«Популяризация математических знаний и математического образования»
статья

Никонова Лира Мухаметьяновна

" Популяризация математических знаний и математического образования"  —  это  задача Концепции над которой учителя работают многие годы,  это один из способов мотивации  изучения математики.

Каким же образом на уроках математики и во внеурочное время я решаю эту задачу?

Статья для конкурса "Творческий учитель - 2019" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никонова Лира Мухаметьяновна
учитель математики и информатики
МКОУ "СОШ с. Айлино"
Челябинской области, Саткинского района

 «Популяризация математических знаний и математического образования»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

В ней выделены следующие пункты:

  1. Значение математики в современном мире и в России
  2. Проблемы развития математического образования:

1. Проблемы мотивационного характера

2. Проблемы содержательного характера

3. Кадровые проблемы

  1. Цели и задачи Концепции  

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

  1. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

2. Основное общее и среднее общее образование

3. Профессиональное образование

4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-

педагогических работников образовательных организаций высшего

образования и научных работников научных организаций, математическая

наука

5. Математическое просвещение и популяризация математики,

дополнительное образование

  1. Реализация Концепции

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:

  1. обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;
  2. создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области;
  3. понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых;
  4. обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей;

5. приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

        " Популяризация математических знаний и математического образования"  —  это  задача Концепции над которой учителя работают многие годы,  это один из способов мотивации  изучения математики.

Каким же образом на уроках математики и во внеурочное время я решаю эту задачу?

        Введение использования на уроках мультимедийных технологий , появление АРМов учителя в школах подарило надежду, что дети будут более заинтересованы всеми школьными предметами. Но результаты   использования на уроках математики возможностей компьютерных технологий  показали, что дети воспринимают объяснение материала менее внимательно чем объяснение учителя у доски. На восприятие влияют следующие факторы: освещённость, угол обзора, зрение ученика, наличие других помех. Математика становится ещё более  абстрактной наукой. Поэтому электронные средства я в основном использую для оценивания знаний и умений учащихся. Дети очень чётко реагируют на независимое оценивание системы, будь то интерактивная программа или онлайн тестирование. У них не остаётся возможности для использования уловок: "я не правильно выразился", "Вы не так меня поняли",  "Я неаккуратно написал" и т.д.

        Работая в сельской школе я веду уроки математики в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Составляя траекторию изучения математики для своих обучающихся, на одно из ведущих мест хочу поставить интерес к математике.  Поэтому при малейшей возможности я даю детям "пощупать"  математику руками.

При изучении геометрического материала я использую наборы геометрических плоских фигур из пластмассы .

Имея в достаточном количестве прямоугольные треугольники , равнобедренные прямоугольные треугольники, равносторонние треугольники, прямоугольники, квадраты, круги, правильные шестиугольники можно составлять различные задания, комбинируя набор или выдавая одну фигуру.

Вот некоторые  задания.

1) Распределить фигуры по какому-либо признаку.

2) Убери лишнюю фигуру

3) Сделав измерения найти:

  • площадь данной фигуры,
  • периметр данной фигуры,
  • диаметр круга,
  • радиус окружности.

4) Выбрать правильные многоугольники

5) Найти центр тяжести равностороннего треугольника.

6) Сложи мозаику.

Ребята очень активно работают с наборами пластиковых фигур, при этом исключено списывание.

При изучении геометрических объёмных тел в 5 и 6 классах для практических заданий я использую наборы игрушек (параллелепипеды, кубики, цилиндры, призмы).

Это служит наглядным материалом применения математики в жизни, позволяет обучающимся научиться различать формы объёмных тел. Кроме этого, возможно выполнение  следующих практических заданий. Выполнив необходимые измерения найдите:

площадь поверхности, объём и т.д.

Сделать математику популярной позволяет  использование головоломок и игр на уроках математики и во внеурочной деятельности.

1) металлические головоломки, состоящие из двух частей. Цель сначала разделить части, а затем снова соединить.

2) "Танграм"

Танграм старинная китайская игра . Игра заключается в составлении из семи частей одного квадрата разных фигур. Эта игра рекомендована для развития пространственного воображения,  развития мышления. Использую её при  в обучении по ФГОС в 5-9 классах, при работе с детьми с замедленным психическим развитием и при работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1.

Приведу примеры заданий.

1) Используя рисунок сделайте себе игру "Танграм"

2) Играя в "Танграм сложите фигуры , изображённые на рисунке. (Рисунки разной степени можно найти в Интернете и распечатать)

3) Составьте из всех деталей игры "Танграм" : а) прямоугольник; б) треугольник. Равны ли площади этих фигур? Почему?

4) Из каких фигур состоит игра "Танграм"

5) Выполнив измерения найдите площадь каждой фигуры.    

Все задания с использованием "Танграма"  представленные мной из учебника "Математика" 9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.

Работа над проектами

  С введением ФГОС во главу поставлен деятельностный подход и формирование УУД.  Ученики работают над проектами в группах, индивидуально, в парах.

В 5 классе, в рамках школьного этапа конкурса "Учитель года " я провела урок "Ломанные и многоугольники" .  Ребята работали над небольшими проектами, для которых были подготовлены материалы, гипотезы, заготовки для протоколов исследования.

         Приведу пример одного из четырёх исследований. Исследования выдаются в конвертах группе учащихся.  В протоколе исследования для ответов на вопросы оставлено свободное место.

Задание для группы исследователей.

Цель: исследовать какие геометрические фигуры используются для безопасности дорожного движения.

Сделать схему дороги от остановки до школы

Гипотеза: правила дорожного движения не имеют отношения к геометрическим фигурам.

Оборудование: планшет, видеофрагмент дорога от остановки до школы, таблица дорожных знаков, ватман, клей, карандаши, ножницы, фотографии  объектов , расположенных вдоль дороги.

Протокол исследования

1. Просмотрите внимательно видеоролик. Ответьте на вопросы.

1) Какие дорожные знаки вы встретили по дороге.

2) Какие геометрические фигуры использованы для знаков?

3) Какие ещё средства использованы?

4) Сделайте вывод, ответив на вопрос "Почему за основу дорожных знаков взяты геометрические фигуры""

5) Выполните схему и дайте одноклассникам рекомендации по соблюдению ПДД.

В ходе работы ребята должны были вписать ответы на вопросы и выполнить практическую работу представив безопасную дорогу в школу.

Групп на уроке было 4.

2 группа  изучала строительный  интерьер и влияние геометрических объектов на обоях и линолеуме на самочувствие и деятельность человека.

3 группа изучала геометрию неживой природы : снежинки и кристаллы

4 группа изучала  геометрию живой природы: осиное гнездо  

Профессиональная ориентация

Часто дети считают, что математика нужна только для того, чтобы учиться в школе и получать оценки. И не рассматривают вопрос, где же им в дальнейшей жизни пригодится математика. Для того чтобы информация для детей не была навязана со стороны учителя, мы работаем над темой "Математика в профессии моих родителей"

Как итог работы для класса предоставляется фотография родителя на рабочем месте, небольшой рассказ о маме или папе и задача, скорректированная учителем, соответствующая возрасту обучающихся.

Например, для урока в 5 классе  от водителя-дальнобойщика была такая задача. "До пункта назначения 480 км. Успеет ли он к 14.00 доставить груз в указанный  пункт, если будет двигаться со средней скоростью 80 км/ч. выезд из пункта отправления 9.30"

Задача от продавца о стоимости покупки.

Задача от медсестры, какое  количество пачек лекарства надо приобрести для лечения по назначению врача.

Кроме работы с родителями использую взаимодействие с выпускниками. Ребята приходят в гости к школьникам и рассказывают, где в их учебной деятельности понадобилась математика.

Использование исторических фактов и материалов средств массовой информации

В моем кабинете большая коллекция книг по истории науки, наряду с книгами мы с детьми собираем интересные вырезки из журналов и газет. Собранные материалы я использую на уроках, а дети для подготовки сообщений и при работе над информационными проектами. Наличие бумажных материалов особенно помогает детям из малообеспеченных семей, не имеющих дома компьютеров и выхода в сеть Интернет.

Получение математического образования в дистанционной форме, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях.

Интересы и способности учеников школы разнообразны, для некоторых семей важно получать многогранное образование, даже  проживая в небольшом селе. На родительских собраниях  в разных классах я представляю родителям возможности получения математических знаний на различных интернет-порталах.  В своей деятельности я использую материалы порталов:

  • "Российская электронная школа" для изучения математики с использованием видеоуроков;
  •  "ЯКЛАСС" - использование математических тренажёров;
  • "Фоксфорд" - бесплатная онлайн олимпиада

Использование НРЭО

        На уроках математики я привлекаю краеведческий материал, воспитывая гордость за Уральский регион, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства.

        В моем классе на поворотной доске висит карта Челябинской области. Её появление связано с задачей №7 учебника математики автора Г.В. Дорофеева

"Найдите карте России область (республику, край), в котором вы живёте. Что представляет собой её граница? Есть ли у этой границы части, совпадающие с границей России? Сколько у вас соседей?". Вот с этой задачи мы начинаем использовать НРЭО

        На карте Челябинской области мы ищем объекты с математическими названиями. Идею мы получили  из книги Александра Павловича  Моисеева "Топонимическое краеведение" в статье "С палочкой считалочкой по карте". Автор рассматривает как русские названия, так и исторически сложившиеся татаро-башкирские названия.  Рассматриваем задачи статистические непосредственно связанные с нашим населённым пунктом.

Задача, которую использую на информатике при изучении электронных таблиц

Задание "Построение диаграммы в электронной таблице"

1) Изучите какие виды хлеба первого сорта продаются в магазинах Айлино.  

2) В ЭТ рассчитайте стоимость 1 кг каждого вида .

3) Постройте гистограмму по своим данным.

Предлагаю вам задачи   НРЭО с краеведческим содержанием , составленные мною

Задача 1.

6 класс  Тема «Округление десятичных дробей»

  4718975_3_thumbnail (196x141, 7Kb)

Озеро Тургояк - одно из самых живописных озер Урала. Находится оно в восточных предгорьях, близи города Миасс Челябинской области, на высоте 320 метров.  Озеро глубокое, в среднем 19,2 метра, максимальная глубина 34 метра. Вода в Тургояке отличается особой чистотой и прозрачностью - она сродни воде Байкала. Она настолько велика, что местами просматривается в глубину до 17- метров. Площадь  озера 2 638 га. Выразите площадь в км². Результат округлите до десятых.

Задача 2.

6 класс.  Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей»

4718975_3_thumbnail (196x141, 7Kb)

Озеро Тургояк - одно из самых живописных озер Урала. Находится оно в восточных предгорьях, близи города Миасс Челябинской области, на высоте 320 метров.  Озеро глубокое, в среднем 19,2 метра, максимальная глубина 34 метра. Вода в Тургояке отличается особой чистотой и прозрачностью - она сродни воде Байкала. Она настолько велика, что местами просматривается в глубину до 17- метров.  Площадь 26,4 км².

4718975_2_thumbnail (196x147, 5Kb)

Озеро Зюраткуль - самое высокогорное и самое пресное озеро в Челябинской области. Его площадь 13,2 кв. км, объем воды более 80 млн куб. м., максимальная глубина до 8 м.  Зюраткуль - проточное озеро.   За чистоту вод и красоту озеро называют "Уральской Рицей".  Зюраткуль - украшение одноименного национального парка, образованного в 1996 году.

Площадь озера Зюраткуль на 13,2 км² меньше площади озера Тургояк.

 4718975_1_thumbnail_1_ (196x147, 5Kb)

Озеро Увильды - самое большое  озеро Челябинской области причудливой формы, напоминающей грушу с заливами и тихими заводями. Находится оно у подножия Уральских гор. Большая часть берегов покрыта сосновым и смешанным лесом. Вода озера отличается большой чистотой и прозрачностью: можно увидеть дно на глубине около восьми метров. Озеро глубокое: его средняя глубина около 14 метров, максимальная - 35. На его дне найдены сапропелевые грязи, а около озера находятся радоновые источники. 
Найдите площадь  озера Увильды, если она на  54,9 км² больше площади озера Зюраткуль
.

Таким образом,  задача "Популяризация математических знаний и математического образования"  имеет много решений, всё зависит от класса и фантазии учителя.

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р г. Москва "Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации"   http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013
  2. Математика . 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ А.П. Антропов, А.Ю. Ходот, Т.Г. Ходот. — М.: Просвещение, 2019.
  3. А.П. Моисеев. Топонимическое краеведение. Челябинская область/ А. П. Моисеев. — Челябинск: Абрис, 2009
  4. Озёра Челябинской области    http://www.russian-travels.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

Задачи с практическим содержанием для актуализации математических знаний учащихся

Слова Лобачевского: «Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни» - раскрывают главную  мысль мое...

Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На

"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...

Мир знаний - математических знаний

Этот конкурс знатоков математики и других школьных предметов проводится для учащихся  5-9 классов. Цели: Расширить знания учащихся, математический кругозор...

Проведение недели математики: математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти"

В рамках недели математики в 5-8 классах можно провести математические интеллектуальные игры "Математический квест", "Математическое ассорти". В данной работе изложен порядок ...

Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую ро...