Критерии оценивания техники чтения в коррекционной школе
учебно-методический материал

Власова Ольга Васильевна

Критерии оценивания техники чтения в коррекционной школе VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача проверки техники чтения заключается в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. 

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована. в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или менее полными, а оценка мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V кл. – 45-60 слов; VI- VII кл. – 70 – 80 слов; VIII – IX кл. – 90 – 100 слов. 

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. (напечатано с «Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» - М., «Просвещение»1990 – с.60)

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в 8-9 классах лёгкие тексты – самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три- четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает их неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Если ученик затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение – оценивание индивидуальное.



Предварительный просмотр:

Проверка навыков чтения в школе VIII вида.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержание читаемого (выделяемой главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

           Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

        Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

        Возможно в отдельных случаях выделение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.

        Основные параметры для проверки техники и анализу техники чтения.

1.Правильность чтения:

  • невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);
  • побуквенное чтение;
  • замена слова другим, несходным по буквенному составу;
  • замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);
  • вставка согласных звуков;
  • добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
  • пропуск конечного гласного звука;
  • перестановка звуков;
  • замена гласных звуков;
  • замена оппозиционных звуков (звонкие-глухие, мягкие-твердые);
  • нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

2.Осознанность чтения:

  • непонимание значений отдельных слов;
  • фрагментарное понимание текста;
  • неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;
  • неумение установить смысловые связи между частями текста.

3.Беглость чтения:

5 класс – 45 – 60 слов;

6 класс – 70 – 80 слов;

7 – 9 классы – 90 – 100 слов.

  • комбинированное чтение;
  • чтение целыми словами;
  • слоговое чтение;
  • побуквенное чтение.

4.Выразительность чтения.

  • выразительное чтение (соблюдение в устной речи пауз, постановка логического ударения, интонация конца предложения, передача при чтении вопроса, восклицания);
  • монотонное чтение;
  • чтение как скороговорка.

После проверки техники чтения на каждого ученика заполняется «Лист индивидуальных достижений».

Лист индивидуальных достижений по чтению

Ученика__________класса_____________________2020 – 2021 уч. год.

№ п.п.

Содержание модулей учебного процесса

Дата

1

Темп чтения  (норма, ниже нормы, выше нормы).

2

Правильность чтения

3

Осознанность  чтения

4

Беглость чтения

5

Выразительность чтения

6

Пересказ текста

  • по плану
  • по опорным словам
  • самостоятельно
  • по вопросам

7

Заучивание наизусть  (название стихотворения и оценка)

Также для отслеживания результатов по окончании учебного года составляется диагностическая карта   проверки техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания процессов чтения и письма

Критерии оценивания процессов чтения и письма учащихся позволяют оценить письменную речь в баллах и представить результат в графическом виде....

Тексты для проверки техники чтения в коррекционной школе VIII вида.

В данной работе собраны тексты для проверки техники чтения в начальной коррекционной школе VIII вида. Тексты разделены по классам и разбиты на четверти. Текстами могут пользоваться учителя начальных к...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

ТЕКСТЫ для проверки техники чтения в коррекционной школе VIII вида

ТЕКСТЫдля проверки техники чтения в коррекционной школе VIII вида...

Критерии и нормы оценок учащихся коррекционной школы

Критерии и нормы оценок  учащихся коррекционной школы по чтению...

Критерии и нормы оценок учащихся коррекционной школы

Критерии и нормы оценок  учащихся коррекционной школы по чтению...

Доклад "Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

Доклад "Система  оценивания  учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида...