Технология организации рефлексивной техники
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Надежда Юрьевна Гуляева

Важнейшая человеческая способность к самосовершенствованию начинается с самопознания, которое является проявлением внутриличностного интеллекта. Процесс развития внутриличностного интеллекта подразумевает развитие рефлексии. Рефлексия (от латинского слова reflexio обращение назад, отражение) - это отражение человеком самого себя, самоотражение. (Философское понимание: В. А. Лекторский, А. И. Ракитов, А. Г. Спиркин). Рефлексия - это переосмысление человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания (И. Н. Степанов, С. Ю. Степанов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологии рефлексии150.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшая человеческая способность к самосовершенствованию начинается с самопознания, которое является проявлением внутриличностного интеллекта. Процесс развития внутрилич-ностного интеллекта подразумевает развитие рефлексии. Рефлексия (от латинского слова reflexio обращение назад, отражение) - это отражение человеком самого себя, самоотражение. (Философское понимание: В. А. Лекторский, А. И. Ракитов, А. Г. Спиркин). Рефлексия - это переосмысление человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания (И. Н. Степанов, С. Ю. Степанов). Роль рефлексии в деятельности состоит:

  • в целеполагании;
  • установлении и регулировании адекватных требований к себе на основе соотнесения с предъявляемыми извне требованиями и ситуационной спецификой самого субъекта.

Рефлексия выполняет определенные функции:

  • во-первых, ее наличие позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление;
  • во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
  • в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее участия решению не поддаются.

Различают типы рефлексии:

  • интеллектуальная (логическая) рефлексия направлена на предметно операциональное решение задачи;
  • личностная рефлексия направлена на самого человека;
  • кооперативная рефлексия - это переосмысление человеком знаний о структуре и организации коллективного взаимодействия;
  • коммуникативная рефлексия - самопознание, осуществляемое путем проникновения во внутренний мир другого человека, при котором субъект получает информацию о том, как его понимает, как его оценивает, как к нему относится другой.

Для всех типов рефлексии выделяются наиболее общие способы рефлексирования:

  • выражение уверенности;
  • предположения;
  • сомнения;
  • вопросы.

Все виды рефлексии активизируются при создании у человека установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими людьми.

Рефлексия в педагогическом процессе - это переосмысление субъектами состояния своего развития, саморазвития, причин этого. Рефлексивные процессы протекают в следующих сферах:

  • эмоционально-чувственной;
  • деятелъностной;
  • гностической;
  • сфере потребностей;
  • сфере интересов;
  • сфере ценностных ориентации;
  • сфере сознания.

Участники педагогического взаимодействия не только наблюдают за собственным и чужим поведением, но и выясняют для себя, чего и каким образом они достигли. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и поведения. В традиционных обучающих ситуациях оценка собственных и чужих действий выражается в форме «правильно-неправильно». При использовании методов рефлексии оценивание является естественным процессом, который предполагает, в первую очередь, оценку собственных действий, действий участников взаимодействия через использование большего количество отметок, их вариативность и их вербальную анонимность. Поведение субъекта взаимодействия принимается во внимание другими членами фугшы. Субъект по собственным чувствам отмечает, нравится ли ему то, что он делает, или же следует вести себя по-другому.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность рефлексии?

2. Какова роль рефлексии в деятельности?

3. Какие функции рефлексии можно выделить?

4. Какие типы рефлексии вы знаете?

5. В чем сущность интеллектуальной рефлексии? Приведи пример ее активизации.

6. В чем сущность личностной рефлексии? Приведи пример ее активизации.

7. В чем сущность кооперативной рефлексии? Приведи пример ее активизации.

8. В чем сущность коммуникативной рефлексии? Приведи пример ее активизации.

9. Какие способы рефлексирования используются наиболее часто? Приведи примеры.

10. В чем состоит главное условие активизации рефлексии?

Метод «Дерево настроения»

Цель применения: организация самооценочной деятельности учащегося, получение преподавателем информации по обозначенному критерию, активизация различных типов рефлексии в зависимости от выбранного критерия.

Оборудование: бумажный макет дерева, кружки красного и синего цвета по количеству участников.

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся при помощи кружка определенного цвета зафиксировать на «дереве» (прикрепить на «дерево») свою оценку предложенного критерия.

Например, на занятии при помощи «Дерева настроения» преподаватель может предложить учащимся:

  • оценить свое настроение перед занятием;
  • оценить настроение после занятия;
  • оценить желание взаимодействовать (в начале занятия); « оценить готовность к занятию;
  • оценить результативность собственной деятельности (в конце занятия);
  • оценить результаты деятельности группы (в конце занятия).

Предложенная технология является коллективной, так как все кружки каждого учащегося группы вывешиваются на «Дерево настроения».

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. Что такое метод?

2. В чем сущность метода «Дерево настроения»?

3. Как этот метод следует использовать на Ваших занятиях?

4. Предложите 3-4 критерия для оценки при помощи «Дерева настроения».

Метод «Градусник»

Цель применения: организация самооценочной деятельности учащихся, получение преподавателем информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.

Оборудование: макет (рисунок) градусника, фломастер (ручка или карандаш).

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся при помощи точки зафиксировать на «градуснике» свою оценку предложенного критерия.

Например, на занятии преподаватель предлагает учащимся зафиксировать на «градуснике»:

• оценку своей готовности к занятию;

• оценку выполнения домашнего задания;

• оценку знаний по изученной (новой) теме и т. д.

Реализация метода предполагает как коллективную, так и индивидуальную форму проведения в зависимости от предложенного преподавателем критерия, подготовленности группы.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Градусник»?

2. Как этот метод следует использовать на Ваших занятиях?

3. В чем отличие метода «Градусник» от метода «Дерево настроения»?

4. В какой момент занятия целесообразно применять метод «Градусник»?

5. В чем сущность коллективного и индивидуального использования метода «Градусник»?

6. Предложите 4-5 критериев для оценки при помощи «Градусника».

Метод «График»

Цель применения: активизация рефлексивной деятельности учащегося в получении преподавателем информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода и создания занятия.

Оборудование: рисунок системы координат (ось у ~ баллы от 0 до 10 (от 0 до 7, от 1 до 5), ось х - предлагаемые критерии для оценки (3-5 делений).

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся в системе координат показать оценку предложенных критериев при помощи точки, соединить их, провести сравнительный анализ полученных оценок.

Например, использование «Графика» в течение занятия по педагогике предполагает оценку следующих критериев:

• Насколько готов сегодня к занятию?

• Насколько сложным было домашнее задание?

• Насколько понятна новая тема?

• Как бы ты оценил сложность самостоятельной работы?

• Насколько хорошо ты запомнил изученные термины?

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «График»?

2. Как этот метод следует использовать на Ваших занятиях?

3. Разработайте технологию применения метода «График» в течение всего занятия.

4. Предложите 4-5 критериев для оценки при помощи «Графика».

Метод «Прогноз погоды»

Цель применения: активизация личностной рефлексии.

Метод предполагает два варианта реализации: графический и вербальный.

1 вариант. Графический вариант может быть реализован в двух направлениях: коллективно и индивидуально.

Оборудование: при коллективном применении - макет системы координат, где ось у - температура, ось х - количество участников (см. рис.), кружки с числами по количеству участников.

При индивидуальном использовании «прогноз погоды» «запускается» на определенный промежуток времени (неделя, семестр и т. п.). При этом понадобится рисунок системы координат, где ось у - температура, ось х - количество дней.

Технология реализации: при коллективном применении учащимся раздаются кружки с числами в произвольном или заранее

заданном направлении (на усмотрение руководителя метода). В системе координат предлагается зафиксировать свою «температуру» при помощи точки. «Температура» всех участников соединяется линией. Руководитель демонстрирует «погоду» в группе по предложенному критерию. Например, преподаватель может предложить показать учащимся «температуру» их настроения, самочувствия, подготовленности к занятию, интереса к обозначенной теме занятия и т. д.

При индивидуальном использовании учащемуся предлагается обращаться к «прогнозу погоды» на протяжении определенного промежутка времени, фиксируя «температуру» по одному и тому же критерию. Например, целесообразно активизировать самооценку учащегося по его подготовленности к занятию (на выбор преподавателя) на протяжении недели, месяца, семестра. По окончании реализации метода следует соединить полученные точки, проанализировать и, по возможности, сделать вывод о том, насколько работа на протяжении недели (месяца, семестра) соответствует результату (оценка за неделю, месяц, семестр).

2 вариант. «Прогноз погоды» составляется вербально, при помощи слов прогноза погоды (время года, состояние неба, осадки, ветер и т.д.).

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Прогноз погоды»?

2. Как метод «Прогноз погоды» можно использовать на Ваших занятиях?

3. Предложите 4-5 критериев для оценки при помощи метода «Прогноз погоды» (вербальный вариант).

4. Предложите 4-5 критериев для оценки при помощи метода «Прогноз погоды» (графический вариант).

5. Как организовать коллективное использование метода «Прогноз погоды»?

6. В чем состоит особенность индивидуального применения метода «Прогноз погоды»?

7. Что должен предусмотреть преподаватель при использовании метода «Прогноз погоды»?

Метод «Комплимент»

Цель применения: создание благоприятной атмосферы в группе, активизация личностной и коммуникативной рефлексии. Оборудование: живой цветок (конфета, мягкая игрушка).

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся вместе с ним встать в круг, по кругу в заданном направлении предлагается сказать друг другу комплимент (начинает преподаватель или другой участник), передавая выбранный предмет и называя друг друга по имени.

В зависимости от подготовленности группы и степенью освоения ими технологии реализации этого метода, его проведение может варьироваться. Например:

- передавать предмет со словами комплимента можно в произвольном направлении (при этом наблюдается эффект социометрии, так как кто-то из учащихся может получить предмет несколько раз, а кто-то ни одного раза). Если по прошествии времени некоторые учащиеся захотят передать предмет преподавателю или всем участникам - это является сигналом к завершению реализации метода;

- передавать предмет можно по кругу или в произвольном направлении, произнося определенные слова: «Мне в тебе нравится то, что .....». Участник, которому говорят комплимент,

должен ответить: «Мне это в себе тоже очень нравится» и сказать комплимент следующему участнику, используя ключевые слова. Активизировать личностную рефлексию учащихся можно, предложив им продолжить фразу «Мне это в себе тоже очень нравится» словами «А еще мне в себе нравится то, что...»;

- передавать предмет можно со словами пожелания, которые могут отражать эмоциональное состояние участников, степень освоения учебного материала, результаты работы учащихся на занятии, в семестре, в году (метод в таком варианте называется «Цепочка пожеланий»).

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Комплимент»?

2. Реализуйте метод «Комплимент» у себя на занятии.

3. Оцените результат использования метода «Комплимент» по отношению к себе как к участнику метода и как к руководителю реализации метода.

4. Проведите сравнительный анализ использования различных вариантов метода «Комплимент».

5. Как и насколько часто метод «Комплимент» можно использовать на Ваших занятиях?

6. В чем состоит особенность применения метода «Комплимент»?

7. Что должен предусмотреть преподаватель при использовании метода «Комплимент»?

8. Смоделируйте новый метод по подобию «Комплимента».

Метод «Одним словом»

Цель применения: активизация интеллектуальной и коммуникативной рефлексии, формирование и развитие умения выделять главное и существенное, формулировать мысль за короткий промежуток времени.

Технология реализации: при помощи одного слова учащимся предлагается высказаться по обозначенному преподавателем критерию (по содержанию занятия, форме его проведения, эмоциональному состоянию во время занятия).

Например, на занятии по теме «Педагогика как наука» учащимися могут быть названы следующие слова: «наука», «педагог», «методы», «история», «формы», «дети», «Я. А. Коменский» и т. д. При вербальном осуществлении данного метода преподаватель должен попросить учащихся, по возможности, не повторяться. При письменном проведении метода преподавателю понадобятся листочки бумага (по одному для каждого участника),

В результате реализации данного метода преподаватель получает информацию о том, что наиболее хорошо запомнилось (было усвоено), что в ответах не прозвучало, а это было важно при изучении темы. Также ответы учащихся служат для определения проблемного поля следующего занятия по изучаемой теме.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Одним словом»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Одним словом» у себя на занятии.

4. Оцените результат использования метода «Одним словом» по отношению к себе как к участнику метода и как к руководителю реализации метода.

5. Проведите сравнительный анализ письменною и устного использования вариантов метода «Одним словом».

6. Когда и почему наиболее целесообразно использовать метод «Одним словом»?

7. Предложите 4-5 критериев для оценки при помощи метода «Одним словом».

Метод «Спроси ведущего»

Цель применения: активизация коммуникативной рефлексии, обобщение и систематизация знаний, умений.

Оборудование: два листочка бумаги для каждого участника, ручка.

Технология проведения.

1 этап: выбор ведущего (преподаватель, учащийся). На начальном этапе освоения этого метода ведущим должен быть преподаватель, так как он задает правила и процедуру реализации;

2 этап: формулировка и запись вопроса к ведущему по обозначенной теме на первом листочке бумаги;

3 этап: запись предполагаемого ответа на заданный вопрос на втором листочке бумаги;

4 этап: сбор листочков с вопросами, при этом листочки с предполагаемыми ответами остаются у участников;

5 этап: представление ведущим вопросов участников (вслух) и ответы на вопросы (по возможности). Ведущий обязан прочитать каждый вопрос, при этом ведущий имеет право не отвечать на какой-либо вопрос, обосновывая свое действие словами: «Я отвечу попозже, потому...» или «Сейчас я не могу ответить на данный вопрос, потому...»;

6 этап: сравнение участниками ответов ведущего с предполагаемыми ответами, записанными на листочке бумаги. Если ответ совпал частично, участнику необходимо провести корректировку собственного представления и восприятия по обозначенной проблеме (вопросу). Если ответ не совпал полностью, участнику необходимо изменить собственное представления и восприятие обозначенной проблемы.

Применение описанного метода наиболее эффективно на занятии по обобщению и систематизации знаний по изученной теме на материале любой дисциплины.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Спроси ведущего»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Спроси ведущего» у себя на занятии.

4. Оцените результат использования метода «Спроси ведущего» по отношению к себе как к участнику метода и как к руководителю реализации метода.

5. Когда наиболее целесообразно использовать метод «Спроси ведущего»?

6. Какие особенности в организации и проведении метода следует учитывать преподавателю?

7. Разработайте 4-5 тем, в рамках которых целесообразно применить метод «Спроси ведущего».

Метод «Одни вопросы»

Цель применения: активизация личностной, интеллектуальной, коммуникативной, кооперативной рефлексии.

Технология реализации: преподаватель предлагает участникам задать друг другу в определенном направлении (по кругу или произвольно) только один вопрос по обозначенной теме (вопросы, по возможности, не должны повторяться). Участникам необходимо соблюдать правило: отвечать на вопрос нельзя. Соблюдение этого правила ведет к снятию напряженности у учащихся от опасения не ответить на какой-либо вопрос. При этом каждый из участников отвечает на вопрос мысленно. По окончании реализации метода преподаватель формирует проблемное поле но обозначенной теме, что позволяет планировать содержание следующего занятия по изучаемой теме.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Одни вопросы»9

2. Какие тины рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Одни вопросы» у себя на занятии.

4. Реализуйте метод «Одни вопросы» на занятии с учащимися своей группы.

5. Оцените результат использования метода «Одни вопросы» по отношению к себе как к участнику метода и как к руководителю реализации метода.

6. Когда наиболее целесообразно использовать метод «Одни вопросы»?

7. Какие особенности в организации и проведении метода следует учитывать преподавателю?

8. Разработайте 4-5 тем, в рамках которых целесообразно применить метод «Одни вопросы».

Метод «Заверши фразу»

Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся завершить предложение письменно или устно. (Для письменной реализации метода целесообразно использовать небольшие листочки или рабочую тетрадь).

Применение этого метода требует предварительной подготовки со стороны преподавателя, поскольку он формулирует «заготовки» фраз, которые следует завершить учащимся. Содержание таких незаконченных предложений может опираться на материал, изучаемый, закрепляемый или повторяемый на занятии. Также преподаватель может построить начало фразы таким образом, чтобы выяснить атмосферу в группе, степень подготовленности к работе на занятии и т. д. Например, на занятиях по педагогике учащимся можно предложить следующие фразы для завершения, используя содержание изучаемой темы:

- «Педагогика - это...»,

- «Методы - это...»,

- «Педагогическая деятельность - это...»,

- «Субъект педагогического процесса ...» и т. д.

Для оценки хода занятия можно предложить такие фразы:

- «Сегодня у меня...», ~ «Я знаю...»,

- «Сегодня я научился...», ~ «Во время занятия я...».

Этот метод может применяться как письменно, так и устно. Если преподавателю необходимо составить представление о результативности состоявшейся работы на занятии каждого учащегося, то завершить фразы (не более 2-3 предложений) предлагается всем учащимся письменно в конце занятия в течение 2-3 мшгут. При устном использовании метода его можно применять на любом этапе занятия, исходя из его структуры и содержания.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Заверши фразу»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Заверши фразу» у себя на занятии.

4. Реализуйте метод «Заверши фразу» на занятии со слушателями своей группы.

5. Составьте 4-5 предложений для завершения, характеризующих степень усвоения изучаемого материала Вашими учащимися.

6. Составьте 4-5 предложений для завершения, характеризующих степень заинтересованности учащихся изучением темы.

7. Составьте 4-5 предложений для завершения, характеризующих эмоциональное состояние учащихся во время занятия.

8. Составьте 4-5 предложений для завершения, характеризующих удовлетворенность учащимися предложенными Вами формами работы на занятии.

9. Что следует учитывать преподавателю при организации и проведении метода «Заверши фразу»?

Метод «Мини-сочинение»

Цель применения: активизация личностной рефлексии, формирование письменной речи, развитие воображения и представления.

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся написать небольшой текст (рассказ) на заданную тему. Темы могут отражать содержательный аспект занятия, отношение к изучаемой теме, освоение роли преподавателя и т. д. Например, «Если бы я был Я. А. Коменским». «Письмо себе через пять лет», «Если бы я был психологом», «Письмо самому себе через 20 лет», «Если бы я был ребенком», «Если бы я учился в современной школе». «Я - министр образования» и т. д.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Мини-сочинение»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Мини-сочинение» у себя на занятии.

4. Составьте 5-6 тем «Мини-сочинений» для Ваших учащихся.

5. Проанализируйте полученные сочинения, сделайте выводы.

6. Составьте и напишите мини-сочинение на тему «Почему меня должны принять на обучение в Гарвардский университет?»

7. Составьте и напишите мини-сочинение на тему «Письмо от моего учащегося».

Метод «Рефлексивная мишень»

Цель применения: активизация всех типов рефлексии в зависимости от выбора критериев, предлагаемых для оценки; получение преподавателем информации о ходе, результатах занятия (взаимодействия).

Оборудование: макет (рисунок) мишени, фломастеры (ручка).

Технология реализации: преподаватель предлагает учащимся при помощи точки зафиксировать свою оценку предложенных критериев. Мишень предполагает наличие четырех секторов, что предопределяет подбор четырех критериев для оценки. Например, учащимся предлагается оценить:

- подготовку к занятию;

- выполнение домашнего задания; взаимодействия при помощи

- доступность изучаемого материала; «Рефлексивной мишени*.

- интерес к изучаемой теме;

- свою работу на занятии;

- деятельность преподавателя на занятии;

- формы и методы взаимодействия и т. д.

При коллективном использовании «Рефлексивной мишени», она может располагаться на доске. При этом название критериев прописываются непосредственно на листе. В этом случае ее применение целесообразно в конце занятия. Для индивидуального использования понадобятся листочки с рисунком мишени и обозначением секторов по порядку. При этом обращение к «Рефлексивной мишени» возможно в течение всего занятия. Полученные результаты позволяют преподавателю получить информацию о состоянии группы или каждого участника, ходе и результатах взаимодействия с целью корректировки его хода и содержания.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Рефлексивная мишень»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Рефлексивная мишень» у себя на занятии.

4. Составьте 3-4 варианта критериев (по четыре) для «Рефлексивной мишени» для использования на занятии с Вашими учащимися.

5. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Рефлексивная мишень», сделайте выводы.

6. Проанализируйте результаты, полученные по следующим критериям:

7. Проанализируйте результаты, полученные по следующим критериям:

Метод «Зарядка»

Цель применения: смена вида деятельности, активизация оценочной деятельности учащегося.

Технология реализации: учащимся предлагается выполнять определенные движения, соответствующие заявленной оценке. Для оценивания преподаватель предлагает 7-8 критериев с целью получить информацию о ходе и предварительных результатах занятия. Оценки (движения могут варьироваться в зависимости от степени необходимой двигательной активности, которую следует организовать с учащимися):

- «присесть на корточки» - очень низкая оценка;

- «полу присед, руки вперед» - оценка ниже средней;

- «стоя, руки по швам» - средняя оценка;

- «стоя, руки вверх» - хорошая оценка;

- «хлопки над головой» - отличная оценка.

Например, преподаватель предлагает оценить формы работы, домашнее задание, содержание изучаемой темы, необходимость самостоятельной работы и т.д. Зарядка может быть построена на оценке таких критериев:

- Какое у тебя настроение?

- На сколько тебе нравится сегодняшняя погода?

- Насколько понятна новая тема?

- Насколько интересна новая тема?

- Насколько хорошо ты запомнил новый материал?

- Как бы ты оценил свою работу на занятии?

- Насколько нужна полученная тобой информация?

- Как ты себя сейчас чувствуешь?

Примечание: первый, второй и последний критерии должны быть общего характера (настроение, погода, самочувствие и т. д.) для введения учащегося в ситуацию оценивания, а затем и выходя из нее.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Зарядка»?

2. Какие типы рефлексии активизирует применение этого метода?

3. Реализуйте метод «Зарядка» у себя на занятии.

4. Составьте 3-4 варианта критериев «Зарядки» для использования на занятии с Вашими учащимися.

5. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Зарядка».

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Важной задачей при работе с группой учащихся является создание коллектива, члены которого способны к взаимодействию в учебной и внеучебной деятельности. Этому аспекту большинство преподавателей не придают значения, а между тем по наблюдению авторов коллектив может складываться достаточно продолжительное время (полгода, год). Иногда его формирование затягивается на несколько лет.

При создании коллектива на первом этапе следует учитывать психологические особенности поведения незнакомых людей в новой ситуации: нежелание сотрудничать, высказывать собственное Тушение, плохое настроение, недоверие к окружающим и т.д. Поэтому на одном из первых занятий необходимо при помощи различных педагогических методов познакомить учащихся, создать благоприятную атмосферу в группе, активизировать самооценочную деятельность всех участников, создать условия для самореализации каждого участника уже на первом занятии.

Технология создания коллектива может быть различной в зависимости от использования тех или иных методов, а также последовательности их применения. Предлагаем вам технологию создания коллектива, апробированную со слушателями повышения квалификации в условиях создания краткосрочного коллектива (две недели):

- метод «Круг знакомств»;

- метод «Имена - это важно»;

- метод «Измерим друг друга»;

- метод «Анкета»;

- метод «Комплимент» (с. 52);

- метод «Не урони шар»;

- метод «Интервью»;

- метод «Заверши фразу» («Сегодня самым важным для меня было...»).

Примечание: реализация технологии занимает 6 учебных часов).

Метод «Круг знакомств»

Цель применения: активизация личностной рефлексии учащегося.

Технология реализации: учащимся (слушателям) предлагается занять места на стульях, расставленных в форме круга (без столов). Преподаватель предлагает каждому рассказать о себе по определенному плану, пункты которого формулируются в зависимости от возраста учащихся, цели их пребывания в этой группе и т.д. Например, при формировании коллектива учащихся первого курса преподаватель предлагает такой алгоритм знакомства:

• фамилия, имя. отчество;

• место жительства;

• почему оказался в этой группе (вузе, колледже);

• мои опасения и ожидания;

• мое хобби.

Преподаватель начинает «Круг знакомств», высказываясь в соответствии с пунктами плана, предлагая затем участникам продолжить знакомство по кругу в заданном им направлении. Когда круг замкнется, преподавателю следует проанализировать результаты, предложив участникам ответить на несколько вопросов, например:

• Кого зовут Ирина?

• Какие имена вам уже запомнились?

• Кто живет в городе Гомеле?

• У кого самое необычное хобби? И т. д.

Для участников второго, третьего года обучения «Круг знакомств» целесообразно проводить, наполняя его содержание новыми направлениями. Например, на втором году обучения преподаватель предлагает следующий план высказываний:

• Все помнят, что меня зовут ..,

• Я сегодня пришел (пришла) в университет (колледж) потому ..,

• Я рад (рада) ...

На третьем году обучения план высказываний может быть таким:

• Мне нравится мое имя, потому что друзья зовут меня ..,

• Я пришел (пришла) в университет (колледж) для того, чтобы ..,

• Мои опасения.

В начале следующего учебного года перед началом «Круга знакомств» преподаватель предлагает учащимся сесть по кругу в алфавитном порядке начальных букв имени. Затем предлагается план высказываний:

• Мне нравится, когда меня называют ... (вариант имени),

• Моих друзей зовут ..,

• Моих любимых преподавателей зовут ..,

• Я ожидаю, что в этом году ...

Для реализации «Круга знакомств» рекомендуется использовать письменный план высказываний, который вывешивается или пишется разборчиво на доске. План высказываний может быть предложен каждому участнику индивидуально на листочке.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Круг знакомств»?

2. Реализуйте метод «Круг знакомств» у себя на занятии.

3. Составьте 3-4 варианта «Круга знакомств» для использования на занятии с Вашими учащимися.

4. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Круг знакомств».

Метод «Имена - это важно»

Цель применения: активизация личностной, коммуникативной рефлексии, презентация своего имени, активизация памяти, меж коммуникативных связей.

Оборудование: три предмета для передачи (мягкие игрушки и т. п.)

Технология реализации.

1 этап. Группа встает в круг. Преподаватель начинает игру. Он поднимает над головой выбранный предмет (мягкую игрушку), громко называет свое имя и передает этот предмет своему соседу справа. Каждый участник, получая игрушку, называет свое имя и передает игровой предмет дальше до тех пор, пока он не окажется у преподавателя.

2 этап. Преподаватель передает игровой предмет в противоположном направлении, предлагая выполнить те же движения: поднять игровой предмет вверх и назвать свое имя. Руководителю метода рекомендуется акцентировать внимание группы на форме представления имени (громкость, интонация, форма имени).

3 этап. Преподаватель предлагает передавать игровой предмет по кругу в первоначальном направлении, называя своего соседа по имени. Например, «Маша!». При этом человек, которому передается игровой предмет, благодарит словами «Спасибо, Ира». Игра продолжается в заданном направлении. Если участнику передает предмет человек, чье имя он еще не запомнил, он говорит «Спасибо, ...» и ждет, что «неизвестный» ему представится (напомнит имя).

4 этап. Преподаватель предлагает перебрасывать игровой предмет в произвольном направлении, соблюдая заявленные ранее условия: назвать участника, которому бросаешь предмет, по имени. Участник, получивший игровой предмет, должен поблагодарить, используя слова благодарности и называя имя человека, передавшего предмет.

5 этап. Во время перебрасывания игрового предмета преподаватель постепенно вводит второй, а затем и третий игровой предмет, призывая участников быть более внимательными и вежливыми. (Внимание! На этом этапе в помещении станет достаточно шумно).

6 этап. Преподаватель останавливает игру, убедившись, что игровые предметы побывали в руках у каждого участника. На этом этапе рекомендуется провести рефлексивный анализ состоявшегося взаимодействия: предложить нескольким желающим назвать запомнившиеся имена, имена всех членов группы. Преподаватель может предложить участникам поменяться местами и нескольким желающим вновь назвать имена членов группы.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Имена - это важно»?

2. Реализуйте метод «Имена - это важно» у себя на занятии.

3. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Имена - это важно».

4. Предложите свой вариант применения этого метода.

Метод «Измерим друг друга»

Цель применения: активизация личностной, коммуникативной рефлексии, активизация межкоммуникативных связей.

Технология реализации: для реализации метода «Измерим друг друга» преподаватель делит группу на две команды по десять-двенадцать человек. Сделать это можно несколькими способами:

• при помощи цветных карточек двух видов, предложив выбрать каждому участнику одну карточку любого цвета (карточек по видам должно быть равное количество);

• предложить рассчитаться на «первый, второй»;

• раздать всем участникам элементы двух картинок, а затем предложить найти членов своей команды, сложив при этом элементы рисунка.

Преподаватель предлагает задания, выполнением которых является наиболее быстрое и правильное построение команды в необходимой последовательности. Микрогруппы выстраиваются в шеренгу, например, по следующим критериям:

• по росту;

• по длине волос;

• по числу братьев и сестер у каждого;

• по числу пуговиц на одежде;

• на каком этаже проживает;

• по цвету обуви (от самого темного к самому светлому) и т. д. Степень знакомства участников позволяет варьировать задания. Например:

• выстроиться в командах по алфавиту имени;

• выстроиться в командах по алфавиту фамилии;

• по ширине улыбки;

• по громкости голоса и т. д.

Реализация этой технологии позволяет участникам группы хорошо познакомиться, при этом координируя свои действия в команде. Преподавателю рекомендуется по итогам реализации метода организовать блиц-опрос (рефлексию) на основе представленных участниками сведений о себе:

• у кого имя начинается на букву М;

• у кого самый маленький размер ноги;

• кто выше всех ростом;

• у кого фамилия начинается на букву П и т.д.

Метод «Интервью»

Цель применения: активизация личностной и коммуникативной рефлексии, организовать взаимодействие за ограниченное количество времени в паре.

Технология реализации: руководитель разбивает группу на пары таким образом, чтобы в ней оказались участники, ранее не знавшие друг друга. Каждой паре предлагается план интервью. В течение 6-7 минут собеседникам предлагается рассказать друг другу о себе в соответствии с предложенным планом. По истечении отведенного времени руководитель предлагает каждой паре представить друг друга. План интервью может быть таким:

• имя собеседника;

• почему так назвали;

• что обозначает имя;

• любимое имя, с которым к нему обращаются (по желанию);

• где родился;

• место жительства;

• увлечения.

При реализации метода преподаватель может варьировать количество и тематику вопросов в зависимости от возраста участников, подготовленности группы, цели проведения «Интервью». По итогам реализации метода преподавателю рекомендуется организовать обсуждение по таким вопросам, например:

• Кто из собеседников хорошо запомнил то, что вы ему рассказали?

• Понравилось ли вам, как рассказывали о вас?

• Кто из «журналистов» вам понравился больше всех? Почему?

• Чья история вам понравилась?

• Кто из участников увлекается спортом?

• Кто из участников живет за городом? И т. д.

Вопросы, упражнения и задания для самостоятельной работы

1. В чем сущность метода «Интервью»?

2. Реализуйте метод «Интервью» у себя на занятии.

3. Проанализируйте полученные результаты использования метода «Интервью».

4. Разработайте 4-5 вариантов «Интервью» для реализации на занятиях по различным темам.

5. В каких ситуациях можно использовать метод «Интервью»?

Литература

1. Белановская О. В. Развитие рефлексивной деятельности учащихся // Пачатковае навучанне. 1999. № 3.

2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. Мн, 2001.

3. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е. К. Григаль-чик, Д. И. Губаревич, И. И. Губаревич, С. В. Петрусев. Мн., 2003.

4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения : практ. пособие / пер. с нем. М., 2002.

5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Психологические игры и упражнения : практ. пособие / пер. с нем. М, 2002.

6. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : практ. пособие / пер. с нем, М., 2002.

7. LiecTHTKO И. В. Готовность учителя к формированию рефлексивных умений младших школьников // Адукацыя i выхаван-не. 2002. №11.

8. Шеститко И. В. Использование методов рефлексии в процессе обучения младших школьников // Проблемы развития педагогического образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Мн., 2005.

9. Шеститко И. В. О понятии рефлексии и условиях ее формирования в младшем школьном возрасте // Адукацыя i выхаванне. 2003. № 5.

10. Шеститко И. В. О развитии рефлексивных способностей у младших учащихся в современной школе // Тенденции и проблемы социокультурного развития Республики Беларусь : Сб. материалов науч.-практ. конф. молодых ученых и асп. Мн., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя).

В данной статье рассматриваются следующие вопросы: что такое рефлексия, какова ее цель и задачи, какие формы и приемы рефлексии могут использоваться на уроке для организации рефлексивного осмысления р...

Организация рефлексивного контроля на уроках.

Рефлексия -  это анализ, осознание собственной деятельности. Благодаря чему человек развивается. Остановиться на несколько минут, чтобы оглянуться назад и понять что было сделано, какие действия ...

Рефлексивные техники оценивания

В статье рассказывается о тех методах и приёмах рефлексии, которые оптимальнее всего использовать на уроке....

Статья "Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке"

Материал раскрывает содержание процесса рефлексивной деятельности обучающихся на уроке, роль и значение её в структуре учебного занятия, предлагает для практического использования ряд конкретных метод...

Организация рефлексивного осмысления результатов урока в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы учителя математики)

Главная цель обучения математике - подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Принимая утверждение о том, что человек, не способный оценить свои знан...