Квест-игра по речевому развитию детей "Дорогами русских традиций: встречаем масленицу"
методическая разработка

Нетрадиционная форма речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 60._kvest_maslenitsa_chen_i.a.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дорогами русских традиций. Встречаем Масленицу»

(Квест – игра по речевому развитию)

Сценарий воспитательного мероприятия

                                                                                              Составил:

                                                                                              Чен Инна Александровна

                                                                                              Учитель – логопед

                                                                                              МБДОУ «ДС «ЛАДА»

Г. Новый Уренгой

2020

Пояснительная записка

Квест – игра предполагает проведение в группе детей с ТНР 6 – 7 лет, продолжительность игры 30 – 35 минут, в условиях ДОО.

Цель: 

Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, приобщать детей к русским традициям и родной культуре, развивать связную речь.

Задачи:

  1. Закрепление знаний о праздновании Масленицы
  2. Закрепление словаря по теме, развитие слухового внимания, развитие логического мышления, совершенствование навыка образования слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие фонематических функций (выделение начального гласного звука в слове), развитие координации речи с движением. Развивать образно-выразительные средства речи
  3. Развивать чувство  сотрудничества и коллективизма.

Оборудование:  мультимедийная система; презентация «Масленица. Дни недели», дидактические игры; бубен;аудиозапись «Звон колоколов»; Муляжи блинов с символами – указателями; композиция декорация «Лес»; кондитерские изделия.

Ход квест - игры:

Группа украшена различной атрибутикой русской избы (скатерти, баранки, самовар, деревянные ложки, тканые половики  т.д. Дети одеты в русские народные костюмы. Звучит аудиозапись «Звон колоколов».

Логопед:

Все! Все! Все!

Масленицу встречаем! Зиму провожаем! Весну закликаем!

Спешите! Спешите! Приходите без стесненья!

Билетов не надо - предъявите хорошее настроение!

Спешите скорей! Спешите скорей!

Нет праздника нашего веселей!

-Здравствуйте дети! На улице февраль, но солнышко  светит ярче. Вы не знаете почему? (ответы детей, педагог даёт возможность детям высказать свои гипотезы, но через ответы детей сосредотачивает внимание на том, что скоро весна.)

- Конечно, скоро Весна! И у нас сегодня Масленица! Давайте вспомним, что это за праздник. Почему его так назвали и как его празднуют. (Ответы детей. Обобщает логопед)

Масленица - древний славянский праздник. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленица длится целую неделю. Все пекут блины, ходят в гости. На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми. Давайте мы с вами поиграем.  Ну что дети готовы к празднику?

Давайте все вместе позовём масленицу в гости чтоб она с нами поиграла и угостила нас блинами. Все хором говорим:

Масленица приходи!!!!!!

И Весну с собой зови!!!!!

(Дети кричат три раза. Никто не идёт. Стук в дверь, вместо масленицы скоморох):

Скоморох:

- Здравствуйте дети. Я спешил к вам на праздник веселой Масленицы хотел поиграть с вами, покушать вкусных блинов, но по дороге встретил своего друга скомороха и он рассказал мне, что масленица заблудилась по дороге к нам и нужно ее отыскать иначе весна не наступит!!!!  Дети, отправимся на поиски Масленицы?  (Да). Где то есть подсказка которая поможет нам найти нужный путь. Друг мне сказал, что подсказка спрятана в предмете который похож на блин. (дети находят Солнце, которое висит в доступном месте. На обратной стороне написано: «Каждому дню масленичной недели было дано  своё имя и чтобы узнать как называется день недели и почему его так называют вам нужно отправиться к ним в гости. А дорогу укажут символы – подсказки. Вы их получите, если поиграете с днями масляничной недели и выполните задания. А сейчас идите туда где увидите первый символ – подсказку «Солнышко») . Ну что же, в путь? Надо торопиться!!!!!

Дети идут  по солнышку,  которое ведет их к Понедельнику.

Когда дети приходят к дням недели они коротко рассказывают почему их так назвали (подсказки на слайдах см. приложение 2).

1.        Встречает первый день недели Понедельник – Встречник.

(На мультимедийном проекторе  слайд  Встречник. См.приложение2)

- Здравствуйте дети! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Я -Понедельник – первый день Масленицы, меня называют Встречник. В этот день ….

- А что у вас случилось? (Дети сообщают, что ищут Масленицу которая заблудилась. И если они её не найдут, то Весна может не наступить. )

- Я помогу вам с одним условием,  если вы со мной поиграете и выполните  задание. За выполненное задание вы получите вот такой блинчик (показывает муляж блинчика, на котором с обратной стороны  символ – указатель «Стрелка» см. Приложение 1), он укажет вам дорогу дальше.

Задание – игра «Назови слово».

Детям предлагают слова: мука, ананас, сани, лошадь, ель, нос, иней, цыплёнок, аист.  Дети выделяют первый звук в слове,  находят соответствующую букву крепят на магнитный планшет.(Масленица).

Составляют слово, читают (возможна помощь педагога).

- Спасибо дети, что поиграли со мной. Вот вам подсказка куда идти дальше. (Вручает блин, на обратной стороне которого следующий символ – указатель «).

2.        Встречает детей второй день Вторник – Заигрыш.

- Здравствуйте дети. Я второй день масляничной недели – Заигрыш. Меня так назвали потому что в это день……..

        Дети говорят о своей проблеме. Заигрыш играет с детьми. Дети получают блин с символом.

Забава – кричалка  «Блины — лепёшки».

Дети  делятся на две команды:

одна по сигналу хором  кричит «блины», другая  – «лепёшки».

Текст следующий:

Хороша была зима, её мы провожаем

И тепло весеннее радостно встречаем.

Печём с припёком мы (знак рукой в сторону «блинов») блины!

И вкусные (знак рукой в сторону «лепёшек») лепёшки!

И весело, и дружно хлопаем в ладошки (все хлопают).

Наступила долгожданная масляна неделя,

И никто не сосчитает, сколько же мы съели.

Ели-ели мы (знак рукой) блины!

И ещё (знак рукой) лепёшки!

А теперь вокруг себя покрутимся немножко (все крутятся).

Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,

В каждом доме оценили хлопоты-старанье,

На столе стоят (знак рукой) блины!

А рядышком (знак рукой) лепёшки!

Чтобы больше в нас вошло — прыгаем на ножке (все прыгают).

Ещё кружок вокруг себя (все кружатся),

И хлопаем в ладошки (все хлопают).

3.        Встречает детей третий день недели – Среда – Лакомка.

(На мультимедийном проекторе  слайд  Лакомка. См.приложение2)

Д/и «Из чего сделана мука?»

Например: пшеничная мука – мука из пшеницы

Овсяная, кукурузная, ржаная, гречишная.

- С чем едят блины? (с творогом, с икрой, со сметаной, с вареньем …)

Д/и «Какое варенье?»

Например: варенье из клубники – клубничное

Из малины, из смородины, из земляники, из клюквы, из брусники, из черники, из яблок, из вишни, из груш…

Дети получают следующий символ – указатель «Смайлик».

4.        Встречает детей четвёртый день недели – Четверг – Разгуляй.

 (На мультимедийном проекторе  слайд  Разгуляй. См.приложение2)

Д/и «Доскажи пословицу»

( детям можно дать возможность обьяснить смысл одной из пословиц на выбор детей)

Не все коту …. (масленица).

Масленица идет, блин да… (мед несет).

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у …. (Весны).

На горах покататься, в блинах……… (поваляться).

Сам заварил кашу, сам и…….. (расхлебывай).

Кашу маслом не……… (испортишь).

Хочешь есть калачи, не лежи на…….. (печи).

Символ – указатель «Смешарик»

5.        Пятый день – Пятница – Тёщины посиделки.

(На мультимедийном проекторе  слайд  Тёщины посиделки. См.приложение2)

Д/и «Подбери словечко»

Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

- Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!

Д/и «Назови ласково»

(образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Зима-зимушка

Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля.  

Символ – указатель « Следы».

6.        Шестой день – Суббота – Золовкины посиделки.

(На мультимедийном проекторе  слайд Золовкины посиделки. См.приложение2)

- Символом чего являются блины? (солнце)

- Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна.

Солнце зазывали такими словами:

(дети повторяют слова и движения вместе с днём недели).

Солнышко-ведрышко (руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки (показать рукой вниз)

Ждут твоего света (руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют (имитация движений)

Тебя поджидают! (руки вперед, «приглашают в гости»)

Символ – указатель «Масленница»

7.        После того как дети вышли из гостей символы ведут в музыкальный зал где стоят декорации «Лес», и под деревом на пенёчке находят Масленицу. Масленица и дети радуются что встретились. Дети рассказывают, что они еще не попали в гости к последнему дню масляничной недели. Масленица благодарит детей за то что дети справились с заданиями и нашли её и приглашает в гости к Прощёному воскресенью.

(На мультимедийном проекторе  слайд  Прощёное воскресенье. См.приложение2)

Масленица:

-  А теперь и я хочу с вами поиграть и повесилиться. Становитесь, дети в круг, будем  играть.

Игра «Весёлый бубен».

(Игра сопровождается весёлой русской народной песней)

Дети идут по кругу, произнося слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам.

 Масленица:

- А сейчас приглашаю всех на веселую карусель повторяйте за мной слова и движения ( под музыку).

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели(медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (легкий бег)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите (медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра (остановиться)

Масленица:

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Дети: Да!

Масленица:

Да как же без блинков горячих и румяных!

Угощение на славу, а ребятам на забаву!!!

Масленица предлагает всем детям и гостям чай с блинами.

Провожаем Масленицу такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча Масленицы

Сценарий проведения первого дня Масленицы "Встреча"...

Презентация к уроку технологии: Встречаем масленицу, печем блины

Дидактический материал к урокам технологии....

Конспект урока "Русские традиции и праздники. Масленица"

 Цель: Воспитание духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.Задачи: ·       Развитие творческой инициативы в познание культурного наследия русского народа.·       Воспитать уважение к нар...

Логопедическое занятие по развитию связной речи "Встреча Масленицы"

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 4 классе "Встреча Масленицы"...

Открытое мероприятие "Масленица в русских традициях"

Это   открытое мероприятие проводилось на муниципальном уровне совместнос учителем по русскому языку и литературе Липатовой Надеждой Борисовной, так как здесьочень тесно переплетаются народн...

Урок в 5 классе по родному русскому языку по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"

Конспект урока по родному русскому языку в 5 классе по теме "Речевой этикет: нормы и традиции"...