Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
материал

Цыбакова Анна Геннадьевна

Материал по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_po_samoobrazovaniyu.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ.

                                                                         Цыбакова А.Г.

                                                                         1-5 классы

                                                                      2013-2018 учебный год.

Проблема. 

Развитие коммуникативных навыков, или навыков общения – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Эффективное общение – это желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, доброжелательно относиться к окружающим, умение разрешать сложные конфликтные ситуации, умение контролировать и регулировать свое поведение, осторожно и избирательно относиться к использованию фраз и выражений, понимая, что они могут очень сильно воздействовать на чувства и эмоции другого человека. Дети с интеллектуальной недостаточностью, с трудным поведением не контролируют себя и часто не способны выстроить нормальные отношения не только с одноклассниками, но даже с братьями и сестрами. Есть несколько причин, осложняющих взаимодействие детей:

  1. Повышенная тревожность, частая смена настроений, плаксивость, неуверенность в себе;
  2. Отсутствие эмпатии к эмоциональному состоянию других людей;
  3. Замкнутость, пассивность, отказ от контактов;
  4. Повышенная возбудимость и агрессивность, желание конфликтовать, причиняя боль;
  5. Завышенная самооценка, отсутствие саморегуляции.

Изучая эту проблему, я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Воспитание у детей уверенности в себе;
  2. Обучение способности осознавать свои чувства, эмоции, настроение;
  3. Обучение детей самоконтролю и приемлемым способам снятия эмоционального напряжения;
  4. Обучение вербальным и невербальным способам общения;
  5. Обучение умению услышать и понять другого человека;
  6. Развитие способности взаимодействия в сложных конфликтных ситуациях;
  7. Развитие способности распознавать эмоции и настроение других людей;
  8. Обучение разговорной этике.

Ожидаемые результаты. Результатом реализации данной темы будет раскрытие личностных особенностей каждого воспитанника, развитие навыков совместной деятельности, создание доброжелательной атмосферы в группе.

I Блок «Личностное развитие и воспитание уверенности в себе»

(1-2 класс, 7-9 лет)

  1. «Изобрази себя»
  2. «Я и мое имя»
  3. «Что я люблю поесть и носить»
  4. «Что я умею делать»
  5. «Что мне нравиться и не нравиться»
  6. «Я умею слушать других»
  7. «Я умею управлять собой»
  8. «Я умею быть ласковым»
  9. «Я умею быть доброжелательным»
  10. «Я умею разрешать конфликты»

II Блок «Страна эмоций. Мои чувства»

(2-3 класс, 8-10 лет)

  1. «Мимические признаки эмоций. Что такое мимика, жесты и интонация»
  2. «Радость. Как её доставить другому человеку»
  3. «Грусть»
  4. «Страх. Как его преодолеть»
  5. «Гнев. Как выпустить из себя «злого дракона»
  6. «Обида»
  7. «Мы испытываем разные чувства»
  8. «Мы понимаем чувства другого»
  9. «Самодовольство – помеха для общения»
  10. «Твои поступки и чувства других»

III Блок «Какой Я – Какой Ты? Мы с друзьями целый мир»

(3-4 класс, 9-11 лет)

  1. «Кого называют доброжелательным человеком , или я желаю добра ребятам в классе»
  2. «Какие качества нам нравятся друг в друге?»
  3. «Каждый человек уникален. В каждом человеке есть светлые и темные качества»
  4. «С кем я дружу. Умею ли я дружить»
  5. «Одиночество»
  6. «Трудности в отношениях с друзьями»
  7. «Ссора и драка»
  8. «Что такое сотрудничество»
  9. «Я умею договариваться с людьми»
  10. «Мы умеем действовать сообща, или что такое коллективная работа

IV Блок «Мои особенности и возможности»

(4-5 класс, 10-12 лет)

  1. «Расту=взрослею?»
  2. «Мои способности и интересы»
  3. «Мой уникальный внутренний мир и путь к успеху»
  4. «Мой внутренний мир и мои друзья»
  5. «Я, мои педагоги и родители»
  6. «Мое детство и мое настоящее»
  7. «Мое будущее и мой будущий дом»
  8. «Моя будущая профессия»
  9. «Фантазия и ложь»
  10. «Я умею просить прощения»

 

Игры и упражнения на коррекцию эмоционально – волевой сферы.

  1. Игра «Угадай эмоции» Один из участников поворачивается спиной. Остальным показывается карточка с изображением какого-либо эмоционального состояния. Дети повторяют эти мимические движения перед повернувшимся ребенком, он отгадывает.
  2. Ролевое проигрывание ситуации «Шляпа». Человек расположился на скамейке, положил рядом свою шляпу. Чуть позже на скамейку присаживается еще один прохожий, причем прямо на шляпу. Обращается внимание на поведение и пострадавшего, и виновного.

Подводя итог, делается вывод, что все люди разные. Отрабатываются модели желательного поведения в конфликте.

  1. Этюд «Зарядка для лица» на мимические признаки эмоций (радость, грусть, удивление, обида, печаль, удовольствие, злость, гнев, ярость)
  2. Упражнения на саморегуляцию: посчитать до десяти, надуть шарик злостью, обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди (поза выдержанного, сильного духом человека), рассмешить себя, глядя в зеркало.
  3. Упражнение «Кулачки». Опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли сжать кулаки, затем очень медленно их разжать (чередование напряжения и расслабления)
  4. Упражнение «Остановись и подумай». Необходимо глубоко вздохнуть, напрячь все тело, насколько это возможно, затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом.
  5. Тренинг эмоций. Произнести фразу «Завтра контрольная» с разными интонациями: испуганно, радостно, спокойно, удивленно, зло.
  6. Игра-тренинг «Мои ощущения» Мимикой и жестами изобразить: «Я съел что-то горькое», «Я разбил чашку», Я иду в цирк», «Меня обидел друг» и.т.д.

Игры и упражнения на коррекцию межличностных отношений.

  1. Игра «Правила поведения». Детям предлагается придумать правила для человека, оказавшегося в необычном месте, например:

- на летающей тарелке;

- на айсберге;

- в берлоге медведя.

В конце дети понимают, что необходимо выслушать друг друга, отстоять свою точку зрения, чтобы найти совместное решение.

  1. Игра «Да» - диалог, «Нет» - диалог» Двое ребят усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один произносит любую фразу, а другой обязательно соглашается, во втором варианте не соглашается. Такая тренировка помогает сдерживать себя или отказывать другим людям, чтобы они не обиделись.
  2. Ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом» Итог: каждый должен уметь отвечать за свои поступки, признавать свою вину и извиняться.
  3. Упражнения «Ласковые имена» и «Комплименты» Итог: доброжелательное обращение по имени и искренний комплимент – одно из средств добиться расположения человека.
  4. Упражнение «Самое лучшее» Дети по очереди называют самые лучшие черты характера товарища, который сидит в кругу.
  5. Упражнение «Темные и светлые качества людей» На одной половинке листа дети пишут положительные качества людей, на другой – отрицательные. Потом точно так же пишут про свои качества. Итог: в каждом есть светлые и темные качества, каждый человек уникален. Важно, что перевешивает: достоинства илинедостатки.

Игры на коррекцию личностного развития и воспитание уверенности в себе.

1.Игра «Закончи предложение»                                                                  

- Я обижаюсь, когда…

-Я сержусь, когда…

- Я радуюсь, когда…

-Я грущу, когда…

-Я злюсь, когда…

     2. Игра с зеркалом «Похвали себя»

     3. Упражнение «Я умею управлять собой» Ведущий предлагает по хлопку начать крутиться за столами, можно шуметь и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.

     4. Упражнение «Я поступаю так» (коррекция агрессивного поведения) Детям раздаются листочки, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.

Когда меня обижают, я даю сдачи.                             Когда меня обижают, я молча ухожу.

Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже.                Я никогда не обзываю других.

Когда другие плюются, я тоже плююсь.                    Когда другие плюются, я никогда не                                      

                                                                                               плююсь.

Когда другие говорят нехорошие слова,                   Когда другие говорят нехорошие слова,

я говорю, тоже.                                                                  я никогда их не повторяю.

5.Упражнение «Я глазами других» Ребенок должен рассказать, каким его видят другие люди (одноклассники, учителя, родители)

6.Упражнение «Не нравится-нравится» Ребенок должен сначала записать, что ему не нравится в школе, дома, не нравится в жизни вообще, а затем, что нравится.

В работе использована следующая литература:

  1. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
  2. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Мы с друзьями целый мир»
  3. Н. В. Пилипко «Приглашение в мир общения»
  4. А. Г. Долгова «Агрессия в младшем школьном возраста (диагностика и коррекция)»
  5. Н. В. Макарычева «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства»(коррекционно-развивающая программа»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"

Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...

Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста

Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков

Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...