Статья. Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.
статья (5 класс)

Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -1874747576.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни в условиях школы-интерната как фактор повышения качества знаний и успешной социализации учащихся.

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

Сухомлинский В.А.

Усилия работников школы-интерната сегодня как никогда направлены на оздоровление обучающихся и воспитанников, культивирование здорового образа жизни. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной школы.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей.

   Школа-интернат реализует образовательные программы  в рамках ФГОС. В школе-интернате обучаются дети с 1 по 9 класс.  Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является важной задачей всего коллектива школы-интерната. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы-интерната включает в план работы следующие направления деятельности:

1. здоровьесберегающее обучение;

2. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

3. активизация физической деятельности;

4. пропаганда здорового образа жизни.

Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:

1. Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий.

2. Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса.

3. Обязательное ритмичное чередование на уроках, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.

4. Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.

5. Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем,   взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.

6. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.

В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», участие в   соревнованиях (различного уровня) по   легкой атлетике, лыжам,  конькам ежегодное участие в районных, городских и областных олимпиадах общеобразовательных учреждений. Обучающиеся и воспитанники школы-интерната являются не только постоянными участниками, но и призерами районных, городских и областных спортивных мероприятий.

Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты,  ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 6-ти разовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Уроки физической культуры проводятся в соответствии с учебными планами и направлены на повышение роли физической культуры в воспитании детей, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос: Что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека?

Педагоги школы - интерната в организации проведении урока учитывают:

1) обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;

4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

5) чередование видов преподавания;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;

7) место и длительность применения ТСО (технических средств обучения) в соответствии с гигиеническими нормами;

8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;

9) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

10) наличие на уроке вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

11) психологический климат на уроке;

12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.  

В конце урока  учителя обращают внимание на  плотность урока, на  момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности.  

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся, важное место, педагоги школы-интерната на уроках уделяют проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы используем различные  виды физминуток.

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, можно определять сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение   здорового образа жизни, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей.

Правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната существенно и положительно влияет на укрепление и развитие здоровья как обучающихся, так и педагогов. Педагогический коллектив школы-интерната старается формировать учебно-воспитательные программы, способствующие привитию выпускникам  школы-интерната   навыков управления здоровьем в собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии"

Ямало-Ненецкий автономный округ как область, географически относящаяся к районам высоких широт, является дискомфортной территорией с интенсивным природным и техногенным прессингом на здоровье лю...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Одной  из  важнейших  задач  системы  образования  является  забота  о  здоровье  молодого поколения нашей страны, обучение детей здоровому образу жиз...

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Воспитание здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Статья"Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья"

  Здоровье учащихся является одной из острых проблем современной жизни. Понимание здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями  несет в себе самое широкое понятие....

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...