Практический диагностический материал
материал

Валиева Розалия Рауфовна

Диагностический инструментарий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

При обследовании детей необходимо ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию.

.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).



Предварительный просмотр:

Диагностический раздел

При обследовании детей необходимо  ознакомиться с соответствующей медицинской и педагогической документацией.

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. В процессе диагностики следует обращать внимание на ряд общих моментов.

Понимание инструкции и цели задания. Перед предъявлением ребенку любого задания дается инструкция. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная, письменная.

Характер деятельности при выполнении заданий. Нужно установить, выполняет ли ребенок задание с интересом или формально и обратить внимание на степень стойкости возникшего интереса. Важно выяснить, насколько целенаправленно выполняется предложенная ребенку работа.  Недостатки могут выражаться в бессистемности, хаотичности всей деятельности или «соскальзывании» с правильно начатого решения.  Необходимо обращать внимание на то, какими способами ребенок решает предложенные ему задачи. Дети с нарушениями интеллекта действуют шаблонно или неадекватным образом.

Важно выявить, насколько сосредоточенно работает ребенок и какова его работоспособность. Нужно определить, что больше влияет на характер деятельности: неумение сосредоточиться или быстрая истощаемость.  

Важным качеством деятельности является способность ребенка осуществлять контроль на каждом этапе выполнения задания, а также волевые усилия, которые требуются от него при решении поставленной задачи.

Общая эмоциональная реакция на факт обследования. Безразличное отношение к факту обследования встречается очень часто. Некоторые дети проявляют повышенную эйфорию. Подобное поведение может быть симптомом психического заболевания и должно настораживать. Такие дети должны стать объектом особого внимания.

Практический диагностический материал

Для исследования внимания.

  1. Бланки «Корректурных проб».
  2. Таблицы Шульте.
  3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

Для исследования восприятия.

  1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения.
  2. Доски Сегена разных вариантов сложности.
  3. Кубики Коса.
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать
  5. Набор предметных картинок, разрезанных на несколько частей.
  6. Картинки для определения правой и левой сторон, понятия «верх» и «низ», «посередине».

Для исследования мышления.

  1. Таблицы с изображением предметов, один из которых не подходит по тем или иным признакам.
  2. Таблицы с заданиями на исключение понятия.
  3. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
  4. Бланки к методике «Выделение существенных признаков».
  5. Бланки к методике «Простые аналогии», «Сложные аналогии».
  6. Таблицы с пословицами и поговорками.
  7. Сюжетные картинки для сравнения. Таблицы с заданиями на сравнение слов-понятий.
  8. Набор сюжетных картинок разной степени сложности.
  9. Таблицы с текстами разной сложности.
  10. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.
  11.  Таблицы с загадками.
  12. Бланки со словами для исследования ассоциаций.

Для исследования памяти.

  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания.
  2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
  3. Картинки для запоминания слов с изображением предметов.
  4. Бланки с текстами для воспроизведения.

Познавательные процессы. Восприятие.

Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространства и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов – создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь.

Исследуются процессы:

  1. Зрительно-предметного восприятия:
  • Узнавание предметов и изображений предметов на картинке.
  • Узнавание «зашумленных» предметных картинок.
  • Узнавание символических изображений, геометрических фигур, букв.
  • Узнавание цвета.
  • Узнавание пальцев рук.
  1. Акустического восприятия:
  • Оценка ритмов.
  • Воспроизведение ритмов.
  • Узнавание шумов.
  1. Кожно-кинестетического восприятия:
  • Узнавание предмета на ощупь.

Познавательные процессы. Память.

Здесь исследуются общая и специальные виды памяти: зрительная, слухо-речевая, двигательная, зрительно-предметная память.

Познавательные процессы. Внимание.

Очень важно исследовать произвольный и непроизвольный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания.

Речь и речевые процессы. Речь должна быть обследована тщательно. Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и восприятия образов. Речь организует все высшие психические функции (ВПФ), входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение. Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств – жестов, мимики, интонации педагога, спонтанной устной и диалогической речи. Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. После этого исследуются произвольные формы устной речи – повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам, ответы на вопросы, пересказ сюжетных картинок. Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ

Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...

Диагностический материал

В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...

Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.

Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Диагностический материал для определения одарённости.

В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной...

Практический диагностический материал

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей...