Методические рекомендации к лэпбуку "Мир чудесных слов"
методическая разработка

Соколова Лариса Анатольевна

      Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в организации инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми  нарушения речи от 4 до 7 лет по многим лексическим темам образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Методические рекомендации

по использованию дидактического пособия «Мир чудесных слов»

для познавательного и речевого развития

детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7 лет)





                                                          Подготовила: Соколова Лариса Анатольевна

                                                                                                     учитель-логопед

пгт. Малиновский

2020 год

Содержание

Аннотация ……………………………………………………......................................3

Пояснительная записка…………………………………………………………………5

I зона – «Лексические темы» …………………………………………………….........7

II зона – «Расскажи сказку» ……………………………………………………….….13

III зона – «Дидактические игры» ……………………………………..……………...14

Литература …………………………………………………………………….……….15

Аннотация

       Дидактическое пособие (лэпбук) предназначено для осуществления познавательного и речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7лет). Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО.  Использование пособия в ДОУ способствует развитию фонематического слуха, словаря, лексико-грамматического строя, связной речи и познавательных процессов. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности по «Развитию речи», в совместной  деятельности взрослого и ребенка, индивидуально и подгруппой детей, а также для проведения педагогической диагностики. 

      Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в организации инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми  нарушения речи от 4 до 7 лет по многим лексическим темам образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДО.

Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:

  • Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
  • Широкий возрастной диапазон участников;
  • Насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
  • Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
  • Трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
  • Доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
  • Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.

В основу дидактического пособия положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.

Все эти, вместе взятые игры, одновременно с автоматизацией и дифференциацией звуков, оказывает положительное влияние на развитие психических процессов, повышается познавательная активность, а так же уровень логического мышления.

Обучающие игры, которые помогут ребенку познакомиться с большим и интересным миром. Каждая игры посвящена одной теме. В игровой форме ребенок знакомится с каждой темой, учится соотносить предметы, развивает словарный запас, лексико-грамматический строй, развивает логику и память.

Дидактическое пособие «Мир чудесных слов» способствует возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.

На обложке дидактического пособия находятся Букварики. Они вместе с малоактивными детьми путешествуют по разным лексическим темам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия и усложняться задания. Такие действия способствуют развитию тактильных ощущений, совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, тесно связаны с развитием речи.

В непрерывной образовательной деятельности пособие выступает, как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны для учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми с ТНР от 4 до 7 лет, а также для родителей воспитанников, для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых. В пособии представлены наглядно-игровые средства, применяемые на логопедических занятиях по разным направлениям работы (формирование произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия и обучение грамоте).  

Пояснительная записка

Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей с ТНР, снижение познавательной активности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное  дидактическое пособие – лэпбук «Мир чудесных слов».

Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей с ТНР  и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает педагогам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной и речевой активности. 

Цель пособия: создание условий для познавательного и речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
  3. Формировать соотношение числительных с существительными и прилагательными, формы предмета и цвета.
  4. Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать и дифференцировать звуки речи.
  5. Формировать умение составлять последовательный рассказ с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать диалогическую и связную речь,  познавательные  процессы (разные виды восприятия, внимания, памяти, мыслительные операции.

Коррекционно- воспитательные задачи:

  1. Воспитывать отзывчивость, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками.

Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка.

В 4- 4,5 лет ребенок составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Использует сложные предлоги (куда, когда-то, после, вместо и т. д.). Полностью сформировано фонематическое восприятие (выделяет звуки из слов, делит слова на слоги, подбирает слова на заданную букву и т. д.).

С 4 до 5 лет исчезает смягченное произношение. В речи появляются наречия, причастия. Появляется самостоятельная речь, может пересказать сказку. Знает обобщающие слова (одежда, обувь, животные, птицы и т. д.).

После 5 лет - 6 лет совершенствуются все стороны речи: правильно составляет предложения, правильно говорит окончания слов, согласует без ошибок существительные с предлогами, прилагательными и другие части речи. Также с этого возраста должно быть правильное произношение всех звуков речи, в том числе и [р]. Словарный запас составляет до 3500 тысяч слов. Правильно определяет падежные окончания. Фразы развернутые. Может описать явления и предметы, описать картинки, что изображено, составить небольшой рассказик, рассказать сюжет мультфильма или сказки.

К 7-ми годам ребенок должен правильно и четко говорить все звуки речи, правильно составлять предложения, в которых преобладают существительные, глаголы, прилагательные, наречия, причастия, союзы. В этом возрасте дети могут  из увиденного или услышанного сделать вывод, например, прослушав сказку. Описывает серии картинок или сам придумывает рассказ. Может читать.

С 7-лет ребенок овладевает чтением и письмом. Происходит дальнейшее развитие грамматической, лексической, звуковой сторон речи. Совершенствуется монологическая и диалогическая речь, фразовая речь. Бурно развивается мышление, внимание, память. Ребенок учится рассуждать.

Предполагаемый результат:

Для детей 4 - 5 лет.

Познавательное развитие:

 Ребёнок может обобщать понятия по лексическим темам и классифицирует предметы и объекты по определённым признакам и устанавливать связь между явлениями природы.

 «Речевое развитие»:

Ребёнок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;  ребёнок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трёх-четырёх простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребёнка интонирована.

Для детей 5 - 6 лет.

Познавательное развитие:

У ребёнка сформированы обобщающие понятия по лексическим темам; ребёнок умеет обобщать предметы по определённым признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы.

«Речевое развитие»:

Ребёнок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме; ребёнок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятие; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных,  дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов,  глаголы с приставками; понимает смысл отдельных предложений,  хорошо понимает связную речь без ошибок, дифференцирует как оппозиционные звуки,  не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.

Характеристика дидактического пособия.

Данное пособие представляет собой папку скоросшиватель, в которой собран разнообразный дидактический материал по лексическим темам. Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся   при помощи ленты-липучки.

I Зона- « Лексические темы»

1. Овощи

Цель: сформировать у детей представление об овощах, представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей. Обогащать и развивать словарный запас.

Ход игры: нужно помочь кролику собрать урожай овощей на грядках. Ребенок должен собирать урожай и называть овощ, который он сорвал.

Игра «Один-Много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Ход игры: педагог называет овощ в единственном числе, а ребенок называет его во множественном числе.

 Составление рассказа по картине «Уборка овощей»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород».

Развитие диалогической речи, расширение представлений о важности труда взрослых, совершенствование грамматического строя речи.

2.Фрукты

Цель: сформировать у детей представление о фруктах, о том, где они растут.

Ход игры: помочь папе Свинке собрать большой урожай фруктов, нужно ребенку помочь фрукты погрузить в тележку, при этом проговорив какой фрукт он грузит.

Игра «Какое варенье? Какой сок?» 

Цель игры: Формировать умения подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.

Ход игры: детям задается вопрос, какое это варенье или какой сок? Ребенок должен по картинке на банке или стакане, на которых нарисованы фрукты, определить какой это сок или варенье и дать правильный ответ.

Составление рассказа  по картине «Фруктовый сад»

Цель: создание условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление.

3.Грибы

Цель: Закрепить представление о грибах, научить детей различать съедобные и ядовитые гриб, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развить словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, зрительное восприятие.

Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением четырех грибов. Дети должны назвать лишний гриб и обосновать свою точку зрения.

Игра «Где находится гусеница?»

Цель: уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.

Формирование умения составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.

Ход игры: Педагог предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые очень любят прятаться. Дети называют местоположение гусениц относительно грибочка, используя предлоги.

Составление рассказа  по картине «За грибами»

Цель: развитие диалогической и связной речи.

4.Одежда

Цель: уточнение, расширение и  закрепление представления по теме одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Развитие связной речи.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку одеть девочку и мальчика при этом придумать имена мальчику и девочке. Из красной и голубой  корзинки, в которых лежит одежда, при этом задавая ребенку наводящие вопросы. Что он одевает? Какого цвета, и из каких деталей состоит?

Игра «Из чего, какой?»

Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных)

Ход игры: Педагог читает предложение, из чего мама сшила разную одежду, а ребенок называет, какая это одежда.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развить зрительное внимание и восприятие, мышление, связную речь, умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ход игры: попросить ребенка посмотреть внимательно на три  ряда картинок и  рассказать, какая из них в каждом ряду лишняя и почему.

Игра «Чего не хватает»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в форме родительного падежа.

Ход игры: Посмотреть на картинку, запомнить, что на ней изображено. Закрыть глаза и ответь на вопрос: «Чего не хватает?»

Игра «Расскажи об одежде по мнемотаблице»

Цель: Развитие связной речи. Составление описательного рассказов об одежде по предложенной мнемотаблице.

5.Зимующие птицы

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах;  вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы», формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.

Игра «Сосчитай-ка птичек»

Цель: развитие элементарных математических представлений, совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными.

Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных птиц, а дети согласовывают существительное с числительным.

Игра «Назови части тела птиц»

Цель: познакомить и закрепить в речи детей, названия частей тела птицы.

Ход игры: педагог показывает картинку с изображением птицы и  части тела, а дети

должны назвать ту часть тела, на которую указал педагог.

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: учить сравнивать разных птиц, развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие, знакомить детей с зимующими птицами.

Ход игры: ребенок смотрит на птицу в левом столбике и должен найти  своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Дидактическая игра «Кто, чем питается?»

Цель: закрепить знание детей о зимующих  птицах и рационе питания

Ход  игры: В кормушке, на которой сидят птицы находятся  различные виды корма: пшено, семечки, корка хлеба, сало, шишки кедровые, просо. Задача детей – распределить корм для зимующих птиц.

Составление рассказа по картине «Птицы у кормушки»

Цель: Развитие связной речи.

6.Транспорт

Цель: Познакомить детей с различными видами транспорта (водный, наземный, воздушный, специальный транспорт. Упражнять детей в умении классифицировать транспорт по видам.

Ход игры: Для проведения игры используются предметные картинки с разными видами транспорта (грузовой, легковой, спецтранспорт). Рассматривая картинки вместе с детьми, педагог задает вопросы:

- На каком транспорте перевозят грузы?  

- На каком транспорте ездят пассажиры?

- На какой машине поедем в больницу, на пожар, чистить снег, на стройку и др. Отвечая на вопросы, дети называют вид транспорта и выбирают соответствующие картинки, группируя их по видам транспорта.  

Игра «Сосчитай-ка транспорт?»

Цель: закрепление согласования числительных с существительными

Ход игры: Детям предлагается сосчитать количество транспорта и правильно согласовать  с существительным.

Игра «Отгадай, кто, на чем поедет?»

Цель: Формировать зрительное внимание, произвольное регулирующие движение руки, развивать мелкую моторику.

Ход игры: на картинке слева нарисована семья, справа - виды транспорта. Слева направо тянутся линии. Педагог предлагает детям узнать, на чем едут члены семьи.

Составление рассказа по картине «На перекрестке»

Цель: Развитие связной речи.

7. Рыбы

Цель: Расширить представление об аквариумных рыбках, формировать представление о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни повадках.

Игра «Определи место обитания рыбы»

Цель: развивать умение классифицировать рыб по месту их обитания,

стимулировать познавательную активность детей, интерес к аквариумным, пресноводным рыбкам

Ход игры:  попросит ребенка провести пальчиком от каждой рыбы к месту ее обитания (море, река, аквариум).

Игра «Описание рыбки по мнемотаблице»

Цель: Составление описательных рассказов о рыбах. Развитие связной речи.

Составить рассказ по серии картинок «Как кот хотел рыбу украсть»

Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.

8.Домашние животные

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных  с суфиксами –онок,-енок,-ат,-ять).

Игра «Кто что ест»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи.

Ход игры: попросит ребенка рассказать, какое домашнее животное что ест.

Игра «Назови маму и детеныша»

Цель: формировать умение детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей.

Ход игры: попросить ребенка назвать маму и детеныша домашнего животного.

Составить рассказ по серии картинок «Проказник - котенок»

Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.

9.Дикие животные

Цель: научить узнавать животных на картинке и называть их, закрепить знания детей о диких животных и месте проживания.

Игра «Где, чей хвост?»

Цель: Развитие познавательного интереса, способность концентрировать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных)

Ход игры: попросить ребенка назвать, чей хвостик он видит.

Игра «Назови маму и детеныша»

Цель: формировать умение детей узнавать и называть диких животных и их детенышей.

Ход игры: попросить ребенка назвать маму и детеныша дикого животного.

Составить рассказ по серии картинок «Находка»

Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.

10. Деревья

Цель: знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развить наглядно-образное мышления детей , а так же моторику и ориентацию на листе бумаги, уметь различать и называть листья деревьев.

Ход игры: педагог читает текст: «Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Назови, кто какой лист нашел? Ребенок пальчиком проводит по линии от каждого зверя до листочка, который он собрал и называет его. {Белочка нашла зеленый дубовый лист)

Упражнение «Закончи предложения нужными словами»

Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов 

Ход игры: педагог читает предложение, а ребенок должен закончить его нужным словом.

Составление рассказа по картине «Летом в лесу»

Цель: Развитие связной речи.

11.Насекомые

Цель: познакомить детей с различными насекомыми, с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который они приносят.

Упражнение «Считай и называй».

Цель: закрепление согласования числительных с существительными

Ход игры: Детям предлагается сосчитать количество насекомых и правильно согласовать  с существительным.

Упражнение пересказ сказки «Муха-Цокотуха»

Цель: систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Развитие связной речи.

Ход игры: Предложить ребенку посмотреть на картинку и задать ему вопросы:

Назови всех насекомых?

Из какой сказки они пришли?

Вместе с ребенком перескажи те эту сказку.

Сказка «Муха-Цокотуха» К. Чуковский

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

‘Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!’

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла:

‘Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?’

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

‘Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

‘Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!’

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

‘Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!’

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

‘Слава, слава Комару —

Победителю!’

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей, —

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

‘Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!’

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Составление рассказа по картине «На полянке»

Цель: Развитие связной речи.

12. Мебель

Цель: учить понимать обобщающее слово «мебель»; расширять и активизировать словарь по данной теме.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух.

Ход игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.

 

Игра «Один-много»

Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Ход игры: Педагог называет мебель в единственном числе, а ребенок называет его во множественном числе.

Упражнение «Расскажи о мебели по мнемотаблице»

Цель: Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о мебели по мнемотаблице.

II. Зона - «Расскажи сказку»

1.Сказка «Теремок»

2. Сказка «Бычок смоляной бочок»

3.Сказка «Лисичка со скалочкой»

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, связную речь, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.

Ход игры: попросить ребенка рассмотреть картинки и расставить их по порядку.

После тока как картинки будут расставлены пересказать последовательно сказку.

4.Игра-театрализация по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-театрализации, учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать, развивать образное мышление, актёрские способности, побуждать детей к активному общению, умение строить диалог; способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу.

Ход игры: На полотне дети расставляют героев сказки и друг за другом обыгрывают сюжет сказки.

III.Зона –Дидактических игр

Игра «Пальчиковые шаги»

Цель: Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений.

Ход игры: ребенок пальчиками шагает по линиям или кружкам, проговаривая за педагогом стихотворение.

Игра «Богатей-ка»

Цель: Учить детей согласовывать числительное с существительным, автоматизация и  дифференциация  поставленных звуков.

Ход игры: Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет и перемешивает три игральных кубика, лежащие в ладошках. Затем игрок выбрасывает на стол кубики и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками. После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)

Игра «Менялка»

Цель: научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи.

Ход игры: На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Согласование прилагательного с существительным. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное поле. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Была машинка желтого цвета, стала зеленая.


Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 240 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный ...

Классный час "Дружба-какое чудесное слово"

Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....

Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"

Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...

Лингвистическая игра "В стране чудесных слов"

Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;р...

Классный час "Дружба - чудесное слово!"

Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...