Самообразование
материал

Каримова Алсу Маратовна

Предварительный просмотр:

Заслушано на заседании методического совета

Протокол № 4  от 13 сентября 2020 г.

Методическая тема самообразования учителя как фактор совершенствования методического обеспечения образовательного процесса по предмету

Введение

В условиях модернизации образования школы, совершенствования качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс непрерывного профессионального образования, и как результат повышение профессионального мастерства, способствующего повышению качества знаний учащихся.

Однако эта деятельность не должна быть бессистемной и хаотичной. Осознанной, целенаправленной и системной эта деятельность будет лишь в том случае, если учитель обоснованно выберет конкретную методическую тему и составит план индивидуальной образовательной траектории.

Целью работы над методическими темами является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачами работы над методическими темами являются:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в школе инновационных процессов.

 

Индивидуальная образовательная траектории педагога может состоять из трех основных компонентов:

  • обучение на курсах повышения квалификации,
  • работа в городском и школьном методических объединениях по вопросам выбранной темы,
  • самообразование.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование  - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Работа педагогов над методической темой – это специальный комплекс мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства.

Работа педагогов над научно - методической темой - это специальный комплекс мероприятий, направленный на более глубокое преобразование, изменения в рамках приемов, методов, средств, технологий обучения основанных на инновационных подходах, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта.

Организация процесса работы над методической темой.

Однако любой процесс становится управляемым и контролируемым только в случае планомерной и систематической работы, поэтому в плане методической работы образовательного учреждения и ШМО должны отражаться:  

  • Организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный выбор методической темы педагогами и составления плана индивидуальной образовательной траектории);
  • Представление промежуточных результатов работы над методической темой (на заседаниях ШМО, педагогических чтениях, в ходе школьных методических недель и др.).
  • Ежегодные отчеты педагогов ОУ о работе над методической темой.
  • Обобщение опыта и представление итогов работы над методической темой.

Педагогические чтения, на промежуточном этапе отчета о работе над методической темой могут сыграть большую роль в общетеоретической подготовке учителя. Как показывает практика, итоги мониторинга и собеседования, далеко не всегда учителя изучают теоретические вопросы, передовой педагогический опыт. Чаще всего они действуют на основе интуиции, или «изобретают велосипед», тратя драгоценное время на изобретение того, что уже давно апробировано.

Порядок работы над методической темой, основные формы и направления деятельности.

          Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять 5 лет. Работа над методической темой состоит из четырех основных этапов:

  • планово - аналитический,
  • теоретическое исследование проблемы,
  • практическая работа по теме,
  • подведение итогов работы над темой, систематизация, обобщение и представление опыта.

                                        I этап.  Планово-аналитический.

Анализ:

  • затруднений учителей;
  • состояния УВП;
  • выявление на основе анализа, противоречий, нуждающихся в скорейшей ликвидации.

Планирование:

  • постановка целей и задач методической темы,
  • планирование этапов и содержания работы.

Итог:

  • выявление проблемы, обоснование актуальности выбранной темы,
  • план работы над методической темой (индивидуальная образовательная траектория учителя).

    II этап. Теоретическое исследование проблемы.

Изучение теоретических вопросов и передового педагогического опыта.

  • работа с методической литературой,
  • работа с Интернет- ресурсами,
  • посещение конференций, семинаров, мастер- классов, дистанционное обучение и консультирование и т.д.
  • посещение курсов повышения квалификации по модульной или накопительной системе по выбранной теме.

Итог:

  • Накопление теоретического материала лучших образцов передового и инновационного педагогического опыта.
  • Материальные продукты опыта (доклады, рефераты, статьи по изучаемой теме)
  • Представление промежуточных результатов работы на заседаниях ШМО, педагогических чтениях.

III этап.  Практическая работа по теме.

  • Практическая отработка полученных теоретических знаний.
  • Разработка технологий, форм, методов, приемов, дидактических материалов, методических рекомендаций и.т.д.  

Итог:

  • Материальные продукты опыта (статьи из опыта работы учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы, интерактивные и мультимедийные пособия, электронные тесты, контрольно-измерительные материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия и т.д.)
  • Субъектный результат для ученика (формирование новых компетенций, качество знаний, развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д.)
  • Субъектный результат для учителя (приобретение новых компетенций в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории)

IV этап.  Подведение итогов работы по теме.

  • подведение итогов работы над темой,
  • систематизация, обобщение,
  • представление опыта.

Итог:

  • Изучение и экспертная оценка опыта.
  • Продвижение и распространение опыта в соответствии с Положением о выявлении, изучении, обобщении, продвижении и распространении передового и инновационного опыта в сфере образования.

Основными формами работы над методической темой на 2-ом этапе самообразования педагога являются:

  • чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы,
  • изучение информационно-коммуникационных технологий,
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету,  педагогике, психологии, педагогических технологий,
  • общение и консультации в форумах, чатах в  Интернете,
  • решение задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы,
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, открытых уроков коллег,
  • изучение инновационных технологий и методик в процессе посещений мастер-классов,
  • подготовка сообщений, докладов, рефератов по изучаемой теме,
  • участие в дискуссиях, совещаниях, семинарах по обмену опытом с коллегами,
  • изучение современных психологических методик в процессе тренингов,
  • участие в мероприятиях курсов повышения квалификации по накопительной системе,
  • использование дистанционных форм обучения,
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету,
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету,
  • систематический просмотр тематических телепередач.

Основными формами организации методической работы над единой методической темой являются:

  • методические недели по единой теме;
  • создание творческих микрогрупп как внутри школы, так и межшкольные;
  • работа временных инициативных групп по подготовке к конференциям, педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
  • объединение ШМО как внутри школы, так и с другими школами по единой тематике;
  • педагогические чтения
  • самообразование;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • «круглый» стол;
  • консультации, анкетирование;
  • школы инновационного и передового опыта;
  • научно - методические и научно-практические конференции педагогов;
  • творческие отчеты педагогов;

           Информационно-коммуникационные технологии приобретают большую популярность среди педагогического сообщества. Напомним, каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

  • Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации.
  • Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными  проблемами.
  • Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой.
  • Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.
  • Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования.

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе учителя компьютера и Интернет – ресурсов, средств коммуникации значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения.

Результат самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • создание эффективных систем управления качеством образования, учебно- воспитательным процессом ОУ,
  • методики внедрения эффективных управленческих методик, технологий;
  • создание эффективных систем внутришкольного контроля и мониторинга,
  • методика реализации программы развития образовательного учреждения,
  • нормативно - организационное обеспечение проектов, программ и др.  
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования,
  • оптимизация и модернизация  форм, методов обучения на основе инновационных технологий,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно- коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, инновационным технологиям,
  • создание  комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • создание главы или страницы электронного учебника.
  • создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • создание сборника предметных кроссвордов.
  • разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
  • пакет административной документации методического предметного объединения
  • пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение)
  • проект  личной методической WEB - страницы.
  • проект WEB – сайта  педагогического коллектива школы.
  • проект WEB – сайта ГМО или ШМО.
  • база данных вопросов и задач по предмету,  по главам.
  • и др.

Итоги работы над методической темой изучаются, систематизируются, обобщаются, продвигаются и распространяются.

                                        Структура  работы над методической темой

1. Тема опыта.

  • Конкретность формулировки.

2. Условие возникновения, становления опыта.

3. Обоснование актуальности опыта, его практической значимости для повышения качества УВП.

4. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль, вытекающая из опыта, выделение главного, существенного в деятельности автора опыта.

Решение методического совета:

1. Учителям – предметникам школы:

1) в работе над методической темой усилить практическую направленность работы для повышения качества учебно-воспитательного процесса;

2) продолжить изучение компонентов современных образовательных технологий и применять их в работе для повышения качества образования, совершенствования педагогического мастерства и усиления личностной направленности образования.

2. Методическим объединениям:

1) вести работу по отслеживанию результатов самообразования учителей, представлению результатов на муниципальном и республиканском уровнях;

2) усилить работу по изучению, систематизации и обобщению результатов работы над методическими темами педагогов.



Предварительный просмотр:

Обоснование плана

Концепция развития специального (коррекционного) образования предусматривает введение специальных образовательных стандартов, содержание которых должно отражать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствовать современным требованиям к условиям их социализации и социальной адаптации.

Актуальность работы связана с введением в 2016 году Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее Стандарта) Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование базовых учебных действий (далее БУД) - основных образовательных компетенций: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Формирование у обучающихся базовых учебных действий должно осуществляться в учебной и внеурочной деятельности (включая коррекционную работу). Это предполагает определенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной, коррекционной работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно методик, технологий, реализации программы формирования БУД. Среди базовых учебных действий регулятивные учебные действия особенно значимы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как они обеспечивают успешную работу на любом уроке, занятии, в различных видах деятельности, на любом этапе обучения, создают условия для формирования и реализации начальных логических операций. Все это обусловливает необходимость организации специальной работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями

Таким образом, определена тема самообразования: «Формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».

 

Объект исследования – регулятивные базовые учебные действия у обучающихся с умственной отсталостью.

Предмет исследования – формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения.

Цель исследования: реализовать систему работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными  возможностями основного уровня обучения.

        Гипотеза основывается на предположении, что сформированность регулятивных базовых учебных действий обеспечит:

- положительную динамику у обучающихся;

- повысится личный профессиональный уровень.

Цель работы по самообразованию: «Повышение профессионального мастерства на основе формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС».

Задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

2.Изучить технологию формирования БУД, регулятивных учебных действий.

3.Разработать методические рекомендации, дидактический материал.

 4.Апробировать приемы в работе с обучающимися.

5.Проанализировать результаты  

6. Обобщить опыт работы.

Значимость самообразования для образовательного учреждения:

1) необходимостью создания условий для введения Стандарта в сентябре 2016 г.

2) отсутствием в настоящее время методических рекомендаций и разъяснений по разработке и реализации программы формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью;

3) недостаточным пониманием педагогами особенностей  организации работы по формированию базовых учебных действий, в частности формирования регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.        

 

Ожидаемый результат работы по самообразованию

Повышение профессиональной компетентности на основе:

-передового опыта по проблеме;

 -методических рекомендаций, методических материалов;

-систематизации и обобщении опыта;

-транслирования педагогического опыта.

 

План работы

1этап - Формирующий

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по теме;
  • Определить основные направления деятельности;
  • Отбор диагностических методов и методик формирования

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2015 - 2016

09

10

11

12

01

02

03

04

05

04

06

07

08

1

Проведение самоэкспертизы

2

Проведение диагностики   по предмету

3

Планирование работы

4

Изучение опыта коллег

5

Изучение литературы по данной теме

6

Участие в сетевом взаимодействии

7

Изучение компьютерных программ

8

Разработку показателей сформированности регулятивных БУД.

9

Анализ литературы с целью выбора методов диагностики  

2 этап - Внедрение

Задачи:

  • Отбор методов и методик формирования  регулятивных БУД
  • Апробация методов и методик в практике педагогической деятельности
  • Мониторинг

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2016-2017

09

10

11

12

01

02

03

04

05

 Планирование и подбор для учебной ситуации заданий, методов и приемов, направленных на формирование конкретного вида регулятивных учебных действий.  

1

Разработка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД  

2

Апробация методов и методик, заданий, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе

3

Проведение уроков с определением учебных ситуаций, обеспечивающих формирование регулятивных БУД 

4

Мониторинг

3 этап – Корректировки

Задача:

  • Корригировать и совершенствовать диагностический, методический материал по формированию регулятивных базовых учебных действий

п/п

Содержание работы

Сроки (год, месяц)

2017-2018

9

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Корректировка диагностик, методических материалов, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе

2

Корректировка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД  

3

Корректировка Дневника комплексного сопровождения обучающегося

 Выступление на семинарах, педсоветах

Разработка рекомендаций

Мониторинг

4 этап – Обобщение

Задачи:

  • Обобщение педагогического опыта
  • Тиражирование опыта

п/п

Содержание работы

Сроки ( год, месяц)

2018- 2019

09

10

11

12

01

02

03

04

05

1

Систематизация материала

Проведение мастер-классов

2

 Проведение мастер-классов

Разработка методических рекомендаций

3

Выступление на семинарах, педсоветах конференциях, круглых столах

4

Публикации

5

Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

6

Анализ результатов работы



Предварительный просмотр:

Отчет

о проделанной работе по самообразованию

учителя - дефектолога Каримовой А.М.

за 2018-2019 учебный год

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучить научно-методическую литературу по теме. Определить основные направления деятельности, систематизировать УМК.

Корректировка диагностик, методических материалов, направленных на формирование регулятивных БУД в учебной деятельности и коррекционной работе

Повышение уровня профессиональных компетенций на  основе корректировки  методических материалов

Скорректированы методы педагогической и психологической диагностики сформированности БУД; скорректированы показатели мониторинга БУД.

Корректировка конструкта урока с учетом задач по формированию БУД  

Повышение уровня профессиональных компетенций про проектиронию конструкта урока

Разработан конструкт урока, занятие,

Выступление на заседание методического объединения. «Современные требования к проведению коррекционно-развивающего занятия, конструкт занятия по ФГОС».

Корректировка Дневника комплексного сопровождения обучающегося

Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в вопросах формирования БУД у обучающихся.

Скорректирован Дневник комплексного сопровождения для 5-9 класса, разработана форма мониторинга БУД

 Выступление на семинарах, педсоветах

Разработка рекомендаций

Повышение уровня профессиональных компетенций на  основе публичного представления опыта.

Разработаны методических рекомендаций для педагогов: «Рекомендации по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью».

Выступление «Современные требования к системе реализации АООП» на педагогическом совете.

Выводы: план по самообразованию за год реализован, в результате работы приобретены практические умения по корректировке диагностических материалов БУД, по разработке методических атериалов.



Предварительный просмотр:

Отчет

о проделанной работе по самообразованию

учителя-дефектолога Каримовой А.М.

за 2019 – 2020 учебный год

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучить научно-методическую литературу по теме. Определить основные направления деятельности, систематизировать УМК.

1.Проведение самоэкспертизы и педагогической диагностики: ЗУН, ОУУН.

Выявление профессиональные затруднений.

Выявление уровня  сформированности у обучающихся ЗУН, ОУУН

Рабочая программа по предмету. Календарно- тематическое планирование.

Планирование работы по самообразования.

 Результаты самоэкспертизы.

2. Планирование работы

Умение планировать работу на определенный срок.

Планирование работы по самообразования на 5 лет

3.Изучение литературы опыта.

 

Приобретение теоретических знаний:

- современные требования к созданию УМК;

- типы рабочих тетрадей;

- специфика разработки   УМК нового поколения.

Дополнение папки «Понятийно-информационный словарь».

Дополнение Папки «Самообразование» теоретическими материалами.

 Разработка методических рекомендаций для педагогов:  «Алгоритм проектирования рабочей тетради».

4.Изучение опыта коллег

Ознакомление  с опытом коллег по использованию дифференцированных заданий на уроке, заданий творческого характера.

Пополнение методической копилки, поурочные планы.

5. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ, публикации.

Умения пользоваться интернет –ресурсами. Умение обобщать материал для публикаций

Пополнение информационно - понятийного словаря, методической копилки. Участие в сетевом взаимодействии на сайтах «Открытый класс», «Продленка», «Менеджер образования», публикации на сайте « Продленка»: «Методические рекомендации по разработке рабочей тетради» , «Использование алгоритмов при изучении геометрического материала», «Построение треугольника  с поммощью циркуля и линейки» .

Создание мини-сайта.

6. Систематизация методического инструментария (конспекты  коррекционно-развивающих уроков, адаптированный  диагностический инструментарий, дидактический материал)

Создание макета рабочей тетради:

-оформление,

-условные обозначения,

-обратная связь,

-контроль.

Систематизированный методический инструментарий (конспекты коррекционно-развивающих уроков, дидактический материал)

Систематизирован   методический инструментарий (дидактический материал «Устные упражнения при  изучении геометрического материала в 5-6 классах.)

  .

Выводы: план по самообразованию реализован, в результате работы приобретены теоретические знания о современных требованиях к созданию УМК, повысился опыт в   планировании работы.  Однако работа по созданию макета требует  более качественного наполнения, также следует активизировать работу по обобщению педагогического опыта.



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ –

МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

ОТЧЁТ

о проделанной работе по самообразованию

учителя-дефектолога

Каримовой А.М.

за    2020-2021 учебный   год

Тема: Формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС

г. Нефтеюганск - 2021

Задачи

Содержание работы

Ожидаемый результат

Результат

Изучить научно-методическую литературу по теме

1.Проведение самоэкспертизы

Выявление профессиональных затруднений

Результаты самоэкспертизы

2. Планирование работы

Умение планировать работу на определенный срок

План работы по самообразованию на 5 лет

3.Изучение литературы опыта

 

Приобретение теоретических знаний:

- принимала участие в конкурсе «Актуальные аспекты образования» со статьей «Самостоятельность в выборе профессии у детей с интеллектуальными нарушениями» (1 место);

- публикация в сборнике «Актуальные аспекты образования» статьи «Самостоятельность в выборе профессии у детей с интеллектуальными нарушениями»

Изучила:

- статью «Этапы профориентации и социализации обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

университет»

- методическое пособие «Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Методическое пособие. / М.В. Агрба, И.П. Бородулина, Е.О. Гордиевская. Под ред. Е.М. Старобиной. – М.: Форум, ИНФРА-М, 2007. – 304 с.

- методическое пособие «Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта. / Г.П. Кулишова. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.

Выводы: поставленные задачи по теме самообразования на данном этапе решаются в полном объеме.  Продолжить работу по изучению профессиональной ориентации обучающихся с ТМНР.



Предварительный просмотр:

2019 – 2020 учебный год

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПЛАН

по самообразованию

на 2018 – 2023 учебный год

учителя-дефектолога

Каримовой А.М.

Тема: «Формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся основного уровня обучения в условиях внедрения ФГОС»

Нефтеюганск 2018

Тема школы - интерната

            Тема школы-интерната: Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования.

Цель: Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учитывающего способности, возможности и интересы обучающихся.

Задачи:

- Обеспечить достижение обучающимися с ограниченными возможностями установленных федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью дифференцированных требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы.

- Создание условий* для эффективной реализации и освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья адаптированной основой образовательной программы, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.                                                                  

* кадровых, материально-технических, информационных, финансово-экономических, организационных.

Анкета «Профессиональная компетентность»

№ п/п

Параметр

Балл

1

Правовая компетентность

2

Информационная компетентность

3

Коммуникативная компетентность

4

Профессиональная компетентность «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального (коррекционного образования)

Обоснование выбранной темы

      Для достижения цели школы в реализации общешкольных задач, свою функцию, как учителя-дефектолога, вижу в освоении арттерапевтического, проектного метода в деятельности педагогического работника (освоение диагностического инструментария, планирование коррекционного – развивающей работы, подбор коррекционно – развивающих средств, разработка коррекционно – развивающей программ и их внедрение, взаимодействие с педагогами и родителями). Для участия в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, мне необходимо соответствовать определенным требованиям в области психологического сопровождения образовательного процесса, оформления документации.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя-дефектолога на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

•        ввести в план дополнения в соответствии с изменениями нормативно-правовых документов в образовании;

•        изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

•        овладеть достижениями психолого-педагогической науки (разнообразные формы работы в организации психолого-педагогического сопровождения);

•        применять разнообразные формы работы в организации психолого –педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;

            •        обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Объект исследования – профессиональная компетентность педагога.

Предмет исследования – структурированное обучение (обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения) детей с аутистическими нарушениями

Гипотеза – если я:

  • изучу организацию структурированного обучения (конструктивный подход и создание среды минимализирующей стресс, тревогу) в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
  • буду использовать в процессе психолого – педагогического сопровождения современных технологий деятельности (разработка программ развивающих, профилактических и коррекционных);

- участвовать в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей с аутистическими нарушениями;

 - содействовать повышению педагогической компетентности педагогов и просвещение родителей в вопросах развития, обучения, воспитания обучающихся с аутистическими нарушениями,

что позволит мне обеспечить высокое качество образовательного процесса.

Новизна: 

- организация образовательного пространства для детей с аутистическими нарушениями;

- обучение детей с аутизмом навыкам социально – бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением.

Теоретическая значимость:

- формирование социально – бытового поведения у обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях реализации ФГОС (подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование, оптимизация обработки полученных результатов и пр.).

Практическая значимость:

- сопровождение обучающихся в условиях школы - интерната (реализация коррекционно-развивающих программ по направлениям):

- адаптация к новым условиям обучения;

- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;

- формирование жизненных навыков;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  

- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

Этапы работы:

  1. Формирующий.
  2. Апробирующий.
  3. Коррегирующий.
  4. Стабильное функционирование.
  5. Обобщение опыта.

Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагога на основе обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения АООП в условиях реализации ФГОС.

Содержание работы:

2019 год

2020 год

Этап работы:

Задачи

  1. Формирующий
  1. Изучение нормативных документов, изучение стандартов ФГОС.
  2. Систематизировать теоретический материал.

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1.        Изучение нормативных документов.

+

+

+

2.        Изучение стандартов ФГОС.

+

+

+

+

+

  1. Организация работы по изучению и распространению передового психолого – педагогического опыта.

+

+

+

  1. Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам.

+

  1. Участие в профессиональных конкурсах, экспертных комиссиях ПМПк.

+

+

  1. Оснащение кабинета материально-техническими средствами в соответствии с ФГОС.

+

Самоэкспертиза

+

2020 год

2021 год

II Апробирующий

Задачи:

  1. Подбор и разработка методических материалов: рабочих планов, коррекционно-развивающих программ, подбор диагностического инструментария, его опробование
  2. Планировать и провести коррекционно – развивающих занятий в соответствии с ФГОС
  3. Использовать ИКТ в области коррекции и развития
  1. Работа по внедрению ФГОС в образовательное пространство среди обучающихся, перешедших на ФГОС

+

+

+

  1. Совершенствование форм и средств организации психолого-педагогического сопровождения

+

+

+

  1. Подбор диагностического инструментария для обучающихся, перешедших на ФГОС

+

+

  1. Изучение и использование современных психолого-педагогических технологий и ИКТ в области коррекции и развития

+

+

+

+

  1. Изучение мнения коллег, родителей

+

+

+

Анализ работы

+

+

2021 год

2022 год

III Апробирующий

Задачи:

  1. Совершенствовать и коррегировать методический материал
  1. Внесение дополнений и изменений

+

+

  1. Стабильное функционирование

+

+

+

+

+

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2022 год

2023 год

IV Стабильное функционирование

  1. Совершенствовать психолого – педагогические условия сопровождения образовательного процесса
  1. Коррекция планирования конструктов занятий

+

+

+

+

+

+

+

+

  1. Разработка методических рекомендаций, памяток, инструкций для обучающихся, воспитанников, родителей

+

+

+

Анализ работы

+

+

+

2023 год

2024 год

V Обобщение опыта

Задачи:

  1. Обобщить и распространить опыт
  1. Проведение открытых уроков, мастер-классов

+

+

+

  1. Выступление на семинарах, конференциях, круглых столах

+

+

+

+

+

  1. Публикации

+

+

+

+

+

  1. Участие в сетевом взаимодействии в рамках профессиональных сообществ

+

+

+

+

Подготовка к прохождению профессиональной аттестации

+

+

+

+

+

Приложение 1

     Анкета «Профессиональная компетентность»

Инструкция: внимательно прочтите предложенные вопросы, оцените свои возможности дать полный ответ на вопрос.

«5» - готов (а) дать полный ответ;

«4» - готов дать неполный ответ;

«3»- затрудняюсь ответить, необходимо актуализировать знания;

«2»- необходима методическая помощь

№п.п

Параметр

Балл

Правовая компетентность

Что такое дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом РФ?

В чем заключается различие опеки и попечительства по объектному составу в соотвсоответствии с Гражданским кодексом РФ?

За счет каких средств проводится обязательное периодическое медицинское обследование педагогических работников?

Кто несет ответственность за уровень профессиональной квалификации работников образовательного учреждения?

Имеет ли право педагог как частное лицо оказывать платные образовательные услуги обучающимся (воспитанникам) с целью получения дополнительного дохода?

Как Закон «Об образовании» определяет понятие «дисциплина»?

Кто является работодателем для педагога образовательного учреждения?

Какой продолжительности рабочая неделя определена для педагога образовательного учреждения?

В каком случае родители могут быть лишены родительских прав в соответствии с Семейным Кодексом РФ?

Кто не допускается к педагогической деятельности в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

Кто несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время образовательного процесса?

Имеют ли право родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) принимать участие в управлении образовательным учреждением?

Что такое совместительство?

Какое учреждение в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является образовательным?

Итого по блоку

Что включает в себя понятие «Информационная технология»?

Какие санитарно-гигиенические требования необходимо соблюдать при работе с персональным компьютером?

Что понимается под электронным учебником?

Что называется телекоммуникацией?

Какую последовательность действий нужно выполнить для корректного выключения компьютера?

Какие типы выравнивания применимы к абзацу?

Что можно передавать с помощью электронной почты?

Какие меры следует принять при получении большого количества спама?

ЧтЧто понимается под компьютерным вирусом?

Какой тип диаграммы, как правило, используется для построения обычных графиков функций?

Что необходимо сделать, чтобы не нарушить авторское право при использовании в своей публикации материалов, скачанных из сети Интернет?

С помощью какого специального авторского знака можно защитить свои исключительные авторские права при публикации в Интернете своих учебно-методических материалов?

Итого по блоку

Коммуникативная компетентность

Определите название следующего стиля педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами, как школы, так и учащихся».

Как называется механизм межличностного взаимодействия, характеризующийся следующими особенностями: «восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы»?

Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется...

В каком возрастном периоде ведущей деятельностью является интимно-личностное общение?

Как называется непосредственное, честное и решительное выражение другому человеку своей позиции, чувств, мыслей и желаний с уважением чувств, позиции, мыслей, прав и желаний другого человека?

Как называется первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося, распространяющееся на весь его образ, а затем общее впечатление о нем, переносящееся на оценку его отдельных качеств?

Как называется переходный этап возрастного развития, возникающий на стыке двух возрастов, связанный с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, который может протекать в конфликтной форме?

Как называется способ взаимодействия, основанный на умении педагога настраиваться на эмоциональную волну ребенка, и, обозначив чувства ребенка,  оказывать ему ненавязчивую помощь в решении проблемы?

Для каких детей характерны следующие особенности общения: его трудно вызвать на разговор, ответы обычно односложны, не может подобрать для разговора нужные слова, нередко заикается, иногда совсем замолкает; для него также  характерна боязнь предпринять что-либо на людях?

Как называется один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния?

Как называется способ вызвать положительные эмоциональные переживания у ребенка с помощью неречевых средств: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, приобнять?

Одной из причин нарушения дисциплины на уроке является мотив избегания неудачи. Какой способ педагогического воздействия  необходим в данном случае?

Итого по блоку

Профессиональная компетентность: «Специальная методика» (для педагогов, реализующих программы специального

коррекционного образования)

Дайте определение понятия «коррекция».

Дайте определение понятия «компенсация».

Назовите принципы коррекционно-развивающей работы.

Дайте определение понятию «индивидуальный образовательный маршрут»

Что означает понятие социальная реабилитация?

Перечислите принципы построения личностно ориентированной модели обучения

Дайте понятие интегрированного обучения.

Каков алгоритм написания индивидуальной программы сопровождения развития ребенка?

Что входит в обязанности учителя СКОУ, заложенные в его должностную инструкцию?

Что означает понятие социальная адаптация? 

Дайте определение понятию «коррекционное обучение».

Дайте определение понятию «коррекционное воспитание».

Дайте определение понятию «коррекционное развитие».

Дайте определение понятию «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Дайте определение понятию «абилитация» 

Что такое  «сензитивный период развития»?

 Дайте определение понятию «девиантное поведение».

Дайте определение понятия «Зона ближайшего развития» по Выготскому Л.С.

Выделите особенность эмоционально-волевой сферы ребёнка с нарушениями интеллекта.

Назовите характерную особенность  мышления умственно отсталого ребёнка.

Итого по блоку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...