Игры для детей с ОВЗ
статья (5 класс)

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_s_ovz.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья

     Игры как таковые очень важны для любого ребенка. Через такой вид деятельности малыш развивается, познает окружающий мир и себя. Это средство не только развлечения, но и отдыха, воспитания, занятия спортом (допустимых упражнений). Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр. Такого рода активности положительно влияют на ребенка и способствуют его всестороннему развитию. При этом следует учитывать вид и степень нарушений. Это могут быть как физические, так и интеллектуальные особенности. Психофизическая активность таких особенных ребят с учетом положительных эмоций, чувств приводит к невероятным результатам по их интеграции в общество и адаптации ко взрослой жизни.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

Пальчики «здороваются».

 Кончик большого пальца левой руки «здоровается», поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца этой же руки;

 то же упражнение выполняется пальцами правой руки;

 то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;

 пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

Дети бегут.

 Указательный и средний палец правой руки «бегают» по столу;

 то же упражнение проводится пальцами левой руки;

 то же упражнение проводится одновременно пальцами обеих рук (дети бегут наперегонки).

Игра на рояле.

Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:

 одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.

 двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

Пальчики

 Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.

 Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)

 Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный палей.)

 Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)

 Этот пальчик уж уснул. (Загибают указательный палец.)

 Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой палец.)

 Встали пальчики, ура. (Распрямляются пальцы рук.)

 В школу нам идти пора. (Указательный и средний пальцы левой руки

 «бегут» по столу.)

Счетные палочки

Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.  Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

Мозаика

     Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, ребенок должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности,

Игры для развития речи

Жираф и мышонок

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

   Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох {«У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («...У мышонка — маленький»).  Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, у мышонка — маленький. (Повторить 6-8 раз.)

Разноцветные снежинки

 Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры

     Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

Лиса-Патрикеевна

     Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры

«Мостик» - доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

Сложи картинку

     Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.       Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит

предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

 Цветные коробочки

     Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, можно назвать признаки заветной коробки.

 Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.

Спортивные игры

Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

-  сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

- разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак;

- отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя руками);

- поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

- перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

-  отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

- тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

-  вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро ладони и т. п.);

- воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь - ребро), пальцев (колечко-цепь, щепоть);

- захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

     Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

     Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

      Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

"Узнай по голосу"

     Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

      Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

 А теперь в кружок мы встанем.

 Ты загадку отгадай:

 Кто тебя позвал, узнай?

     Педагог, молча показывает на одного из играющих, который восклицает: "Узнай, кто я!" или "Назови меня". Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

"Нас не слышно и не видно"

      Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти

Сосулька

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

     Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

 Шалтай-Болтай  

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне.

     Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Конкурс лентяев

     Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный -

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закат

Все не слезть ему с кровати.

     Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыкальное сопровождение.

 Пылесос и пылинки

     Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

     Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

"Где что было"

     Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

"Найди отличие"

      Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

     Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

      Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Игры со стишками, песенками и движениями

Чики-чики, чикалочки,      

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Петушок на будочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Движения:

Ноги вместе, поскоки на месте.

Одна нога впереди, на другой подскоки.

Затем утиный шаг вперевалочку.

Грудь вперед - посеменить ногами.

Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.

Кот

Вот идет черный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.         

Движения:

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой серой постучи.

Ты на травку упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И назад скорей скачи.         

Движения:

по тексту потешки.

Ножки и ладошки

Как у наших ребят

Ножки весело стучат,

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.

Лишь устанут ножки,

Хлопаем в ладошки,

В ладошки-ладошечки,

Веселые хлопошечки.         

Движения:

Руки на поясе - топаем ножками,

Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

Самолёты

Самолёты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.         

Движения:

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

руки в стороны,

приседания, руки к коленям,

руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Петушок

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.         

Движения:

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной.

Дальше делать круговые движения руками, приседать,

грозить пальчиком,

делать наклоны вперед.

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

стоп, сели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, Выше высоко

Прыгай на носках легко!         

Движения:

Делать движения плечами,

прыгать на двух ногах,

прислушиваться

и опять прыгать.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.         

Движения

Потягиваться, встать на носочки,

наклоны вправо, влево,

руки в стороны,

руки вниз,

встать на носочки,

руки вверх.

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.         

Движения:

4 хлопка,

притопы.

4 хлопка

Прыжки на месте.

Ходьба.

Прыжки "через лужицы"

Ладушки

Ладушки-ладошки,

звонкие хлопушки!

Где вы бывали,

много ли работали?

Рылись в песочке,

Пекли колобочки,

Кубики сложили,

Домик смастерили!

У-у-у-ух! Упал домик!         

Движения:

Гребем руками с растопыренными пальцами

Показываем, как печем колобочки

Сверху вниз ударяем одним кулачком по другому кулачку и наоборот

Согнутые в локтях руки поднять над головой и соединить кончики пальцев

Ударить ладонями по коленкам

Хрюшка

Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко,

Было розовым оно, а теперь черным-черно!

Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!

Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!

Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

я купаю в луже брюшко,

Ну зачем нам нужен душ, если столько много луж!

Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!

Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!         

Движения:

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Гладим себя по животу

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Гладим себя по животу

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

Комарик

Не кусай, комарик злой,

я уже иду домой.

Дождик, дождик, помоги!

Комара ты прогони!

Фу-ууу!         

Движения:

Соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев

Сжимать и разжимать пальцы,

как будто с них летят брызги.

Дуть на раскрытую ладонь

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?–2р.

Вот, вот наши ручки! вот наши ручки!

Где же, где же наши глазки? Где же наши глазки?

Вот, вот наши глазки! Вот наши глазки!

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки! вот наши ножки!

Где же, где же наши детки? Где же наши детки?

Вот, вот наши детки! вот наши детки!         

Движения:

Прячем ручки за спину

Показываем ручки

Ладошками закрываем глазки

Убираем ладошки и вертим головой в стороны

Как-нибудь прячем ножки

Активно дрыгаем или топаем ножками

Прячемся (присаживаемся на корточки, или склоняемся над стулом, или зарываемся головой в подушку или в мамины колени…)

Весёлый гном

Жил да был весёлый гном

С круглыми ушами.

Он на сахарной горе

Спал под воротами.

Вдруг откуда ни возьмись

Великан явился.

Скушать гору он хотел,

Только подавился!

Ну, а что весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!         

Движения:

дети поднимают руки над головой, изображая колпак,

описывают вокруг ушей большие круги,

локти на столе, руки прямо,

ладони сложены так, чтобы образовался треугольник, пальцы изображают ворота.

Руки высоко подняты над головой,

движения, будто едим руками.

Хватаем воздух ртом и надуваем щеки

 Дети изображают спящего гнома

Динь-динь-бом!

Динь-динь-бом!

Ходит кошка с бубенцом!

Мыши сразу услыхали.

Динь-бом, динь-бом!

Быстро в норку побежали.

Динь-бом, динь-бом!

Затворили крепко дверь.

Динь-бом, динь-бом!

Не поймаешь их теперь!

Динь-бом, динь-бом!         

Движения:

дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Ладонями по столу изображают движения кошачьих лап

Кончики пальцев быстро бегут по столу

Дети прячут руки под стол

Дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки

Вновь оговоримся: в данном случае речь идет про подвижные игры, которые можно проводить на игровой площадке. Часть из них требует участия взрослого и нескольких участников, в остальные дети могут играть самостоятельно или даже индивидуально. Конкурсная составляющая предполагает начисление баллов за успешно выполняемые действия.

Подвижные игры

«Пропавший предмет»

     Суть игры в поиске пропавшего предмета, который ранее присутствовал на площадке. Инвентарь состоит из 4-7 различных предметов: кегли, мячи, обручи, игрушки, прочее. Участникам сперва предлагается запомнить их расположение, а затем за отведенные время определить пропавшие. Нашедшему начисляются дополнительные баллы.

«Слови мяч»

     Оттачивание координационные навыков и развитие внимания. Расположение участников может быть по кругу либо в хаотичном порядке. Смысл в постепенном аккуратном перебрасывании мяча друг другу. В игре может использоваться особенность площадки (как элементов, усложняющих задачу).

«Паровозик»

     В процессе этой игры определяющее значение имеет тип и форма игровой площадки. Если позволяет пространство, а также располагающиеся элементы, используется небольшая гимнастическая палка или иной схожий продолговатый снаряд, за который можно держаться. Смена положения и движения определяются ведущим. Хороший вариант для тренировки и развития моторики.

«Попробуй догони!»

     Суть развлечения в догонялках. Данная игра предполагает повышенную активность участников. Поэтому следует выбирать ее в случае подходящих условий, учета состояния ребят и обязательном присутствии взрослых. При существенных ограничениях опорно-двигательного аппарата в игру могут добавляться предметы вроде мячика (для бросков).

«Узнай друга»

     На игровой площадке располагаются участники (3-5 детей). Главному участнику предлагается запомнить расположение остальных. Затем ему закрываются глаза, а все прочие меняются местами. Посредством тактильных ощущений, памяти и слухового внимания предлагается найти и узнать своих друзей.

«Ты сможешь!»

     Большинство игровых площадок содержат элементы и снаряды для физических активностей. Одному ребенку или нескольким детям, которые редко играют их посещают, предлагается в игровой форме позаниматься и выполнить действия, которые ранее казались недоступными.

«Дотронься до…»

     Число игроков любое. Участнику предлагается найти и дотронуться на игровой площадке до определенного элемента или предметами. Развлечение может усложняться цветом, размером, формой и иными свойствами предметов.

«Повтори без ошибки»

     Суть игры в повторении участниками движений и действий ведущего. Число играющих может быть любым (в том числе один ребенок). Важно в точности повторять те или иные упражнения и движения. Менее точный и внимательный выбывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей среднего школьного возраста.

Эти игры можно провести с детьми в помещении и они  не требуют  предварительной подготовки....

Родительское собрание с эелементами деловой игры "Почему дети лгут?"

Родительское собрание "Почему дети лгут" содержит в себе лекционный материал, так же элементы деловой игры (обсуждение трудных ситуаций)....

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»

Игры для детей младшего школьного возраста с элементами спортивной игры «Футбол»...

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей).

Деловая игра для детей и родителей (Правовое просвещение детей и родителей)....

Квест игра для детей подготовительной группы "Маленьким детям - большие права", 2020 г.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции,...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...