Практический диагностический материал
материал
Диагностический инструментарий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_instrumentariy_uchitelya-defektologa.docx | 18.86 КБ |
diagnosticheskiy_material.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.
.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
- Бланки «Корректурных проб».
- Таблицы Шульте.
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
- Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
- Доски Сегена разных вариантов сложности.
- Кубики Коса.
- Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
- Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
- Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
- Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
- Таблицы с заданиями на исключение понятия.
- Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
- Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
- Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
- Таблицы с пословицами и поговорками.
- Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
- Таблицы с текстами разной сложности.
- Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
- Таблицы с загадками.
- Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
- Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
- Бланки к методике для запоминания 10 слов.
- Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
- Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Исследуются процессы:
- Зрительно-предметного восприятия:
- Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
- Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
- Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
- Узнавание цвета.
- Узнавание пальцев рук.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
Предварительный просмотр:
Диагностический раздел
При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.
Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.
Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа. Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения. Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.
Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.
Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.
Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.
Практический диагностический материал
Для исследования внимания.
- Бланки «Корректурных проб».
- Таблицы Шульте.
- Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
Для исследования восприятия.
- Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
- Доски Сегена разных вариантов сложности.
- Кубики Коса.
- Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
- Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
- Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».
Для исследования мышления.
- Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
- Таблицы с заданиями на исключение понятия.
- Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
- Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
- Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
- Таблицы с пословицами и поговорками.
- Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
- Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
- Таблицы с текстами разной сложности.
- Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
- Таблицы с загадками.
- Бланки со словами для исследования ассоциаций.
Для исследования памяти.
- Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
- Бланки к методике для запоминания 10 слов.
- Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
- Бланки с текстами для воспроизведения.
Познавательные процессы. Восприятие.
Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.
Исследуются процессы:
- Зрительно-предметного восприятия:
- Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
- Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
- Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
- Узнавание цвета.
- Узнавание пальцев рук.
- Акустического восприятия:
- Оценка ритмов.
- Воспроизведение ритмов.
- Узнавание шумов.
- Кожно-кинестетического восприятия:
- Узнавание предмета на ощупь.
Познавательные процессы. Память.
Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.
Познавательные процессы. Внимание.
Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.
Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ
Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...
Диагностический материал
В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...
Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.
Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....
Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков
Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....
Диагностический материал для определения одарённости.
В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....
Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной...
Практический диагностический материал
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей...