Игровые технологии
консультация

Жгутова Ольга Николаевна

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными  возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_selevko_g.k.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

 Игра помогает включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, сплотить детский коллектив. В играх дети приучаются соблюдать правила, воспитываются дисциплина, умение контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других

Целевые ориентации игровых технологий:

•   Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитее трудовых навыков.

•  Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

•  Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналоги, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

•  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляции

Функции игры:

•  Развлекательная(это основная функция игры -развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

•  Коммуникативная:всё что относится к игре, находится в едином игровом пространстве и служит средством передачи социального опыта

•  Игротерапевтическая:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическая:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

•  Функция коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

•  Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежитии

Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, они направлены на развитие творчества, инициативности детей, формирование радости. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ребенок сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации.

Достоинство игровых технологий заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение образовательной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности

Выделяют следующие виды дидактических игр.

Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности воспитанников,

способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению материала. Активность детей в этих играх может быть выражена в виде рассказов,

дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Игры-соревнования.

Такие игры включают все виды дидактических игр.Дети соревнуются, разделившись на команды.

Деловая игра.

Деловые игры делятся на производственные, организационно –деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

-Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

-Наличие конфликтных ситуаций;

-Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих

предусмотренные сценарием роли;

-Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

-Контроль игрового времени;

-Элементы состязательности;

-Правила, системы оценок хода и результатов игры.

Ролевая игра.

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

-Имитационные, направленные на имитацию определѐнного профессионального действия;

-Ситуационные, связанные с решением какой –либо узкой конкретной проблемы–игровой ситуации;

-Условные, посвящѐнные разрешению, например, конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс конференции, уроки–суды и т.д.

Состав семьи разновозрастный , есть дошкольники и школьники .Это позволяет использовать  в своей работе  практически все виды игр .

На занятиях  с дошкольниками применяю дидактические игры.(«Угадай,что делать», «Громко - тихо», «Кто в домике живет?» «Кто как кричит?» «Большой –маленький» “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”и т.д )

Сюжетно –ролевые игры :

«К нам пришли гости»; «Больница» ; «Я – водитель» ; «Парикмахерская» и т.д

 

Подвижные игры очень нравятся детям. Эти игры содержат интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д. Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.

      Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Игры – путешествия, игры –соревнования, игры-викторины .( Викторина : «Берегите здоровье!», «Защитим нашу землю», « Права человека», презентация: «Загадки о профессиях» и т.д.)

    Загадки также являются игровой формой. Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки в любом возрасте. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность.

Игры-путешествия нравятся детям любого возраста. ( «Как встречают новый год в разных странах», «Космическое путешествие». )

 

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными  возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...