Применение БОС-технологии в работе с детьми с ОВЗ
материал

Ирина Леонидовна Лакизо

Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями.

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный немедикаментозный метод, при котором реабилитанту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством логопеда, ребенок обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор измеряет частоту дыхания, амплитуду звуковой волны, число сердечных сокращений,температуру тела и др.  и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

Биологически обратная связь (БОС) является только регистратором происходящих физиологических процессов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bos-tehnologiya_2015.docx200.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГАСУСОНСО «ОДДИ для УОД»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

с ДЕТЬМИ с ОВЗ

D:\ДОКУМЕНТЫ\Фото в Брошюру\занятия в логокабинете на БОС проводит логопед Лакизо И.Л..JPG

О применении БОС-технологии:

 ПАК «Бослаб-Лого» на логопедических занятиях с детьми с нарушениями в развитии.

(выступление на заседании методического объединения «Коррекционный педагог»)

Учитель-логопед  Лакизо И.Л.

2015г.

С 2014 г. использую программно-аппаратный комплекс  «БОСлаб-ЛОГО». Метод биологической обратной связи (БОС) в практике логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями развития. По мнению Л.С.Выготского, речь немыслима без речевого дыхания. В механизме голосообразования задействованы органы речевого аппарата: гортань, голосовые складки, язык, губы. Правильное речевое дыхание у старших дошкольников и младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма, помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями.

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный немедикаментозный метод, при котором реабилитанту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством логопеда, ребенок обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор измеряет частоту дыхания, амплитуду звуковой волны, число сердечных сокращений,температуру тела и др.  и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

Биологически обратная связь (БОС) является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация данной нетрадиционной технологии позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

•способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;          

•помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги ;

•стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;

•улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

Цель методики: формирование, коррекция, совершенствование речи  и функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

Задачи:

1.Обеспечение оптимального физиологического дыхания с наименьшей энергетической затратой.

2.Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования.

3.Формирование диафрагмально-релаксационного дыхания, способствующего понижению уровня речевой тревоги, и, как следствие естественное включение в речевой акт.

4.Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.

5.Приобретение навыков самоконтроля и снятие психологического напряжения.

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:

•1 этап - Диагностический (знакомство детей с программой, обследование и регистрация уровня речевых возможностей ребенка).

•2этап – Подготовительный (обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем ПАК БОСлаб ЛОГО).

•3этап – Работа над основными компонентами речи (коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования).

•4этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (повторение  слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).

•5этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы (итоговая диагностика).

В БОСлаб ЛОГО используются интересные игровые сюжеты. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса - до 15 мин). Продолжительность цикла составляет 10 - 15 занятий. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия, для развития, совершенствования и закрепления навыка.

В 2014 году индивидуальные занятия на ПАК БОСлаб-ЛОГО посещали 9 детей с нарушениями речи: ОНР 3 ур. р.р.,дизартрия  -4 реб , ОНР 2 ур. р.р.,дизартрия –2 реб., СНР 2 ур. р.р.,дизартрия – 2 реб., СНР 2 ур. р.р.,заикание – 1 реб.Положительная динамика прослеживалась у всех детей начиная с 4-5-6 занятия на ПАК. Выражалось это в показателях длительности выдоха, увеличении звучного выдоха (речевого), умении самостоятельно регулировать силу голоса и продолжительность его вокализации, улучшалась функция согласованной работы парных мышц при выполнении артикуляционной гимнастики. Это показывали индивидуальные графики мониторирования заданных функций организма. Каждое занятие на ПАК БОСлаб-ЛОГО дети воспринимали как сюрпризный момент, ждали и желали «поиграть с компьютером», несмотря на то что, во время занятия руки детей оставались в покое, а играли языком, губами, голосом, «дышали животиком». Родители детей также отмечали качественные изменения речи детей,  так  мальчик Ваня Б. с заиканием (тонико-клоническая форма), на игре «Полоски» (формирование плавного речевого выдоха) изначально затруднялся произнести плавный  гласный звук «и», никак не получалось выполнить заданный алгоритм движений «вдох  через нос-выдох через рот с песенкой «улыбкой» - слышалось прерывистое «и-и-иии-и». На 5-м занятии мы уже вокализовали ряд гласных «аиа», «аиаи», ауоиэ.

Вероника А., 6 лет. Дизартрия с выраженной дисфонией (голос девочки «скрежечущий» с затуханием к концу слова), при этом застенчивая и капризная одновременно. Упражнения типа «мыльные пузыри», «перышки», «султанчик», «кипятим водичку» не давали эффекта из-за сильного желания побаловаться.  ПАК «БослабЛОГО» вызвал интерес, девочке  захотелось попробовать, и я ей предложила выполнить артикуляционную гимнастику  тренинг «Цветы», восторг вызывало каждое движение цветка. Вероника посетила 16 занятий за 4 месяца реабилитации, результат: улучшилась артикуляция звуков, увеличилась сила голоса, продолжительность речевого выдоха (3 слова), а также усидчивость и внимание.

!!!Видео фильм о применении ПАК «Бослаб-ЛОГО» в работе с детьми (3мин,20с.)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни чело...

«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию ку...

Доклад Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающее...