Программа по выявлению творческих способностей
материал

Левонюк Наталья Геннадьевна

«Творчество - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее».

(Поль Торренс, психолог)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vyyavl_tit1.pdf337.95 КБ
PDF icon tit_vyyavl_2.pdf326.96 КБ
PDF icon tit_vyyavl_3.pdf329.78 КБ
Microsoft Office document icon vyyavlenie_lev.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

          «Творчество - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее».

(Поль Торренс, психолог)

       Цели:

           1. Выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления;

2. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Актуальность:

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь  творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого деятельность должна носить творческий характер. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий:

Школьный период (8-17 лет)

  • Успех во многих начинаниях,
  • Высокие результаты,
  • Потребность в коллекционировании, 
  • Классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, 
  • Великолепное чувство юмора,
  • Развитая оперативная память,
  • Сформированность   навыков логического мышления,  
  • Выраженная  установка на творческое  выполнение заданий,
  • Оригинальность словесных ассоциаций,
  • Высокая любознательность и исследовательская активность;
  • Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • Способность классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • Отличная память;
  • Большой словарный запас;
  • Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
  • Упорство в достижении результата.

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;
  • общение с родителями;
  • тестирование, анкетирование, беседа;
  • конкурсы, научно-практические конференции.

    Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного    ребенка. Невозможно одномоментно отобрать одаренных детей. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе  выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. 

Второй этап диагностический.  Проводится индивидуальная оценка ребенка.

 Выбор методов выявления, диагностики и мониторинга одаренности учащихся в соответствии с возрастными особенностями. 

Методики, используемые для диагностики одаренности

Творческая одаренность

  • Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника). Предназначена для изучения вербальной креативности, быстроты построения, оригинальности словесных ассоциаций. Задания рассчитаны на возраст 12-14 лет.
  • Тест для изучения творческого мышления Торренса (модифицирован Е. Туник). Направлен на изучение беглости, гибкости, оригинальности творческого мышления. Предназначен для возрастной группы 5-17 лет. 
  • Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).- Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).
  • Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса).
  • Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).
  • Методика «Предложения».
  • Методика «Классификация».
  • Методика «Две линии».- Методика Вартега «Круги».
  • Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.  
  • Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер) 
    Мотивация 
  • Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)
  • Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
  • Диагностика структуры учебной мотивации школьника
  • Диагностика мотивационной сферы учащихся младших классов Лускановой
  • Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) 

                       Выявление способностей обучающихся

Творческий потенциал

Мотивация

Личность

Социальная одаренность

 -Наблюдение, тестирование, общение с родителями

-Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) 

-Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) 

 -Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

-Опросник креативности Джонсона 


Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

-Наблюдение,

общение с родителями


- Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)

-Наблюдение, общение с родителями, учителями

-Методика «Несуществующее животное»

- Методика диагностики самооценки

психических состояний Г. Айзенка


-Наблюдение, общение с родителями, учителями

 

-Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

-Методика «Незаконченные предложения».

 

                       Развитие способностей обучающихся

Способы развития обучающихся способностей к разным видам деятельности

творческой

Мотивация

Личность

Социальная одаренность

-индивидуальные занятия

-беседы, дискуссии, игры, конкурсы,

-презентации

 - творческие проекты, мультимедийные проекты,

-походы, конкурсы, экскурсии

-наблюдения

-тестирование, анкетирование,

-беседы, дискуссии, игры, конкурсы,

-походы, конкурсы, экскурсии

-походы, конкурсы, экскурсии, беседы, дискуссии, игры

походы, конкурсы, экскурсии, беседы, дискуссии, игры

           

 Участие  обучающихся в мероприятиях разного уровня

Учебный год

Фамилия  Имя

Конкурсы,  проекты, фестивали.

Результативность

                                                                                                                             

Используемая литература:

Богоявленская М. «Проблемы одарённого ребёнка» ж/м «Обруч» 2018

Савенков А.И. «Одарённые дети в детском саду и в школе» Москва 2017

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» Ярославль 2017

Сайты интернета.

                                                                                                                                  Приложение

           

       

                       Методики, используемые для диагностики одаренности

МЕТОДИКА «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Шкалы: отношение к нравственным нормам

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту

На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

ТЕСТ

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, я…

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

• 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

• 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

• 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

• 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

                 

     Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие  приемы.

Продолжить следующие предложения.

Добро – это …

Зло – это …

Любовь – это …

Ненависть – это …

Дружба – это …

Враждебность – это …

Честность – это …

Хитрость – это …

Открытость – это …

Подлость – это …

Совесть – это …

Наглость – это …

Порядочность - это …

Право – это …

Обязанность – это …

Проранжируйте  понятия по степени личной значимости.

Друзья                                   Родина

Профессия                             Деньги

Слава                                      Квартира

Семья                                     Любовь

Богатство                               Талант

Здоровье                               Способности

Общение

Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

                             Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

                     

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1

Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

                                         Экспресс-метод д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10-30 минут). Каж¬дый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами; учителями, родителями, однокласс-никами. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (ми-нимальная оценка — 8, максимальная — 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

Уровни креативности

Шкала общих оценок опросника

Очень высокий

40-34

Высокий

                          33-27

Средний

                          26-20

Низкий

                          19-15

Очень низкий

                          14-0

Характеристики креативности

1.        Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.

2.        Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.

3.        Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.

4.        Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.

5.        Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.

6.        Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.

7.        Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

8.        Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

                          Опросник креативности (лист ответов)

Школа _______________________ Класс_____________________________

Дата___________________________________________________

Урок/вид деятельности _____________________________________________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) ____________________________

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1-8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый уче¬ник обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 — постоянно, 4 — часто, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — никогда.

                            Творческие характеристики

Ф. И. О.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

1

2

3

и т. д.

                     

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления

Беглость. Общее количество выполненных рисунков. Возможно максимально 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

Гибкость. Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно максимально 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

Оригинальность. Где выполняется рисунок:

•        вне стимульиой фигуры — 1 балл;

•        внутри стимульной фигуры — 2 балла;

•        внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам. Возможно максимально 36 баллов.

Разработанность. Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

•        симметрично повсюду — 0 баллов;

•        асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл;

•        асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла;

•        асимметрично внутри и снаружи ~ 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возмож¬но максимально 36 баллов.

Название. Словарный запас и образное, творческое использование языка:

•        название не дано — 0 баллов;

•        название из одного слова — 1 балл;

•        название из нескольких слов — 2 балла;

•        образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, — 3 балла.

Суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок. Возможно максимально 36 баллов.

Тест «Творческие способности»

Тест направлен на определение творческого потенциала личности.

Инструкция. Оцените в баллах (от 1до 10), насколько типичными для вас являются сле-дующие характеристики вашего поведения. Очки выставляются исходя из следующего:

•        10 баллов — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико.

•        9-6 баллов — соответствие значительное.

•        5 баллов — в данном смысле вы где-то на среднем уровне.

•        4-2 балла — по этой части ваш уровень ниже среднего.

•        1 балл — это вам вообще не свойственно.

Текст опросника

1.        Любознательны ли вы ? Сомневаетесь ли вы в очевидном? Беспокоит ли вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения?

1.        Наблюдательны ли вы? Замечаете ли вы изменения, происходящие вокруг вас?

2.        Воспринимаете ли вы чужие точки зрения? Когда вы с кем-то не согласны, способ¬ны ли вы понять того, с кем несогласны? Можете ли вы взглянуть на старую про¬блему по-новому?

4.        Готовы ли вы изменить точку зрения? Открыты ли вы новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли их принять? Ищете ли вы новые идеи, вместо того чтобы придерживаться своих старых?

5.        Учитесь ли вы на своих ошибках? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом несдаваясь? Понимаете ли вы, что пока вы не сдались, не все потеряно?

6.        Пользуетесь ли вы своим воображением? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?

7.        Замечаете ли вы черты сходства между вещами, которые, как кажется, не имеют ниче¬го общего? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (вроде стакана в качестве вазы для цветов)?

8.        Верите ли вы в себя? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решения проблем?

9.        Стараетесь ли вы воздерживаться от того, чтобы давать оценки другим людям, чужим идеям, новым ситуациям? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. Склонны ли вы находить в любом деле интерес? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Подсчитайте набранную вами сумму баллов и определите свой показатель творческо¬го потенциала:

•        80-100 баллов — потенциал очень велик.

•        60-80 баллов — вы творческая личность.

•        40-60 баллов — вы не хуже большинства.

•        20-40 баллов — вы не столь творческая личность, как большинство.

•        10-20 очков — вам следует посещать кружки с творческой направленностью.

Тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы, наконец, выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

1. Когда вы беседуете, объясняете что-либо, внимательно ли следите за тем, чтобы слушатель понял вас?

2. Подбираете ли слова, соответствующие его подготовке?

3. Обдумываете ли указания, распоряжения, прежде чем их высказать?

4. Если вы высказали новую мысль и подчиненный не задает вопросов, считаете ли, что он понял ее?

5. Следите ли за тем, чтобы ваши высказывания были как можно более определенными, ясными, краткими?

6. Обдумываете ли предварительно свои идеи, предложения, чтобы не говорить бессвязно?

7. Поощряете ли вопросы?

8. Вы считаете, что: а) знаете мысли окружающих; б) задаете вопросы, чтобы это выяснить?

9. Различаете ли факты и мнения?

10. Ищете ли все новые возражения против аргументов собеседника?

11. Стараетесь ли, чтобы ваши подчиненные во всем соглашались с вами?

12. Всегда ли говорите ясно, четко, полно, кратко и вежливо?

13. Делаете ли вы паузы в речи, чтобы и самому собраться с мыслями, и слушателям дать возможность обдумать ваши предложения, задать вопросы?

Если вы не задумываясь ответите «да» на все вопросы, кроме 4, 8а, 10 и 11, можно считать, что вы владеете приемами грамотного общения, умеете излагать свои мысли и слушать собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Выявление, развитие и поддержка способностей детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России. Сздание данной программы было обусловлено усилением роли хореографии как за...

Программа по выявлению творческих способностей

Программа по выявлению творческих способностей...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на уроках математики и физики

Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей....

Программа по выявлению творческах способностей обучающихся "Узнай себя"

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся...

Программа по выявлению творческих способностей

Программа по выявлению творческих способностей...

Программ по выявлению творческих способностей

    Программа по выявлению у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательс...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на 2016-2020 уч.год

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активн...