Защитная работа на 1 категорию педагога дополнительного образования "Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях объединения "Тропинка к успеху"
презентация к уроку
Сегодняшнему педагогу требуется создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы, поэтому на практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
Вот почему работа по активизации познавательной деятельности является важной составляющей обучения ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Активизация познавательной деятельности младших школьников на занятиях объединения «Тропинка к успеху»
Теоретические основы Философские взгляды лежат в основе побуждения интеллектуальной активности. Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора. Педагогические взгляды: Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению». И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов. Ж.Ж. Руссо вел борьбу за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания». Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
Актуальность работы : Сегодняшнему педагогу требуется создать условия, при которых учащиеся вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Тропинка к успеху» направлена на развитие: - развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; -развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; -развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; -формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одногруппников. -формирование механизмов волевой регуляции в процессе, осуществления заданной деятельности; -развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии; -формирование положительной мотивации к обучению.
Цель : Выявление, изучение и применение в работе наиболее эффективных форм работы для активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях объединения «Тропинка к успеху»
Задачи: 1. Изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу; 2. Апробировать в процессе обучения различные виды работы по активизации познавательной деятельности учащихся; 3. Разработать различные задания проблемного, поискового характера .
Ведущая педагогическая идея: Выявление и применение на практике наиболее эффективных форм работы для активизации познавательной деятельности, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.
Этапы: 1. Вводный Диагностика, чтение научной литературы. 2. Основной Занятия, направленные на активизацию познавательной деятельности. 3. Результативный Выводы, обобщения, диагностика
Этап 1. Вводный. Первичная диагностика. (по методике Л.Е.Журовой , Е.Э.Кочуровой , М.И.Кузнецовой).
Этап 2. Основной. Формы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности: Нетрадиционное начало занятия (создание положительного эмоционального настроя, вовлечение в учебный процесс, создание ситуации успеха) Эмоциональный настрой: -эпиграф; -видеофрагмент; -ребус; -загадка. Выяснение целей, ожиданий, опасений
II . Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. -активизирует мыслительную деятельность учащихся; -формирует познавательный интерес; -создаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления учащихся; -создаёт предпосылки для развития навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации.
«Классические» приёмы создания проблемной ситуации. Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя (или более) положениями Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Столкнуть разные мнения учащихся вопросом или практическим заданием. Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Обнажить житейское представление учащихся с вопросом или практическим заданием «с ловушкой». 4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. С затруднением Между необходимостью выполнить задание учителя 5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. 6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 7. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. 8. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Примеры проблемных ситуаций. Тема Содержание Что произойдёт?.. Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов «что произойдёт, если…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы: Из крана на кухне польётся апельсиновый сок? Из тучи вместо дождя станет падать изюм? Люди придумают таблетки от сна? Почему это произошло? Педагог предлагает детям назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций : во всем доме погасли все электрические лампочки; речка вышла из берегов и затопила луга и т.п. Архимед Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем. Как без космического корабля слетать на Сатурн? Как оживить куклу? Как закрепить детали одежды без ниток? Как вымыть руки без мыла? Про часы Педагог предлагает детям представить, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов. Как быть? Золушке вовремя надо уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. Как ей быть? Помоги Незнайке Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать? Машенька в лесу Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что ей делать?
III. Организация релаксации и подведение итогов. Физминутки (снятие напряжения, восстановление умственной работоспособности, активизация внимания и повышения способности к восприятию учебного материала) Рефлексия (осмысление, обобщение полученного опыта, построение умозаключений, аналогий и оценок)
IV. Использование ИКТ-технологий . Мультимедийная презентация (задания, викторины) Интерактивная доска (тесты, задания) Интернет (самостоятельный поиск, создание проектов, докладов)
Использование ИКТ-технологий -формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; -развивает интеллектуальную деятельность; -учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала; -способствует повышению познавательного интереса к предмету; -позволяет учащимся развиваться в духе современности.
Примеры заданий на интерактивной доске
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование форм интерактивного обучения способствует: - развитию мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждает учеников к высказыванию своих соображений, стимулирует выработку творческого отношения к любым выводам, правил; - развитию сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений; - выработке критического отношения к себе, умению видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним, развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; умению сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать; - развитию умения находить совместные решения с одноклассниками, повышению интереса школьников к изученному материалу.
Примеры использования метода мозгового штурма в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Тема исследования (проекта) Типы мозгового штурма Гипотезы 1-го этапа (генерируется как можно больше идей) Гипотезы 2-го этапа (проводится критическое обсуждение и выбор идей) Выводы (подтверждённые гипотезы) «Чипсы: вред или польза?» Индивидуальный ГИПОТЕЗА 1: Чипсы – безопасный продукт. ГИПОТЕЗА 2: Чипсы вредны для здоровья человека. ГИПОТЕЗА 2: Чипсы вредны для здоровья человека. Выводы: Употребление в больших количествах приведет к различным заболеваниям. Полезность чипсов минимальна и сводится лишь к удовольствию, получаемому от их потребления. Употребление чипсов в пищу небезопасно.
Примеры использования метода мозгового штурма в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Тема исследования (проекта) Типы мозгового штурма Гипотезы 1-го этапа (генерируется как можно больше идей) Гипотезы 2-го этапа (проводится критическое обсуждение и выбор идей) Выводы (подтверждённые гипотезы) «Можно ли применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний?» Парный ГИПОТЕЗА 1: Можно применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний ГИПОТЕЗА 2: Нельзя применять лекарственные комнатные растения для лечения простудных заболеваний. ГИПОТЕЗА 1: Предполагаем, что среди лекарственных растений есть те, которые снижают риск простудных заболеваний в эпидемиологический период, способствуют заживлению ран. Выводы: Сок каланхоэ действительно помогает и облегчает симптомы при насморке. Сок алоэ при насморке не помог. Мякоть алоэ очень эффективна при заживлении обветренной кожи вокруг губ.
Примеры использования метода мозгового штурма в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Тема исследования (проекта) Типы мозгового штурма Гипотезы 1-го этапа (генерируется как можно больше идей) Гипотезы 2-го этапа (проводится критическое обсуждение и выбор идей) Выводы (подтверждённые гипотезы) Влияние комиксов на развитие учащихся. Групповой ГИПОТЕЗА 1: Комиксы полезны и их можно использовать как средство обучения на занятиях. ГИПОТЕЗА 2: Комиксы вредны. ГИПОТЕЗА 1: Комиксы полезны и их можно использовать как средство обучения на занятиях. Выводы: Правильно выбранный комикс помогает детям развивать фантазию, проявлять творчество, повышает интерес к чтению, самому предмету, коллективному обсуждению и обмену мыслями друг с другом, а также активному участию на занятии. Опираясь на полученные выводы, а также мнение специалистов, можно сказать, что, несмотря на некоторые недостатки, комиксы полезны.
VI. Нетрадиционные формы занятий: - занятие - сказка; Дети объединяются по двое - трое, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их своей группе. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принимать участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением. -занятие – игра; Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями костюмами, фантазированием, актерством. Например: составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической команды, затем второй, третий. Каждый «полет» сопровожда-ется командами, песнями, рассказом об увиденном. Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи. -занятие – поход; Моделируются станции преодоления, группа делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки, решения. -з анятие – экскурсия; Коллективная поездка или поход с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью, наблюдениями за природой и природными явлениями. - стихотворно-музыкальное занятие. Группа делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает задание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпоху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что – то исполнить самим. -
VI. Нетрадиционные формы занятий - занятия – фантазия; Дети садятся в кружок, педагог начинает, а затем дети продолжают придумывать сказку на любую (познавательную) тему. Дети получают краски и листы. На которых они изображают в картинках свое будущее. Свои пожелания, свое отношение к людям. Дети рассказывают и поясняют фантастические сны. -занятия самостоятельного поиска знаний; Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например: У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его. Во всех случаях мы рассматривает не только поиска занятий, но и их активного применения. -занятие-игра и др. В основе таких уроков лежит сюжетно — дидактические игры, сюжет которых построен по аналогии с телевизионными играми: «Что? Где? Когда?», КВН, «Крестики — нолики», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Морской бой».
Нетрадиционные формы занятий -способствуют повышению интереса учащихся к занятию; -развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки; -помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, учат общаться; -помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый учащийся оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
VII. Дидактические игры Практические (игры с предметами. При их изучении использую игрушки и природный материал : «Путешествие по дворовому хозяйству», «Цветочный магазин», «Игра в профессии»). Наглядные (Настольно – печатные игры, . При проведении их использую парные картинки, лото домино, географические карты (Заполни таблицу», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Знаешь ли ты свой край»). Словесные Они построены на словах и действиях играющего («Прилетели птицы», «Найди ошибку», «Что у нас растет?»).
Дидактические игры -способствуют формированию положительного отношения к учению, повышению заинтересованности определенной дисциплиной и активизации познавательной деятельности; -способствуют развитию умственных способностей ребенка; -содействуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления; -формируют навыки поведения в коллективе.
Примеры словесных дидактических игр
Примеры наглядных дидактических игр
Примеры практических дидактических игр
Результаты
Заключение Благодаря созданию благоприятных условий для развития познавательного интереса на основе использования разнообразных форм, методов и приёмов описанных в данной работе, а также систематической и целенаправленной работе, я сделала следующие выводы: - дети стали более активными на занятиях; - повысилось качество подготовленности; - увеличилась на занятиях частота правильных ответов. - ребята стали проявлять больше самостоятельности на занятиях и стали стремиться достичь более высоких результатов.
Формы распространения опыта: л ичный сайт педагога; социальная сеть работников образования; открытые занятия; выступления на педагогическом совете.
Использованная литература 1 . Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. 2. Альтернативное образование. Идеи, подходы, модели. Эпштейн М.М., СПБ, 2013 3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Под ред. Н.Н.Деменевой, М., 2013 4. Интернет-ресурсы http://www.bestreferat.ru http://odiplom.ru http://www.maam.ru http://aneks.spb.ru ritonok.narod.ru nsportal.ru
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, как условие успешности обучения
-Актуальность проблемы активизации-Игра, как один из видов детской деятельности ( предметные игры, настольно печатные игры, словесные игры)-Познавательный интерес- как один из важнейших мотивов ...
Оптимизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка
Сообщение на МО учителей иностранного языка ( из опыта работы)...
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...
Формы организации познавательной деятельности младших школьников.
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежне...
Создание условий для активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ во внеурочной деятельности
Введение ИКТ во внеурочную деятельность в начальной школе раскрывает перед обучающимися большие возможности. Использование ИКТ позволяет развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных п...
«Художественно-эстетическая деятельность младших школьников на занятиях отделения дополнительного образования»
Статья об организации художественно-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях в системе дополнительного образования....
Развитие познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на групповых занятиях по дефектологии
Познавательная деятельность школьника с нарушением интеллекта в процессе обучения - это учение, котором отражается предметный материальный мир и его преобразующаяя роль как субъекта этой д...