Главные вкладки

    Организационно-методический инструментарий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида
    учебно-методическое пособие

    Организационно-методический инструментарий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида. Данный инструментарий способствует глубокому  усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной  ситуации, в комплексе  создает условия для формирования конкурентоспособной  личности школьника. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организационно-методический инструментарий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе VIII вида.

         Обеспечить качество организации образовательного и воспитательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных и воспитательных технологий. Только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный результат, будет способствовать всестороннему развитию личности.

         В процессе обучения и воспитания использован определенный организационно-методический инструментарий:

         Технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов).

         Технология дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся с нарушением интеллекта и подтверждает сущность и цели коррекционного образования. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

    Цель: раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

    Результат: дифференцированное и индивидуальное обучение на основе индивидуальных особенностей обучаемых; овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

         Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

         В ходе применения данной технологии происходит взаимодействие учителя с учениками, обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся.

    Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

    Результат: уважение и любовь к ребенку, оптимистическая вера в его силы, учение без принуждения, сотрудничество, сотворчество, внутреннее побуждение ребенка лучше учиться.

         Информационные технологии.

         Современные коммуникационные технологии, средства информатики и телекоммуникации позволяют широко использовать индивидуальные методы обучения на вариативной основе, дают возможность осуществлять выбор степени сложности для каждого учащегося, исходя из изучаемого предмета, а также в соответствии с их жизненными интересами и профессиональными перспективами.

         Учебные компьютерные программы позволяют: 

    - повысить интерес учащихся к предмету;

    - повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

    - сэкономить время на опрос учащихся.

         Информационные технологии помогают учителю повысить уровень своих знаний, помогают в создании дидактических и методических материалов, раздаточного материала, презентаций как формы контроля, наглядности при изучении нового материала. Использование электронной почты, социальных сетей необходимы для внеурочной индивидуальной работы с учениками: консультации, онлайн тестирование. Использование социальных сетей Интернета нужно для общения с учащимися в воспитательных целях: бесед с родителями о коррекции поведения детей, целенаправленного обучения нормам общения.

    Цель: оптимизация времени учителя и учеников, развитие познавательного интереса, развитие информационно-коммуникативных компетенций.

    Результаты: применение данных технологий интенсифицирует процесс образования и воспитания учащихся, способствует повышению уровня умений работать с информацией различных источников баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры.

         Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

         Данная технология ориентирована на нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

         Каждое художественное произведение содержит морально-этические проблемы. Вопрос-проблему ставим так, чтобы вопрос был для учащихся личностно значимым. Так при изучении темы «О друзьях- товарищах» доступность понимания проблемы достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей-ровесников. Проблемные вопросы становятся темой обсуждений, заданием для групповой работы, дают возможность высказать свою точку зрения каждому.

    Цель: всестороннее развитие личности.

    Результат: уважительное отношение к себе, к близким; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; возможность оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, самостоятельно расставлять приоритеты в жизни.

    Игровые технологии (Б.П. Никитин).

    Данные технологии применяются для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Способствуют непосредственной эмоциональной включенности в ситуацию, состязательности  и коллективизму в поиске лучших решений, возможности широкого варьирования ситуаций; овладению новыми методиками непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировке интуиции и фантазии, развитию импровизационных возможностей всем ученикам усвоить программный материал, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

    На уроках можно использовать систему нестандартных заданий, призванных повысить интерес к предмету и, как следствие, качественную успеваемость по предмету. Например: работа с кроссвордами, ребусами, дидактические игры «Кто больше», «Кто быстрее», «Третий лишний», «Узнай героя» и т.д.

    Цель: заинтересовать, активизировать, увлечь предметом учеников.

    Результат: ученикам интересно на уроке, они активны и мотивированы.

    Здоровьесберегающие технологии. (Ковалько В.И., Н. К. Смирнов)         

    Эта технология включает программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Позволяют соблюдать охранительный режим обучения, своевременно во время занятий распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, нормативно применять ИКТ.

    Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, сокращение числа пропусков учебных занятий по болезни.

    Результат: у детей формируется уверенность в себе, снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение.

               Использование данных технологий позволило добиться хороших результатов по усвоению программы:

    - способствовало повышению мотивации учащихся;

    - повысился уровень качества образования.

    Технологии реализованы в специальных методах, приёмах. Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения в специальной (коррекционной) школе, подготовка учащихся к овладению определенной профессией, а также решение задач социальной адаптации.

    Информационные методы обучения:

    беседа, рассказ, консультация, демонстрация, объяснение, речь, иллюстрация, сообщение, видеопоказ, инструктаж, анализ различных носителей информации, экскурсии, встречи;

    Операционные методы:

    работа с учебниками, опорными схемами, мнемониками, алгоритмами, ориентировочными карточками, поэтапное формирование знаний, практические методы (наблюдения, практические работы, эксперимент), упражнения, «делай так, как я», самостоятельная работа.

    Творческие методы обучения:

    анализ конкретных ситуаций, обсуждение вполголоса, «думай и слушай», метод контрольных вопросов, имитационная игра, проектирование и т.д.

    Методы контроля и обратной связи:

    текущий, рубежный, итоговый контроль, анкетирование, тестирование, викторина и т.д.

    Методы обучения органически связаны и взаимно обусловлены формами организации деятельности учащихся. Выделяют 3 основные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке или любой другой формой обучения:

    1) индивидуальная работа (работа по карточкам, работа у доски, заполнение таблиц,  работа с учебниками и т. д.).

    2) фронтальная работа (беседа, обсуждение, сравнение, диктант и т. д.).

    3) групповая форма работы (малые группах,  большие группы).

    Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всеми одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения учащихся в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить их рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, группе обучения, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

    Индивидуальная форма организации работы учащихся предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной литературой, разнообразными источниками (словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); написание изложений, сочинений; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

    Групповая форма организации деятельности учащихся – это деление класса на группы, которые получают задание и выполняют его совместно; количественный состав групп зависит прежде всего от величины класса (примерно от трех до шести человек); при этом члены группы должны выбираться учителем таким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки.

    Главные признаки групповой работы учащихся на уроке:

    - класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

    - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

    - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

    Хорошие результаты дает работа в парах (постоянного или сменного состава). Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика.

    Работа в постоянных парах: чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

    Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, детей в коррекционной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

    В работе с детьми используются внеклассные и внешкольные формы организации деятельности учащихся. 

    Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Учащиеся в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

    С формами и методами обучения сочетаются средства обучения. Средства обучения используются учителем и учащимися как орудия познавательной (учебной) деятельности. Средства обучения представляют собой материальные или духовные ценности, избранные для достижения учебно-воспитательных целей. Педагогические средства - это инструменты, с помощью которых достигаются педагогические цели.  

    Традиционно в учебном процессе используются следующие средства обучения:

    - языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

    - произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, литература);

    - средства наглядности (схемы, таблицы, рисунки и т.п.);

    - Интернет, учебные компьютерные программы по теме урока;

    - организующе-координирующая деятельность учителя;

    - уровень квалификации и внутренней культуры учителя.

    Все вышеназванные средства определяются необходимостью систематически активизировать деятельность учащихся на различных этапах образовательного процесса с учетом принятых целей и задач обучения.

    Таким образом, организационно-методический инструментарий способствует глубокому  усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной  ситуации, что в комплексе  создает условия для формирования конкурентоспособной  личности школьника.

    Список литературы:

    Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина – Волгоград: Учитель, 2011.

    Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1998.

    Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. – М.: Педагогика, 2007.

    Педагогические технологии / под общ. ред. В.С. Кукушина – Ростов: Феникс, 2010.

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –

    М.: Народное образование, 1998.

    https://infourok.ru/metodi-priyomi-sredstva-povisheniya-effektivnosti-obrazovatelnoy-deyatelnosti-pri-obuchenii-russkomu-yaziku-i-literature-v-korre-2717367.html

    https://multiurok.ru/files/obshchaia-kharakteristika-metodov-obucheniia-russk.html

    https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2018/12/01/metody-formy-organizatsii-deyatelnosti

    https://pedsovet.org/publikatsii/korrektsionnoe-obrazovanie/ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-v-korrektsionnoy-shkole-vii-vida

    https://studfile.net/preview/2377152/page:6/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

    Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

    Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.

    Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отри...

    Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

    У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

    «Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

    Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...

    «Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

    laquo;Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»...