Самообразование. План. Материалы.
проект

Шапошникова Наталья Григорьевна

на 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

по самообразованию педагога-психолога

Шапошниковой Натальи Григорьевны

на 2018 – 2022 гг

 тема: «Арт-терапия, как метод психологического сопровождения»

Коррекция поведения и эмоционального состояния техниками арт-терапии

                                                 Дата начала работы над темой: сентябрь 2018г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г.

Актуальность темы:

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: Повышение уровня собственной компетенции о применении арт-терапии в работе педагога-психолога.

Задачи:

Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.

Изучение возможностей метода арт-терапии и применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса.

Знакомство и изучение практических методов использования различных направлений арт-терапии.

Алгоритм работы

Сроки

Результативность этапов работы

Итог работы

Подготовительный


В течение года


Изучение психолого-педагогической, методической литературы

Киселева М.В. АТР-терапия в работе с детьми.- СПб.: Речь, 2006.-196с.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, дагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.- СПб.: Питре, 2002. – 368с.

Тарарина Е. Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера / Е. Тарарина — «ФЛП Тарарина», 2016 -(Библиотека арт-терапевта)

Пурнис Н. Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала.-Издательство «Речь», 2008.

Интернет ресурсы

Практический

В течение всего периода работы по теме



Разработка консультаций, бесед, стендовой информации для педагогов ОУ и родителей по теме самообразования.

Привлечение родителей и педагогов к овладению доступными техниками арт-терапии.

Проведение семинара-практикума для педагогов ОУ: «Применение методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

Аналитический

Май 2022

Подведение итогов работы по теме самообразования. Составление отчета по самообразованию

Предполагаемый результат:

Повышение качества уровня собственной компетенции о применении арт-терапии в работе педагога-психолога .

Разработка пакета материалов для изучению по теме самообразования.

Разработка практических рекомендаций для воспитателей и родителей по теме самообразования.






Арт-терапия для детей Полезные советы и рекомендации для родителей

Статья предназначена для родителей, заинтересованных в воспитании гармоничного, счастливого ребенка.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия это сравнительно молодое, течение прикладной психотерапии.

Суть метода, в исцелении психических травм различной тяжести соприкосновением с искусством.

Современные психотерапевты активно используют занятия живописью, рисунком, лепкой, хореографией для коррекционной работы.

Занятия проходят под присмотром врача-психотерапевта или психолога, который обучает отслеживать и исцелять душевные травмы, страхи, негативизм.

Во время занятий живописью, раскрываются глубины подсознания, из которых на бумагу выплёскиваются эмоции, доселе скрытые даже от Вас самих.

Сегодня арт-терапия активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни  семье, в детском саду и школе.

Жесткие неумолимые ритмы современного мира вторгаются в жизнь ребёнка слишком рано, когда он ещё не обрёл достаточной защиты, поэтому необходимо наблюдать за переменами в его поведении, проявлениях характера.

Профессиональный психолог с лёгкостью может прочитать по рисунку, душевное состояние пациента, а зная о проблемах на ранней стадии, можно оказать быструю и квалифицированную помощь в любой, создавшейся ситуации.

Ребёнок и его рисунки

Посмотрите на рисунки Вашего ребёнка! Что Вы видите?

Какие цвета использует Ваш ребёнок в своих рисунках?

Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.

Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.

Предложите малышу нарисовать человечка. Посмотрите, как исполнен рисунок.

Если он состоит из робких прерывистых линий – это верный признак застарелых навязчивых страхов.

Если рисунок выполнен резкими, глубоко врезающимися линиями – это верный признак агрессии. Если на рисунке много острых углов, направленных вверх – агрессия испытывается к вышестоящим персонам. Если на рисунке больше углов направленных вниз – налицо агрессия к более слабым.

Большие округлённые глаза с ярко выделенными зрачками, говорят о глубинных страхах.

Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя.

Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.

Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.

Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.

Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.

Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.

Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.

Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать.

Занятия по арт-терапии

Часто на занятиях по арт-терапии встречаются дети с внутренней агрессией такого уровня, который не позволяет им нарисовать красивую позитивную картинку. Такие дети рвут бумагу, портят чужие картинки, грубят,  разливают воду и ломают карандаши, но под трепетным контролем психолога, со временем, детские души избавляются от травм, зажимов, страхов.

Если не упустить драгоценное время, то рядом с Вами вырастет человечек с устойчивой психикой, тонким вкусом и тактом.

Студии «Беби – АРТ» действует, на базе речевого центра Логос  в Липецке, несколько лет. Занятия проводятся опытными психологами, которые наблюдая за творчеством детей, во время могут оказать необходимую помощь и скорректировать поведение ребёнка.

Доказанным фактом считается, что занятия живописью снимают стресс, подавленность, а занятия лепкой – значительно снижают уровень агрессии к внешнему миру.

Занятия хореографией избавляют от чувства неполноценности.

Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/17/s_5df88eb6e78c5/1292699_1.jpeg

Арт-терапия в работе с детьми

Взяв в руки карандаш или кисть, ребенок увлекается процессом творчества, и забывает обо всем на свете. Здесь и начинается основное действие арт-терапии. Отключаясь от внешнего мира, маленький человечек как бы погружается в атмосферу фантазии и сказочных образов, становится создателем своей мифической реальности, где он является главным действующим лицом. Арт-терапия способствует самовыражению и становлению личности, помогает ребенку в самоопределении и формирует характер. Ведь в процессе творчества детям приходится делать выбор, принимать решения, оценивать свою работу и сравнивать ее с другими произведениями своих коллег, тем самым, совершенствуя мастерство и стремление к достижению результата. Эти навыки, приобретенные в детстве, помогут ребенку и во взрослой жизни, даже если его деятельность никак не будет связана с творчеством. Умение креативно мыслить и работать станет верным подспорьем в любой жизненной ситуации.

Кто же посещает занятия студии «Беби-АРТ»? Здесь может побывать любой ребенок, начиная с детсадовского возраста. Деток не загоняют в рамки, перед ними не ставятся непосильные задачи. Каждый ребенок по-своему талантлив, и главной задачей педагогов студии является раскрытие творческих способностей каждого малыша. Также арт-терапия дает большие возможности для коррекции некоторых черт характера или трудностей физического развития. Ведь благодаря рисованию, лепке, и другим видам творчества, развивается мелкая моторика пальчиков, а развивая ручки, точность движения, внимание, мы помогаем мозгу формироваться правильно и соответственно возрасту. Бывает, что на занятиях в студии «Беби-АРТ» присутствуют детки с ограниченными возможностями. Это способствует развитию доброты и терпения, а также способствует взаимопониманию, и учит помогать в сложных ситуациях. Даже слабовидящие детки смогут создать своими руками поделки из шерсти и пластилина. На занятиях ребятам дается возможность самовыражения при помощи различных видов изобразительных искусств: работа с цветом, формой, фактурой. Декоративно-прикладные виды творчества располагают к развитию воображения и совместной работе, что одновременно развивает умение общаться и слушать учителей и более опытных товарищей.

Студия «Беби-АРТ» предлагает  занятия по следующим направлениям:

- Рисование

- Лепка из пластилина

- Роспись по дереву

- Валяние игрушек из шерсти

- Создание декораций к спектаклям

Следует помнить, что арт-терапия на данный момент является самым «продуктивным» средством в современной психиатрии, которое способствует исцелению даже сложных, и годами не поддающихся лечению недугов. Она позволяет применять групповую и индивидуальную методики. Основные возможности арт-терапии связаны с методом «погружения» или отстранения. Таким путем легко можно избавить ребенка от излишней агрессии и негатива. Многие конфликты и проблемы, откладывающиеся в подсознании, могут перейти на внешний план с помощью творчества. Человек как бы извлекает из себя все лишнее, не свойственное ему, все то, с чем он не согласен, не может принять и сделать своим, - все это выражается  в форме и цвете. А затем, ребята начинают созидать именно то, что является их внутренним миром, и то, чем они хотели бы поделиться с окружающими и родными  людьми. Творчество способствует сублимации невыразимых чувств и мыслей, переживаний и страхов, то есть все негативные моменты, накопившиеся в душе ребенка, смогут исчезнуть, благодаря творческому процессу. Поэтому, не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Арт-терапия для родителей

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, полноценным во всех планах. Для этого мы ищем лучших врачей, учителей, школы с уникальными методиками, покупаем развивающие игры и книги. При этом зачастую забываем о том, что больше всего именно мы сами влияем на здоровье и счастье собственных детей. 

Это может проявляться в очевидных вещах: родители, которые чувствуют себя несчастными, недовольными жизнью, вряд ли смогут создать своему ребёнку условия для счастливого детства и гармоничного развития. Кроме того, дети наследуют наш образ мысли, модели поведения, эмоциональный набор. Приведу пример: мама, будучи несчастливой женой, с самого детства говорит дочери: «Женская доля тяжела, надо быть сильной, на мужчин никакой надежды». Девочка вырастает с подобными установками, стремится быть сильной, независимой, подсознательно боится мужчин, зачастую соревнуется с ними, доказывая своё превосходство. Выйдя замуж (хотя при таком раскладе, этого может и не произойти) девушка продолжает вести себя подобным образом. Через некоторое время мы будем иметь ту же несчастную жену, имеющую доказательство того, что на мужчин никакой надежды. И так из поколения в поколение…

Соглашусь, что в некотором плане картина печальная: в каждой семье накоплен свой багаж нерешённых задач. Так не пришло ли время ими заняться? Сегодня существует огромное количество вариантов, как решать подобные вопросы: книги, семинары, тренинги, психологи… Иногда для ребёнка бывает целительно хотя бы то, что мама на полчаса вынырнула из своих забот, сделала что-то для души, а потом вернулась к нему же с тёплыми, любящими (а не усталыми и печальными) глазами. Вкладываясь в своё развитие, здоровье, счастье, мы становимся способны дать своим детям гораздо больше. Несколько простых и приятных арт-терапевтических упражнений для работы над собой я привела в конце этой статьи.

Родители – самые главные люди для ребёнка. Так давайте окружим своих детей счастливыми довольными здоровыми людьми! Начнём с себя прямо сегодня?

Мандала

Это упражнение направлено на нормализацию эмоционального состояния, на успокоение и соединение с внутренней силой. Рекомендую поработать с мандалами беременным женщинам и кормящим мамам. При этом данная техника подходит для людей любого пола и практически любого возраста (с 5 лет). Для мандалы потребуются лист А4, карандаши, фломастеры и любые другие изобразительные средства. Прежде всего, на бумаге рисуем окружность, сопоставимую по размерам с головой человека (можно обвести тарелку). До того, как приступить к мандале, желательно посидеть пару минут, прислушаться к себе и своему состоянию. Возможно, у вас появится какая-то тема для работы, но это совсем не обязательно. Начинаем с того, что выбираем карандаш самого приятного для себя цвета и рисуем в центре окружности точку. Далее работаем без правил: можно заходить за границы, можно использовать любые цвета и материалы. Ближе к концу стоит задать себе вопрос: «Всё ли нравится? Или что-то хочется изменить?» Если что-то не нравится – обязательно дорисовываем или перерисовываем. Важный критерий окончания работы – чувство, что мандала нравится. Повертите мандалу, рассмотрите с разных сторон: возможно, вас ждут открытия. Итоговый рисунок можно повесить на видное место и любоваться им.

Страна моей мечты

Это очень приятное и полезное упражнение предназначено, в первую очередь, для тех, кто давно не мечтал. Его можно делать в одиночку, можно вместе с друзьями. Для создания страны вашей мечты потребуется большой лист бумаги (можно старые обои), стопка журналов, клей, ножницы, маркеры и карандаши разных цветов. Вырезаем из журналов картинки того, о чём мы мечтаем. Это может быть что-то конкретное или абстрактное (возможно, какая-то картинка приглянется вам своим настроением). Потом вырезанное приклеиваем на лист бумаги в любом порядке. Что-то, чего не нашлось в журналах, дорисовываем или дописываем. Также, по желанию, можно приклеить на коллаж своё фото. Главный критерий – чтобы в итоге всё нравилось, вдохновляло, давало сил! Готовый коллаж также желательно повесить на видное место. Между прочим, удивительным образом подобная работа ускоряет осуществление желаний.

Что мне сегодня хочется?

Это упражнение рекомендуется людям, которые совсем забыли про себя, забегались и засуетились. Подобное часто встречается среди матерей, особенно многодетных. Упражнение займёт немного времени, а эффект даст большой. Время от времени записывайте в блокнот или просто на бумагу то, что вам сейчас хочется. Осознание своих желаний – это первый шаг к себе, который уже сам по себе принесёт больше сил и вдохновения в вашу жизнь. Очень здорово, если каждый день найдётся хотя бы одно маленькое желание, которое удалось осуществить.

Счастья вам, радости и вдохновения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию план ШМО

План самообразавание на 2016-2017....

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

Самообразование. Планы

План по самообразованию на 2013-2017План по самообразованию на 2017-2022...

Самообразование. План. Материалы.

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся через развитие речи...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...

Самообразование план

Самообразование план...