Уроки в игровой форме
методическая разработка

Уроки в игровой форме помогают детям раскрыть свои знания лучше

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klub_veselyh_i_nahodchivyh.docx20.44 КБ
Microsoft Office document icon urok-puteshestvie.doc50.5 КБ
Office presentation icon urok_puteshestviya1.ppt803 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Клуб веселых и находчивых»

Тема: Итоговый урок по теме «Причастие»

Цели:

  • Повторить основные теоретические сведения о причастиях.
  • Совершенствовать орфографические навыки.
  • Развивать речь учащимся, умение составлять текст на лингвистическую тему.
  • Развивать навыки нахождения речевых ошибок, связанных с неправильным употреблением причастий.
  • Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за других.

Предварительная подготовка:

Учащиеся:

  1. Придумать название команды.
  2. Приветствие.
  3. Сделать карточку сигнальную.
  4. Написать лингвистическую миниатюру о причастиях (можно инсценировать).

Учителю:

  1. Выбрать Неряху, 4 рисунка от Неряхи.
  2. Нарисовать рисунок: облака, солнце, на дереве обезьяна.
  3. Сделать 4 порванные шпаргалки с правилами.
  4. Придумать текст с ошибками.

Оформление доски:

        Клуб веселых и находчивых

Эпиграф: …

1 задание для разминки – 2 задание – 3 задание

Ход урока:

(Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»)

Учитель: Доброе утро! Сегодня нас ждет не обычный урок, а заседание клуба веселых и находчивых. Пятачок из сказки о Винни-Пухе говорил: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-тарам, тарам-парам, на то оно и утро!» Послушаемся этого совета и с утра пораньше отправимся в гости к удивительной части речи – Причастию. Какие же команды готовы это сделать и не боятся каверзных вопросов о столь сложном, но одновременно и прекрасном жителе страны «Морфология».

1 конкурс – «Привестствие».

(5 баллов за выступление, по 1 б. + за оригинальность, находчивость, связь с темой)

Учитель: Для начала проверим, так ли хорошо вам знакомо Причастие.

2 конкурс – «Разминка».

  1. Во что превратятся данные прилагательные, если в них «ч» заменить на «щ».

Висячий, горячий, лежачий, ползучий, сидячий, текучий.

(в действительные причастия наст. Вр.)

  1. В следующих примерах заменить прилагательные на причастия прош. Вр.

Белый парус – белевший

Темный лес – темневший

Шумный поток – шумевший

Зеленая береза – зеленевшая

Желтое поле – пожелтевшее

Спелая ягода - поспевшая

  1. Придумать предложения по схемам

П.о. x.

X п.о.

  1. Назовите номер словосочетания, где встречается 3 орфограммы по теме «Причастие»
  1. Не вспаханное поле.
  2. Сучья, собранные для костра.
  3. Жаренная в масле рыба.

(оценка за правильный ответ – 2 балла)

Учитель: (появляется Неряха) Кто это к нам пожаловал? Да никак это Неряха? Как ты выглядишь? Неужели ты ничего не замечаешь?

Неряха: Я что я должен замечать? Подумаешь, причесаться и умыться не успела; я одна об этом забываю? А белье чистое совсем незачем носить, все равно испачкается. Пуговицы болтаются, так сейчас это модно, может я панкую! Ногти грязные, ну и что, никакой маникюр не нужен, а ботинки заляпала по уважительной причине: на дороге в школу грязи по уши, сменную обувь ведь тяжело носить.

Учитель: мы не должны быть людьми, равнодушными к Неряхе, закрывающими на все глаза, давайте укажем на ее небрежность. Используйте для этого краткие причастия с частицей не и не забудьте написать эти причастия правильно.

3 конкурс – «Кто больше?»

(Команды пишут на листочках и сдают их учителю, у кого больше причастий – 2 балла. Пока учитель считает, Неряха приводит себя в порядок)

Учитель: Видите, ребята, как наши слова повлияли на Неряху.

Неряха: Да я не всегда такая, это случайно так получилось. Ну раз уж я к вам попала, не могли бы вы меня выручить. Скоро у меня зачет по теме: «Причастие». Вчера весь вечер шпаргалки писала, а утром как глянула и ахнула, младшая сестренка постаралась – вот что от шпаргалок осталось. Может вы восстановите правила, не в службу, а в дружбу. А?

Учитель: Что, ребята, поможем Неряхе?

4 конкурс – «Восстанови правило».

(за правильное восстановление – 2 балла)

  1. Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Что делающий? Что сделавший?
  2. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени первого спряжение с помощью суффиксов -ущ, -ющ и второго спряжение с помощью суффиксов -ащ, -ящ.
  3. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени, первого спряжения с помощью суффикса -ем(-ом) и второго спряжение с помощью суффикса -им.
  4. Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам, то есть склоняются. Причастия, как и глаголы, имеют вид, могут быть возвратными и невозвратными, имеют время – настоящее и прошедшее.

(ребята читают восстановленное правило – 2 балла)

Учитель: Теперь тебе все понятно?

Неряха: Да уж, шпаргалки будут что надо. А все равно я не верю, что вы такие умные. Я вот сейчас проверю. Можно?

Учитель: Конечно! Мы несколько недель эту тему изучали, чему-то да и научились.

Неряха: Пусть-ка капитаны сюда выйдут. Справятся с моим заданием, подарю им свои работы. Я ведь художник неплохой. Вот вам рисунок, придумайте по нему словосочетания так, чтобы в них обязательно были причастия.

(капитаны на листочках пишут словосочетания, побеждает тот, у кого больше и правильно – 2 балла)

5 конкурс – «Капитаны»

Неряха: Капитаны-то молодцы. Вот им награды – мои рисунки. А теперь я всю команду проверю. Можно?

Учитель: Пожалуйста, проверяй.

Неряха: Я тоже не лыком шита. Кое-что умею делать. На днях сочинение написала, красивое-красивое. Заслушаетесь! Всем командам по экземплярчику выделяю. Учитесь, как писать надо. Ну вот, слушайте.

(Неряха читает текст)

Неряха: Однажды летом пошла я с подругой с лес. В руках у нас были большие корзины, плетенными моим дедушкой. Я, закаляющая с младенчества, всегда здорова и бодра. Поэтому мы в два счета дошли до располагаемого вблизи нашего дома лестного массива. На деревьях уже появились первые желтые листочки, растущих по обе стороны дороги. Вдруг мы увидели загадочную избушку. Осторожно подошли к маленькому домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. «Неужели жилище Бабы-Яги?!» - сказала я подруге. Ножки у хижины были, труба, а на ней ворон сидел. Но меня ничто не испугало. Смело открыла я дверь и решительно вошла в избушку. В комнате с потемневшими от дыма стенами стоял огромный стол, а на нем грибов видимо-невидимо. Вдруг из-за печки появился старичок, да такой приветливый. Оказалось, это лесник. Он нас и чаем угостил, и лес показал и наши необъятные корзины грибами наполнил. Еще не раз ходили мы в этот уютный домик и помогали леснику, оберегающемуся красоту дивного леса.

Ну как?

Учитель: По-моему, неплохо, но вот с причастиями немного Неряха напутала. Помогите ей.

6 конкурс – «Исправь ошибки»

(за каждую ошибку – 1 балл)

Учитель: Знаешь, Неряха, а ведь ребята тоже сочиняли дома. Может теперь послушаем, что у них получилось.

Неряха: С удовольствием.

7 конкурс – «Сказка о Причастии»

(оценки – за содержание – 5 баллов)

Учитель: Все имеет свое начало и свой конец. Пора завершить наше заседание Клуба веселых и находчивых. Поздравляю команду … с победой, а другим советую не огорчаться – впереди новые игры и конкурсы.

Неряха: А про меня забыли? Вы так интересно пишете, я хочу получить от вас письма, где вы напишете о своих впечатлениях о сегодняшней игре и обо мне, конечно. Хорошо?

Учитель: Что ж, уважим Неряху, письмо ей и будет вашим домашним заданием.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

(5 класс)

 

Цели:

        - повторение и систематизация знаний учащихся по теме «Фонетика»;

          - закрепление правописания безударных гласных, сомнительных        согласных, ь и ъ разделительных знаков;

          - развитие познавательной активности учащихся, творческого мышления,  внимания;

          - развитие умения использовать полученные знания на практике;

          - расширение словарного запаса учащихся;

           -воспитание любви к русскому языку, к слову, культуры речи.

 

Технология: игровая.

Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания; тестирование, работа с дидактическим раздаточным материалом.

Ход урока

1. Орг. момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!

2. Повторение сведений о фонетике, графике, орфоэпии и орфографии.

  Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама гремит посудой на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

-На предыдущих уроках мы путешествовали по стране Фонетике. Сегодня мы должны вспомнить все, что мы там видели, с чем познакомились, о чем узнали. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока. (Слайд№1)

(Слайд № 2) – карта страны Фонетики.

Далеко – далеко на самом краю Земли (там, где небо сливается с линией горизонта), раскинулась волшебная страна Фонетика. Высокие горы и теплые моря защищают её от северных ветров. Благодатный край.

-Скажите, с какими другими странами граничит Фонетика? (Графика, Орфография, Орфоэпия).

- Кто живет в каждой из этих стран? (В Фонетике – звуки, в Графике – буквы, в Орфографии – правила, орфограммы, в Орфоэпии – правила произношения).

О каждой из этих стран мы сегодня вспомним.

-Итак, жителями Фонетики являются звуки, а жителями Графики - буквы. Чем они отличаются друг от друга? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем).

А по именам они отличаются?

Задание 1. Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й. (Слайд № 3)

Задание 2. Мы знаем, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Составьте как можно больше слов из букв: к, л, н, о, у, а. (Слайд № 4)

-Проверим, сколько слов вы составили. Положите ручки. Прочитайте слова.

-Какой главный город в Графике? (Алфавит)

-Что такое алфавит?

-Для чего нужно знать алфавит?

 

Задание 3. Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите  в алфавитном порядке.

(Слайд № 5)

ТГАНЕ,  ТИБН,  ЩОБР,  НЕТО, ТИСА.

(АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ)

 

А может ли один звук поменять значение слова? Приведите примеры (кит - кот, дом- дым).

Задание 4. (Слайд № 6-7-8)

 Разгадайте метаграмму.

 Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук(букву) другим.

1б мучительной бываю,

  С м одежду пожираю,

  С р актёру я нужна,

   С с я повару важна.

2.Хоть и мала я ,но вгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но к и ц перемени -

Я по болоту зашагаю.

Мы можем сделать вывод, что звуки могут различать слова по смыслу. Если бы этого не было, могло бы получиться вот что (догадайтесь, какие слова должны быть на месте неправильных) (Слайды 9-20):

        

Закричал охотник: “ОЙ!

 Двери гонятся за мной! (звери)

Посмотрите-ка, ребятки,

 Раки выросли на грядке! (маки)

Тает снег. Течет ручей.

 На ветвях полно врачей. (грачей)

Старый дедушка Пахом

 На козе скакал верхом. (коне)

На пожелтевшую траву

 Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла

 По дороге вдоль села. (с дочками)

Синеет море перед нами

 Летают майки над волнами. (чайки)

Итак, роль звуков как смыслоразличителей очень велика.

Вспомним все, что мы знаем о звуках.

Задание 5. (Слайд 21-22 ) Восстановите схему «Классификация звуков»: звуки речи – гласные и согласные, гласные – ударные и безударные, согласные – мягкие и твердые, глухие, звонкие и сонорные.

-Всегда ли совпадает в слове буква, которую мы пишем, со звуком, который мы произносим?

-Какая позиция сильная и слабая для гласных и согласных?

-Что надо знать, чтобы  не ошибиться в написании буквы?

-В каком разделе науке о языке изучаются правила написания букв?

Задание 6: Работа с текстом. (раздаточный материал)

   

-  Прочитайте.

-  Ребята, докажите, что это текст.

   -   О ком он?

-   Что это за произведение?

(Слайд№ 23)

    Каштанка  беспомощ..но  бегала вза..  и  впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Задание:

   1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их       обозначьте.

2)Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

4) Сделайте фонетический разбор слова.  ( 1в - снег, 2в - подъезд )      

 

-Ребята, путешествуя по стране Фонетика, мы обнаружили записку. (слайд№ 24)

« Нас ведут в темницу…  Надеемся незаметно выронить по дороге эту записку… Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве, пройдя через весь лабиринт. Верный путь  только один!  Он отмечен словами, в которых мы, несчастные пленницы, обозначаем сразу 2 звука – [й`] и гласный звук. Ищите такие слова! Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно собрать разные слова, но они не откроют двери нашей темницы… Ждём помощи!»

Е, Ё, Ю, Я

-Найдите ключ от темницы в лабиринте и спасите жителей страны Фонетика. Задание 7: работа с картой лабиринта. (Слайд № 25)

-Слова важно не только грамотно писать, но и произносить.

- Как называется раздел науки о языке, который учит правильно ставить в словах ударение и правильно произносить их? (Орфоэпия)

Стих

1.Кто с правилами дружен,

Тот твёрдо убеждён:

Фарфор нам очень нужен,

А фарфор не нужон.

2.Купить мы можем творог

И превратить в творог,

Но превращать в каталог

Не стоит каталог.

3.И если в магазин вдруг

Портфели завезли,

То не ходи в магазин,

Не купишь портфели.

4.Когда мы на машине,

Летим во весь опор,

То нас везёт не шофер,

А нас везёт шофёр.

5.И пусть нигде не будет

Секретом для ребят,

Что в парке не статуи,

А статуи стоят.

6.А если вы в театр

Явились, например,

То не ходите в партер,

Пожалуйте в партер.

7.Про наши наставленья

Ты, школьник, не забудь

И в школе к удареньям

Внимательнее будь.

8.К ним относись серьёзно,

Не ставь их кое-как,

Иначе будет поздно,

Ты попадёшь впросак.

Задание 8: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (Слайд№ 26-27)

1) дОсуг      2)звонИт        3)магАзин       4)свеклА

Произнеси слова!

Досуг, звонит, магазин, свёкла,    фарфор,    каталог, портфель, шофёр, статуя, партер.

  3.Подведение итогов урока.

-Наше путешествие подходит к концу.

-Что интересного было сегодня на уроке?

-Что вы повторили?

-Что нового вы узнали?

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание: составить задания игрового характера на тему «Фонетика». (Слайд №28)

Раздаточный материал

  Каштанка  беспомощ..но  бегала вза..  и  впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков.

    Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Задание:

   1)Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически их       обозначьте.

2) Найдите и подчеркните 2 слова, в которых букв меньше, чем звуков.

2) Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

4) Сделайте фонетический разбор слова.  ( 1в - снег, 2в - подъезд )

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение изученного по теме «Фонетика» 5 класс Урок-путешествие

Слайд 2

Фонетика Графика Орфография Орфоэпия Алфавит

Слайд 3

Задание 1. Назовите звуки и буквы: Б [Б] Л [Л] Ш [Ш] К [К] Т [Т] Р [Р] Й [Й]

Слайд 4

Задание 2. Составьте как можно больше слов из букв: к л н о у а

Слайд 5

Задание 3. Расположите буквы по порядку их следования в алфавите русского языка, полученные слова также запишите в алфавитном порядке. ТГАНЕ,ТИБН, ЩОБР, НЕТО, ТИСА. АГЕНТ, АИСТ, БИНТ, БОРЩ, ЕНОТ.

Слайд 6

Задание 4. Разгадайте метаграмму. Метаграмма - это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук(букву) другим.

Слайд 7

С б мучительной бываю, С м одежду пожираю, С р актёру я нужна, С с я повару важна. ( Б оль — М оль — Р оль — С оль)

Слайд 8

Хоть и мала я ,но вгляни: Весь мир в себе я отражаю. Но к и ц перемени - Я по болоту зашагаю. ( К апля - Ц апля)

Слайд 9

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

Слайд 10

Закричал охотник: «Ой! Звери гонятся за мной!»

Слайд 11

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.

Слайд 12

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно грачей .

Слайд 13

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке!

Слайд 14

Посмотрите-ка, ребятки, Маки выросли на грядке!

Слайд 15

Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом!

Слайд 16

Старый дедушка Пахом На коне скакал верхом!

Слайд 17

На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву.

Слайд 18

На пожелтевшую траву Роняет лес свою листву.

Слайд 19

Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.

Слайд 20

Синеет море перед нами, Летают чайки над волнами.

Слайд 21

Звуки речи Согласные Б е з у д Задание 4. Восстановите схему «Классификация звуков»: Т В Ё Р Д Ы Е г л у х

Слайд 22

«Классификация звуков» Звуки речи гласные согласные Удар безуд тверд мягк звонк глух сонор

Слайд 23

Каштанка беспомощ..но бегала вза.. и впере.. и не нах..дила хозяина, а между тем ст..новилось т..мно. По обе стор..ны ул..цы зажглись ф..нари. Шёл крупный пушистый сне.. и красил в белое м..стовую, л..шадиные спины, ша..ки изво..чиков. Когда стало совсем т..мно, Каштанкою овладели отч..яние и ужас. Она прижалась к какому – то под..езду и стала плакать.

Слайд 24

4) Расставь ударения в словах: алфавит, сантиметр, портфель, документ, досуг, километр, магазин, предмет, звонишь, квартал, начать, понять.

Слайд 26

Задание 8: В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) д О суг 2)звон И т 3)маг А зин 4)свекл А

Слайд 27

ПРОИЗНОСИ правильно! Дос у г, звон и т, магаз и н, св ё кла, фарф о р, катал о г, портф е ль, шоф ё р, ст а т у я, парт е р.

Слайд 28

Домашнее задание Составить задания игрового характера на тему «Фонетика ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в игровой форме. Обобщение пройденного.11 класс.

Урок проходит в виде игры «Кто лучше всех знает информатику?»         по сценарию игры  ...

Компьютерная мультимедийная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме: «Десятичные дроби» МАТЕМАТИКА 5 класс.

Компьютерная презентация к повторительно-обобщающему уроку в игровой форме по теме : "Десятичные дроби", математика 5 класс...

Открытые уроки в игровой форме

Пояснительная записка к обобщающим урокам математики в форме игры "Наряди ёлку"...

Урок истории в 5 классе "Древний Восток" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока:  обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток; стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего ...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...