которые приобщились к чуду, почувствовать красоту русского языка, прикоснуться к его неиссякаемым богатствам? Наверное, больше уделять внимания работе с изобразительно – выразительными средствами языка (ИВСЯ). Уроков на изучение ИВС отводится мало, что сказывается на уровне овладения учащимися устной и письменной речью. В КИМах ЕГЭ есть задания, поверяющие знания обучающихся по данной теме. Значит, надо искать пути решения этой проблемы. Один из них – элективный курс «Изобразительно – выразительные средства языка».

Программа данного курса опирается на основную программу по русскому языку и программу по литературе, сведения, полученные учениками в 5-9 классах в процессе изучения уроков русского языка и литературы, изучение средств выразительности речи.

Рабочая программа курса носит примерный характер. Не ставится задача системного и последовательного изучения изобразительно – выразительных средств языка. Отбор понятий производится по средствам выразительности речи, данных для определения на государственном экзамене, по критериям частотности употребления ИВСЯ в различных текстах и уровню лингвистической компетенции учащихся. Курс предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется выразительная сила русского языка, что позволит сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения, создаст условия для совершенствования важнейших речевых умений, подготовит учащихся к выпускным экзаменам.

Цель курса: расширение аналитического и речеведческого опыта учащихся, подготовка к ОГЭ, воспитание любви к русскому языку.

Задачи:

  1. формирование представления о понятиях курса, умения видеть изобразительно-выразительные средства  языка  в тексте;
  2. формирование потребности в речевом усовершенствовании; развитие навыков работы со справочной литературой;
  3. обогащение словарного и фразеологического запаса обучающихся;
  4. воспитание уважения к русскому языку.

Общая характеристика элективного  курса

Тип программы – программа элективного курса по русскому языку в 9  классе (основного общего  образования).

Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 9  класса Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Формы контроля: самостоятельная работа, собеседование по темам, тест, комплексный анализ текста, защита творческих вариантов художественного средства, создание мини-проекта на основе материала занятий, итоговый тест.

Виды деятельности на занятиях:

Тренировочные упражнения, практикум, самостоятельная работа, работа со справочной литературой, беседа, решение тестовых заданий в формате ОГЭ , творческие работы, занятия с использованием ИКТ.

Особенности курса:

  1. Краткость изучения.
  2. Практическая значимость.
  3. Нетрадиционные формы изучения материала.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

-навык самостоятельной работы со справочной литературой;

-умение соотнести теорию с практикой языкового анализа художественного текста;

- умение видеть изобразительное средство в тексте, использовать его речи;

-умение создавать собственный вариант изобразительно – выразительного средства.

Требования к уровню усвоения предмета

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области русского языка, создать условия для успешного выполнения заданий ОГЭ.

  1. Учащиеся должны знать понятия, изученные в курсе, способы их определения в тексте.
  2. Уметь определять изученные средства выразительности в тексте, в соответствии с идейным замыслом и авторской позицией.
  3. Создавать собственный вариант ИВС.
  4. Группировать изученные явления по указанным признакам.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  1. Текущий контроль: практикум, самостоятельная работа.
  2. Тематический контроль: творческая работа, тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.
  4. Критерии оценки: правильность классификации ИВСЯ, самостоятельность, оригинальность, корректность суждений, грамотность суждений и степень владения научно-популярным стилем анализа.

Планируемые результаты

В ходе изучения данного курса учащиеся должны достигнуть следующего результата:

1) повысить уровень общих и специальных ЗУН по русскому языку, литературе;

2) находить изученные средства выразительности в данном материале;

3) создавать свой вариант изобразительно – выразительного средства.

4) приобщить к произведениям классической литературы.

5) познакомить с возможностями электронных средств обучения, Интернет-ресурсов.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Д.Э. Розенталь. И.Б. Голуб. Секреты стилистики. М., 2007.
  2. Ю.М. Лотман. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для студентов. М., 2007..
  3. М.В. Панов. Энциклопедический словарь юного филолога .М., 1984.
  4. Н.М. Шанский. Занимательный русский язык. В 2-х частях. М., 1996.
  5. Ресурсы Интернета, электронные учебники.
  6. КИМы разных лет.

Содержание  элективного курса

Изобразительно – выразительные средства языка: роль, понятие, функция, система объектов.

Языковые, стилистические особенности текста. Цитирование и диалоги в тексте. Формы изложения текстового материала.

Лексика русского языка. Лексические средства выразительности: ключевые слова, лексические повторы, слова – символы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, омонимия, литота, сравнение, градация, лексика ограниченного употребления. Контекстные лексические единицы. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.

Тропы: понятие, виды, изобразительные возможности.

Морфологические средства выразительности.

Словообразовательные средства выразительности.

Синтаксическое богатство русского языка. Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи: понятие, разновидности, выразительные возможности фигур, способы конструкции.

Этапы работы над изобразительно – выразительным средством

  1. Работа со словарями и энциклопедиями по определению понятия, анализ найденных определений, вычленение структурообразующих средства.
  2. Совместное с учащимися формулирование оптимального (с точки зрения обучающегося) определения.
  3. Работа над данным средством по принципу усложняющихся заданий: найти и объяснить изучаемое средство в данном контексте, определить его структуру, создать вариант этого выразительного средства.
  4. Комплексный анализ небольшого по объему текста или отрывка.

Содержание курса

1. Введение.

 Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков.

  1. Средства художественной выразительности. Тропы. Эпитет. Олицетворение.

Понятие о тропах. Эпитет. Простые эпитеты, постоянные эпитеты. Олицетворение.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метафора.

Метафорические образы. Метафоры мертвые, сухие, бытовые, поэтические, индивидуально-авторские, развернутые. Симфора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Метонимия. Синекдоха.

Понятие о метонимии. Понятие о синекдохе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Иносказание. Аллегория.

Понятие об иносказании. Понятие об аллегории. Жанр басни. Работа с баснями И.А.Крылова.

  1. Гипербола. Литота.

Понятие о гиперболе. Понятие о литоте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Ирония. Перифраза. Сравнение.

Понятие об иронии. Перифраза. Понятие о сравнении. Сравнительный оборот.

  1. Слова с яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

  1. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Канцеляризмы и речевые штампы.

      10-11. Практикум по теме «Тропы».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий.

  1. Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора.

Понятие о стилистических фигурах. Анафора звуковая, морфемная, лексическая, синтаксическая. Анафора в прозаической речи. Эпифора. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Антитеза. Ритмомелодическое оформление.

Понятие об антитезе. Пунктуационное оформление текстов. Работа с примерами из художественных текстов.

  1. Инверсия. Оксюморон.

Прямой и обратный порядок слов. Инверсия главных и второстепенных членов предложения. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами. Понятие об оксюмороне.

  1. Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм.

Понятие о бессоюзии и многосоюзии. Параллелизм в тексте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Градация. Парцелляция.

Понятие о градации. Градация нисходящая и восходящая. Понятие о парцелляции. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос.

Понятие о риторическом обращении, риторическом восклицании, риторическом вопросе. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Практикум по теме «Фигуры речи».

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий. Практикум по тексту М.Пришвина «Неведомому другу».

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения.

      Роль причастных и деепричастных оборотов в предложении. Роль односоставных предложений в тексте.

  1. Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

      Роль однородных членов предложения. Роль простых, сложносочиненных, сложноподчиненных и бессоюзных предложений.

  1. Притчи – уроки нравственности.

Жанр причти, его характерные черты. Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Новый Завет. Причта о добром самарянине.)

22. Притчи – уроки нравственности.

Работа с притчами, включенными в художественные произведения (Притча о блудном сыне. А.С.Пушкин «Станционный смотритель».)

23. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Милосердие», «В больничной палате».

Милосердие. Значение слова, примеры милосердия в современной жизни.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Кем я еще мог бы стать?», «Нельзя спасти всех».

Проблема выбора, стоящая перед каждым из нас. От чего зависит выбор?

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Принять себя»

Отношение к окружающему миру, определение своего места в мире, принятие себя таким, каким ты создан.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о вулкане».

Зависть и гордыня – страшные грехи, разрушающие душу человека. Своеобразие синтаксиса.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах Мини-исследование «Изобразительно-выразительные средства, использованные в тексте притчи «Притчи о властолюбце».

Проблематика притчи.  А.С.Пушкин «Скупой рыцарь».

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о человеческой страсти».

Совесть. Что она значит в человеческой жизни? Особенности синтаксиса авторской речи.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах. «Притча о сыне, предавшем мать». Средства изобразительности психологического состояния матери (сына).

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах  «Притча о чтецах». Аллегорический образ «удивительного мира». «Законы стаи». Роль лексических средств в создании образа «удивительного мира».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о лицедее». Языковые средства в создании образа Мима.

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Анализ  изобразительно-выразительных средств языка в притчах «Притча о благодеянии».

Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

  1. Зачет по тексту притчи-сказки «Почему падают звезды?»

Роль матери в жизни каждого человека. Проблематика притчи. Переплетение проблем в тексте. Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция.

34-35. Комплексный анализ Притчи о свече и ветре. 

          Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • определения понятий «изобразительно-выразительные средства русского языка», «тропы», «фигуры речи», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «парцелляция», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое обращение».
  • схему анализа текста;
  • коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, понятность, краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность.

 В результате освоения программы учащиеся должны  уметь:

  • дать определения понятиям «троп», «фигура речи», «изобразительно-выразительные средства русского языка», «анафора», «эпифора», «антитеза», «гипербола», «литота», «градация», «инверсия», «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «оксюморон», «синтаксический параллелизм», «плеоназм», «парцелляция», «присоединение», «эллипсис», «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «риторическое обращение»;
  • анализировать тексты;
  • находить в текстах изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры), объяснять цель их употребления;
  • определять позицию автора путем анализа изобразительных средств языка;
  • использовать изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) при создании собственных текстов.

Список использованной литературы для учителя

  1.  Александров В. Н. Десять дней до экзамена: русский язык: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2006.
  2. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные упражнения, создание текста / В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева; под ред. И. П. Цыбулько. — Челябинск, 2004.
  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
  4. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи» / Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 94с.
  5. Хаустова Д.А.Русский язык. Письмо по памяти. 6-9 классы: дидактические материалы / Д.А.Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.
  6. Якушев А.П.  Притчи. Дорога без конца. /– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 210 с.
  7. Якушев А.П.  Притчи: вот как бывает/– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 205 с.
  8. http: // www. pritchi.ru

Список использованной литературы для ученика

  1. Загоровская О. В. , Григоренко О. В. Русский язык.  Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. Признаки текста. Средства связи в тексте. Средства выразительности. Сочинение – рассуждение/ О.В.Загоровская, О.В.Григоренко. – М.:, «Просвещение», 2010
  2. Лавский В.В. Притчи человечества / В.В. Лавский. – Издание ИП «Лотаць», 2004. – 123с.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. Книга 3. / А. Лопатина, М.Скребцова. – Изд-во «Амрита2, 2010, 208 с.
  4. Якушев А.П.  Притчи. Дорога без конца. /– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 210 с.
  5. Якушев А.П.  Притчи: вот как бывает/– А.П.  Якушев Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 205 с.

№п/п

Тема

Количество часов

1.

Понятие выразительной речи. Роль изобразительно-выразительных средств

1

2.

Языковые, стилистические особенности текста.

1

3.

Роль цитирования и диалога в прозаических текстах.

1

4.

Формы изложения текстового материала. Выразительное чтение прозаического и лирического текстов

1

5.

Лексика русского языка.

Контекстные лексические единицы.

2

6.

Лексические средства выразительности.

Фразеологизмы. Типичные ошибки употребления в речи фразеологизмов.

1

7.

Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.

1

8.

Практикум.

1

9.

Средства художественной выразительности. Тропы.Эпитет. Олицетворение.

2

10

Метафора.

1

11

Метонимия. Синекдоха.

1

12

Иносказание. Аллегория.

1

13

Гипербола. Литота.

1

14

Ирония. Перифраза. Сравнение.

1

15

Практикум

1

16

Стилистические фигуры. Анафора. Эпифора. Антитеза

1

17

Инверсия. Оксюморон.

1

18

Многосоюзие. Бессоюзие. Параллелизм. Эллипсис.

1

19

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос

1

20

Практикум.

1

21

Выразительные возможности синтаксических конструкций.  Причастные обороты. Деепричастные обороты. Односоставные и двусоставные предложения

2

22

Выразительные возможности синтаксических конструкций. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

2

23

Практикум

1

24.

Работа с КИМами

5

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....