Уроки Победы "Вера, освященная войной"
методическая разработка

Разработка урока на конкурс "Урок Победы": «ВЕРА, ОПАЛЁННАЯ  ВОЙНОЙ…» (посвящённый Году памяти и славы в ознаменования 75–летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Посвящен роли патриотического служения Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Показан вклад священнослужителей в достижение победы в Великой Отечественной войне, верность служения Отечеству, глубокую веру в Великую Победу, в несомненную Божию помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pobedy_vera_opalennaya_voynoy._shvidkaya_i.a.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александроневская средняя школа»

Убинского района, Новосибирской области

        

Урок Победы: 

«ВЕРА, ОПАЛЁННАЯ  ВОЙНОЙ…» 

(посвящён Году памяти и славы в ознаменования 75–летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

4 класс

Провела учитель начальных классов:

         Швидкая Ирина Александровна

                                           2019 год

Тема урока Победы: «Вера, опалённая войной»  (посвящён Году памяти и славы в ознаменования 75–летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

Возраст: можно использовать на разных уроках в 4, 5, 6 и других классах

Форма проведения: интегрированное занятие по ОДНКНР, ОРКСЭ (модуль - основы православной культуры), окружающему миру.

Цель:   Познакомить учащихся с историями священнослужителей – участниками Великой Отечественной войны, показать их вклад в достижение победы на фронте и в тылу.

Задачи:

  1. Формировать историческую  память и преемственность поколений на основе углубления знаний об участниках Великой Отечественной войне (на примере священнослужителей).
  2. Воспитывать духовно-нравственные качества патриотизма, чувства гордости за победу русского народа в ВОВ, любви к своему Отечеству,  своей родной истории, уважительное отношение к старшему поколению. 
  3. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины.
  4. Развивать личность учащихся путем прививания чувств пиетета (желание и готовность выражать почтение (в том числе религиозное) кому-либо), благодарности и сопереживания.
  5. Развивать творческие способности в разнообразных видах деятельности: декламация, изобразительное искусство, подготовка и проведение мероприятия, сообщениях о священнослужителях – фронтовиках.

Планируемые результаты:

личностные: осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, родному краю, к их культуре, истории; положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать, анализировать и делать выводы, работать с текстом, с историческими картами; понимать, что такое патриотизм, священник, герой, Родина, родной край, малая родина; готовить небольшие сообщения из жизни людей; соотносить исторические события с датами.

метапредметные:

познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности, находить ошибки и способы их устранения;

коммуникативные УУД: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

1. Выставка книг о Великой Отечественной войне.

2. Фотографии священников и монахов, участвовавших в Великой                      Отечественной войне.

3. Выставка рисунков и творческих работ учащихся, посвящённых теме Великой Отечественной войны.

4. Презентация о священниках – участниках ВОВ: «По дорогам войны с Божией помощью».

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, колонки, презентация, видеофрагменты, песни  «Вставай, страна огромная…» (Автор: В.  Лебедев-Кумач), «Молитва солдата», «Минута молчания», запись песен «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В. Харитонова)

Ход урока:

Организованное начало урока.

Психологический настрой.

- Добрый день! Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Я желаю настроения, успеха, узнать что-то новое на уроке и получить хорошие оценки.

Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня нам предстоит интересная совместная работа. Её девиз: «О Войне рассказано не всё…». Мы с вами отправимся в путешествие - в прошлое России. Как вы думаете, в какие годы мы вернёмся?

(ответы детей)…

- Правильно мы вернемся в 1941 – 1945 годы.

Формулирование темы урока. Целеполагание.

- Что объединяет эти исторические даты? (В эти годы в России происходили военные действия)

- Как вы понимаете -  Великая Отечественная война?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать о Великой Отечественной войне? (Почему она названа в истории Великой Отечественной; кто с кем воевал; кто защищал нашу Родину, их вклад в достижение Победы в ВОВ; какие значимые битвы были в этой войне; почему нужно помнить об этой войне).

- Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на все ваши вопросы, узнаем новые исторические страницы Великой Отечественной войны. Узнаем о том, что мы еще не слышали, о священниках и монахах, участвовавших в защите нашей Родины.  

Работа по теме урока.        

Звучит песня Гимн ВОВ «Вставай, страна огромная…»

Вступительное слово учителя: 22 июня 1941 года, в Воскресный день, когда Русская Православная Церковь совершала память Всех святых Земли русской, Гитлер и его союзники двинулись покорять народы России.

1–й ученик: Война…  Война – мы называем её Великой, потому что велико мужество нашего народа и велик его гнев.

2–й ученик: Мы называем её Отечественной, потому, что все, «от мала до велика» защищали своё Отечество – самое дорогое, что есть у человека.

3-й ученик: Мы называем её народной, потому что весь наш народ поднялся на защиту Родины. Включая ребят, которые просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы защитить семью и родной край, не смотря на то, что можно не вернуться.

4-й ученик: Война – это по 20 часов в день у станка. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война – это отнятое детство.

Ведущий: Это долгие и тяжелые 1418 дней и ночей, которые Россия прошла ко Дню Победы.

1-й ученик:                                                          

2-й ученик: 

Без малого четыре года.

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Там, где мы брали с кровью, с бою,

Противотанковые рвы,

Цветы обрызганы росою,

Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,

Кипела в заводях вода, -

Из камня, щебня и из пепла

Встают родные города.

И вот дорогою обратной,

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.

Учитель: Несмотря на неудачи первых дней, недель и месяцев этой страшной войны наши войска смогли выстоять. Решающее значение в переломе хода войны и в достижении Победы имел высокий патриотический дух нашего народа, который столетиями взращивала в нём Русская Православная Церковь.

Как говорил Патриарх Алексий I, «это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нём чувство национального достоинства и нравственной бодрости».

Жертвенная любовь к Родине, проявившаяся в страшные годы испытаний, помогла нашему народу уничтожить германский фашизм и достичь славной Победы. Это священное чувство мы называем патриотизмом.

Ученик: Сегодня  мало говорится о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Неизвестно, сколько лиц духовного звания — священников и монахов — было на фронтах Великой Отечественной войны.  Никто в свое время такого учета не вел.

 Подвиг священнослужителей в годы ВОВ тяжело понять. Они защищали Родину, которая их предала и безжалостно уничтожала вплоть до войны.

Без наперсного креста, без рясы, в солдатской или офицерской форме они наравне со всеми выполняли свой воинский долг. Сотни священнослужителей были призваны в ряды действующей армии. Вместе со всем народом переживали все несчастья, которые обрушились на Родину, целиком отдавая себя на служение Отчизне. Эти славные страницы родной истории остаются нам почти неизвестными.

Учитель: Прошло 75 лет со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. С каждым годом война от нас все дальше и дальше, а живых участников тех страшных лет все меньше и меньше. В наше время сохранились краткие очерки, статьи, рассказы, воспоминания родственников, друзей, знакомых о священнослужителях участвовавших в Великой  отечественной войне.

Русская Православная Церковь благословила народ на защиту Отечества, когда фашисты напали на нашу землю и воспитала удивительных защитников Отечества!

Чтобы как–то восполнить этот пробел, больше узнать и подтвердить мы расскажем лишь несколько истории из жизни священнослужителей – фронтовиков.

Презентация  и  Выступление учащихся.

«О Священниках и монахах – участниках Великой Отечественной войны»

1. Архимандрит Кирилл (в миру Ива́н Дми́триевич Павлов)  (08.09.1919 - 20.02.2017). 

2. Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) (родился 08 марта 1932 года). 

3. Монахиня Адриана  (в миру Наталья Владимировна Малышева) (12 декабря 1921 – 04 февраля 2012).  

Новосибирская Епархия

4. Архимандрит Макарий (в миру Игорь Николаевич Реморов) (23 марта старого стиля 1907- 8 декабря 1998).

5. Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) (06 декабря 1918 - 28 июня 2004).

6. Протоиерей Алексий Павлович Осипов(06 марта 1924 - 29 мая 2004).

7. Протоиерей Александр Петрович Смолкин (06 июля 1926 – 29 октября 2002).

8. Иеромонах Иосиф (до пострига – протоиерей Валентин Яковлевич Бирюков) (04 июля1922 - 18 апреля 2018).

Ученик: Будем признательны людям, чья жизнь была опалена жестокой войной. Людям, которые, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками, твердо знали, что идет «страшный бой... кровавый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», ради нашего будущего.

Ученик:                                                          

Ученик:

Поклонимся великим тем годам

Тем славным командирам и бойцам, 

И маршалам страны и рядовым, 

Поклонимся и мертвым и живым,    

Всем, тем, которых забывать  нельзя, 

Поклонимся, поклонимся, друзья 

Всем миром, всем народом, всей землей!

Поклонимся за тот великий бой!  

Будем жить, встречать рассвет Верить и любить.     

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди,             

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем -     

Вновь придет война.

Учитель: Склоним головы перед светлой памятью отцов, дедов, братьев, сестер, родных, однополчан, друзей, тех, кто уже никогда не вернется, не обнимет детей, внуков, друзей. Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь Отечества, почтим минутой молчания их память.

Минута молчания

Учитель: Для нашей страны Великая Отечественная война завершилась славной Победой. В эти страшные военные годы для всех стало очевидным, что кроме оружия в руках защитникам Отечества и труженикам тыла нужна вера: вера в себя, вера в близкого, вера Бога. БЕЗ ВЕРЫ В ПОМОЩЬ БОЖИЮ выстоять нашему народу и победить в этой кровопролитной войне было бы невозможно.

Ученик:  Духовное величие России раскрывается в православной вере. Русская Православная Церковь всегда рядом со своим народом и в горести, и в радости; вдохновляла народ на жертвенный подвиг во спасение родных святынь, родной земли.

   Несмотря на нанесённые обиды, на совершённое над ней надругательство, погром и бесконечные унижения от власти, РПЦ в тяжёлое время для страны и народа без колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.

   Мы познакомились лишь с некоторыми участниками – служителями церкви, которые воевали, как рядовые солдаты, отпевали погибших, поддерживали народ и остались преданными своей Родине. Они не потеряли надежду, не потеряли веру, не потеряли оптимизм, не потеряли радости жизни.  Нельзя не оценить вклад священнослужителей в Победу в Великой Отечественной войне. Благодаря мужеству наших Защитников Господь вручил победу русскому народу.

   Великая Победа в Отечественной войне остаётся для нас символом духовного величия России, которую необходимо знать, чтобы передавать грядущим поколениям.

Учитель: День Победы, принес нам счастье и мир. В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки счастливых людей. Нам необходимо сохранить память и признательность тем, кто сохранил Родину, наш народ. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Ученик:                                                           

Ученик:

Сколько лет прошло со Дня Победы! 

Сколько мирных и счастливых лет!

Благодарны вам за то, отцы и деды,  

Что сказали вы фашистам «Нет!»  

Благодарны вам за то, что отстояли

Вы Отчизну, дорогой  ценой,

Чтоб улыбки детские сияли,

Вы на смерть шли, жертвуя собой.

Ученик: Война была народной, освободительной. Во всеобщей борьбе участвовали славные сыны и дочери всех народов нашей Великой страны. Мы гордимся этим! Давайте постараемся быть достойными их подвига. Сегодня у нас присутствуют гости – это уважаемые участники ВОВ, труженики тыла и дети войны. Спасибо. Мы помним всё и благодарны за нашу свободу, за великий подвиг.

Ученики дарят подарки и цветы участникам ВОВ,

труженикам тыла, детям войны. Звучит песня «День Победы»

Подведение итогов.

Учитель:  Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась страшная война. Молодые и старые, взрослые и дети - все работали на износ. Делали все, чтобы мы с вами, могли быть свободными и счастливыми. Мы, используя опыт наших предков, должны сохранить историческую память военных событий.

 Мы обязаны помнить подвиг нашего народа, помнить о тех, кто подарил нам Великую Победу. Я надеюсь, что встреча наша оставила в сердце каждого частицу тепла, памяти, гордости за наших героев и веры в будущее.

Многие священнослужители Русской Православной Церкви в годы ВОВ защищали нашу Родину, сплачивали россиян, поднимали их на защиту суверенитета своей страны, помогали выжить в самых сложных условиях.

Лучшие представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства.

В этих небольших сообщениях из жизни священнослужителей много удивительного, чудесного происходило постоянно, но разве можно привыкнуть к чуду… А ведь самым большим чудом были сами Батюшки.

Они стали живым примером святости, примером невозможного для человека наших дней совершенства, примером полной беспощадности к себе и жертвенности, милосердия и бесконечного терпения. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности.

Но среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными. Надеемся, со временем удастся восстановить имена служителей Церкви и мирян - тех, кто в тяжелейшие военные годы трудился для Победы. Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках.

Домашнее задание. Заполнить таблицу. «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Вопрос

Ответ

Когда она началась?

22 июня 1941 года

Сколько лет длилась эта война?

4 года

Когда весь наш народ отмечает День Победы?

9 мая День Победы

С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

С фашистской Германией под руководством Адольфа Гитлера

Какой город оказался в блокаде?

Ленинград

Сколько дней длилась блокада?

Почти 900 дней, с 8 сентября по 27 декабря 1944 г.

Какие великие сражения ВОВ войны ты запомнил?

Каких священников - участников  Великой Отечественной войны ты запомнил?

Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

Докажите, для чего всем людям нужно помнить об этой войне?

Почему победа нашему народу досталась дорогой ценой?

Наша страна не просто выстояла в жестокой войне, мы разгромили фашизм, потому что война была всенародной!

 Рефлексия. (Для гостей тоже приготовить звездочки для коллективного салюта вместе с детьми)

9 Мая во всех городах и селах нашей Родины гремят праздничные салюты в честь Великой Победы. Мы с вами тоже создадим свой салют. У вас на партах звездочки трёх цветов: красная, желтая, синяя. Если вы довольны своей работой на уроке, узнали много нового и интересного — прикрепите к основе для салюта звездочку красного цвета, если вы считаете, что могли бы работать лучше — звездочку желтого цвета, если вы совсем недовольны своей работой на уроке — звездочку синего цвета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

План-конспект урока "Великая отечественная война. Война и судьбы людей"

Урок – раздумье о цене Победы над фашизмом, очень дорого обошедшейся каждой советской семье...

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...

Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...

Тема урока: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года.

10 класс Тема: Эпоха наполеоновских войн. Отечественная война 1812 года....