Описание педагогического опыта 2021
статья

Миронова Елена Викторовна

В наше время, как никогда раньше, в методике преподавания иностранных(английского)языков, остро встала проблема обучения работы с текстом. Научить школьников работать с текстом - одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_2021.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Описание педагогического опыта

«Формирование УУД при обучении чтению

на уроках английского языка»

Миронова Елена Викторовна

учитель иностранных языков

8(927)1825663

m1ronowa.4lena@yandex.ru

2021 год

Введение

Согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, важной задачей современной системы образования                является формирование универсальных учебных действий, нацеленных на научение школьников учиться и самосовершенствоваться.  ФГОС нового поколения, имея прагматическую направленность, по сравнению со своими предшественниками, ставит перед школой задачи по формированию современной личности, продолжающей, главное, – желающей учиться и за пределами образовательного учреждения. Цель современного образования при этом видится в развитии ученика как субъекта познавательной деятельности, процесса самообразования. Ученик должен теперь не только усвоить набор определенных знаний и умений, но и уметь добывать их самостоятельно. Иными словами, выпускник должен обладать определенными универсальными учебными действиями.

        

Актуальность опыта

В наше время, как никогда раньше в методике преподавания иностранных(английского)языков, остро встала проблема обучения работы с текстом. Научить школьников работать с текстом - одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности. Мы учим ребёнка решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть формируем у него коммуникативную компетенцию.

Актуальность опыта заключается в том, формирование УУД при обучении чтению на уроках иностранного языка помогает обучающимся научиться:

∙ читать и понимать несложные тексты различных жанров;

∙ извлекать и систематизировать необходимую информацию;

∙ уметь оценивать, воспроизводить и применять информацию;

∙ развивать универсальные способы мыслительной деятельности.

Согласно государственным стандартам изучение иностранного языка в школе направлено на достижение следующих целей:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно: речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами;

социокультурная/межкультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Без умений в чтении достижение этих целей невозможно, а современная молодёжь не очень любит читать, не только на иностранном, но и на родном языке. Следовательно, обращение к чтению как средству формирования универсальных учебных действий (УУД) является актуальным.

Основная идеи опыта

Чтение является универсальным видом речевой деятельности, так как

позволяет получать новые знания, совершенствовать лексическую, грамматическую стороны речи, расширяет лингвострановедческий и культуроведческий кругозор. Особенно большим потенциалом в этой связи обладает чтение на иностранном языке. Именно тексты являются основным источником иноязычной информации, а чтение, в свою очередь, ведущим видом речевой деятельности, позволяющим совершенствовать другие не менее важные виды речевой деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта - повышение эффективности процесса обучения чтению и пониманию аутентичных текстов различных жанров и видов с различной степенью проникновения в их содержание, а также развитие коммуникативных УУД.

Теоретическая база опыта, новизна

Чтение всегда является источником пищи для размышления. Критическая оценка и осмысление содержания прочитанного с точки зрения духовно-нравственных ценностей способствует развитию морального сознания, формированию нравственно-этической модели поведения и межличностных отношений, адекватной ориентации в социальных ролях, что, в свете требований действующей нормативной образовательной базы, соответствует формированию УУД и достижению личностных результатов обучения.

Наиболее полно универсальные учебные действия изучены и описаны группой разработчиков «Программы развития универсальных учебных действий» под руководством академика Российской Академии образования А. Г. Асмолова. Основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий учитывались при разработке федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения под руководством вице-президента РАО А. А. Кузнецова, академика-секретаря Отделения общего образования РАО М. В. Рыжакова, члена президиума РАО А. М. Кондакова.

При организации работы с текстом обращаюсь к пособиям авторов, которые опираются на современные подходы в развитии, обучении и воспитании школьников (Шипицыной Г.М., Пахновой Т.М., Власенкова А.И., Лозинской Т.П., М.Н. Панов и др.).

Возможность формирования познавательных УУД заключается в том, что работа с текстом формирует читательскую культуру и информационную компетенцию, развивает исследовательские умения, а также умения обобщать, выделять главное, реферировать и структурировать информацию. Чтение и анализ текста предполагают выполнение интегрированных коммуникативных (направленных на развитие навыков говорения, письма, аудирования) заданий. В процессе их выполнения  учащиеся вступают и участвуют в межличностном общении, учатся аргументировать свою точку зрения, убеждать, договариваться, находить общее решение. Текст при текстоцентрическом подходе рассматривается как продукт речевого общения, характеристики его определяются прежде всего ситуацией общения.

Люди вступают в общение, имея определенную цель (коммуникативные намерения): обменяться информацией, убедить в чем-либо партнера, побудить его к действию, внушить ему что-либо.

В процессе обучения английскому языку чтение, с одной стороны, является ведущим инструментом формирования языковых и речевых и умений, а с другой, выступает как цель обучения, предусматривающая формирование и развитие всех видов чтения и основных УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

В тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает новые знания и ценности, духовную культуру народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Наконец: чтение, понимание, интерпретация текста – это основные общеучебные умения, благодаря которым возможно обучение вообще.

                                            Технология опыта

Работа с текстом является одним из важнейших видов коммуникативно- познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из письменного текста. При обучении иностранному языку, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущие место по своей важности и доступности.

Цель опыта сформировать у обучающихся высокий уровень коммуникативной компетенции при работе с англоязычными текстами. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить специфику обучения работы с текстом на английском языке;
  • обосновано использовать культуроведческие комментарии к иноязычным текстам для преодоления трудностей социокультурного плана, испытываемых обучающимися;
  • теоретически обосновать целесообразность использования текстоцентрического подхода, который способствует преодолению трудностей, возникающих при чтении текстов на английском языке.

Предлагаю Вашему вниманию примеры упражнений и приемов работы с текстом, демонстрирующие возможности текста, как инструмента решения различных речевых задач и формирования УУД:

  • анализ заголовка, перефраз, соотнесение пословиц с заголовком и содержанием текста
  • структурирование текста (деление на части);
  • составление плана (например, цитатного, в настоящем/прошедшем времени);
  • преобразование текстовой информации в табличный формат;
  • пересказ текста с опорой на ключевые слова, таблицу; по плану подробно и выборочно;
  • пересказ текста от лица автора или одного из героев;
  • вопросно-ответные упражнения (ответы на вопросы по содержанию; составление своих вопросов, распределение вопросов в логическую последовательность);
  • преобразование        текста        одного        вида        в        другой (например, превращение текста-объявления в текст-повествование);
  • инсценирование,        драматизация        (такая        форма        работы особенно актуальна в рамках дополнительного образования);
  • составление электронных презентаций (такие задания способствуют эмоциональному запоминанию и отработке языкового материала).

Необходимо отметить, что представленные формы работы с текстом, используемые с учетом возрастных особенностей и уровня языковой подготовки обучающихся, способствуют овладению рациональными приемами чтения, формированию умения определить нравственный смысл текста, повышают уровень общего речевого развития. Но самое главное -   определяет ценность такой стратегии работы с текстом, - это изменение отношения к сложному предмету как доступному и увлекательному.

            Результативность опыта

Обучение работе с текстом – одна из актуальных проблем, которая не вызывает сомнений, так как без освоения этого навыка невозможно ждать удовлетворительных результатов в остальных видах речевой деятельности.

Так, на протяжении ряда лет я работаю по  УМК ««Rainbow English» для 2–11 классов общеобразовательных учреждений. Авторами учебника являются О.В. Афанасьева, М.И. Михеева в соавторстве с К.М. Барановой, выпускается издательством «Дрофа». Данный УМК реализуют личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и деятельностный подходы в обучении английскому языку. В книгах для учителя подробно прописана технология обучения чтению. Разработаны задания по чтению с точки зрения их направленности на формирование универсальных учебных действий.

В УМК для преодоления трудностей понимания текстов предлагаются опоры для понимания. Они весьма разнообразны. Большую помощь оказывает заглавие, раскрывающее предмет изложения, и наличие иллюстраций. Также помощь оказывают слова- реалии, представленные географическими названиями, именами собственными, общеизвестными историческими фактами, событиями, цитатами из классической литературы и многое другое.

Среди лексических опор особое место занимают так называемая мотивированная лексика и слова, значение которых ясно из контекста. В состав мотивированной лексики входят слова, производные от ранее изученных, интернациональные слова, конвертированные слова, известные слова в новом значении.

Существуют и логико-смысловые опоры, т.е. грамматические структуры, которые передают отношение принадлежности, места, времени.

Анализ показывает, что выполнение заданий подобного рода способно научить школьников проводить анализ, синтез, классифицировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать структуру текста, выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность. Одним из значимых результатов является рост мотивации школьников к сознательному изучению иностранного языка, что способствует росту их самообразования и саморазвития.

Результатами моей педагогической деятельности являются достижения моих учеников. Ребята -  участники, призёры Всероссийской олимпиады школьников, успешно занимаются исследовательской деятельностью, выступают на Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Моя малая родина: природа, культура, этнос», частые участники, призёры Открытого республиканского фестиваля иностранных языков, районных мероприятий.

Обобщение и распространение опыта происходит:

  • На        заседаниях        школьного,        муниципального, республиканского методических объединений учителей иностранных языков;
  • На открытых уроках, мастер-классах школьного, муниципального
  • и  республиканского уровней;
  • В публикациях в печатных изданиях, электронных СМИ, на личном и школьном сайтах;
  • При участии в конкурсах.

Считаю, что необходимо учитывать условия для успешного формирования УУД при обучении чтению на уроках английского языка. К ним относятся обеспечение последовательности в освоении учащимися коммуникативных действий, при учете возрастных психологических особенностей развития детей. Также важна педагогическая компетентность учителя. Подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: Аркти, 2004. 189 с.

  1. Лозицкая А. И. Формирование и развитие стратегий смыслового чтения

при просмотровом чтении // Актуальные задачи педагогики: материалы VII

Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой

ученый, 2016 С. 86-88.

  1. Фокина Т.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект

лекций. М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009 158 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». Описание педагогического опыта по теме «Учитель блогер»

Пояснительная записка к методическому семинару по теме: «Учитель – блогер».   Подготовил: учитель обществознания высшей квалификационной категории Нурга...

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы (2021)

Проектная деятельность на уроках способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организац...

Описание педагогического опыта 2021

В наше время, как никогда раньше, в методике преподавания иностранных(английского)языков, остро встала проблема обучения работы с текстом. Научить школьников работать с текстом - одна из важнейших зад...