Педагогические/образовательные технологии
материал

Крылова Оксана Геннадьевна

Педагогические/образовательные технологии

В образовательном процессе активно использую нетрадиционные формы и новые технологии обучения:

 

  • технология проблемного обучения,
  • разноуровневое (дифференцированное) обучение
  • проектная технология,
  • РКМЧП
  • здоровьесберегающие технологии, 
  • игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология  проблемного обучения

Учитывая специфику предмета, одной из самых востребованных в деятельности учителя литературы остается технология проблемного обучения, которая основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Условиями успешности обучения являются  проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.  Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально и проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (командира, юриста …);

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   определяет проблемные теоретические и практические задания (н-р: исследовательские);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

-   отбор самых актуальных, сущностных задач;

-   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

-   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

-   личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Так, на уроке литературы в 11 классе «Творчество А.Т. Аверченко» при анализе рассказа «Виктор Поликарпович» педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Работая над рассказом «Трава, примятая сапогом», учитель создает проблемную ситуацию,  подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; сталкивает противоречия практической деятельности



Предварительный просмотр:

Тема урока: ТВОРЧЕСТВО  АРКАДИЯ  ТИМОФЕЕВИЧА  АВЕРЧЕНКО (1881 – 1825)

Цель урока: дать обзор творческого пути А.Т.Аверченко, показать своеобразие рассказов, представить творчество писателя с точки зрения продолжения традиций русской литературы, развивать умение анализировать текст произведения, показать значение рассказов  для осознания общественного кризиса всей русской жизни начала  20 в.,  показать актуальность творчества А.Аверченко в наши дни.

Оборудование урока: сборники рассказов, презентация Power Point «А. Т. Аверченко»

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, работа с текстом (представление рассказов, выразительное чтение, комментированное чтение, аналитическая беседа)

ХОД  УРОКА:

Слайд  1   «А. Т. Аверченко»

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Давно подмечен парадокс, что в кризисные, тяжелые периоды истории  в литературе начинает лидировать юмористическое направление. Возможно, в этом сказывается ещё не утерянное душевное здоровье человечества или христианская прапамять о том, что  уныние – один из семи смертных грехов. Юмор – жизнеутверждающая сила. Ведь в чем его главная задача: то, что становится смешно, - уже не страшно.

Так, в первые  трагические десятилетия, когда переустраивался мир, на российском литературном небосклоне  возникло довольно яркое  созвездие писателей с юмористическим и сатирическим даром. В начале века постаревшая и поскучневшая «Стрекоза», в которой печатался молодой Чехов, была преобразована группой молодых сотрудников в новый  журнал – «Сатирикон».   Редактором  и вдохновителем его был Аркадий Аверченко, известный русский писатель-юморист.   «Гвоздем» каждого номера были произведения самого Аверченко. Под забавными псевдонимами (Медуза Горгона, Фальстаф, Волк, Фома Опискин, Аvе) он выступал с передовицами  и злободневными фельетонами, писал   о театре, о музыкальных вечерах, о художественных выставках.   О том, как Аверченко пришел в литературу, он рассказывает  в рассказе «Автобиография», опубликованном  в сборнике «Весёлые  устрицы».

II.  СООБЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ

Слайд  2 «Автобиография»

1.    АВТОБИОГРАФИЯ

Комментарий  учителя

Слава «Сатирикона» была поистине всероссийской. Он стал, без преувеличения, лучшим журналом десятилетия.

Слайд  3 «Журнал «Сатирикон»

  1. СЛАВНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ («САТИРИКОН»)       

       

         Слайд  4 « 300 номеров, 2 млн. книг»

Комментарий  учителя 

Подводя  итоги первого сатириконского пятилетия, Аркадий Аверченко писал: « Поверит ли кто-нибудь, что нами за эти пять лет было выпущено на рынок свыше двух миллионов книг?».

Это было так. Помимо 300 номеров журнала, сатириконцы издавали разнообразные приложения – сборники юмористических рассказов, альбомы карикатур.

У самого Аркадия Аверченко вышло огромное  количество сборников рассказов.

Слайд  5  «Сборники рассказов»

 3.   РАССКАЗЫ  АВЕРЧЕНКО    

Комментарий  учителя  

Работоспособность Аркадия Аверченко была поразительна. Помимо забот с «Сатириконом», ежегодно он издавал  по 2-3 сборника юмористических рассказов.

В  1910 г. вышли  сборники «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене». В первых книгах Аверченко много молодого задора и беззаботного  веселья, основанного на комизме ситуации и положений. Аверченко часто пользуется фантастикой, доводит до абсурда юмор положений. Свой задорный юмор Аверченко предложил читателю как лекарство от тоски и уныния.

Вышедшие в 1912 г. сборники «Круги по воде»,  «Рассказы для выздоравливающих» утвердили за Аверченко звание «Король  смеха». Его любимый герой – человек спокойный, добродушный и остроумный, не останавливающийся ни перед чем, когда нужно выйти из затруднительного положения. Под пером Аверченко возникает страна, в которой все насквозь прогнило: политика, мораль, любовь, семья.

В военные и предреволюционные годы издаются (и переиздаются)  патриотически направленные сборники «Одесские рассказы», «О маленьких – для больших», «Синее с золотом», «Шалуны и ротозеи» и др.

В 20-х годах автор пишет книги рассказов «Дети»,  «Смешное в страшном», «Отдых на крапиве» и др.   Эти своеобразные  зарисовки эмигрантского быта окрашены горькой иронией.  

Выставка сборников рассказов Аркадия Аверченко, изданных в 1985- 1991 г.

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ  БЕСЕДА ПО РАССКАЗАМ 

Слово учителя

Аверченко  проявил себя как  мастер юмористического рассказа.  Но многие годы он был причислен к «неблагонадежным» русским писателям и книги его не выходили.  Теперь произведения талантливого русского писателя вернулись к читателям. Его оригинальное искусство не утратило своих красок и актуальности. Лучшие из рассказов Аркадия Тимофеевича  мы сейчас представим.

Слайд  6  «Виктор Поликарпович»

  • Какие ассоциации возникли у вас при чтении рассказа? (сюжет рассказа напоминает сюжет                      комедии Гоголя «Ревизор»)
  • Что напоминает вам «Ревизора» Н.Гоголя? (тема, сюжет рассказа, образы, речь персонажей)
  • Чем отличаются ревизор Гоголя и ревизор Аверченко? (у Аверченко ревизор настоящий)
  •    С какой целью приезжает ревизор в город? (разобраться по поводу жалобы на городового Дымбу, взыскавшего с горожан 300 рублей «портового сбора»). Найдите в тексте.
  • Какие качества проявляет ревизор? (он принципиален, неподкупен, полон решимости отыскать истину и наказать виновного)
  • Какова развязка рассказа?  ( Выясняется, что чиновник из Петербурга, «разработавший» проект морского сбора, сам ревизор.  Пыл ревизора тотчас угасает, а наказанным остается один городовой Дымба)
  • На кого направлена авторская сатира?  ( социально-политическая сатира на государственное устройство, бюрократизм и взяточничество. Деятельность градоначальников враждебна народу)

Слово учителя

У сатириконцев никогда не было затруднений с поиском юмористических сюжетов. Весело описывалось всё: тёща и  Гос. Дума, трамвай и зубная боль, граммофон и усиленная охрана, праздничные визиты и смертная казнь. Ни одного номера не вышло без политической сатиры. Доставалось всем: и правым, и левым, и правительству, и премьерам.

Но главным предметом сатириконского изучения и изображения с первого до последнего номера была Пошлость. Причем пошлость как низость духа, и как обыденность, обыкновенность жизни. Однажды «Сатирикон» посвятил пошлости целый номер, а Саша Черный написал для него одноименное стихотворение.

Слайд  7  «Пошлость»  -    выразительное чтение стихотворения

Слово учителя

Эта тема, популярная в сатирических произведениях, нашла свое отражение в другом рассказе Аркадия  Тимофеевича Аверченко.

Слайд  8  «Поэт»

  • Какая ситуация становится основой сюжета рассказа? (сюжет «из ничего»: надоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлагая свои низкопробные стихи, выдаваемые за творчество)
  • В чем комизм этой ситуации? (графоман подсовывает стихи в книгу, пальто, ботинки, ящик с сигарами подушку и даже в обед, посылает письмом). Приведите примеры.
  • К чему подталкивает редактора посетитель своим преследованием? (не выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских обязанностей)
  • Какие человеческие пороки высмеивает Аверченко? (глупость, пошлость, бездарность)

Слово учителя

Особенно чувствовал  и выразительно изобразил Аверченко в своих рассказах  заброшенных детей.  Сборник «О маленьких для больших», - одна из лучших дореволюционных его книг. Свежесть восприятия, трогательную чистоту и бесхитростную правду детского мира автор противопоставляет корыстному, лживому миру взрослых.

Слайд  9  «Трава, примятая сапогом»

  • От какого лица написан этот рассказ? (от первого: Я-автор и девочка)
  • В какое время происходит действие рассказа? (Гражданская война)
  • Назовите признаки времени (деятельность большевиков, восстание в Петербурге, военные действия, голод)
  • Чем поражает автора девочка? (недетскими размышлениями, воспоминаниями, знаниями)

      Приведите примеры из текста.

  • Охарактеризуйте речь персонажей (девочка наряду с общеупотребительной лексикой использует общественно-политические слова, военную терминологию).  

      Приведите примеры из текста.

  • Какую роль играет в рассказе общественно-политическая лексика? (неуместность  употребления общественно-политической лексики показывает абсурдность ситуации, нелепость происходящего)
  • Какой смысл имеет метафора в конце рассказа?
  • Что хочет показать автор, рисуя бесхитростный детский мир? (как изменилась психология детей, переживших Гражданскую войну)

Слайд 10 «Из рассказа «Трава, примятая сапогом»

Выразительное чтение отрывка

«По зелёной молодой травке ходят хамы в огромных сапожищах, подбитых гвоздями.

Пройдут по ней, примнут её.

Прошли – полежал, примятый, полураздавленный стебелёк, пригрел его луч солнца и опять он приподнялся и под тёплым дыханием дружеского ветерка шелестит о своем, о малом, о вечном».

                        - О чем, по вашему мнению, шелестит стебелёк?

Слово учителя

В 1917 году Октябрьская революция расколола русскую культуру на «белую» и «красную». «Красная» начала самоутверждаться на родной почве, отвергая основы этой почвы: православие, державность, традиции русской классики. «Белая» рассеялась в эмиграции. Многие не принявшие советской власти русские интеллигенты оказались за границей. Не избежал этой участи и Аркадий Аверченко.

Слайд  11  «Кубарем по Европам»

  1. СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ   

«В   ЭМИГРАЦИИ»

Комментарий  учителя

Незадолго до смерти в результате тяжелой болезни глаз Аркадий Тимофеевич почти совсем ослеп.  Летом 1924 г. Аверченко перенес операцию удаления глаза, после чего долго не мог оправиться. Врачи запретили ему работать. Стала резко прогрессировать болезнь сердца. 22 января 1925 г. Аверченко поместили в Пражскую городскую больницу, где он скончался.

  1. ОБОБЩЕНИЕ

Слово учителя:

  Творческое наследие Аверченко – это материал для работы не только литературоведов, но и историков. Эпоха гибнущей на глазах России была отражена в его произведениях  до мельчайших подробностей. Средством художественного изображения Аркадий Тимофеевич избрал сатиру.

- Какие традиции русской литературы продолжает А.Аверченко (русская сатирическая литература)  

- В чем вы видите актуальность творчества А.Т.Аверченко? (объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались)

Слайд  12  «Своеобразие творчества А.Аверченко»

-   А.Аверченко продолжает традиции русской  сатирической  литературы  

-   Творческая манера писателя индивидуальна: тонкий лиризм,  психологизм произведений,  тенденция к «театру абсурда»  

-   Творчество  А.Аверченко актуально, так как  объекты сатиры не исчезли, а лишь немного трансформировались.

VI.         РЕФЛЕКСИЯ (размышления вслух)

Слайд 13

«Камин погас, и я не вижу в серой мгле – почему так странно трясутся ваши плечи:

смеётесь вы или плачете?»

- Какое впечатление произвело на вас творчество Аркадия Аверченко?

  1. ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ А. АВЕРЧЕНКО

Слово учителя:

Для того  чтобы выяснить, насколько стал вам понятен и близок Аркадий Аверченко и его произведения, предлагаю небольшую проверочную работу.

Слайд  14  «Проверьте свои знания»

1.  Сатира - это

 

А. Особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей

Б. Незлая, добродушная улыбка

В. Тонкая, затаённая насмешка

2.  Какой из этих    художественных приемов не использовал А.Аверченко в сатирических рассказах?

А. Гипербола

Б. Типизация образов

В. Гротеск

Г. Рефрен

3. Какое название получил журнал «Сатирикон» в 1913 г.?

А. «Стрекоза»

Б. «Штык»

В. «Новый Сатирикон»

4. Как назывался первый появившийся в печати рассказ Аверченко?

А. «Трава, примятая сапогом»

Б. «Как мне пришлось застраховать жизнь»

В. «Русский в Европах»

5.  Какие сборники рассказов принадлежат перу А.Аверченко?

А. «О маленьких – для больших»

Б. «Осколки разбитого вдребезги»

В. «Суходол»                                              

6. Какой  рассказ не  входит в сборник «Дюжина ножей в спину революции»?

А. «Черты из жизни Пантелея Грымзина»

Б. «Русский в Европах»

В. «Усадьба и городская квартира»

Г. «Робинзоны»

Проверка выполнения теста, самооценка

 Слайд 15

1 – А         2 – Г         3 – В         4 – Б          5 – А, Б          6 - Г

Количество  правильных  ответов:

6 - «5»       5 – «4»       4 – «4»         3 – «3»         2 – «2»

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 16 «Романтические рассказы М.Горького»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истинные и ложные мотивы преступления Родиона Раскольникова «Мне отмщение и аз воздам»: только Бог судья человеку да его совесть.

Слайд 2

Основополагающий вопрос Может ли человек распоряжаться по своему усмотрению жизнью другого человека, вынося ему приговор, даже если этот человек, казалось бы, недостоин земного существования ?

Слайд 3

Условия и этапы осуществления преступной идеи в романе

Слайд 4

Цели преступления Проверить на деле свою теорию, «сделать пробу» - узнать, к какому разряду людей (к «твари дрожащей» или «право имеющим») можно себя отнести. На украденные деньги обеспечить себе учёбу в университете и первые шаги после университета. Обеспечив своё будущее, сделать много добрых дел, помочь бедным людям, стать «благодетелем человечества»

Слайд 5

Причины преступления Первопричина кроется глубоко в детстве: воспитание отца (равнодушие к злу), воспитание матери (всё – для Роди). Смерть невесты. Нездоровая атмосфера Петербурга. Социальная униженность героя, бедность, невозможность умному, талантливому, но бедному человеку одним лишь честным трудом «пробиться в люди». Тяжёлое положение матери и сестры. Сострадание героя «униженным и оскорбленным».

Слайд 6

Группа аналитиков Почему же задумал своё страшное дело Раскольников? Что подтолкнуло его к такому решению? Почему, преодолевая страх и отвращение к себе и к своему замыслу, он упорно движется к убийству, несмотря ни на что?

Слайд 7

Группа психологов-юристов Что является главным условием совершения человеком преступления? В каком психологическом состоянии должен находиться преступник?

Слайд 8

Группа социологов Как вы думаете, влияет ли на человека пространство, в котором он существует? Каким образом?

Слайд 9

Группа критиков Можно ли оправдать преступление, даже если оно мотивировано благородными целями? Можно ли совершить преступление «по совести»?



Предварительный просмотр:

Разноуровневое (дифференцированное) обучение

Одним из основных принципов педагогической деятельности считаю принцип целенаправленности процесса, понимаемый как вывод личности каждого ученика на арену развития в соответствии с его личностными целями. Этот педагогический принцип реализуется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля учебной деятельности, а именно через самостоятельную работу с разным уровнем заданий.

Для реализации данных принципов необходимо применять разноуровневый подход в процессе обучения. Разноуровневое (дифференцированное) обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, т.е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, С.

Цель технологии разноуровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъективного опыта.  Использование разноуровневого обучения в преподавании русского языка и литературы  предусматривает решение нескольких задач: психологических задач (определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности); предметно-дидактических задач (разработка учебного материала, его гибкое структурирование); реализации принципа «воспитывающего обучения».

Главной задачей для реализации технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка и литературы является следующее: выделение разных уровней усвоения материала учащимися по глубине, а не по объему, а также определение уровня обучения данного учащегося, исходя из его индивидуальных возможностей, интересов и мотивов обучения -     дифференцированные задания для проверки знаний учащихся 8 класса по темам «Второстепенные члены предложения», «Однородные члены предложения», «Односоставные предложения», «Неполные предложения».

Эффективность применения  разноуровневого подхода в обучении подтверждается результатами ОГЭ, контрольных срезов, данными об успеваемости учащихся по русскому языку и литературе



Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению, которое  ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.

Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Классификация проектов по доминирующей деятельности: практико-ориентированный, информационный, творческий, ролевой, исследовательский. Данный проект по структуре напоминает подлинно научное исследование

 Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства. Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные проекты, рассчитанные на 1-2 урока. Перечень возможных выходов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: мультфильм («Заколдованное место», 5 кл.), выставка, газета, журнал, игра, инсценировка (басни И.А. Крылова, 5 кл., юмористические рассказы А.П. Чехова, сказка «Двенадцать месяцев»), карта («Васюткино озеро», 5 кл.), мультимедийный продукт, оформление кабинета («Писатели и поэты - юбиляры года», «Книги-юбиляры»), пакет рекомендаций («Уроки тайги» - по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» публикация, серия иллюстраций (диафильм), сказка («Подслушанный разговор» - русский язык, 6 кл.), сочинение, справочник («Словарик имен собственных учащихся 6а класса» - русский язык, 6 кл., «Этимологический словарик» - по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», «Народные промыслы» - русский язык, 6 кл.) и др.Проект «Тайна женского образа в творчестве Блока», «Акмеизм», проекты по литературе Бурятии.



Предварительный просмотр:

Технология «критического мышления».

Технология «критического мышления включает в себя три стадии: вызова-осмысление – размышление (рефлексия).

 Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы. Отвожу три минуты на «свободное письмо»

1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

 Предлагаю учащимся за три минуты написать все о климате, что вы знаете, что приходит в голову. Через три – четыре минуты даю время поразмыслить над написанным, посоветоваться с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит. Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

        Использую «Перепутанные логические цепи». Учащимся предлагается восстановить логическую цепь и объяснить ее. Учащиеся восстанавливают порядок, объясняют причинно-следственные связи.

:2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации. Учащиеся работают в группах, в парах.

В процессе осмысления новой темы, учащиеся в группах работают по взаимоопросу.

Вопросы формулируются по сути идеи и подтекста; по взаимообучению – в группах сильные ученики играют роль учителя:

  • суммируют содержание абзаца;
  • придумывают вопросы и просят других ответить;
  • разъясняют, что непонятно;
  • дают задание по чтению следующего абзаца;
  • дают задание учащимся прочитать дополнительный материал (работа с дополнительной литературой)

3 стадия – размышление (рефлексия, возврат). На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.

        На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)

Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках русского языка и литературы, делят на три основные группы: 

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, 
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся,
  • психолого-педагогические технологии.

Применяю в своей работе элементы  технологий:

проветривание кабинета по графику (5 мин после каждого урока), освещение класса и доски, расстановка классной мебели соответствует нормам СанПиНа;

чередую разные виды  учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание, анализ, сопоставление  и т. д.);

средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности на моих уроках составляет 10-15 минут;

использую разные способы объяснения нового материала (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа, практическая работа);

использую ТСО в соответствии с СанПиН, применяю  ТСО как средство для дискуссии, обсуждения, беседы);

контролирую позу учащегося, слежу за чередованием  позы (правильная посадка ученика, чередование позы в течение урока в зависимости от вида деятельности);

провожу физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек. ( Приложение№1);

считаю важным наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.Мотивирую учеников  оценкой, похвалой, поддержкой, соревновательным  моментом.

 создаю психологический климат на уроке (ученики чувствуют себя комфортно, сотрудничают с одноклассниками и учителем, поддерживаю активность детей, стараюсь заинтересовать подростков).

использую эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие);

считаю важным темп окончания урока (спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание уже записано, прокомментировано, настрой на успех, улыбка учителя).

Использую  на уроках русского языка и литературы  игровые технологии, нестандартные уроки (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и др., оригинальные задания , интерактивные обучающие программы, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. д..

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, активно включаться в познавательную деятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность. (Приложение№2)

Приложение№1

Физкультминутки обязательны для учащихся всех классов.

Продолжительность 2-3 минуты. 
Физкультминутки лучше всего систематизировать: 
1.     Оздоровительно- гигиенические 
 Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». 
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети  могут следить за движением руки учителя глазами.                                                                                                                                             Наглядный материал на уроках можно расположить так, чтобы ученики переводили взгляд с одной стороны на другую.
2.     Танцевальные 
Они выполняются  обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Движения  выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов. 
3. Физкультурно-спортивные 
Это традиционная гимнастика,  которая выполняется  строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для  укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать прыжки, приседания, ходьбу на месте. 

МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ 
 Мы устали, засиделись, 
 Нам размяться захотелось. 
 Отложили мы тетрадки, 
 Приступили мы к зарядке          Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки 
 То на стену посмотрели, 
 То в окошко поглядели. 
 Вправо, влево, поворот, 
  А потом наоборот         Повороты корпусом 
 Приседанья начинаем, 
  Ноги до конца сгибаем. 
 Вверх и вниз, вверх и вниз, 
 Приседать не торопись!         Приседания 
 И в последний раз присели, 
А теперь за парты сели.         Дети садятся на свои места 
4. Подражательные 
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение. 

Комплекс для расслабления кистей рук и мышц туловища
1. Выполняется сидя за столом. 
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) 
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью) 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев). 

2. «Потягивание кошечки» 
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед. 

5. Двигательно-речевые 
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы,  инсценируя  их. 
Например:

ВОТ МЫ РУКИ РАЗВЕЛИ 
 Вот мы руки развели,         (Руки разводим в стороны) 
 Словно удивились. 
 И друг другу до земли 
  В пояс поклонились! 
  Наклонились, выпрямились, 
 Наклонились, выпрямились 
 Ниже дети, не ленитесь, 
 Поклонитесь, улыбнитесь!         (Наклоны вперед) 


Выполняется сидя за столом. 
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал. 
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи, 
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). 

6.Физкультминутки на регуляцию психического состояния.

«Не боюсь» 
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речёвку учителя. Причем учитель говорит строчку речёвки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки: 
Я скажу себе, друзья, 
Не боюсь я никогда -
Ни диктанта, ни контрольной, 
Ни стихов и ни задач, 
Ни проблем, ни неудач. 
Я спокоен, терпелив, 
Сдержан я и не хмурлив, 
Просто не люблю я страх, 
Я держу себя в руках. 
«Успокоение» 
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. 
Нам радостно, нам весело! 
Смеемся мы с утра. 
Но вот пришло мгновенье, 
Серьезным быть пора. 
Глазки прикрыли, ручки сложили, 
Головки опустили, ротик закрыли. 
И затихли на минутку, 
Чтоб не слышать даже шутку, 
Чтоб не видеть никого, а …
А себя лишь одного! 

7. Творческие физминутки 

Приглашение на танец (Например, на уроках  литературы по произведениям М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Л.Н.Толстого «Война и мир»).Предварительно учитель показывает, как это делали в 19 веке.  

Имитация поведения в театре (  Например, на уроках  литературы по роману  А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)                                                                                                                          Имитация игры на музыкальных инструментах (Например, при изучении басен И.А.Крылова).

8. Микропаузы при утомлении глаз. 
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. 
Повторять 6-8 раз. 
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. 
Повторять 3 раза. 


Приложение №2

Разноуровневые задания

8 класс «Предложения с обособленными членами предложения»

Творческий уровень

На небе ярко сверкают звёзды льющие с вышины своё голубое мерцание. Облака налетая на

луну превращают её сияние в светлый туман. Всё дремлет. Воздух тёплый пахучий даже не

колышется. Над лугом в низине поднимается туман. Поражённые красотой ночи спят берёзы

одетые в ночной туман.

Задания:

Озаглавьте текст. Определите стиль текста, докажите свой выбор.

Перепишите, расставляя знаки препинания, графически объясните.

Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.

Базовый уровень

В лесу в оврагах блестят ложбины налитые весенней водой. В воде мелкой прозрачной

отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Река освободившаяся ото льда

величаво несёт свои воды. Скворцы прилетевшие в марте поселяются в новых скворечниках

шумно поправляют гнёзда растрёпанные зимними вьюгами. Лучше всего наблюдать за ними

рано утром до восхода солнца.

Задания:

Перепишите, расставьте знаки препинания, графически объясните.

Составьте и запишите предложения, используя в качестве уточняющих обстоятельств

следующие сочетания слов: в глухом лесу, недалеко от старого болота, в десять часов утра.

Минимальный уровень

На опушке под еловой лапой мы нашли большой гриб.

Зимой даже в сильные морозы он продолжал купаться.

Никто кроме сорок не наблюдал за ним.

72

За исключением двух заболевших на субботник вышел весь класс.

В лесу под деревьями ещё лежал снег.

На левом берегу реки у парома чернели подводы.

Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.

Гроза началась вечером часу в десятом.

Над лесом в низине поднялся туман.

Издали с востока шёл скорый поезд.

Бабушка очень любила грибы особенно грузди.

Задания. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте уточняющие

члены предложения.

7 класс. Тема: «Правописание не с причастиями»

Минимальный уровень

Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно

со словом.

Неисследованная местность_________________________

Нескошенная трава_________________________________

Нерешенная проблема_______________________________

Невыполненное задание______________________________

Несостоявшееся соревнование_________________________

Базовый уровень

Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор

1.Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.

2.В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

3 Это было (не)ласкающее нежное дуновение, а сухой горячий ветер.

4.Вот откуда-то доносится тревожный крик (не) уснувшей еще птицы.

5.Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос.

Продвинутый уровень

Исправь ошибки, объясни свой выбор. Расставь знаки препинания.

1. Песчаный берег усеянный водорослями тянулся вдоль неумолкающего ни на минуту моря.

2. Сборы незакончены вещи несобранынеувязаны.

3. Не высохшие капли росы блестели в лучах солнца.

4. Не прекращающийся осенний дождь монотонно барабанил по крыше.

5. Долина еще неосвещенная солнцем была подернута редким туманом.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Важную  роль для повышения мотивации в обучении учащихся играют игровые технологии. Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношении и проявлений в труде.  Это очень действенный метод  для  развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся.  

Использование игровых технологий на уроках литературы привлекательно тем, что они позволяют в непринужденной форме решать сложные задачи, а именно:

  1. Дидактические: расширение кругозора, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
  2. Воспитывающие: формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, чувства  коллективизма, воспитание самостоятельности, и воли.
  3. Развивающие: развитие внимания,  мышления,  творческих способностей,  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия.

 Чаще всего  для организации разносторонней работы учащихся по освоению ими новых знаний, умений, навыков в практике своей работы  мною  используются такие формы, как

 - урок - викторина;

 - урок - ролевая игра;
- урок – КВН;
- урок – театр;
- урок –конкурс;
- урок – диспут;
- урок – аукцион знаний;

- урок – концерт и др.  

Большой интерес вызывают  у учеников уроки– концерты, уроки-конкурсы, которые проводятся  при изучении творчества поэтов. На них представлены и биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музыкальное сопровождение. В такой форме проводились уроки по творчеству поэтов Серебряного века,  А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уроки позволили за ограниченное время дать максимум эмоциональных впечатлений и обобщить огромный учебный  материал.

  Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа преподавателя,  но она окупается сторицей, так как ставят учащихся в обстоятельства, побуждающие и обязывающие их прочесть литературное произведение.

               Игровые формы я использую и  как элемент урока. Они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела учебного курса. Игры являются удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия.

Очень часто использую на уроке  кроссворды, в особенности те, которые составлены самими учащимися. Здесь творчество неиссякаемо.  Такие игры не только разнообразят урок, но и заставляют учащихся мобилизовать все знания, полученные ими во время обучения. Это своеобразный тест на проверку знаний и умений  их применить на практике.

Литературные викторины  используются  в познавательных играх, где на первый план выступает также  наличие знаний. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае надо определить, кому следует адресовать ту или иную игру. Очень часто на уроке можно найти время для небольшой викторины по произведениям, изучаемым в школе.

Ролевые игры  позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, расширяют контекст деятельности, выступают как эффективное средство создания мотива к диалогическому общению, способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится учащийся со своими интересами и потребностями. Использования данной группы игр на уроке усиливает эмоциональное восприятие материала.  Сюжетно-ролевые  игры – это эффективный приём работы, вызывающий интерес у учащихся, активизирующий их деятельность, дающий им возможность проявить свои творческие способности.

Опыт работы показывает, что применение  игровых форм на  уроке  создает предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учащимся учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся. Игра на уроке создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах. Таким образом, использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

Ниже дается методическая разработка двухчасового  урока-концерта на материале поэзии Серебряного века с применением технология критического мышления, игровой технологии, информационно-коммуникационной технологии. Причем, игровая технология проходит красной нитью через весь урок.

  1. Введение

              Современные концепции образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик стал подлинным субъектом учения, желающим учиться. Нередко помогают в этом нетрадиционные формы проведения урока. Они во многом личностно-ориентированные,  выявляют, прежде всего, особенности учащихся; содействуют развитию и проявлению   личностных качеств, формированию индивидуальности учащегося, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Данная методическая разработка преследует цель:  проведение нестандартных уроков с элементами  проблемно-исследовательского обучения, игровой технологии, технологии критического мышления, способствующих  выработке логического мышления учащихся, расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, привитию навыков опережающего обучения с  использованием ранее полученных и приобретения новых знаний, решению практических задач.

       Для проведения открытого урока  тема: «Конкурс  чтецов (по материалам поэзии Серебряного века)  выбрана не случайно. Она  продолжает  ранее изученную тему «Поэзия Серебряного века», в которой рассматривались литературные направление на рубеже веков.  Урок, посвященный  Серебряному веку русской поэзии,  познакомит учащихся с обилием талантов и многообразием художественных поисков, чьи творческие принципы столь различны, но соотносятся  с одним  общим понятием "творцы Серебряного века». Проведение подобного урока способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подхода.

2. Описание  подготовительной работы 
     Проведение урока – конкурса требует большой
подготовительной работы от преподавателя и от учащихся. Она состоит из нескольких этапов.

1) Преподаватель сообщает учащимся о предстоящем занятии, определяет стихи для заучивания наизусть, назначает студентов, ответственных за подготовку презентации о представителе литературного направления.

2) Назначает ответственных  за целостный анализ стихотворения.

3)Делит  учащихся на 5 групп.

             1 группа – конкурсанты, читающие стихотворения литературного направления «символизм».

             2 группа  – конкурсанты, читающие стихотворения литературного направления «акмеизм»

       3 группа –  конкурсанты, читающие стихотворения литературного направления «футуризм»

       4 группа – группа поддержки, ответственная за подготовку тезисов  каждого литературного направления, целостный и краткий анализ поэтического текста, подготовку презентации о жизни и творчестве одного из представителей литературного направления

       5 группа – судейская группа. Они на уроке будут оценивать качество подготовки групп (анализировать доклады с точки зрения полноты и глубины содержания, стройности, логичности и доказательности изложения, правильность, богатство и выразительность речи докладчика).  В  ее обязанности также  входит подсчет голосов за прочитанное стихотворение по каждой номинации, за целостный анализ текста,  презентацию, защиту художественного направления. Эти же учащиеся готовят книжные выставки, иллюстрации. Поэтому в 5 подгруппу целесообразно отобрать сильных учащихся. 

        Выступления учащихся будут сопровождаться чтением стихотворений и их комментированием.

       4) В период подготовки к уроку преподаватель консультирует учащихся, обговаривает программу выступления, помогая учащимся уложиться в отведенное время (целостный анализ -3-5 мин, короткие комментарии– 2 мин). Помогает отобрать необходимый материал для выставок, проводит индивидуальную работу с «судьями», обучая их навыкам анализа выступлений.

Предлагаемый план проведения урока выглядит следующим образом:

  1. Методика проведения практической части урока

       А) После организационного момента, в котором сообщается  тема и цель урока, преподаватель переходит к актуализации знаний.   Она начинается с поэтической минутки. Подготовленный студент читает стихотворение  М.Кузмина  «Намек на жизнь». Затем, согласно плану урока, проводится беседа 

и задается следующий вопрос:

        - какие литературные течения выделяются в поэзии «Серебряного века?» 

Группе предлагается составить кластер по теме «Серебряный век русской поэзии»  (кластер составляется  студентом на доске, а остальные записывают в тетради)

Б) Методика изложения нового материала

      Студентам объявляется, что  урок будет необычный – урок-конкурс, в котором будут участвовать 3 группы чтецов. Каждая группа представляет определенное течение  в русской поэзии Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм в русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Отмечается также, что у  каждого направления есть своя группа поддержки, получившая домашнее задание и тесно работающая с выступающими. Их цели и  задачи –  дать краткие биографические сведения о поэте и провести целостный анализ текста, подтверждающий принадлежность услышанного стихотворения именно к их течению.        Отмечается среди студентов данной группы наличие зрителей, которые каждое понравившееся выступление будут оценивать следующим образом – отдавать  свои звездочки-голоса. Говорится, что  в  конце урока будет подводиться подсчет, выясняющий,  кто из чтецов набрал наивысшее количество голосов и   какое литературное течение победило. Голосование проводится  звездочками. Жюри также будет оценивать следующие конкурсы группы поддержки: составление тезисов, целостный анализ стихотворения, краткие сообщения о творчестве поэтов, лучшая презентация, краткое  слово о художниках и их картинах.

В первой номинации слово дается группе защиты, которые должны были написать тезисы, представляющие основные принципы литературного течения. Во второй номинации после выразительного чтения стихотворения наизусть  проводится словарная работа со словом квинтэссенция.  Затем  дается целостный  анализ стихотворения следующих поэтов: Ф. Сологуба  «Чертовы качели»,   Н. Гумилева «Из цикла «Капитаны земли»,  В. Хлебникова  «О рассмейтесь, смехачи…»  

3-я номинация представляет стихи о любви  М. Волошина «Любить без слез…»,  А. Ахматовой «Звенела музыка в саду», И.Северянина  «Сонет о любви».  (Здесь же показывает группа поддержки презентацию о жизни и творчестве И.Северянина).

4 номинация. Преподаватель говорит о том, что если сравнивать поэзию 19 века и поэзию серебряного века, то можно заметить, что в поэзии серебряного века почти отсутствует свойственная для 19 века определенная тематика: тема, природы, тема родины, тема поэта и поэзии. Для нее более  характерны попытки передать определенное настроение, философичность. В связи с этим следующий этап носит название «О самом сокровенном». Группа поддержки дает краткую характеристику поэтического мира следующих поэтов:

К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». (Презентация о      жизни и творчестве  К.Бальмонта), А.Ахматова   « Я научилась просто,  мудро жить»,  И. Северянин. «Городская осень»    

Говоря о 5 номинации, преподаватель,  отмечает, что она представлена лучшими стихами  следующих поэтов Серебряного века. Это: И.Мережковский. «Парки», А. Блок  «Незнакомка», Н. Гумилев «Озеро Чад»,   (здесь же защищается проект-презентация о жизни и творчестве Н. Гумилева), О.  Мандельштам «Silentium», Б.Пастернак  «Я клавишей стаю кормил с руки»,   В. Маяковский «Послушайте».

В 6 номинации «Межпредметные связи» преподаватель говорит о том,  что «серебряный век» характеризует духовный и художественный взлет русской культуры во всех видах искусства, в том числе и в живописи, в которой также отразились авангардистские и модернистские течения. Отмечается, что  некоторые художники создавали свои шедевры под непосредственным впечатлением идей  от того или иного литературного течения.  Предлагается ответить, каких художников, близких по духу  поэтам определенного литературного направления, готовы представить  группы поддержки. Предлагается выставка иллюстраций к картинам с последующим их кратким  анализом следующих художников: М. Врубель «Демон сидящий», А. Бенуа «Прогулка короля», К. Малевич «Портрет художника М.В. Матюшина»

   В) Методика проведения закрепления изучаемого материала.

После слов преподавателя о том, что на уроке познакомились с творчеством многих поэтов серебряного века, предлагается  обобщить знания  и защитить свое литературное направление с помощью синквейна  - одного из видов поэтического творчества. На партах лежат памятки составления синквейна, которые помогут учащимся справиться с заданием.

  Затем слушаются варианты творческой работы, предоставляется слово жюри и подводятся итоги урока-конкурса. Перед этим студенты с помощью звездочек отдают свое предпочтение тому или иному чтецу. Выставляются оценки с комментариями. В заключительном слове преподаватель отмечает лучшее, что есть в русской поэзии Серебряного века.

Г) Методика выдачи домашнего задания

           На дом дается задание  по учебнику  «Литература». на стр.69, зад. № 8, в котором предлагается произвести самостоятельно целостный анализ одного из стихотворений поэтов  Серебряного века.

В заключение преподаватель спрашивает у учащихся, понятно ли им домашнее задание, есть ли какие вопросы. Затем объявляет об окончании урока, прощается с учащимися и заканчивает урок.

Проведение подобных уроков  с использованием игровой и  других инновационных  технологий приоткрывает для учащихся  незнакомые грани изучаемой науки, помогает им  по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у студента интереса к учебному предмету. Вследствие этого процесс получения и закрепления новых знаний  становится более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Педагогические образовательные технологии

образовательные технологии...

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...