Эссе
статья

Хертек Байлак Шолбановна

 

Эссе

учителя изобразительного искусства         МБОУ СОШ №8 г.Кызыл

Хертек Байлак Шолбановны

 

Учитель - это тонкая работа

Он - скульптор, он - художник, он - творец

Не должен ошибаться ни на йоту,

Ведь человек - труда его венец.

                                                             

Любить работу в наше время сложно

И труд подобный увлечёт немногих,

Но отказаться просто невозможно

От выбранной судьбою нам дороги.

 

А у работы нашей, без сомненья

Поверьте, не изменится названье.

И это - главное, пожалуй, увлеченье,

Всё потому, что наше в нём призванье.

 

На Земле есть много профессий. Но среди этого многообразия профессия учителя, на мой взгляд, самая удивительная и не совсем обычная. Согласно словарю Ожегова, учитель- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Учитель- это профессия вне времени, моды и географии.

 «А зачем нужен учитель сейчас? Ведь есть компьютеры, планшеты, с помощью которых можно найти любую информацию», — скажете вы. Но ведь все эти гаджеты нужно кому-то создавать. И вы со мною согласитесь на все 100%, что этот создатель — человек образованный и имеет школьное образование за плечами, а значит, у него был учитель. 

     Я считаю, что учитель должен не просто научить чему-то, он должен научить любить. Любить то, чему учит! Любить людей, любить Родину, любить жизнь.

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя первая учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени начался мой путь к будущей профессии. С восьми лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно.  Мой преподаватель, Сухова Ирина Владимировна, очень дружелюбная, успешная, мудрая ,ответственная, а главное – любящая всех своих учеников. Она была примером для подражания. Мне очень нравились ее работы, ее манера, как она одевалась. А главное -ее душевная красота. Это и был первый толчок к моему развитию. Следующим шагом стало поступление в педагогический колледж по специальности «Педагог дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ».

Так получилось, что 2018году я вернулась работать в свой город, в свою родную школу. Моя школа.… В ней началось моё детство, с неё начиналась юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир на всю жизнь.

 И вот я сейчас в 8  школе города Кызыл… Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож  на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам. Передо мной целый коллектив, который я должна суметь заинтересовать, полюбить мой предмет также, как люблю его я. Ведь когда видишь эти распахнутые глаза, в твою жизнь приходит что-то очень важное. И ты не можешь просто отмахнуться от них. Раз ты оказался здесь, ты должен дать ученикам то, чего они от тебя ждут.

Главное в моей профессии учителя - не забывать правило, которое сформулировал Л.Н.Толстой: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, талант. Поэтому, кроме знаний, полученных в стенах педагогического колледжа или ВУЗа, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания.    Посвятив свою жизнь профессии учитель, я выбрала путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

Что же сказать ещё? За что я люблю свою профессию?   Всё просто! Я показываю моим ученикам, как прекрасен мир вокруг нас! Они начинают видеть внутренний мир природы и вещей, их окружающих. И теперь они могут видеть и то, что незаметно глазу простого человека.

Почему я считаю предмет изобразительное искусство в школе важным? Изобразительное искусство присутствовало рядом с человеком всегда. С самых древнейших времён человек выражал свои мысли, чувства, цели через наскальные рисунки. Такие рисунки сохранили память о наших далеких предках. А наука, технический прогресс появились гораздо позже. 

Рисунок – это способ самовыражения. Нет такого ребёнка, который бы в раннем детстве не взял в руки карандаш и не попытался выразить с помощью рисунка своё «Я». В каждом ребёнке от природы заложено творческое начало, и, если дать ему развиться, человек может стать успешнее и в любой другой профессиональной деятельности, которой будет заниматься в жизни. А ведь рисование и изобразительное искусство в целом - наиболее доступная ребёнку возможность развить в себе творческую личность.

Научно-технический прогресс, доступность и многообразие гаджетов безжалостно изгоняют из нашей жизни творчество, желание самовыражаться. Зачем думать, напрягаться, совершать лишние движения, подключать свои чувства и эмоции, когда несколько нажатий нужных кнопок - и тебе дан ответ на любой вопрос, удовлетворён твой любой запрос. Но при этом не работает фантазия, отсутствует воображение, не задействована душа. А ведь она, душа, как сказал поэт, «обязанатрудиться».Ни один «гаджет» не передаст запах краски, не даст запачкаться гуашью, попробовать рисовать пальцами по ткани (или банту соседки). Главное – это удовольствие, эмоции, впечатления. Впечатление от своих работ: иногда благоприятное, иногда унылое…Но как же без преодоления трудностей? Ведь без неудач не бывает и по-настоящему полных, грандиозных побед. Победы учеников, какого бы они ни были уровня – от преодоления «непокорных» красок до победы на всероссийском уровне – это и моя победа тоже.

Приумножение черствости  и бездушия в человеческом обществе, в межличностных отношениях также,  я считаю, обязано компьютеризации всех сфер нашей современной жизни. И противостоять этому явлению человечество может только посредством обращения к различным видам искусства, творчества, самым доступным из которых, я повторюсь, для ребёнка является именно изобразительное искусство. Не будем сбрасывать со счетов и развитие мелкой моторики пальцев. А мелкая моторика напрямую связана  с развитием мышления.

Различные виды искусства идут по жизни «рука об руку»: пение и музыка, танец и музыка. А изобразительное искусство и музыка часто даже дополняют друг друга. Образы, отражённые в изобразительном искусстве, становятся ближе, понятнее при одновременном восприятии изображения и музыки соответствующей эпохи или близкого изображаемому характеру.  Именно поэтому я часто на уроках использую аудиозаписи той музыки, которая, по моему мнению, отвечает настроению данного мною ученикам задания. Особенно музыка помогает на уроках, построенных в форме беседы. А беседы бывают разные. О художниках или их отдельных шедеврах. И о том, что на самом деле все виды искусства неразрывно связаны между собой. Таким образом, я стараюсь приобщить детей и к хорошей музыке, будь то мировая классика или современные музыкальные течения.

Вот почему я считаю изобразительное искусство в школе  одним из важных предметов, который призван создать заслон всеобщей бездуховности наряду с музыкой и литературой.   И именно поэтому мне нравится преподавать этот предмет.

Что даёт мне моя работа? Ответ очевиден. Когда я смотрю на одухотворённые лица детей, погружённых в творческий процесс, я понимаю, что именно моя работа позволяет мне почувствовать себя (пусть и на короткий срок) почти равной Творцу!

Что представляет собой ребенок? Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности?  Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное,  как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?   

      Каждый ребенок – вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить творить добро, понимать окружающий мир – задача педагога.

       Что такое красота? Красота — это внешнее выражение любви. Красота — это чистота, выражение внутреннего смысла и выражение качества духа.   Без красоты в мире жить скучно. Красота отражает развитие всех живых существ в мире в разных направлениях, развитие жизни. Развивать чувство истинной красоты можно только через сердце, через любовь. Тогда это чувство раскрывается. 

    О силе красоты слагают легенды и сказки, поют песни и хранят предания. Ведь красота – сфера чувств, переживаний и никакая наука не может дать человеку рецепты правильных эмоций. Эти чувства воспитываются путем непосредственного приобщения к прекрасному через умение замечать, переживать и создавать красоту.

      Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

       Творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Творчество помогает человеку выразить себя, распахнуть свою душу, освободить свои самые сокровенные мечты. И только чистый лист сможет выслушать тебя, принять тебя таким, какой ты есть, – он не посмеется над тобой, не поругает тебя.

      А фантазия? Разве это не чудо? Ребенок, не задумываясь сочиняет сказку, стихотворение, небылицы, и сам, конечно, в это верит. Нет, он не повторит одну мысль дважды, но самое важное то, что он уже сотворил, высказал.

     Прогулка по парку, лесу дают еще одну возможность видеть творчество ребенка. Это взрослый может пройти мимо пенька, сучка, засохшего дерева, а ребенок обязательно присядет на пенек, сложив голову на ладошки и, вспомнив сказку, заговорит словами героя. Вот он уже и артист. Помоги ему в этот момент, подхвати идею сказки, стань таким же артистом, и готов спектакль. И пусть это игра не профессионала, главное – это желание творить, играть.

       А вот засохшее дерево – и мы шагаем мимо, но малыш отстал, остановился, рассматривая его. Не мешайте ему, и вы, быть может, узнаете, что это не дерево, а великан, который сторожит этот лес от злодеев. А вон там, у корней, его воины – помощники, которые для нас всего лишь сучья и пеньки. Как великолепно, что в нас заложено желание и возможность творить!

     Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский.

  Чему же должен научить ребенка учитель изобразительного искусства? Я думаю, что главное в нашей профессии, научить ребенка видеть красоту обыденных вещей. Так называемая, тихая жизнь вещей. И даже научить видеть красоту в безобразном. Красота она везде, величие и чудесное очарование осеннего леса. Скромность и строгость зимней графики, яркость красок лета. И, конечно же, палитра весенних оттенков. Как хрупок этот мир красоты, и как же не разрушить его в душе ребенка. Через цвет, форму, линии, пятна мы познаём эту красоту. Учим видеть в окружающем мире цвета, оттенки, линии, пятна. Внимательность, желание видеть большее в простом — важнейшие качества на пути к изобразительному искусству. И конечно, педагогу важно и нужно научить трепетному отношению к произведениям изобразительного искусства, и прежде всего к труду художника. Ведь за всем этим стоит труд, непрерывная работа, творческая деятельность. Мы учим детей вкладывать в свои картины, поделки, любовь и знания, вопросы и ответы.           

           С юных лет мне нравилось все природное, естественное, настоящее. Жить природой, понимать ее, видеть, как рождается цвет на бумаге, как происходит зарождение картины – истинное удовольствие. Искусство, творчество - это особая магия, которая затягивает тебя в увлекательный и необычный мир со своими законами и правилами. Поэтому я выбрала самую замечательную и благородную профессию - учитель изобразительного искусства. За время работы я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается с учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Не у всех есть склонность к рисованию, но у каждого есть свое видение мира, фантазия и даже свой стиль рисования. Творчество не может существовать под давлением или насилием. Рисование для ребенка – радостный и вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, а следует стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Мне очень интересно наблюдать за творческим процессом у детей, тем, как они выражают свои эмоции, мысли на бумаге. Поколения меняются, а чувства и переживания остаются. Очень важно, чтобы дети не оставались равнодушными к тому, что их окружает. Каждый ребенок уникален и талантлив. Это целый мир нереализованных возможностей. Моя учительская задача заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, сделать все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, светом и радостью, чтобы, учась видеть прекрасное, он безоговорочно встал на сторону добра и красоты. А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании». Учитель, как личность творческая, всегда должен быть в поиске, в движении, в процессе саморазвития, поэтому нельзя однозначно сформулировать единую педагогическую философию, она всегда будет претерпевать какие-то изменения. Не меняющимися «столпами» своей педагогической философии я считаю компетентность, справедливость, терпение, трудолюбие и огромную любовь к своей профессии и к детям. 

       Чтобы стать настоящим учителем, нужно проделать огромный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь его ты не один. Моя муза – это мои ученики, а я – вдохновитель своих учеников. Это тот мост, по которому прекрасное «ходит» в обе стороны. Мост между учителем и учеником, учеником и книгой, мост, который никогда не превратится в стену. По этому мосту мы идем рука об руку. Идем обязательно к успеху. Дорогу озаряетнегасимый свет сердца учителя, ведущего к доброте, дружбе, справедливости, для того чтобы каждый ощутил себя неотъемлемой частью прекрасного, частью творческого наследия нашей страны, гражданином своей Родины и Человеком с большой буквы.      Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды.

             При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских и творческих задач, использование арт-терапии. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов, используемый мной, повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает им ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя распознать и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель…Терпеливый, умный, вооруженный современными методами и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов, где учитель-волшебник творит со своими волшебниками-учениками чудеса. Каждая личность уникальна!    Увидеть в ребёнке что-то особенное, показать это ему самому, помочь поверить в себя, раскрыть свои способности – в этом и состоит высокая миссия учителя в современном мире. Да, у меня особая профессия.

 Я – учитель творчества, который час за часом, год за годом открывает для себя и для своих учеников этот большой прекрасный мир. Я стараюсь воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через искусство. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться в жизни. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь.

     Каждый день в школе не похож на другой. Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день. У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе. Я свой путь определила. Быть учителем – вот мое призвание.

…А у работы нашей, без сомненья

Поверьте, не изменится названье.

И это - главное, пожалуй, увлеченье,

Всё потому, что наше в нём призванье...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эссе

учителя изобразительного искусства         МБОУ СОШ №8 г.Кызыл

Хертек Байлак Шолбановны

 

Учитель - это тонкая работа

Он - скульптор, он - художник, он - творец

Не должен ошибаться ни на йоту,

Ведь человек - труда его венец.

                                                             

Любить работу в наше время сложно

И труд подобный увлечёт немногих,

Но отказаться просто невозможно

От выбранной судьбою нам дороги.

 

А у работы нашей, без сомненья

Поверьте, не изменится названье.

И это - главное, пожалуй, увлеченье,

Всё потому, что наше в нём призванье.

 

На Земле есть много профессий. Но среди этого многообразия профессия учителя, на мой взгляд, самая удивительная и не совсем обычная. Согласно словарю Ожегова, учитель- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Учитель- это профессия вне времени, моды и географии.

 «А зачем нужен учитель сейчас? Ведь есть компьютеры, планшеты, с помощью которых можно найти любую информацию», — скажете вы. Но ведь все эти гаджеты нужно кому-то создавать. И вы со мною согласитесь на все 100%, что этот создатель — человек образованный и имеет школьное образование за плечами, а значит, у него был учитель. 

     Я считаю, что учитель должен не просто научить чему-то, он должен научить любить. Любить то, чему учит! Любить людей, любить Родину, любить жизнь.

С детства я точно знала, что стану учителем рисования. Обучаясь в начальных классах, моя первая учительница увидела во мне творческие задатки и рекомендовала родителям отдать в художественную школу, именно с этого времени начался мой путь к будущей профессии. С восьми лет я начала посещать «художку». Не скажу, что это было просто, многочасовые уроки живописи и станковой композиции поначалу давались мне с трудом, но мне было очень интересно.  Мой преподаватель, Сухова Ирина Владимировна, очень дружелюбная, успешная, мудрая ,ответственная, а главное – любящая всех своих учеников. Она была примером для подражания. Мне очень нравились ее работы, ее манера, как она одевалась. А главное -ее душевная красота. Это и был первый толчок к моему развитию. Следующим шагом стало поступление в педагогический колледж по специальности «Педагог дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ».

Так получилось, что 2018году я вернулась работать в свой город, в свою родную школу. Моя школа.… В ней началось моё детство, с неё начиналась юность и взрослая жизнь. Школа для меня – это островок доброты и света, к которому всегда хочется возвращаться. Она даёт мне нравственный ориентир на всю жизнь.

 И вот я сейчас в 8  школе города Кызыл… Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож  на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам. Передо мной целый коллектив, который я должна суметь заинтересовать, полюбить мой предмет также, как люблю его я. Ведь когда видишь эти распахнутые глаза, в твою жизнь приходит что-то очень важное. И ты не можешь просто отмахнуться от них. Раз ты оказался здесь, ты должен дать ученикам то, чего они от тебя ждут.

Главное в моей профессии учителя - не забывать правило, которое сформулировал Л.Н.Толстой: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, увлекательная профессия. Ведь учителем может быть не каждый. Учитель - это дар природы, талант. Поэтому, кроме знаний, полученных в стенах педагогического колледжа или ВУЗа, нужно еще стремление любить детей и быть любимыми. Учителя должны быть примером для подражания.    Посвятив свою жизнь профессии учитель, я выбрала путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, необыкновенной требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда только при сложении всех этих составляющих можно добиться успеха и удовлетворения от работы.

Что же сказать ещё? За что я люблю свою профессию?   Всё просто! Я показываю моим ученикам, как прекрасен мир вокруг нас! Они начинают видеть внутренний мир природы и вещей, их окружающих. И теперь они могут видеть и то, что незаметно глазу простого человека.

Почему я считаю предмет изобразительное искусство в школе важным? Изобразительное искусство присутствовало рядом с человеком всегда. С самых древнейших времён человек выражал свои мысли, чувства, цели через наскальные рисунки. Такие рисунки сохранили память о наших далеких предках. А наука, технический прогресс появились гораздо позже.  

Рисунок – это способ самовыражения. Нет такого ребёнка, который бы в раннем детстве не взял в руки карандаш и не попытался выразить с помощью рисунка своё «Я». В каждом ребёнке от природы заложено творческое начало, и, если дать ему развиться, человек может стать успешнее и в любой другой профессиональной деятельности, которой будет заниматься в жизни. А ведь рисование и изобразительное искусство в целом - наиболее доступная ребёнку возможность развить в себе творческую личность.

Научно-технический прогресс, доступность и многообразие гаджетов безжалостно изгоняют из нашей жизни творчество, желание самовыражаться. Зачем думать, напрягаться, совершать лишние движения, подключать свои чувства и эмоции, когда несколько нажатий нужных кнопок - и тебе дан ответ на любой вопрос, удовлетворён твой любой запрос. Но при этом не работает фантазия, отсутствует воображение, не задействована душа. А ведь она, душа, как сказал поэт, «обязанатрудиться».Ни один «гаджет» не передаст запах краски, не даст запачкаться гуашью, попробовать рисовать пальцами по ткани (или банту соседки). Главное – это удовольствие, эмоции, впечатления. Впечатление от своих работ: иногда благоприятное, иногда унылое…Но как же без преодоления трудностей? Ведь без неудач не бывает и по-настоящему полных, грандиозных побед. Победы учеников, какого бы они ни были уровня – от преодоления «непокорных» красок до победы на всероссийском уровне – это и моя победа тоже.

Приумножение черствости  и бездушия в человеческом обществе, в межличностных отношениях также,  я считаю, обязано компьютеризации всех сфер нашей современной жизни. И противостоять этому явлению человечество может только посредством обращения к различным видам искусства, творчества, самым доступным из которых, я повторюсь, для ребёнка является именно изобразительное искусство. Не будем сбрасывать со счетов и развитие мелкой моторики пальцев. А мелкая моторика напрямую связана  с развитием мышления.

Различные виды искусства идут по жизни «рука об руку»: пение и музыка, танец и музыка. А изобразительное искусство и музыка часто даже дополняют друг друга. Образы, отражённые в изобразительном искусстве, становятся ближе, понятнее при одновременном восприятии изображения и музыки соответствующей эпохи или близкого изображаемому характеру.  Именно поэтому я часто на уроках использую аудиозаписи той музыки, которая, по моему мнению, отвечает настроению данного мною ученикам задания. Особенно музыка помогает на уроках, построенных в форме беседы. А беседы бывают разные. О художниках или их отдельных шедеврах. И о том, что на самом деле все виды искусства неразрывно связаны между собой. Таким образом, я стараюсь приобщить детей и к хорошей музыке, будь то мировая классика или современные музыкальные течения.

Вот почему я считаю изобразительное искусство в школе  одним из важных предметов, который призван создать заслон всеобщей бездуховности наряду с музыкой и литературой.   И именно поэтому мне нравится преподавать этот предмет.

Что даёт мне моя работа? Ответ очевиден. Когда я смотрю на одухотворённые лица детей, погружённых в творческий процесс, я понимаю, что именно моя работа позволяет мне почувствовать себя (пусть и на короткий срок) почти равной Творцу!

Что представляет собой ребенок? Каковы его особенности, потребности, каковы скрытые, не замеченные еще возможности?  Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное,  как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?   

      Каждый ребенок – вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить творить добро, понимать окружающий мир – задача педагога.

       Что такое красота? Красота — это внешнее выражение любви. Красота — это чистота, выражение внутреннего смысла и выражение качества духа.   Без красоты в мире жить скучно. Красота отражает развитие всех живых существ в мире в разных направлениях, развитие жизни. Развивать чувство истинной красоты можно только через сердце, через любовь. Тогда это чувство раскрывается. 

    О силе красоты слагают легенды и сказки, поют песни и хранят предания. Ведь красота – сфера чувств, переживаний и никакая наука не может дать человеку рецепты правильных эмоций. Эти чувства воспитываются путем непосредственного приобщения к прекрасному через умение замечать, переживать и создавать красоту.

      Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

       Творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Творчество помогает человеку выразить себя, распахнуть свою душу, освободить свои самые сокровенные мечты. И только чистый лист сможет выслушать тебя, принять тебя таким, какой ты есть, – он не посмеется над тобой, не поругает тебя.

      А фантазия? Разве это не чудо? Ребенок, не задумываясь сочиняет сказку, стихотворение, небылицы, и сам, конечно, в это верит. Нет, он не повторит одну мысль дважды, но самое важное то, что он уже сотворил, высказал.

     Прогулка по парку, лесу дают еще одну возможность видеть творчество ребенка. Это взрослый может пройти мимо пенька, сучка, засохшего дерева, а ребенок обязательно присядет на пенек, сложив голову на ладошки и, вспомнив сказку, заговорит словами героя. Вот он уже и артист. Помоги ему в этот момент, подхвати идею сказки, стань таким же артистом, и готов спектакль. И пусть это игра не профессионала, главное – это желание творить, играть.

       А вот засохшее дерево – и мы шагаем мимо, но малыш отстал, остановился, рассматривая его. Не мешайте ему, и вы, быть может, узнаете, что это не дерево, а великан, который сторожит этот лес от злодеев. А вон там, у корней, его воины – помощники, которые для нас всего лишь сучья и пеньки. Как великолепно, что в нас заложено желание и возможность творить!

     Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский.

  Чему же должен научить ребенка учитель изобразительного искусства? Я думаю, что главное в нашей профессии, научить ребенка видеть красоту обыденных вещей. Так называемая, тихая жизнь вещей. И даже научить видеть красоту в безобразном. Красота она везде, величие и чудесное очарование осеннего леса. Скромность и строгость зимней графики, яркость красок лета. И, конечно же, палитра весенних оттенков. Как хрупок этот мир красоты, и как же не разрушить его в душе ребенка. Через цвет, форму, линии, пятна мы познаём эту красоту. Учим видеть в окружающем мире цвета, оттенки, линии, пятна. Внимательность, желание видеть большее в простом — важнейшие качества на пути к изобразительному искусству. И конечно, педагогу важно и нужно научить трепетному отношению к произведениям изобразительного искусства, и прежде всего к труду художника. Ведь за всем этим стоит труд, непрерывная работа, творческая деятельность. Мы учим детей вкладывать в свои картины, поделки, любовь и знания, вопросы и ответы.           

           С юных лет мне нравилось все природное, естественное, настоящее. Жить природой, понимать ее, видеть, как рождается цвет на бумаге, как происходит зарождение картины – истинное удовольствие. Искусство, творчество - это особая магия, которая затягивает тебя в увлекательный и необычный мир со своими законами и правилами. Поэтому я выбрала самую замечательную и благородную профессию - учитель изобразительного искусства. За время работы я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается с учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Не у всех есть склонность к рисованию, но у каждого есть свое видение мира, фантазия и даже свой стиль рисования. Творчество не может существовать под давлением или насилием. Рисование для ребенка – радостный и вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, а следует стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Мне очень интересно наблюдать за творческим процессом у детей, тем, как они выражают свои эмоции, мысли на бумаге. Поколения меняются, а чувства и переживания остаются. Очень важно, чтобы дети не оставались равнодушными к тому, что их окружает. Каждый ребенок уникален и талантлив. Это целый мир нереализованных возможностей. Моя учительская задача заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, сделать все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, светом и радостью, чтобы, учась видеть прекрасное, он безоговорочно встал на сторону добра и красоты. А.С. Макаренко утверждал, что «…в педагогической деятельности главное не талант, а мастерство, основанное на умении, на квалификации, на постоянном самосовершенствовании». Учитель, как личность творческая, всегда должен быть в поиске, в движении, в процессе саморазвития, поэтому нельзя однозначно сформулировать единую педагогическую философию, она всегда будет претерпевать какие-то изменения. Не меняющимися «столпами» своей педагогической философии я считаю компетентность, справедливость, терпение, трудолюбие и огромную любовь к своей профессии и к детям.  

       Чтобы стать настоящим учителем, нужно проделать огромный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь его ты не один. Моя муза – это мои ученики, а я – вдохновитель своих учеников. Это тот мост, по которому прекрасное «ходит» в обе стороны. Мост между учителем и учеником, учеником и книгой, мост, который никогда не превратится в стену. По этому мосту мы идем рука об руку. Идем обязательно к успеху. Дорогу озаряетнегасимый свет сердца учителя, ведущего к доброте, дружбе, справедливости, для того чтобы каждый ощутил себя неотъемлемой частью прекрасного, частью творческого наследия нашей страны, гражданином своей Родины и Человеком с большой буквы.      Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды.

             При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских и творческих задач, использование арт-терапии. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов, используемый мной, повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает им ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя распознать и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель…Терпеливый, умный, вооруженный современными методами и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов, где учитель-волшебник творит со своими волшебниками-учениками чудеса. Каждая личность уникальна!    Увидеть в ребёнке что-то особенное, показать это ему самому, помочь поверить в себя, раскрыть свои способности – в этом и состоит высокая миссия учителя в современном мире. Да, у меня особая профессия.

 Я – учитель творчества, который час за часом, год за годом открывает для себя и для своих учеников этот большой прекрасный мир. Я стараюсь воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через искусство. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться в жизни. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь.

     Каждый день в школе не похож на другой. Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому уже не умею. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день. У каждого человека есть свой путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе. Я свой путь определила. Быть учителем – вот мое призвание.

…А у работы нашей, без сомненья

Поверьте, не изменится названье.

И это - главное, пожалуй, увлеченье,

Всё потому, что наше в нём призванье...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...