Статья " Система действий по оптимальному развитию детей, высокомотивированных в области технического творчества"
статья

Сапрыкина Маргарита Васильевна

Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya3.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система действий по оптимальному развитию детей, высокомотивированных в области технического творчества»

Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание. Обществу нужны высокомотивированные люди, и наша задача (как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности таких детей. Для развития высокомотивированному ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный образовательный маршрут (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.

Для реализации учебного плана необходим личностно-ориентированный подход к учащимся, направленный на развитие природных задатков.  Учащиеся, приходящие на занятия  в объединении технического творчества, обычно очень интересуются техникой, техническими устройствами, сооружениями, машинами.

В зависимости от назначения, объема, сложности и срочности работы, она может выполняться в одиночку или коллективно.

Интерес, побудительный мотив к какому-то виду деятельности или объекту труда, необходимо направить в исследовательско - познавательное русло.

Если это модель боевой техники, то необходимо постараться найти сведения об аналогах, об истории развития, чертежах и так далее.

Если это игрушки, изделия для дома, сувениры – учащиеся могут принести показать известные им поделки или литературу о них.

Необходимо нацелить учащихся на результат своей деятельности, выявлять, поддержать и развивать детско-подростковую одаренность в научно-техническом творчестве:

- поддержка творческого самовыражения, самореализации высокомотивированного ребенка и других субъектов образовательного процесса;

- возможность появления новых идей, проектов, программ, инициатив;

- гарант научности, системности, содержательности в организации деятельности с высокомотивированными детьми в объединении исследователей и практиков;

Способностями , как правило , называют индивидуальные особенности личности , которые помогают ей успешно заниматься тем или иным видом деятельности . Под техническими способностями обычно понимают взаимосвязанные и проявляющиеся независимо друг от друга качества к пониманию вопросов , связанных с техникой , к изготовлению технических устройств , к техническому изобретательству . Считается , что это те способности , которые проявляются в непосредственной работе с различным техническим оборудованием или его частями . При этом считается , что такая работа требует особого рода умственных способностей , а также высокого уровня развития сенсомоторных способностей .

Показано , что наряду с некоторой общей способностью , которая может рассматриваться как общая техническая одаренность или технический опыт , приобретаемый человеком в работе с техникой , существуют следующие независимые факторы : пространственные представления и техническое понимание . Выявление и мониторинг динамики развития технических способностей высокомотивированных детей должны учитывать оба этих фактора . Под пространственными представлениями имеют в виду способность оперировать зрительными образами , например , при восприятии геометрических фигур . Пространственное мышление – вид умственной деятельности , обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения прикладных и теоретических задач . Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами , содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов .  Для диагностики уровня развития пространственного мышления используются различные тесты , содержащие геометрические образы . Техническое понимание – это способность правильно воспринимать пространственные модели , сравнивать их друг с другом , узнавать одинаковые и находить разные . Для оценки уровня развития технического мышления может быть с успехом использован тест Беннета и его аналоги . Психологический тест Беннета на понимание техники ( механической понятливости ) предназначен для определения технических способностей у детей подросткового , юношеского возраста и взрослых . Он содержит 60–70 несложных физико -технических заданий , большая часть которых представлена в виде рисунков . В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов . Длительность теста 25– 27 минут . Каждый правильный ответ оценивается одним баллом . Уровень технических способностей определяется с помощью специальной оценочной таблицы . Шкальная оценка уровня развития общетехнических способностей имеет шесть градаций : очень высокий , хороший , выше среднего , ниже среднего , низкий , очень низкий . Впрочем , зачастую , перевод в стандартные шкалы не производится , интерпретация осуществляется в соответствии с нормами , полученными на конкретной выборке испытуемых .  Развитие технического мышления представляет собой очень сложный процесс , который протекает обычно довольно медленно . Его успех напрямую зависит от общего интеллекта , практических навыков , способностей человека к техническому мышлению и целого ряда других факторов . Следует отметить , что развитые технические способности необходимы всем учащимся , в том числе и тем , которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями , поскольку данные способности позволяют решать таким учащимся задачи , возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни . Дети же , имеющие ярко выраженные технические наклонности , требуют дифференцированных учебных программ и индивидуальной поддержки , что выходит за рамки обычного школьного обучения .

Текущая образовательная тенденция - проектная деятельность. На каждом занятии дети создают модель автоматизированного устройства, при этом поднимаются вопросы из курса математики, физики, технологии, биологии, обществознания, английского языка и других предметов. Рассматриваются только проблемные вопросы, когда теоретические расчёты с множеством допущений и округлений, отличаются от того, что будет происходить на самом деле - это прямой путь к осознанию того факта, что физический эксперимент интереснее и важнее любых информационных моделей и вычислений - т.е. фактически фундамент любого учёного и инженера. Происходит это без назидания педагога.

Запланированным результатом должно являться участие каждого учащегося в подготовке изделий для конкурсов и выставок (международных,  всероссийских, окружных, муниципальных).

Вывод: чем больше детей, занимающихся техническим творчеством, тем больше пользы обществу. Польза эта многогранна, она заключается в увеличении числа будущих изобретателей и инженеров, в улучшении профориентации, отвлечении детей от порочных дел, в интересном досуге, в повышении качества отбора абитуриентов для технических вузов. Следовательно, не должно быть никаких ограничений для детей, желающих изучать и творить технику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»

Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....

Статья «Влияние родительских установок на развитие детей»

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подум...

Статья "Ведущие идеи функционирования и развития Островской гимназии Псковской области"

В статье представлены ведущие идеи  функционирования и развития Островской гимназии Псковской области...

Статья: "Методы и приемы сенсорного развития детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью".

Сенсорное развитие  - это чувственное восприятие мира, восприятие посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. Поэтому обогащение чувственного опыта необходимо рассматриват...

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области

Протоколы диагностических карт наблюдений индивидуального развития детей социально-коммуникативной области...