Проект "Успех каждого ребенка"
проект (5 класс)

Гыргешкинова Эржена Чимитовна

Дополнительная общеразвивающая программа. Студия эстетического воспитания "Алтан-Мундарга" (художественная напрвленность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uspeh_kazhdogo_rebenka.docx79.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Управление образования МО «Тункинский район»

МБОУ «Кыренская СОШ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Студия эстетического развития «Алтан Мундарга»

Уровень — базовый

Художественная направленность

Срок реализации программы — один год

Авторы-разработчики:

Толмачева Наталья Владимировна

Тонтоева Наталья Валерьевна

Гыргешкинова Эржена Чимитовна

Кырен, 2020

Раздел 1 Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Дополнительная общеразвивающая программа

Студия эстетического развития «Алтан Мундарга»

         Актуальность предлагаемой программы обоснована ростом запроса со стороны учащихся и их родителей на программы художественной направленности, сопутствующие современным жанрам театрального и  эстрадно- музыкального искусства.

   Программа ориентирована на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию музыкального и театрального мира искусства.

Музыка и театр играют важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня и спектакль становятся первым кумиром и возможностью выразить себя.

Данная рабочая программа, предполагает охват широкого круга произведений – от популярной музыки, музыки бардов, до фольклорной музыки с учетом  национально-регионального компонента. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями русской и бурятской культуры и искусства, способной к творчеству, фантазированию. 

Цель – воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрально-музыкального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность, в музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль.

Развивающие задачи:

  • развить потребности в музицировании;
  • развить исполнительские навыки;
  •  развить музыкально–слуховые представления и музыкально–образное мышление;
  • развить навыки ансамблевой игры;
  •  беглого чтения партий и точного интонирования извлекаемых звуков;
  • развить внутренний ритмический пульс и штриховую культуру исполнения;
  • познакомить со знаменитыми эстрадными коллективами и их руководителями через их концертное исполнительство;
  • развить художественно-эстетический вкус;
  • познакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального искусства;  с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре.
  • раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;
  • развивать фантазию, воображение, образное мышление,  зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.

        Воспитательные задачи:

  • воспитать потребность общения с лучшими образцами русской, бурятской, зарубежной,  музыкальной  культуры в области эстрадной, вокальной музыки, лучшими образцами современной песни лучших композиторов и поэтов различных стилей, направлений, исполнителями;
  • воспитывать эстетический вкус, высокие нравственные качества, добросовестное отношение к порученному делу, окружающим, критического отношения к себе, своему творчеству.
  • прививать творческое отношение к ансамблевому исполнительству.

       

Календарно-тематическое планирование по художественному направлению

Студия эстетического развития «Алтан-Мундарга»

Тема

Общее коли-

чество часов

Форма работы

теория

практика

Блок 1. Театральное искусство.

1

Введение. Что такое театр?

1

1

2

Устное народное творчество. Русские народные сказки на бурятский лад.

1

1

3-7

Театрализованное представление сказки «Колобок» (на бурятском языке)

5

2

3

8-9

Озвучивание мультфильма «Три кота» (на бурятском языке)

2

1

1

10-16

Театр кукол по сказке «Репка» (на бурятском языке)

7

2

5

17-19

Сценическая речь. «Υреэлнγγд» (Благопожелания)

3

1

2

20-24

Традиции и обычаи бурятского народа. Обычай «Сагаалганай угталга» (Встреча праздника Белого месяца у бурят)

5

2

5

25-26

Проектная задача «Амитад» (Животные)

2

1

1

27

Мастер-класс «Бγмбэгэ»

1

1

28-29

Сюжетно-ролевая игра «Би эмшэн»

2

1

1

30-31

Психологические тренинги для детей младшего и среднего возраста

2

2

32-33

«Тγргэн хэлэтэн». Упражнения и тренировка артикуляции и скорости речи (скороговорки и чистоговорки)

2

2

34

Игра «Сэсэн конверт»

1

1

35

Тренинги «У дяди Абрама», «Дракончик»

1

1

36

Мастер-класс «Говорим красиво»

2

1

1

37-39

Бурятские загадки и пословицы

3

1

2

40-42

Мультфильм «Хγхэ трактор» (озвучивание на бурятский лад)

3

1

2

43-49

Бурятские традиционные игры: бγхэ барилдаан, hур харбаан, мори урилдаан

7

2

5

Блок 2. Музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль (ВИА)

50

Введение в мир музыкального творчества.

1

1

51-55

Мастер-класс по народному танцу «Арбан сагаан хургаяа»

5

2

3

56-58

Песня «Орогты манайда»

3

1

2

59-63

Бурятский народный танец «Тункинский ёохор»

5

2

3

64-65

Детская песня «Бγмбэгэмни»

2

1

1

66-68

Бурятская детская песня и танец «Баабгайхан»

3

1

2

69-75

Эстрадное сольное пение

7

2

5

76-82

Народное сольное пение

7

2

5

83-89

Бурятское народное пение (ансамбль)

7

2

5

90-

92

Двухголосие в песне

3

1

2

93-96

Бурятская мелодия (игра на гитаре)

4

1

3

97-100

Бардовская мелодия (игра на гитаре)

4

1

3

101-

102

Песни о школе (игра на гитаре)

2

1

1

103-

105

Аранжировка песен

3

1

2

106-107

«Моя первая песня»

2

1

1

108

Осанка. Дикция. Мимика.

1

1

109

Вводное занятие по ВИА

1

1

110-112

Основы музыкальной грамоты

3

1

2

113-119

Работа над техникой исполнения (гаммы, этюды, упражнения)

7

2

5

120-142

Работа над репертуаром

20

20

143

Музыкально-образовательные беседы

1

1

144

Концертная деятельность

3

3

Итого

144ч.

       Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год. Предусматривает обучение детей в возрасте от 7-12 лет. Учебный план составлен из расчета  часовой нагрузки в неделю на 36 учебных недель. Количество обучающихся в ансамбле – 5-8  человек, количество обучающихся в театральной деятельности – 10 человек.

Форма и режим занятий

1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа

Форма организации деятельности воспитанников:

- групповая;

- индивидуально-групповая;

-беседа, практическое занятие конкурс, открытое занятие, творческий отчет, спектакли, концерты. 

Прогнозируемые результаты

По завершению I года обучения воспитанники должны знать:

  • ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы, вольты;
  • основы гармонии;
  • жанры музыки;
  • что такое театр
  • чем отличается театр от других видов искусств
  • с чего зародился театр
  • какие виды театров существуют
  • кто создаёт театральные полотна (спектакли)

должны уметь:

  • читать аккорды по буквам, ритм по длительности;
  • получить понятие игры в ансамбле: одновременно вдвоем, втроём и т.д.
  • интервалы в пределах октавы;
  • аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
  • читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм, исполнять произведения соло или ансамбля с учётом динамических оттенков, петь с элементами двухголосия.
  • понимать целостность стихов в песнях, чувствовать радость постижения мира.
  • выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
  • образно мыслить
  • концентрировать внимание
  • ощущать себя в сценическом пространстве.

должны понять:

- об элементарных технических средствах сцены

- об оформлении сцены

- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

приобретать навыки:

- общения с партнером (одноклассниками)

- элементарного актёрского мастерства

- образного восприятия окружающего мира

- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

- коллективного творчества

Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)

- наблюдение;

- открытое занятие;

- творческие показы;

- концертные выступления;

- участие в конкурсах, фестивалях.

Общие критерии оценивания результатов

  1. Владение знаниями по программе.
  2. Владение изученными приемами исполнения.
  3. Согласованное и художественное исполнение в изменчиво-гибком ритме.
  4. Звуковой баланс между инструментальной и солирующей вокальной группами.
  5. Владение актерским мастерством, умение уверенно показывать себя на сцене.
  6. Уровень воспитанности и культуры обучающихся.

Способы диагностики и контроля результатов

Используются следующие виды контроля: предварительный (на первом занятии), промежуточный (декабрь, май), итоговый (в конце освоения программы).

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-педагогический анализ выполнения данной программы воспитанниками;

-открытое занятие;

-театрализованные представления, кукольные спектакли;

-концерт.

Основные принципы оценивания

В процессе обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

-доброжелательное отношение к обучающемуся, как к личности;

-положительное отношение к усилиям обучающегося;

-конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок и указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

          Методические рекомендации

          Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желания ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.

В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства и театральной деятельности, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.

В студию эстетического развития принимаются дети по желанию, на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен приём в течение года.

В программе возможно введение системы дублёрства (каждого участника ансамбля может заменить дублёр из второго состава).

Занятия вокально-инструментального ансамбля – групповые.

Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием музыкальных способностей, развитием актерского мастерства, дикции.

Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и наиболее легких в гармоническом изложении, удобных по тесситуре для голоса.

Дети учатся в своем исполнении раскрывать творческий замысел автора, добиваться звонкости, полётности, естественности звучания.

В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, Детской школой искусств, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов, музыкальных вечеров, участие в районных смотрах и праздниках.

Календарный учебный график 

Годы обучения

Дата начала обучения

Дата

окончания

обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

20212022

 

03.09

25.05

36

70

144

2 раза по 2 часа в неделю

Содержание программы – объем 144 часов

  1. Введение в программу (3 часа)

Знакомство с программой и учебным планом. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности и правилам поведения. Ознакомление с формами информационно-коммуникативных технологий в режиме онлайн с использованием сети Интернет. 

  1. Блок 1. Театральное искусство (48 часов)

- Что такое театр? Виды театров;

- русские народные сказки на бурятский лад: «Колобок», театр кукол «Репка»;

- сюжетно-ролевые игры;

- мастер-классы;

- психологические тренинги;

- упражнения и тренировки для артикуляции и скорости речи;

- озвучивание мультфильма «Синий трактор»;

- театрализованные представления: традиции и обычаи бурятского народа и встреча Нового года по лунному календарю.

3. Блок 2. Музыкальное творчество и вокально-инструментальный ансамбль (93 часа)

- Музыка. Знакомство с творчеством знаменитых музыкантов;

- эстрадное сольное пение (русские и бурятские детские песни);

- бурятское народное сольное и ансамблевое пение.

 Теория: экскурс в историю музыкального коллектива. Беседа об устройстве ансамбля. Формы предстоящей работы: учеба, практика. Правила безопасности. Теоретические предметы. Цели и задачи изучения, обоснование необходимости. Практика: тестирование, прослушивание, беседа. Проверка и анализ музыкальных способностей. Пение под аккомпанемент знакомых песен.

Нотопись. Теория: правописание нот, знаков. Ключи скрипичный и басовый. Такт, размер, другие обозначения (знаки музыкальной выразительности, штрихи, специальные термины; буквы и ноты). Практика: письменные упражнения по освоению нотного почерка. Ноты, группировки длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Чтение нот  в ключах скрипичном и басовом. Штрихи, оттенки, знаки музыкальной выразительности; чтение, анализ материала ансамбля.

Метр и Ритм. Теория: понятия и определения новых терминов. Музыка как временной вид искусства. Длительности, простейшие ритмические группы в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Практика: анализ музыкальных примеров и выводы о разной значимости терминов, наблюдения за взаимосвязью и взаимозависимостью. Доля, такт, определение размеров 2/4, 3/4, 4/4. Упражнения по теме: «Чтение ритма и анализ на слух в размерах 2/4, 3/4, 4/4»; тактирование, дирижирование, использование учебных пособий и практического материала ансамбля.  

Тон и полутон. Знаки альтерации. Теория: понятие, определение, беседы о свойствах музыкального звука. Практика: использование в качестве пособий музыкальных инструментов: гитары, фортепиано; зрительная наглядность и анализ на слух. Письменное упражнение: диез, бемоль, бекар. Чтение примеров по нотам.

Лад: мажор, минор. Теория: лад как система. Понятие об устойчивости, неустойчивости – опорном звучание отдельных ступеней (I-III-V). Мажор, минор: разность ладов окраски, особенности тембрового звучания. Специфика построения: тоны и полутоны, их сущность, роль во взаимоотношении ступеней лада, в системе мажора и минора. Виды лада – натуральный, гармонический, мелодический. Практика: интонационные упражнения: пение ступеней мажора, минора; анализ построения, сходства и различия, анализ на слух.

Тональность. Тональности до трёх знаков. Теория: определение тональности как высоты лада. Повторение знаков альтерации, случайные и ключевые знаки. Практика: построение лада (мажор, минор) от разных нот, на разной высоте. Выявление определённой системы, порядка возникновения ключевых знаков. Построение и чтение схемы тональностей (примерно до 3-4-х знаков). Запись, работа в тональностях: интонирование ступеней, слуховой анализ, пение по нотам упражнений в тональностях, примерно до трёх ключевых знаков.

Интервал. Аккорд. Теория: определение, вывод об интервалах из повседневных жизненных примеров; сущность интервала в музыке. Диссонанс, консонанс; ступеневая, тоновая величина, обозначения. Аккорд как гармоничное, слаженное сочетание звуков; консонантность, слитность трезвучий. Практика: построение интервалов на ступенях мажора, минора. Устойчивое, неустойчивое звучания интервалов, анализ на слух. Обозначение, письменные упражнения; пение интервалов на ступенях (до мажор, соль  мажор).

Клавишные инструменты. Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора. Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой – исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.

Струнные. Шестиструнная гитара. Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки.  Чтение нот. Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.

Ансамбль. Теория: значение термина «ансамбль». Ансамбль  как слитное, слаженное исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент». Практика: единовременное начало и окончание игры. Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами). Разучивание нескольких песен и аккомпанирование солистам. Развитие музыкально-слуховой дисциплины.

Литература

По индивидуальному обучению на инструментах.

Ударные инструменты:

  1. Галоян Э. «Ритмические этюды и вариации для малого барабана и в ансамбле с большим барабаном», М. , 1972г.
  2. Зинкевич В., Бориц В. « Курс игры на ударных инструментах» ч.1, Л-М 1979 г.
  3. Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах» , М., 1982 г.
  4. Снегирев В. «Этюды для малого барабана» М., 1979г

Клавишные инструменты:

  1. Бриль И «Практический курс джазовой импровизации» М. ,1979 г.
  2. Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология), К., 1984 г.

Гитара, электрогитара, бас- гитара:

  1. Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М., 1993г.
  2. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 1993 г.
  3. Бранд В. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» (методическое пособие), М. 1979г
  4. «Аккорды и аккомпанемент», М. 1979г.
  5. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М , 1984 г.

По теории музыки:

  1. Вахромеев В. «Элементарная теория музыки», М., 1979г.
  2. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте» М , 1992г.

По аранжировке, инструментовке, методике работы ВИА:

  1. Браславский Д. «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально- инструментальных ансамблей» М., 1993 г.
  2. Саульский Ю. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 1997 г.
  3. Шалахов Л. Переложение музыкальных произведений для эстрадных ансамблей.(учебное пособие), М., 1978г.

Литература для учащихся:

  1. Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
  2. Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.
  3. Сборники российских рок – групп «Кино», «Любэ», «Машина времени», «Ария»,«Алиса» и др..
  4. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аксенов А, М., 1999г.
  5. Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 1999 г.
  6. Энциклопедия «Музыка», С-П., 1999г.
  7. Журналы «Искусство», «Музыка в школе»
  8. Альманах «Звезды рока», М, 2002 г.

Литература по театральной деятельности:

     1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989

     2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002

     3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987

     4. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

     5. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006

     6.Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

     7. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984

     8. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989

     9. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007

    10. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007

    11. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004

    12. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004

   13. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980

 Средства обучения и воспитания

 - Комплект «Звуковое оборудование»: коммутационное оборудование, микрофоны и радиосистемы, акустическая система;

 - Комплект «Инструменты музыкальные»;

- Комплект «Демонстрационное и выставочное оборудование»: мультимедийный проектор, экран, ЖК-панель, интерактивная панель, магнитно-маркерная доска, стенды, витрины выставочные и др.;

 - Комплект «Костюмы для танца / театра»;

 - Комплект «Одежда сцены и декорации»;

- Комплект учебной оргтехники: сканер, принтер цветной, веб-камеры, МФУ, точка доступа, коммутационное оборудование;

- Комплект учебной канцелярии: нотная бумага, ножницы, карандаши, ручки, готовальня, клей и др.;

- демонстрационные стенды;

- учебно-методическая литература по тематике;

- специализированные системы хранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Классный час: "Каждый ребенок имеет право ..."

Разработка классного часа по теме: "Каждый ребенок имеет право ...". Классный час проходил в форме детского форума. Детям очень понравилась форма работы, да и я достойно выступила на конкурсе "Самый к...

«Возможности дополнительного образования в создании ситуации успеха для каждого ребенка»

Этапы создания ситуации успеха для воспитанников отделений дополнительного образования детей....

В каждом ребенке есть созидающее начало...

Методы и приемы, используемые в преподавании предмета «Литература»  с позиции аксиологического подхода...

Педагогическая гостиная «Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС».

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе...

Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педаг...

"Каждый ребенок имеет право"

Классный час-презентация о правовом воспитании учащихся....