Основные идеи, подходы, принципы обучения учащихся при реализации ФГОС ОО.
статья

Колюжнова Любовь Ивановна

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой.

Основные  идеи  ФГОС:

1.Идея  повышение ответственности самого ученика и его родителей за получение образования.

2. Идея обеспечения  социальной компетентности личности в современном обществе.

Картинки по запросу "картинка урок математики"

В новых Стандартах сформулированы  основные требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий

- инициирует действия учащихся

- консультирует и корректирует их действия

- находит способы включения в работу каждого ученика

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные  идеи, подходы, принципы обучения учащихся при реализации ФГОС ОО.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений» Л. Толстой.

Основные  идеи  ФГОС:

1.Идея  повышение ответственности самого ученика и его родителей за получение образования.

2. Идея обеспечения  социальной компетентности личности в современном обществе.

Сущность системно-деятельностного метода заключается   в рассмотрении развития личности в деятельности и через деятельность.

 « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
                                                                                   Бернард Шоу

В новых Стандартах сформулированы  основные требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который

- демонстрирует универсальные и предметные способы действий

- инициирует действия учащихся

- консультирует и корректирует их действия

- находит способы включения в работу каждого ученика

- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Требования к современному уроку по ФГОС:

Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

Осуществляется практический, деятельностный подход.

Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Если мы сегодня будем учить так,
как учили вчера, то потеряем завтра.
Дьюи.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно нравственного опыта и социальной компетентности .

 Основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности : ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

1.уроки “открытия” нового знания;

2.уроки рефлексии;

3.уроки общеметодологической направленности;

4.уроки развивающего контроля.

1. Урок “открытия” нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

Доклад «Деятельностный и дифференцированный подход в обучении как механизм реализации ФГОС ОВЗ»

В докладе отражена дифференцированная работа с первоклассниками....

Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....