Конструкт урока Живой мир
методическая разработка

Гизатуллина Найля Рашидовна

Тема: Лекарственные травы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_travy.docx35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2

Предмет: живой мир

Тема: Лекарственные травы        

Дата: 21.11

Класс:  6

Цель: Обучающийся, со сформированными  знаниями о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания о лекарственных травах, о пользе их применения на основе наблюдения, сравнения, просмотра презентации, обсуждения жизненных ситуаций.

Коррекционно-развивающие: Развивать познавательную активность детей; формировать навыки по сбору лекарственных растений; развивать память, внимание, образное мышление через коррекционные задания; формировать умение сравнивать и обобщать группы  лекарственных растений, расширять словарный запас учащихся; осуществлять межпредметные связи.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и заботливое отношение к своему здоровью.

Основные термины: Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Формирование БУД:          

Личностные учебные действия -  осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;            

Коммуникативные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия - контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Тип урока:комбинированный

Средства обучения:

- Учебник «Живой мир» 4кл Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова;

- Мультимедийная презентация «Зелёная аптека»;

- Карточки-задания, таблица «Лекарственные растения», альбом «Лекарственные растения»

Ход урока:

Этапы урока

        Содержание        

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент

        Актуализация знаний

Основная

Часть

Словарная работа

Физминутка

Закрепление

Итоги урока

Д/ з

1. Организационный момент.

 Приветствие обучающегося, звонок на урок.

Психологический настрой на урок:        

Здравствуйте! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной и мы добьёмся хороших результатов.

Должен знать: названия, лечебные свойства, способы применения лекарственных трав.

Должен уметь: различать внешнее строение, форму, цвет лекарственных трав.

2. Повторение пройденного материала:

- Вспомни, что ты изучал на прошлых уроках? (растения)

- На какие группы мы делили все растения? (дикорастущие и культурные)

- А на какие группы делятся растения по внешнему виду? (деревья, кустарники, травы)  Задание: верно ли суждение.

А сейчас послушай меня, и определи, правильно я говорю, или нет.

- Я считаю, что береза – это дерево. (верно) 

 - Я считаю, что крыжовник – это дерево. (не верно) 

 - Я считаю, что подорожник – это куст. (не верно) 

Учитель: Молодец, всё правильно ответил.

- Вы согласны, что эти растения сильно отличаются друг от друга по внешнему виду? (да) 

- Как вы думаете, есть у них что-то общее? (да – части растения)

 - Назовите части растений (корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Если вокруг плохая природа, мало воды и питательных веществ, что произойдет с растением?

- А мы сможем жить в загрязненной окружающей среде? (нет, заболеем)

Учитель: Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

- О чем это стихотворение? - Названия каких растений ты услышал?

- Чем ты лечишься, когда болеешь? (Лекарствами)

- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).

Правильно, тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения».  Открой тетрадь, запишем число и тему урока «Лекарственные травы»

3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Использовать полезные свойства растений люди начали с древнейших времен. Они заметили, что некоторые растения помогают при болезнях. Настои, отвары, мази, приготовленные из этих растений, заживляли раны, улучшали самочувствие больных. Такие растения стали называть лекарственными.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. Наибольшее развитие лечения травами получило при российском императоре Петре I., при нем стали открываться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городе Астрахани. Так, в 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Сегодня мы с тобой поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи.

- Как ты думаешь легко собирать лекарственные растения? (трудно)

- Почему?

Вот и нам с вами сегодня придется потрудиться, чтобы собрать букет лекарственных растений.

Мы отправимся в путешествие в «Зелёную аптеку».

1.Просмотр презентации «Зелёная аптека»

-  Как ты думаешь, есть ли какие-нибудь правила для сбора лекарственных растений? (да)

Правильно, есть такие правила, давай  познакомимся с ними. Правила сбора лекарственных растений

1.Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

2.Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.

3.Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.

4.Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

5.Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.

6.Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.

7.Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.

4.Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева обучающийся вытягивает руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – руки лежат на столе(травы низкие). Первые действия ведущий выполняет вместе с учеником.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик,  сосна, липа, земляника, дуб,  смородина, подснежник, берёза.

1.Чтобы  собрать первое лекарственное растения вам нужно отгадать загадку:

Растет она вокруг, 
И враг она и друг,
Как копья, волоски, 
Покрыли все листки. 
Обломишь волосок –
Прольется едкий сок 
На кожу - и смотри: 
Уже и волдыри! 
Но если дружишь с ней, 
И кожа здоровей, 
И волосы густы, 
Красивы и чисты.
В ней витаминов клад, 
Весной её едят (Крапива)

 Сообщение о крапиве: Нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не обжигался ею. Эту траву даже слепой узнает. Крапива укрепляет волосы. Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени.

2. Загадка – (ромашка)

Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки полоскают рот и горло при ангине. (Запись в таблицу)

3.  Сообщение о зверобое: Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. (Запись в таблицу)

4. Переставьте слоги: ПО НИК РОЖ ДО  Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль. (Запись в таблицу)

5. Отгадайте загадку:

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

Сообщение о малине: Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды останавливают кровотечение и выводят плохие вещества из организма. 

Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды. Заваривать малину нужно не дольше трех минут и обязательно крутым кипятком, так как в теплой воде ягода потеряет больше полезных свойств. (Запись в таблицу)

6. Какое дерево является символом нашей страны – России? (береза)

 Сообщение о березе: Береза – красивейшее дерево, символ российских просторов. В лечебных целях используется кора и почки, березовые листья, сок и смола. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Отвар из березовых почек - отхаркивающее, противоспалительное действие, а также используется для кровочищения. Березовыми  вениками парятся (Запись в таблицу)

  Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю заполнить таблицу:

                Лекарственное

растение

Какую часть используют

Лечебное

свойство

а) Крапива

 Листья        

 

б) Ромашка

 Цветок        

 

в) Зверобой

 Цветок и листья

 

г) Подорожник

д) Малина

е)Берёза

 Листья

Листья и плоды

Листья, сок

 

Выводы:

- Я думаю, что все эти знания  пригодятся, если вдруг кто-то  заболеет. Но, лучше, не болеть.  Большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Помни:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветов,

Если все, и я и ты,        

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

4. Первичное закрепление материала:

1. Ситуации:

- У мальчика Вани заболел ангиной, какое лекарственное растение может ему помочь? (ромашка лекарственная)

- Маленькая девочка Таня играла на улице, забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)

- Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)

3. Проверка усвоенных знаний

- А какие лекарственные растения растут у вас в огороде?

 5. Подведение итогов:

Комментарии учителя о работе обучающегося на уроке.

Объявление оценки за урок.

Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»

6. Домашнее задание:

Нарисовать лекарственное растение от простуды. Читать учебник с. 74-76

 

Отгадывает загадки

Читает стихи. Делится

Работает  с учебником

Отгадывает загадки

Зарисовки в тетрадь

Ответы на вопросы

да

Выполняет физминутку

Отгадывает загадку

Отгадывает загадку

Отгадывает загадку

Отвечает на вопросы

Составляет таблицу с помощью учителя

Выводы делает с помощью учителя

Разбирает ситуации с помощью учителя

Отвечает на вопросы

Отвечает на вопросы

Личностные учебные действия -  формирование интереса (мотивации) к учению, формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;            

Коммуникатив

ные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Познаватель

ные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Личностные учебные действия -  осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств путем наблюдения за природой родного края;            

Познавательные учебные действия - делать простейшие обобщения,  выполнять задания; работать с информацией

Коммуникатив

ные учебные действия - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

Регулятивные учебные действия - контролировать и оценивать свои действия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...

Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»

Конструкт урока Тема урока:: «Clothes in All Weathers»...